Методические рекомендации на тему: «Метод проектов на уроках литературы
в 5 классе».
В последнее время в школьной практике стали все чащ использовать метод проектов. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
Метод проектов в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности . Считаю, что этот перспективный метод уже нашел свое достойное место в практике преподавания.
Ведущая идея проектной деятельности:
ž Учебная деятельность строится по принципу «Все из жизни, все для жизни»
ž Ребенок тогда будет учиться, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.
Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков проектной деятельности, а структура предмета по литературе в 5 классе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса.
Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. Уже с пятого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по литературе.
Проект – это шесть «П»: планирование, поиск информации, формулирование проблемы, создание портфолио, умение презентовать, продукт как результат проектной и исследовательской деятельности.
Метод проектов целесообразно применять, если:
• Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая).
• Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся.
• Возможно структурирование (этапность) проекта.
• Используются исследовательские методы.
• В результате имеем материальный продукт.
Плюсы проектной деятельности
+ навыки самообразования и самоконтроля
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат
+ навыки групповой деятельности
+ индивидуальный подход
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)
- психологические, коммуникативные проблемы
- проблема субъективной оценки
Как организовать проектную деятельность на уроке?
Схема работы над проектом :
- формулировка целей и задач проекта,
- постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов) на выполнение которой отводится одна – две недели,
- самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению. Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению,
- рассмотрение готовых материалов и их доработка,
- окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.
Из опыта работы мы знаем, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.
Правила успешной проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:
– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.
Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера.
В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
|
Результат проектной деятельности |
|
|
|
• |
словарик; |
• |
стенгазета; |
|
• |
морфологический портрет |
• |
видео- или слайд-фильм; |
|
|
слова; |
• |
лингвистический анализ |
|
• |
энциклопедия одного слова; |
|
текста; |
|
• |
сборник иллюстраций; |
• |
публикация; |
|
• |
сборники собственных |
• |
буклет; |
|
|
творческих работ; |
• |
презентация. |
В учебнике литературы, 5 класс, В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под ред.
В.Я.Коровиной) заложены методические рекомендации к проведению уроков-проектов. Содержание данной программы способствует претворению в жизнь проектной методики.
Использование основных видов проектов на уроках литературы
На мой взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть
совместная газета, альманах, сочинение, презентация, видеофильм, сценарий праздника , драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.