Методические рекомендации использования сказки как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Оценка 5

Методические рекомендации использования сказки как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Оценка 5
docx
01.03.2023
Методические рекомендации использования сказки как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста
В методическом материале описаны приёмы работы для развития воображения, методы развития творческого воображения с использованием сказок, а также представлены фотоматериалы по использованию данных методик среди дошкольников старшей и подготовительной групп, расположенные в приложении методических рекомендаций.
Методические материалы по развитию творческого воображения через исользование сказок.docx

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 369» г. Перми

 

 

Методические рекомендации использования сказки как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста

https://i.pinimg.com/originals/03/92/3f/03923f4fec4dda09f4f55210426c3675.jpg

 

 

 

                                                                     Разработали: воспитатели      

                                                                      Носкова М.В.

                                   Галямина О.М.

 

 

 

г. Пермь, 2023

 

Содержание

1.    Пояснительная записка…………………………………………3

2.    Приёмы развития воображения………………………………..4

3.    Методы развития творческого воображения………………...5

4.    Дидактические игры…………………………………………….6

5.    Приложение (фотоматериалы по использованию методик)…………………………………………………………..10

6.    Список литературы………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Сегодня перед дошкольными образовательными организациями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

Сказки являются богатейшим источником развития фантазии ребенка. Они учат ребенка сопереживать персонажам. Формируют основы морали и нравственности. Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость.

Сказка привлекает ребенка красочность и яркостью своего мира, увлекательными приключениями, фантастическими образами. Все это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность.

Таким образом, развитие творческого воображение играет огромную роль в жизни каждого дошкольника. Вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством. Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения дошкольника является сказка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышление. Использование сказки эффективно развивает творческое воображение, расширяет сознание ребенка, помогает правильно взаимодействовать с окружающим миром.  

В методическом материале описаны приёмы работы для развития воображения,  методы развития творческого воображения с использованием сказок, а также представлены фотоматериалы по использованию данных методик среди дошкольников старшей и подготовительной групп, расположенные в приложении методических рекомендаций.    

Приемы развития воображения

1.    Сочинение и аудирование сказок

*                  Используем любую известную детскую сказку.

- Расскажи ее так, чтобы в ней все было «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка – с гору и т.п.).

*                Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

*                Назови по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.

*                Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.

*                Сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает взрослый, а потом ребёнок продолжает.

*                 Соедини в связный рассказ эти два предложения: «Далеко на острове произошло извержение вулкана...» - «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной»;   «По улице проехал грузовик...» - «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода»; «Мама купила в магазине рыбу...» - «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

*                Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

2.    Моделирование сказок

*      Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В работе можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

3.    Пиктографические изображения

*      Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

4.    Выразительные движения

*      Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями»

А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

5. Создание проблемной ситуации

*      Постановка проблемного вопроса:

- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева?»).

- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).

- Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

6. Творческие задания (могут быть индивидуальными и коллективными). Примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».

*       Рассказать знакомую сказку по кругу.

*       Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

*       Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

*       Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).

*       Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

*       Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

*       Разыгрывание придуманных сказок.

*       Надели ззнакомых героев сказок противоположными для них качествами:

Колобок добрый волк…

Лиса хитрая колобок…

*      Сочини сказку о бытовых предметах

*      Реальное начало сказочное продолжение

*      Узнай сказку по песенке героев:

Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)

Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь - липовая нога»)

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)

*    Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

7. Изобразительная деятельность

*      От точек - к сказке. Точка - шифр, знак. (Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.)

Нарисуй сказку - дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по «мокрому»).

 

Методы для развития творческого воображения:

*      «Заканчиваем сказку» - суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите.  

Цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу - заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом.           Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

*      «Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий.

Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

*      «Сказка с помощью картинок» - суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг.    

Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия.

*      «Инсценируем сказку» - суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами.                

 Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим образом.

*    Сказочное рисование.

Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов: проективное диагностическое рисование и спонтанное рисование.

В первую группу могут входить такие рисунки, как: «Во что бы меня заколдовали», «Волшебная страна чувств», «Мой маскарадный костюм». Каждый рисунок выполняется на отдельном листе и сопровождается рассказом.

Во вторую группу включены три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Все три рисунка иллюстрируют различные аспекты внутрисемейных отношений.

Дидактические игры

Основная цель: Развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали). 

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек. 

Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

 Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки 

Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.  

Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки.

«Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки).


«Спи, глазок, спи, другой».                            

Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»                                                 

  Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Носик, носик, пей водичку»,                  

Сказка «Петушок и чудо – меленка»

 

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»        

Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»   
 Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок».                   

Сказка «Маша и медведь»


«Чья песенка?»  (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».                             Песенка Снегурушки
                                                                     Сказка «Снегурушка и лиса»

«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие, 
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!»                               Братец Иванушка
                                            Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»  

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.

«Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
 Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная                Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
 Петух                                     Сказка «Петух да собака»

Была лягушкой, обернулась белой лебедью

Василиса Премудрая          Сказка «Царевна – лягушка»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
          Кот, петух, Жихарка.              Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
           Лиса, Журавль.                       Сказка «Лиса и журавль»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
           Бык, свинья, баран, петух, кот.      Сказка «Зимовье»

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

 «Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

 

Приложения

 

 

Список литературы

 

1.                 Аланский Ю.Л. Азбука театра. Л.: «Детская литература», 1998.

2.                 Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М. : Просвещение

3.                 Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам. С.-П.,2006г.

4.                 Вачков И.В. Сказкотерапия. Ось-89, 2003г. 144 с.

5.                 Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983

6.                 Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.

7.                 Пахомова О.Н. Добрые сказки. М., 1999г.

8.                 Погосова Н.М. Погружение в сказку. С.-П., 2006г.

9.                 Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. Ушаковой О.С. М., 2001г.

10.            Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006г. 208 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 369» г

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 369» г

Содержание 1. Пояснительная записка…………………………………………3 2

Содержание 1. Пояснительная записка…………………………………………3 2

Пояснительная записка Сегодня перед дошкольными образовательными организациями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения

Пояснительная записка Сегодня перед дошкольными образовательными организациями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения

Приемы развития воображения 1

Приемы развития воображения 1

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории

В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории

Количество играющих : 5-6 детей

Количество играющих : 5-6 детей

Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки)

Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки)

Материал: картинки с овощами и фанты

Материал: картинки с овощами и фанты

Это простая ложка – Котова, это простая ложка –

Это простая ложка – Котова, это простая ложка –

Методические рекомендации использования сказки как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Методические рекомендации использования сказки как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2023