Методические рекомендации из опыта работы: «Применение современных педагогических технологий на уроках обществознания и истории»
Оценка 4.9

Методические рекомендации из опыта работы: «Применение современных педагогических технологий на уроках обществознания и истории»

Оценка 4.9
docx
02.12.2021
Методические рекомендации из опыта работы: «Применение современных педагогических технологий на уроках обществознания и истории»
Применение педагогических технологий на уроках обществознания.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

 

 

 

Из опыта работы:

 

«Применение современных педагогических технологий на уроках обществознания и истории»

 

 

 

   Автор: Курбанова С.М., учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ» № 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятных

условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Целью образовательного процесса считаю: создание условий для развития гражданских компетенций учащихся через организацию внеурочной, исследовательской и проектной деятельности. Программа развития лицея, а также модернизация современного образования, определили  задачи в межаттестационный период:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

-изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;

-использование инновационных достижений в образовании (электронные учебники, Интернет-ресурсы, информационно-коммуникативные технологии).

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам и запросам современного общества.

3.Формирование гражданских компетенций у учащихся  на уроках обществоведческого цикла, через организацию  проектной и исследовательской деятельности.

Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение учебного процесса.  Кабинет истории  оснащён  картами, атласами, таблицами, электронными пособиями по всем разделам истории и обществознания. Я постоянно работаю над пополнением учебно-методического материала. С  учётом  потребностей обучающихся я разработала:  алгоритмы выполнения  заданий (памятки, инструкции, логические схемы), дифференцированные задания по темам, задания для практической и самостоятельной работы, задания повышенной сложности для дополнительной подготовки учащихся, материалы для контроля знаний и умений учащихся (срезы, тесты, вопросы к зачёту и др.).  Мною составлен  банк исторических документов  по истории России с древнейших времён до XXI века, позволяющий организовать лабораторную и практическую работу с историческим текстом.  В своей педагогической деятельности  использую УМК издательства: «Просвещение» и «Русское слово». Основанием для выбора данных учебно-методических комплексов послужило: адаптивность содержания учебного материала к требованиям ФГОС ООО, итоговой государственной аттестации, наличие  разнообразных методических пособий для учителя и ученика, диагностирующих материалов, обеспечение преемственности в обучении  и соответствие возрастным особенностям обучающихся. На основе УМК и требований ФГОС я разработала рабочие и профильные учебные программы по истории и обществознанию.

Педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания

В основе моей педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход. В рамках этого подхода я применяю современные педагогические технологии, ориентированные  на  применении активных форм и методов  обучения:    

            -личностно-ориентированное обучение;

            -проблемное обучение;

            -разноуровневое обучение;

            -исследовательский метод;

            -блочно-модульное обучение;

            -технология проектного обучения;

            -технология  игровых методов: ролевых, деловых и других  видов обучающих игр;

            -технология сотрудничества (парная, групповая работа);

            -информационно-коммуникационные технологии;

            -здоровьесберегающие технологии;

           -традиционные технологии и др.

Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует учителя на поиск и применение различных приёмов с целью создания благоприятной развивающей образовательной среды и реализации ФГОС нового поколения. Таким образом, я выстраиваю образовательный процесс с учётом индивидуальных способностей учащихся.  Дети становятся соавторами урока и равноправными партнёрами, они проектируют цели урока, самостоятельно осваивают учебный материал, решают учебные задачи,  оценивают себя и своих товарищей. Главным условием применения личностно-ориентированного подхода является   опора на индивидуальные особенности учеников, учёт специфики их памяти, мышления, интересов и познавательных потребностей. Стараюсь на каждом уроке создать положительный эмоциональный настрой, выстраиваю индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.           

Применяя технологию проблемного обучения, ввожу в урок проблемные вопросы в виде «незаконченного предложения» или «ситуативной задачи». Например: «Октябрьский переворот или…», «Сталин вождь народов или...», «Распад или развал СССР…». Например: с целью активизации познавательного процесса, я применяю  методы: «мозговой штурм», метод синквейна, кластер, дебаты, методика «толстых и тонких вопросов». На проблемном уроке   создаётся обстановка, в которой у обучаемых возникают интеллектуально-психологические затруднения, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, поиск путей решения. Поводом к дискуссии могут быть: легенды, притчи и афоризмы, как источники вариантов мнений.

Это позволяет всех учеников вовлечь в образовательный процесс. Можно использовать факты, идеи, вызывающие «интригу» на уроках истории: «А было ли монголо-татарское иго на Руси?»,  «А был ли  на Руси рабовладельческий строй?». Использую приём «реставрации событий». Например: при изучении темы «Февральская буржуазная революция» предлагаю учащимся 11 класса написать свой сценарий развития февральской буржуазной революции в России. При изучении важнейших этапов Великой Отечественной войны учащимся предлагается выполнить лабораторную работу по историческим источникам, подобранным по методу «противоречивости»: официальные директивные документы, статьи, воспоминания участников войны, литературные произведения. Изучив предложенные источники,  учащимся необходимо сформировать собственные оценочные суждения по данному вопросу, разрешить поставленные проблемы.

Применение технологии системно-деятельностного подхода предполагает фиксацию знаний учащихся на всех этапах обучения. Для того чтобы оценить каждого ученика я составляю задания разного уровня сложности: разноуровневые, дифференцированные задания. Осуществляя внутриклассную дифференциацию задания составляю по 3 уровням: базовый, повышенный, вариативный (творческий). Для учащихся с высокой мотивацией обучения предмету и имеющих затруднения в усвоении материала разрабатываю и применяю адаптивные рабочие программы. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счёт разнообразия типов заданий по уровню сложности. С целью диагностики уровня усвоения знаний и уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, а также   для формирования комплексной оценки достижений ученика по заданной  теме, применяю лист прогресса:

 

Общеучебные навыки

Умения разделять процессы на этапы, различать факты, понятия

Сравнение, сопоставление, моделирование классификация объектов по критериям

Оценивание своих учебных достижений (Предполагать уровень выполнения контрольной работы)

Специальные предметные навыки

Знать даты

Знать персоналии

Знать карту

Знать определение понятия

Сравнить по критериям

 

Найти характерные черты

 

Составить характеристику

 

Найти общее и различия

базовый

повышенный

Ф.И. уч-ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный инструментарий позволяет отслеживать «продвижение» каждого ученика.

В проблемном обучении особое значение уделяется применению исследовательских методов обучения, когда учащиеся знакомятся с элементами научных методов добывания знаний, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую информацию. В этом случае проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. На уроке организуется мини-исследование. Например: в истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки? Все версии учеников активно обсуждаются и доказываются. Исследовательский метод реализуется через приём: «реконструкции прошлого», когда учащимся предлагается воссоздать исторический период по фотографии, предмету быта, семейной реликвии, историческому памятнику и т.д.  Изучение истории на примере конкретных людей, предполагает проведение урока-конференции, где учащиеся представляют учебные исследования, защищают визитки-портреты своих известных родственников, членов семьи, земляков - участников исторических событий. Это позволяет мне создать ситуацию успеха на своих уроках, привлечь ребят к изучению актуальных вопросов исторической науки. Используя возможности школьного краеведческого музея имени Н.А. Каландаришвили, применяю технологии музейного урока: описание археологической «находки», презентация экспоната, составление технологической карты музейного предмета, оформление тематической экскурсии. В результате урока формируется выставка, пополняется музей, организуется учебно-исследовательская деятельность.

Работая в старших классах, применяю блочно-модульное обучение. Особое внимание уделяю первому уроку темы, где происходит актуализация знаний,  даётся общее представление об изучаемом событии в контексте различных мнений, выделяются проблемные вопросы, предлагаются виды зачётных работ по теме (сообщение, презентация, творческая работа и др.). Очень важно привлечь учащихся к изучению данной темы, вывести на диалог, дискуссию. С целью отработки исторических и обществоведческих понятий применяю метод ассоциаций:

          - каким цветом понятие....

          - как оно звучит...

          - на какое природное явление похоже...

Используя созданные образы, учащиеся выделяют значимые характеристики какого-либо события (например: к слову «война»: агрессия, боль, потеря близких, разруха и т.д.). При изучении основного содержания темы применяю активные формы учебных занятий на развитие  монологической  речи ученика: лабораторные работы, практикумы, «круглые столы», семинары, конференции, уроки-презентации. Для закрепления и усвоения знаний,  предлагаю учащимся выполнить следующие задания: составить исторический портрет личности, кластер или опорную схему, заполнить сравнительную таблицу, описать события по плану или логической схеме, составить исторический календарь, написать статью от лица современника или участника событий, эссе, выполнить зачётную, тестовую работу и др.  С целью систематизации знаний и  организации работы с хронологией я предлагаю следующие виды деятельности учащихся: выполнение заданий на нахождение событий, соотнесение и хронологическую последовательность, составление календаря боевых действий, ведение хронографа, заполнение таблиц. Считаю важным аспектом своей работы -  организацию учебной деятельности с исторической и контурной картой. Познавательная деятельность по локализации исторических событий в пространстве основана на самостоятельной и практической работе учащихся. Для данной работы я применяю задания:

1.Найти объекты на карте: города, государства, места сражений.

2.Отметить на контурной карте: различные объекты, линии обороны, границы государств, направления движения войск и др.

3. Составить карту-схему.

Данные задания развивают практические навыки и умения учащихся и направлены на отработку заданий, которые вызывают наибольшие затруднения при выполнении ГИА по истории. На последнем уроке блока, когда наступает рефлексия,  часто применяю  «Синквейн»,  высказывания исторических деятелей и известные цитаты, чтобы учащиеся смогли выразить свое отношение к теме урока, выявленной проблеме.

Как в урочной так и во внеурочной деятельности активно применяю технологию проектного обучения. Данная технология предполагает выполнение практических заданий по заданной тематике. Например: на обобщающих уроках истории и обществознания можно предложить учащимся создать проект жилища древнего человека, герба своей семьи, составить проект Конституции, правового демократического государства или смонтировать социальный видеоролик  т.д. Проекты могут быть как индивидуальные так и групповые. Во внеурочной деятельности я являюсь инициатором проекта «Выборы» с целью формирования школьного самоуправления. Метод проектов позволяет развивать ключевые компетенции учащихся, навыки публичного выступления. Так же  положительным результатом проектной деятельности  является - групповая защита проекта, которая позволяет даже слабым ученикам проявить себя и почувствовать свою значимость в работе.

Одним из требований современного урока является применение игровых технологий. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр на уроках позволяет раскрыть творческие способности ученика. Например: на уроках обществознания, при изучении основ избирательного права, я провожу деловую игру «Если бы я был мэром посёлка?». Учащимся предлагается составить и защитить собственную избирательную программу, войти в роль руководителя, спроектировать жизненную ситуацию. Например, на уроке истории в 9 классе предлагаю ролевую игру: «Политические деятели  второй половины XX века». Каждой творческой группе необходимо составить политический коллаж, где они публично представляют ту или иную личность, основные мероприятия,  роль в истории государства. Группам предлагаются политические деятели: «Хрущев», «Брежнев», «Горбачев», «Ельцин», «Путин». Для контроля и самопроверки знаний можно использовать интерактивные игры: «Брейн-ринг», «Колесо истории», «Своя игра» и др. Игровые технологии позволяют активно развивать коммуникационные навыки у учащихся, повышают интерес к изучению предмета.

Важная роль в деятельностном подходе отводится технологии сотрудничества. При организации работы по этой технологии использую парную и групповую формы работы (работа в малых группах). Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе и обучать других. Эффективно применение парной работы на уроках контроля и коррекции знаний, зачётах, когда применяется метод взаимопроверки. При групповой работе вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый её участник.  Учащиеся в группах работают с историческими источниками, документами, законами (Конституция, кодексы) а затем представляют результаты совместной работы. При организации групповой работы разработала  лист самооценки:

Ф.И.

уч-ка

Роль в группе

оценка

руководитель

помощник

организатор

оратор

исполнитель

 

пассивный

 

С целью воспитания толерантности, умений правильно вести спор, слышать других, четко и грамотно формулировать свои мысли,  разработала памятку групповой работы.

Правила работы в группе

  1. Слушать того, кто говорит.
  2. Говорит только один человек.
  3. Желающий сказать должен поднять руку.
  4. Нельзя прерывать выступающего.
  5. Критикуйте идею, а не человека.
  6. Вовлекайте в обсуждение всех.

Задания подбираю в зависимости от содержания учебного материала.

В связи с расширением информационных возможностей, на каждом уроке актуально применение информационно-коммуникативных технологий. Мною сформирован информационный ресурс мультимедийных материалов, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда: интерактивные игры и презентации в программе Microsoft Power Point, видеофильмы,  контролирующие и методические материалы. Это позволяет мне создать эффективную образовательную среду в урочной деятельности.

Технологии деятельностного подхода позволяют, в рамках одного урока,  применять различные формы учебной деятельности. И нельзя забывать о необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Условиями данной деятельности являются: применение двигательной активности, чередование форм и приёмов обучения, видов работ. Начиная с первых уроков в 5 классах, на каждом уроке я слежу за осанкой детей, провожу физкультминутки, упражнения на релаксацию. Иногда физические паузы провожу не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение и усталость. На каждой перемене обязательно проветривается кабинет. Индивидуальное дозирование объёма учебного материала, его рациональное распределение с учётом индивидуальных особенностей учащихся также позволяет реализовать принцип здоровьесбережения. Использование на уроках  разноуровневых заданий  способствует сохранению здоровья учащихся. Стараюсь  вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном.

Заключение

 

 

 

Таким образом, применение многопланновых действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся к учению и как результат привело к высокому предметному, метапредметным результатам, формированию совокупности УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Литература:

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.

3..Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

 4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.

5. Интернет-ресурсы


 

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Введение Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятных условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей

Введение Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятных условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей

На основе УМК и требований ФГОС я разработала рабочие и профильные учебные программы по истории и обществознанию

На основе УМК и требований ФГОС я разработала рабочие и профильные учебные программы по истории и обществознанию

На проблемном уроке создаётся обстановка, в которой у обучаемых возникают интеллектуально-психологические затруднения, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, поиск путей решения

На проблемном уроке создаётся обстановка, в которой у обучаемых возникают интеллектуально-психологические затруднения, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, поиск путей решения

Общеучебные навыки Умения разделять процессы на этапы, различать факты, понятия

Общеучебные навыки Умения разделять процессы на этапы, различать факты, понятия

Очень важно привлечь учащихся к изучению данной темы, вывести на диалог, дискуссию

Очень важно привлечь учащихся к изучению данной темы, вывести на диалог, дискуссию

Конституции, правового демократического государства или смонтировать социальный видеоролик т

Конституции, правового демократического государства или смонтировать социальный видеоролик т

С целью воспитания толерантности, умений правильно вести спор, слышать других, четко и грамотно формулировать свои мысли, разработала памятку групповой работы

С целью воспитания толерантности, умений правильно вести спор, слышать других, четко и грамотно формулировать свои мысли, разработала памятку групповой работы

Таким образом, применение многопланновых действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся…

Таким образом, применение многопланновых действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся…

Литература: 1. Асмолов А. Г.

Литература: 1. Асмолов А. Г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021