МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к проведению родительского собрания
по профилактике жестокого обращения с детьми
Тема родительского собрания: «Воспитание без насилия»
Задачи собрания:
1.Актуализировать проблему насилия в семейном воспитании и побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми
Форма проведения: полилог-беседа
Участники: родители 1-4 классов
Ход собрания
1.Классный руководитель:
Современная школа, к сожалению, является не только образовательным учреждением, но и местом, где ребенок нередко получает травматический социальный опыт.
Каждый из нас по-разному вспоминает время, проведенное в школе.
Каковы ваши воспоминания?
Для одних – это радость, для других – это разочарования, унижения и обиды.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети непременно учились в благополучной школе.
В какой именно, назовите ваши критерии?
Родители ждут от педагогов помощи в установлении нарушенных контактов с собственным ребенком, преодолении сложности в общении, помощи в решении сложных вопросов и в конфликтных ситуациях.
Задача у школы непростая. Ведь школа является зеркальным отражением общества, которое пропитано насилием.
И как воспитать у детей доброжелательность, стремление регулировать конфликтные ситуации и умение их избегать.
На агрессивное поведение могут влиять следующие факторы:
1. Персональные (низкий уровень воспитания, заниженная самооценка, импульсивность, употребление ПАВ, компьютерные игры, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения).
2. Поведенческие (вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость, ранние сексуальные контакты, правонарушения).
3. Социальные (культ насилия в обществе, СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением).
По исследованиям норвежского ученого Д.Олвеуса «Агрессорами» являются 8-10% опрошенных школьников, «типичными жертвами» - 7%, 3-4% - являются как обидчиками, так и жертвами, около 25% детей - «эпизодические обидчики»
2.Педагог-психолог
Как выглядит типичный агрессор? Обычно это ребенок, который ведет себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Он импульсивен, менее чувствителен к боли, предпочитает насилие как наиболее удобное средство для разрешения конфликтов. Такой ребенок не способен контролировать себя в ситуации аффекта. Агрессоры выбирают себе «жертву» слабее себя физически и морально. Они самоуверенные, сильные личности с демонстративной, провокационной линией поведения.
Другая группа детей, требующих пристального внимания - это «жертвы» или «социальные аутсайдеры». Они спокойны, сдержанны, боязливы. Обычно такие дети имеют заниженную самооценку, чувствуют себя непривлекательными. Часто они физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют бегством и слезами. Таких детей агрессивное отношение окружающих ввергает в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается на развитии психики, приводит к снижению самооценки и мотивации, к фобиям, в особо экстремальных случаях – к суициду.
Есть еще дети – «провоцирующие жертвы», которые могут демонстрировать одновременно образцы боязливого и агрессивного поведения.
Сравнительный анализ поведения аутсайдера, агрессора
и уверенного в себе ребенка (по И.А.Фурманову)
Тип ребенка |
Программа действий |
Отношение к окружающим |
Аутсайдер |
Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей |
Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы |
Агрессор |
Добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют |
Чувствует себя победителем; чаще нападает, чем защищается; как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников |
Уверенный в себе ребенок |
Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей; своих целей, обычно, достигает; сохраняет уважение к себе и другим |
Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации |
3.Социальный педагог
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?» и выполните простой тест, выбирая из «никогда, иногда, часто, очень часто» «Мой ребенок…
1. Выходит из себя
2. Спорит со взрослыми
3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми
4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
7. Злобен и нетерпим к критике
8. Недоброжелателен или мстителен
Если вы ответили как минимум на четыре вопроса «часто» и «очень часто», то вам следует задуматься, стоит узнать, что происходит с вашим ребенком. Наверное, можно установить, где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно, какого мнения о нем педагоги и сверстники.
Простые рекомендации, которые помогут вам взаимодействовать с ребенком, не вызывая агрессивных проявлений:
· Старайтесь избегать публичных ссор при ребенке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающих
· Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство агрессивных детей приходят в школу с раздражающим чувством голода
· Адекватно оценивайте возможности своего ребенка, не ставьте перед ним неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к заниженной самооценке (а бывает и к суицидальным попыткам)
Нет нужды физически наказывать детей. Кроме того, что существуют законы, защищающие детей от насилия (ст.41 и ст.44 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации», ст.9 и 14 120 ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений», ст.110 Уголовного кодекса РФ), родители должны понимать и то, что со временем подобные наказания приведут к привычной форме общения, что дети не будут им доверять, начнут лгать и убегать из дома в поисках поддержки на стороне.
Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.
4.Педагог-психолог
Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка, и считают, что именно пощечины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный.
Но, несмотря на такую убежденность, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.
В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы, от искаженного библейского изречения «берегущий розгу ненавидит своего сына» (а ведь настоящий смысл высказывания раскрывается в его продолжении – «любящий учит его морали») вплоть до таких:
1. «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
2. «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
3. «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).
Реакция на побои бывает у детей самой разной.
· Маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче.
· Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным.
· Ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации.
· Его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.
· Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
· Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, но детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства обиды и боли и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Основная причина человеческих, в том числе и детских, срывов в поведении – несовершенство взаимоотношений. Нам бы отказаться от общения, основанного на власти и авторитарности, и построить с теми, кто рядом, отношения, основанные на доверии, уважении потребностей друг друга, взаимной ответственности…
5.Классный руководитель
Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения? Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий и т.п., мне больше по душе термин «продуктивный». Вот его критерии:
· Позиция взрослого – рядом с ребенком;
· Активное участие самого ребенка в деятельности, организуемой взрослым;
· Участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни;
· Ответственность за свое саморазвитие – и саморазрушение;
· Забота о сохранении доброжелательных, теплых взаимоотношений.
Очень важно научиться разговаривать с ребенком, используя приемы «правильных» слушания и говорения, установки т.н. «коммуникации без поражения».
Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения (может быть в качестве примера и время своего сидения перед телевизором и с компьютером тоже нужно пересмотреть?), совместное составление режима дня, определение правил семьи могут дать время для живого общения с ребенком. Не позволяйте подростку смотреть телевизионные передачи и посещать сайты непотребного содержания, играть в жестокие компьютерные игры.
Знакомясь с эффективными техниками, которые помогают построить общение с ребенком на равных, сохранить доверие, стать ответственными, мы осознаем, насколько важно:
· «приближаться» к ребенку, вставать на его позицию, смотреть на его проблемы его глазами;
· поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, осознавая при этом границу между продуктивной и опасной активностью;
· вместе с ним планировать деятельность, доверять ребенку выдвигать ближние и дальние цели своей жизни, разделяя с ним и ответственность за результаты;
· развивать у ребенка ответственность за самого себя, учить его делать выбор: куда и зачем двигаться в жизни, как действовать самостоятельно и контролировать свою активность;
· сохранять добрые, дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность и защищенность, а они необходимы не только малышу, но и первокласснику, и подростку.
6.Подведение итогов собрания
Поделитесь своими впечатлениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.