Методические рекомендации для учителей
по организации проектной деятельности
при организации работы учеников 7 класса
над проектом «Бюджет семьи в августе месяце»
Выполнила работу: Якунина Ольга Владимировна,
учитель математики МБОУ Кубинской СОШ №1
имени Героя РФ И.В. Ткаченко
Проверил: Антонова Евгения Станиславовна, д.п.н.,
профессор
г. Одинцово, 2019 год
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Деятельность |
Материал |
Деятельность |
Материал |
I. Подготовительный этап |
|||
1.Выявлет проблему. 2. Создает проблемную ситуацию и формулирует возможное название проекта. 3. Продумывает описание проекта. 4. Подбирает материал для проекта из авторитетных источников. 5.Организует обсуждение о финальном продукте проекта, подбирает критерии оценки участников проекта и самого проекта. 6.Организует беседу о распределении на группы и роли каждого члена группы. 7. Составляет график работы над проектом, этапы его выполнения, сроки отчета и презентации. 8.Разрабатывает дневник проектной деятельности.
|
1.Проблема: Ученики не знают какие финансовые трудности испытывают родители при подготовке детей в школу, особенно в семьях с небольшим достатком. Учитель в ходе беседы с учениками выясняет имеют ли они понятие о том: -что такое бюджет семьи; из чего он складывается; - какие обязательные расходы бывают в семье ежемесячно; -что такое минимальная, средняя и высокая заработная плата по Московской области; -сколько примерно нужно средств, чтобы подготовить ребенка в школу к 1 сентября; отличаются ли затраты на подготовку в школу мальчика или девочки. 2.Проблемная ситуация: Почему в каждой школе имеются требования к одежде обучающихся? 3.Описание проекта «Бюджет семьи на август месяц» : -смоделировать семью (количество членов в семье; обозначить профессии мамы и папы, их заработные платы); - выполнить расчеты дохода семьи с учетом подоходного налога; -выполнить расчеты обязательных расходов семьи (в рублях и процентах); -составить список обязательной школьной одежды для мальчика и девочки с учетом их примерной стоимости; -составить список других необходимых вещей (канцелярские принадлежности, рюкзак и т.п.) с учетом их примерной стоимости; -выполнить расчеты расходов на подготовку ребенка в школу (в рублях и процентах); - подготовить компьютерную презентацию проекта «Бюджет семьи». 4.Подготовлена информация: Что такое бюджет; из чего складываются доходы, расходы; что такое подоходный налог, коммунальные платежи; какова минимальная и средняя заработная плата по Московской области; профессии с минимальной и средней заработной платой по Московской области. 5. Критерии оценки участников проекта: - активность (1/0); -выполнение графика сроков работы (3/1); -соответствие выбранным ролям и выполнение обязанностей, соответствующих им (1/0); -степень выполнения этапа проекта каждым его участником (1/0); -полнота содержания: краткое научное определение всех заданных понятий, грамотность, логика изложения, соответствие стандартам представления текста в электронном виде (до 10 баллов); -правильность расчетов бюджета семьи, логика изложения, грамотность, отсутствие математических ошибок в вычислениях, соответствие стандартам представления текста в электронном виде (до 10 баллов); -подготовка и обработка анкет: соответствие содержания анкет необходимой статистической информации для анализа и сравнения результатов по теме проекта; логика изложения; отсутствие математических ошибок в расчетах; соответствие стандартам представления текста в электронном виде (до 10 баллов); -полнота презентации проекта: грамотность, соблюдение логики в последовательности слайдов, креативность в подаче материала, наличие схем, таблиц, картинок, соответствие требованиям к компьютерной презентации (до 10 баллов); -уверенность, логика, грамотная речь, хорошее знание материала при публичной защите с использованием компьютерной презентации, грамотность при ответе на вопросы (до 10 баллов). Оценки: 15-16 баллов – 5; 13 – 15 баллов – 4; 11 – 13 баллов – 3; меньше 11 – 2. Критерии оценки проекта: -выполнение графика сроков каждого этапа проекта (до 5 баллов); -соответствие содержания проекта поставленным задачам (до 10 баллов); -креативность в презентации материалов (до 10 баллов); -соответствие требованиям, предъявляемым к компьютерной презентации (до 10 баллов); -высокий уровень публичной защиты проекта (тайное голосование слушателей: полученная сумма голосов при тайном голосовании - каждый слушатель указывает 1 или 0 баллов; до 20 баллов). Оценки: от 50 до 55 баллов –5; от 40 до 50 баллов -4; от 30 до 40 баллов -3; меньше 30 баллов -2. 6. Правило распределения по группам: -варианты: жребий; по желанию и другие; -определение количества групп ( 6 групп); -определение ролей в группах (ответственный за работу группы - модератор, поисковик, расчетчик, наборщик текста, сборщик анкет, разработчик презентации, ответственный за защиту проекта). 7. Определение этапов проекта (задач группам): -Первый этап (первая группа): поиск и отбор теоретического материала из интернета; формирование теоретической (текстовой) части проекта в электронном виде; -Второй этап (вторая группа): разработка анкеты для родителей класса; набор анкеты на компьютере и ее тиражирование в необходимом количестве; раздача ученикам класса для передачи родителям и сбор анкет; анализ анкет; подготовка статистических данных: расчеты обязательных расходов (в рублях и процентах от общего дохода семьи), расчеты расходов на подготовку в школу мальчика и девочки ( в рублях и процентах от общего дохода семьи), сравнение полученных результатов; подготовка статистических данных в электронном виде; -Третий этап (третья группа): определение модели семьи ( мама, папа, сын), расчет дохода семьи с учетом подоходного налога при условии, что и мама, и папа получают минимальную заработную плату по Московской области; анализ расходов, формулировка вывода, подготовка материалов в электронном виде; -Четвертый этап (четвертая группа): определение модели семьи (мама, папа, дочь), расчет дохода семьи с учетом подоходного налога при условии, что один из родителей получает минимальную заработную плату, а другой – среднюю заработную плату по Московской области; анализ расходов, формулировка вывода, подготовка материалов в электронном виде; -Пятый этап (пятая группа): создание презентации проекта «Бюджет семьи на август месяц»: подготовка макета презентации, распределение материалов по слайдам, обсуждение анимации; -Шестой этап (шестая группа): публичная защита проекта «Бюджет семьи на август месяц» с его презентацией. 8.Сроки сдачи материалов: -первый этап – через две недели после начала проекта представляют материалы для утверждения; -второй этап – через две недели после утверждения материалов, представленных первой группой, докладывают статистические данные по итогам анкетирования родителей; - третий этап – через две недели после доклада статистических данных представляют проекты бюджетов: семьи, в которой оба родителя получают минимальную заработную плату по Московской области, и семьи, в которой один из родителей получает минимальную, а другой – среднюю заработную плату по Московской области; -четвертый этап – через две недели после представления проектов бюджетов обсуждается и утверждается компьютерная презентация; -пятый этап – через две недели после утверждения компьютерной презентации проходит публичная защита проекта «Бюджет семьи на август месяц» с его компьютерной презентацией. 9.Возможный график сроков реализации проекта по этапам: 1 этап Формирование текстовой части содержания проекта: с 14.01.2019 года по 25.01.2019 года. 2 этап Подготовка статистических данных после анкетирования родителей: с 28.01.2019 года по 01.02.2019 года. 3 этап Подготовка проектов бюджета семьи: с 04.02.2019 года по 15.02.2019 года. 4 этап Создание компьютерной презентации проекта: с 18.02.2019 года по 01.03 2019 года. 5 этап Публичная защита проекта: с 04.03.2019 года по 15.03.2019 года. |
1. Осознают потребность решить проблему. 2. Оценивают ее социальную значимость. 3.Формулируют название проекта, обсуждают финальный продукт проекта, утверждают критерии оценки участников проекта и самого проекта. 4. Формулируют цель. 5. Определяют задачи. 6. Решают какое исследование проведут. 7.Распределяются по группам. Определяют роль каждого в группе, его конкретную задачу. Составляют план работы группы. Составляют график выполнения плана работы группы и сроки отчетов. 8. Подбирают материал для проекта из авторитетных источников. 9. Составляют график работы над проектом, этапы его выполнения, сроки отчета и презентации. 10.Изучают дневник проектной деятельности. Предлагают правила ведения дневника.
|
1.Формулируют название проекта «Бюджет семьи на август месяц». 2. Формулируют цель: Проанализировать возможности подготовки ребенка в школу в семье, суммарный доход которой состоит из минимальной заработной платы родителей или минимальной и средней заработной платы по Московской области. 3. Определяют задачи: - изучить понятия: бюджет, доход, расходы, подоходный налог, коммунальные платежи, минимальная и средняя заработная плата по Московской области; -разработать анкету и провести анкетирование родителей об обязательных ежемесячных расходах семьи; о перечне вещей, которые необходимо приобрести для подготовки ребенка в школу и о затратах на эти приобретения; обработать полученную информацию; -проанализировать рынок профессий с минимальной и средней заработной платой в Московской области; -определить модель семьи, бюджет которой будут анализировать и ее доход; -определить обязательные расходы и расходы при подготовке ребенка в школу; выполнить расчеты расходов (в рублях и процентах от дохода семьи); -сделать вывод, полученный на основе расчетов, о возможности подготовить ребенка в школу, используя средства дохода семьи за один месяц; -подготовить компьютерную презентацию проекта «Бюджет семьи в августе месяце». 4.Определяют финальный продукт проекта – компьютерная презентация с ее представлением на школьной научно-практической конференции. Подготовка печатного варианта проекта. 5.Корректируют и утверждают критерии оценки участников проекта «Бюджет семьи на август месяц» и самого проекта. 6.Изучают информацию из авторитетных источников: Что такое бюджет; из чего складываются доходы, расходы; что такое подоходный налог, коммунальные платежи; какова минимальная и средняя заработная плата по Московской области; перечень профессий с минимальной и средней заработной платой по Московской области. 7. Составляют анкету для родителей класса (каковы ежемесячные расходы в семье; что покупают и на какую сумму при подготовке ребенка в школу), чтобы определить средние показатели расходов в семье и среднюю необходимую сумму средств на подготовку ребенка в школу (мальчика и девочку отдельно для сравнения). 8.Анализируют информацию по результатам анкетирования родителей: -перечень и сумма обязательных расходов в семье; - перечень необходимых вещей (повседневная, парадная, спортивная форма, сменная и спортивная обувь, канцелярские принадлежности, рюкзак) и их стоимость. 9.Определяют модель семьи, бюджет которой будет анализироваться. Конкретизируют состав семьи (3 человека: мама, папа, сын или дочь), профессии родителей и их заработные платы (одна группа будет рассматривать семью, где оба родителя получают минимальную заработную плату по Московской области, а вторая группа будет рассматривать семью, в которой один из родителей получает минимальную, а другой -среднюю заработную плату по Московской области). 10. Распределяются по группам. Определяют роль каждого в группе, его конкретную задачу. Составляют план работы группы. Составляют график выполнения плана работы группы и сроки отчетов в рамках работы над проектом «Бюджет семьи на август месяц». 11. Корректируют и утверждают график работы над проектом «Бюджет семьи на август месяц», этапы его выполнения, сроки отчета и презентации. 12.Планируют порядок и правила ведения дневника проектной деятельности в рамках реализации проекта «Бюджет семьи на август месяц». |
II. Технологический этап |
Поисково-исследовательский этап |
||
Предлагает алгоритм работы над проектом: -проанализировать теоретический материал и данные исследования; -обсудить организационные вопросы, связанные с формой отчетности, сроками, формами контроля; -обсудить критерии оценки участия в проекте и оценки самого проекта.
|
1.Подготовлены ссылки для поиска теоретических материалов в интернете. 2.Подготовлены формы для отчетов, примерные графики отчетов, перечень форм самоконтроля. 3.Подготовлены примерные критерии оценки участия в проекте и оценки самого проекта. |
1.Изучают теоретический материал. 2.Анализируют теоретический материал и результаты исследования. 3. Обсуждают время выполнения этапов, составляют график выполнения заданий и сроки отчетов. 4. Определяют критерии оценки участия каждого в проектной деятельности и критерии оценки самого проекта. 5. Обсуждают форму отчета о проектной деятельности и вырабатывают единые требования к оформлению и представлению результатов работы. |
1.Утвержден план работы над проектом «Бюджет семьи на август месяц». 2.Согласован график выполнения этапов с конкретными сроками отчетов по теме проекта «Бюджет семьи на август месяц». 3.Детально проработаны и подробно расписаны критерии оценки участия каждого в проектной деятельности в рамках проекта «Бюджет семьи на август месяц» и критерии оценки самого проекта. 4.Утвержден макет презентации проекта «Бюджет семьи на август месяц». |
III. Практический этап |
|||
1. Составляет график выполнения этапов проекта (место, время, форма представления материалов на каждом промежуточном этапе). 2. Корректирует полученные промежуточные результаты. 3. Контролирует работу каждого члена группы согласно критериям оценки, которые заранее обговариваются и согласуются с учащимися. |
1. Утвержден поэтапный план работы над проектом «Бюджет семьи на август месяц». 2. Составлен график выполнения этапов проекта «Бюджет семьи на август месяц» с промежуточными сроками отчетов. 3. Разработан лист самоконтроля результатов работы каждого члена группы. 4. Организована работа над ошибками и недочетами по содержанию проекта «Бюджет семьи на август месяц». |
1.Отбирают и систематизируют полученные материалы. 2.Корректируют материалы, исправляют ошибки и недочеты. 3.Оформляют проект в бумажном варианте в соответствии с требованиями к оформлению. 4.Делают компьютерную презентацию в соответствии с требованиями к ней.
|
1.Изучены определения понятий: что такое бюджет; из чего складываются доходы, расходы; что такое подоходный налог, коммунальные платежи; какова минимальная и средняя заработная плата по Московской области; перечень профессий с минимальной и средней заработной платой по Московской области. 2.Выполнены расчеты доходов и расходов семьи. 3.Выполнены расчеты подоходного налога, обязательных расходов в рублях и процентах от общего дохода семьи. 4.Составлен перечень необходимых покупок для подготовки ребенка в школу. 5.Выполнены расчеты необходимых расходов на ребенка при подготовке его в школу в рублях и процентах от общего дохода семьи. 6. Проводено сравнение доходов и необходимых расходов и делают вывод о возможности подготовить ребенка в школу в семье с минимальной заработной платой родителей и в семье, в которой один из родителей получает минимальную, а другой -среднюю заработную плату по Московской области. 7.Подготовлен примерный вариант компьютерной презентации проекта «Бюджет семьи на август месяц». 8. Оформлен дневник проектной деятельности в ходе реализации проекта «Бюджет семьи на август месяц». |
IV. Аналитико-корректировочный этап |
|||
1.Помогает оценить проект, найти и исправить ошибки. 2.Оценивает деятельность каждого участника группы по объективным критериям. |
Подготовлены рекомендации для выполнения отчетов участников проекта «Бюджет семьи в августе месяце». |
1.Участвуют во взаимопроверке собранных материалов, сравнивают с требованиями критериев. 2.Анализируют трудности при работе над проектом и дают советы по доработке материалов. 3.Участвуют в обсуждении по оформлению и возможностях представления проекта. |
1.Анализируют с точки зрения разработанных критериев и оценивают проект «Бюджет семьи на август месяц», а также свои действия. Исправляют ошибки и недочеты, готовят печатный вариант и компьютерную презентацию проекта «Бюджет семьи на август месяц». 2.Самостоятельно оценивают свое участие в проекте «Бюджет семьи на август месяц» согласно разработанным критериям. |
V. Итоговый этап |
|||
1.Помогает в организации мероприятия по представлению проекта. 2.Оценивает участие каждого члена группы в подготовке и представлении проекта по объективным критериям оценки. |
1. Делает заявку на участие команды в школьной научно-практической конференции. 2. Вручает грамоты ученикам и благодарственные письма родителям по итогам работы группы над проектом «Бюджет семьи на август месяц». |
1.Готовятся к публичной защите проекта. 2.Проводят самооценку и коллективную оценку каждого согласно принятым критериям. |
1.Проводят публичную презентацию проекта «Бюджет семьи в августе месяце». 2. Сдан печатный вариант проекта «Бюджет семьи на август месяц». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.