Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
Методические
рекомендации для выполнения практических работ
ПО ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация
Тугулым
Введение………………………………………………………….3
Практическая работа №1………………………………………...5
Практическая работа №2………………………………………...9
Практическая работа №3………………………………………...11
Заключение……………………………………………………… 13
Список используемой литературы………………………………14
Введение
Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация" предназначена для студентов 4 курса по специальности 23.02.03
Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация" является специальной дисциплиной, которая входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин, устанавливающая базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.
Преподавание данной дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессионнальными и специальными дисциплинами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные положения стандартизации, метрологии и подтверждение соответствия в производственной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия метрологии, стандартизации и сертификации.
Практическая работа №1
Тема: Составление документации по стандартизации и управлению качеством.
Цель: Изучить основную структуру составления документов по стандартизации и управлению качеством.
Теоретический материал:
Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие .
Общие цели: безопасность продукции, работ, услуг, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов; обороноспособность и мобилизационная готовность страны.
Конкретные цели относятся к определённой области деятельности.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях :
международная стандартизация;
региональная стандартизация;
национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;
административно-территориальная стандартизация.
Виды стандартов:
государственные стандарты;
отраслевой стандарт;
стандарты предприятий;
стандарты общественных объединений (научно-технические общества)
(стандарты на новые продукции и услуги)
Нормативно-технические документы:
правила по стандартизации и рекомендации по стандартам;
технические условия.
Категории стандартов:
основополагающие стандарты (техническое единство и взаимосвязанная деятельность);
стандарты на продукцию и услуги;
стандарты на работу (процессы);
стандарты на методы контроля (испытание, анализ);
системы каталогов.
Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции .
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и обновлённых в 1994г.
Стандарт ИСО 9000 – содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы.
Стандарт ИСО 9004 – это методические указания для общего руководства качеством на предприятии.
Стандарт ИСО 9001-9003 – это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.
В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:
1.Гармонизация отечественной нормативно - технической документации с международной, зарубежной, национальной и региональной нормативной документацией.
2.Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.
3.Освоение, адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.
4.Сопровождение тенденции отказа от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.
5.Оптимизация количественного состава и структуры технической документации на продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности и коммуникативности документов.
6.Совершенствование методологии разработки документации.
7.Обеспечение влияния нормативных документов на повышение технико-экономической эффективности производств.
Государственным стандартам присваиваются обозначения, состоящие из индекса «ГОСТ (ОСТ, СТП)…», порядкового (регистрационного) номера и двух последних цифр года утверждения стандарта, отделенных от номера знаком тире, например ГОСТ 3975-95. Порядковый номер стандарту присваивается соответствующим органом по стандартизации (Госстандарт России).
Кроме стандартов нормативными документами являются также ПР – правила по стандартизации, Р – рекомендации по стандартизации, ТУ – технические условия.
Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услугу), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки и виды сопроводительной документации.
К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).
В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на человека и т. п.
Стандарты указывают на все виды и нормы допустимой опасности конкретного продукта или группы однородной продукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).
Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, произведения художественных промыслов и т. п. ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Существуют специальные требования к их согласованию и принятию.
Госстандарт России – специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации.
Госстандарт РФ ведет Федеральный информационный фонд стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных стандартов), правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.
Основополагающие стандарты:
Стандарты по категориям продукции:
Стандарты по проверке систем качества:
Стандарты по элементам систем качества:
Основное содержание стандартов ИСО 9000 – это рекомендации, содержащие виды деятельности (функции, элементы системы качества), которые целесообразно внедрить на предприятиях, чтобы организовать эффективную работу по качеству. Перечень рекомендуемых элементов систем качества приведен в стандарте ИСО 9000-11.
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ КАЧЕСТВА.
1. Ответственность руководства.
2. Система качества.
3. Анализ контракта.
4. Управление проектированием.
5. Управление документацией и данными.
6. Закупки.
7. Управление продукцией, поставляемой потребителем.
8. Идентификация продукции и прослеживаемость.
9. Управление процессами.
10. Контроль и проведение испытаний.
11. Управление контрольным, измерительным и испытательным
Оборудованием.
12. Статус контроля и испытаний.
13. Управление несоответствующей продукцией.
14. Корректирующие и предупреждающие действия.
15. Погрузочно – разгрузочные работы, хранение, упаковка,
консервация и поставка.
16. Управление регистрацией данных о качестве.
17. Внутренние проверки качества.
18. Подготовка кадров.
19. Техническое обслуживание.
20. Статистические методы.
Следует отметить и такой элемент системы качества, как стимулирование работников за качество продукции, который говорит о должном внимании к человеческому фактору. Но в стандарте ИСО 9000-1 этот элемент, к сожалению, отсутствует.
Практическая польза стандартов семейства ИСО 9000 заключается в том, что они универсальны и дают возможность стандартизировать работу по управлению и обеспечению качества на различных предприятиях. Методы работ могут быть разными в зависимости от вида выпускаемой продукции.
Стандарты ИСО 14000.
В связи с обострившейся необходимостью охраны окружающей среды международной организацией по стандартизации был разработан комплекс стандартов ИСО 14000. Представляют интерес в связи с включением экологических требований на продукцию.
Ход выполнения задания:
1)Изучить теоретический материал;
2)Составить порядок разработки и разработать стандарт на продукцию или услугу, в соответствии со стандартами в управлении качеством;
3)Перечислить и описать основные группы стандартов.
Содержание отчета: практическое занятие должно быть оформлена в тетрадях для практических работ, ответы на вопросы должны быть четкими, краткими, конкретными.
Практическая работа № 2
Тема: Анализ структуры стандартов различных видов.
Цель работы: Сопоставить структурные элементы (разделы) стандартов
разных видов с требованиями ГОСТ Р 1.2 - 2004 и между собой.
Средства обучения:
- стандарты на продукцию (любые виды продукции);
- стандарты на процессы (хранения, упаковки, маркировки и другие);
- стандарты на методы испытаний (контроля);
- ГОСТ Р 1.5 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию
стандартов» (выписка).
Теоретический материал:
Структура стандартов.
К общим элементам структуры относятся:
Специфические элементы структуры стандартов разных видов относится к требованиям, которые предъявляются к их содержанию. Именно эти элементы определяют перечень разделов стандартов разных видов. Приводим наиболее важные разделы таких стандартов.
1. Стандарты на продукцию, услуги:
1.1 Стандарты общих технических условий (ОТУ):
- классификация, основные параметры и (или) размеры;
- общие технические требования;
- требования безопасности;
- требования охраны окружающей среды;
- правила приемки;
- методы контроля (методы определения качества);
- транспортирования и хранения;
- указания по эксплуатации (ремонту, утилизации).
В разделе «Общие технические требования» содержатся подразделы:
- характеристики (свойства) продукции, услуги;
- требования к сырью, материалам;
- комплектность;
- маркировка;
- упаковка.
1.2 Стандарты технических условий (СТУ) устанавливают требования к конкретной
продукции одной или нескольких видов (типов, марок, моделей и т.п.), соблюдение
которых должно обеспечиваться при их производстве, поставке, потреблении
(эксплуатации), ремонте и утилизации. Номенклатура, состав и содержание
разделов (подразделов) должно быть аналогичным стандартом ОТУ.
Стандарты на услуги дополнительно к разделам, указанным в п. 1.1, могут
содержать требования к ассортименту и качеству услуг, в том числе точности и
своевременности исполнения, эстетичности, комфортности и комплектности
обслуживания.
2. Стандарты на работу (процесс):
- требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения работ;
- требования к безопасности для жизни и здоровья людей;
- требования к охране окружающей среды.
3. Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа):
- средства контроля и вспомогательные устройства;
- порядок подготовки к проведению контроля;
- порядок проведения контроля;
- правила обработки результатов контроля;
- допустимая погрешность контроля.
Допускается предусматривать в одном стандарте несколько методов контроля,
один из которых определяется в качестве поверочного (арбитражного). Если
установленные методы не являются полностью взаимозаменяемыми, то для каждого из
них должны быть приведены данные, характеризующие их различия и назначение.
К методам контроля предъявляются следующие требования:
- объективность;
- четкое формулирование;
- точность;
- последовательность операций;
- воспроизводимость результатов.
Технические условия (ТУ):
ТУ - нормативный документ, устанавливающий требования к качеству конкретной
продукции.
Общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения на
продукцию устанавливаются ГОСТ 2.114 «Технические условия».
ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей
последовательности:
- технические требования;
- требования безопасности;
- требования охраны окружающей среды;
- правила приемки;
- методы контроля;
- транспортирование и хранение;
- указания по эксплуатации;
- гарантии изготовителя.
Практическая работа № 3
Тема: Анализ и квалиметрическая оценка качества продукции.
Цель работы: Проанализировать и получить навыки при проведении квалиметрической оценки качества продукции.
Теоретический материал:
Квалиметрия - это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира. Квалиметрия является частью качествоведения - комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
1 - общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;
2 - специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;
3 - предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.
Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.
Качество объекта потребления - это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми.
3. Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии - науки о методах количественной оценки качеств различных объектов.
Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что качество - это не просто совокупность свойств объекта и его характеристик, а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это совокупность его свойств или характеристик или это совокупная характеристика всех свойств объекта в целом.
Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровень качества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качество - это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками.
Итак, качество - атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков.
Оценивание бывает:
1. количественно неопределенным, т.е. по содержанию, по сути (часто такое оценивание называют «качественным»);
2. количественным или квалиметрическим.
Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:
Qоц=< О, С, Б, Ал >,
где О - оцениваемый объект;
С - оценивающий объект;
Б - база оценки (эталон качества);
Ал - алгоритм (логика и приемы) оценивания.
Квалиметрическая оценка качества - есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.
По итогам квалиметрических оценок производят:
1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;
2) прогнозирование качества продукции;
3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.
Ход выполнения работы:
Задание 1.Выберите объект для проведения квалиметрической оценки качества: тип, функции, размер, упаковка и т.д.
Задание 2.Определите показатели качества, коэффициенты весомости единичных и комплексных (интегральных) показателей качеств со стороны потребителя и производителя, проведен расчет интегральных показателей и сравнение с эталонной моделью, которое даст общее представление о том, какие улучшения требуется осуществить, чтобы приблизить качество к эталону.
Задание 3. С помощью методов оценки качества ( диаграмма Паретто, причинно – следственная диаграмма, гистограмма, графики и т.д., сделать анализ качества изделия.
Содержание отчета: практическая занятие должна быть оформлена в тетрадях для практических работ, ответы на вопросы должны быть четкими, краткими, конкретным.
Заключение
В результате выполнения данных практических работ обучающиеся овладевают
следующими умениями:
- использовать основные положения стандартизации, метрологии и подтверждение соответствия в производственной деятельности.
Данная разработка поможет преподавателям организовать и провести практические занятия по дисциплине " Метрология, стандартизация и сертификация".
Список используемой литературы
1. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация.- М.: Высшая школа, 2002.
2. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Высшая школа, 2000.
3. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Логос , 2003.
4.Яблонский О.П., Иванова О.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.: Высшее образование , 2004.
5. Сигов А.С., Борисов М.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация – М.: Форум, 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.