Методические рекомендации на тему: «Проектная деятельность как средство повышения качества обучения в начальной школе»
Перфильева А.Г.- учитель начальных классов МОУ Школа №23 г.Черемхово
Аннотация
В методических рекомендациях рассмотрены вопросы использования метода проектов в подготовке проектов обучающихся. Освещена сущность метода проектов, приведенная типология проектов, уделено внимание структуре проектов разных типов. Приведены примеры проектов, которые внедрены в учебный процесс в МОУ Школа №23 г.Черемхово, представлены презентации, видеовыступления проектов обучающихся МОУ Школа №23 г.Черемхово.
Методические рекомендации могут использоваться для педагогов, преподавателей внеурочной деятельности, а также для родителей, законных представителей обучающихся.
Введение
Цель работы: теоретически обосновать особенности проектного обучения в системе учебных занятий, доказать эффективность её использования. Определить направленность её применения.
Задачи:
1. Раскрыть понятие проектного обучения.
2. Определить задачи проектного обучения
3. Определить предмет проектного обучения.
4. Изучить содержание технологии проектного обучения
5. Обосновать необходимость внедрения метода проектов в обучение.
Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкурентоспособной, саморазвивающейся, творческой личности, которая сможет не только социализироваться в среде, но и эффективно рационально ее преобразовывать. Нам нужна не конкурентоспособная личность вообще, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии развития субъектных качеств человека, воспитания у подрастающего поколения высокого уровня готовности к творческой деятельности, нравственной культуры и социального опыта, самостоятельности, ответственности, способности не терять себя в сложных обстоятельствах жизни, решать задачи самого разного свойства: от бытовых до мировоззренческих, для чего необходимо обладать значительным запасом знаний и умений, творческим потенциалом.
Становление этих личностных структур предполагается содержанием современного образования, которое, наряду с приобретением знаний, способов деятельности, опыта эмоциональных отношений, предусматривает формирование личности на основе использования в учебном процессе новых информационных технологий таких как: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс – технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, традиционные технологии (классно-урочная система) - все они способны быстро изменяться и так же быстро изменять мир вокруг себя, отчего меняются учебные программы, вводятся новые предметы, развиваются в образовательных учреждениях информационные центры.
Я применяю в образовательном процессе метод проектного обучения, так как он становится неотъемлемой частью учебного процесса, является личностно- и практико-ориентированной и соответствует требованиям ФГОС.
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.
Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и его ученик Уильям Харт Килпатрик. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Для того чтобы ученик имел возможность через проектную деятельность усвоить получаемые знания было разработано проектное обучение, ставящее пред собой основные
цели и задачи:
1) контроль знаний и умений по пройденному
материалу;
2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;
3) возможность работать с компьютером;
4) развитие умений поиска и обработки информации;
5) работа по новым технологиям;
6) развитее самостоятельности;
7) умение слушать и уважать мнения учащихся;
8) способность личной уверенности у каждого участника проектного
обучения;
9) развитие исследовательских умений.
Данная форма обучения
способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой
цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;
• в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения
взаимной ответственности;
• умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы
представления данных;
• умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную
содержательную коммуникацию.
• контроль за
деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого
коллектива.
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной
ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося,
использование опыта учащегося и обучении методам исследования.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что - то новое.
Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.
Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в
ходе выполнения проекта:
• выбор темы;
• постановка целей и задач проекта;
• пути их решения;
• сравнения полученного результат с тем, что они получили.
В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:
• коммуникативная – способность к общению;
• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.
Настоящее время требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетентности, в том числе и при изучении различных предметов. Формой контроля усвоение учащимися программы курса «Информационные технологии» был выбран проект создания компьютерной презентации. Проектной деятельностью ребята начинают заниматься с ноября месяца. В сентябре на уроке учащиеся самостоятельно или с помощью учителя – предметника выбирают тему, над которой будут работать в течение двух месяцев и более, на этом же уроке дается краткое описание и оформление проекта. Учащиеся самостоятельно ведут сбор информации, сканируют рисунки, подбирают музыку. Проекты выполняются с помощью программы Power Point. При выполнении работы ребята овладевают практическими навыками:
• работа со сканером;
• микрофоном;
• компакт – дисками;
• цифровым фотоаппаратом;
• видеокамерой;
• с программой Adobe Photoshop и т.д.
Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.
Основной задачей проекта в школе является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что учитель может пустить работу на самотек.
Этапы выполнения проекта
Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем.
Работа над проектами
проходит в несколько этапов:
Я предлагаю посмотреть два варианта: I. Вариант
Этапы проектной деятельности
· Замысел.
· Планирование.
· Подготовка.
· Осуществление.
· Подведение итогов.
· Подготовка к защите работы.
· Презентация.
· Анализ (Рефлексия)
Остановимся подробно на каждом из них.
Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.
Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и учащиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1—2 человек — «секретарей» — для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10—15 мин.
Этап 2. Выбор одной темы проекта.
Он довольно сложен для учителя, т.к. нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей учебного заведения и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу учителя (или учителей). При этом учителю нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15—20 мин.
Этап 3. Постановка цели и задачи проекта. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта.
Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим.
Форма презентации. Проект может быть представлен в виде презентации проектов:
научный доклад; деловая игра; демонстрация видеофильма; экскурсия;
телепередача; научная конференция; инсценировка; театрализация; игры с залом; защита на Ученом Совете; диалог исторических или литературных персонажей; спортивная игра; спектакль; путешествие; реклама; пресс-конференция. устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, компьютерной программы.
Нет необходимости
выбирать только один -способ, их можно комбинировать. В любом случае
презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью
учителя. Поскольку в конце обсуждения учащиеся должны лишь называть выбранные
методы работы, ресурсы и формы презентации, на весь этап отводится 15—20
мин.
Этап 4. Работа над проектом.
Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем или группой («командой») учителей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Учителя определяют также сроки промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить во время уроков.
Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом зависит от формы и сложности проекта.
Этап 5. Подготовка к защите проекта.
Включает в себя работы всей программы.
• Подготовка устной презентации проекта;
• Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы
оппонентов;
• Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и
доказательно представлена логика работы над проектом.
• Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника
проекта.
Этап 6. Презентация проекта. Защита.
Этап 7. Анализ проектной работы.
II. Вариант. Этапы осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа на проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Разработка проектного задания |
|
|
1.1. Выбор темы проекта |
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся |
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
|
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта |
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
|
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися |
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения |
1.2. Выделение подтем и тем проекта |
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
|
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта |
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) |
1.3. Формирование творческих групп |
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности |
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы |
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу |
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности |
Учитель принимает участие в обсуждении |
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация |
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). |
Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия |
Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся |
Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Практическая часть
2.1 Урок – проект на тему
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Цель: Расширение знаний и представлений детей о своей малой родине.
Задачи:
1.
Расширить знания учащихся о родном поселке через самостоятельный поиск
информации.
1. Способствовать воспитанию патриотических чувств (гордости за свое село,
любви к нему).
2. Развивать творческие способности детей через участие в различных видах
творческой деятельности.
Краткая аннотация проекта: Проект «Моя малая родина- Черемхово, моё Черемхово » реализуется во 2 классе в рамках программы предмета окружающий мир и носит ярко выраженную патриотическую направленность, нацелен на формирование интереса к своей малой родине, развитие творческих способностей детей. Проект расширит знания учащихся о своем селе, поможет узнать больше о его истории, обратить внимание на красоту родной местности. В процессе работы учащиеся выполнят при помощи учителя и родителей фотографии улиц села и родной природы , познакомятся с особенностями сельского быта, посетят памятные места и живописные уголки нашего города, узнают об истории его возникновения, совершат познавательную экскурсию в музей, нарисуют рисунки,, разучат стихи и пословицы о Родине, напишут сочинения о своей малой родине. Завершающий этап проекта – открытый урок «Родина — что это значит?»
Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос
Что такое «малая родина»?
Проблемные вопросы
Для
чего нужно знать историю малой родины?
Сможет ли человек прожить без Родины?
Что значит «любить свою Родину»?
Учебные вопросы:
Узнай
историю возникновения нашего города?
Какие живописные места есть в нашем городе?
Что вы знаете о памятнике погибшим в годы ВОВ?
Примеры продукта проектной деятельности учащихся будут представлены в приложении.
Этапы проекта:
1.
Знакомство с темой, постановка цели и задач проекта.
2. Самостоятельный поиск информации - ответов на основные вопросы проекта.
3. Учебная экскурсия (посещение и фотографирование достопримечательностей
села).
4. Оформление в классе фотовыставки « Наша малая родина»
5. Написание мини-сочинений о своем родном городе, рисование, разучивание
стихов и пословиц о Родине.
6. Защита проекта – открытый урок «Родина — что это значит?».
Заключение
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современном образовательном процессе:
1. Значительное увеличение самостоятельной работы обучающихся.
2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
3. Повышение мотивации обучащиюхся в учебе.
4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
5. Активизация познавательных интересов обучающихся.
6. Повышение самооценки обучающихся, занимающихся выполнением проектной работы.
7. Предоставление каждому возможности самореализации.
8. Развитие творческих способностей обучающихся.
9. Вовлечение всех обучающихся в коллективную мыслительную деятельность.
10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе. 11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных
формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
Результаты моего многолетнего труда, как учителя начальных классов позволяют утверждать, что проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями. Подготовленные мною методические рекомендации являются воплощением моего желания помочь молодым педагогам, в освоении методического мастерства в области профессионального
Приложение 1
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод
(рассказ, чтение книги,
демонстрация опыта, применение наглядности и т. д. Он наиболее эффективен в
проектной деятельности .)
-метод проблемного изложения
Проблемное обучение — это
процесс обучения, детерминированный (обусловленный) системой проблемных
ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся,
характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной
деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем
решения учебных проблем.
частично-поисковый метод. Организация поисковой, творческой деятельности на
основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача
требует следующих умений:
анализировать её условие; преобразовывать основные проблемы в ряд
частных, подчинённых главной;проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направленияпоисков; проверять решение и т.д.
-эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою"). Обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания
- исследовательский метод обучения – постановка педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Методические приемы на разных этапах реализации проекта:
\
1. Прием «Представление информации в кластерах» (на любом этапе урока)
Слово “кластер” в переводе означает пучок, созвездие. (автор - Гудлат) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди (таблицы, схемы). В ходе беседы или работая в парах, группах, ребята наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Кластеры используют для структуризации и систематизации материала. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
2. Прием «Инсерт» (на заключительном этапе урока( рефлексия) или проекта)
Прием «Инсерт» – это
маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается
в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) |
Узнал новое (+) |
Думал иначе (–) |
Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. После заполнения учащимися таблицы результаты работы обобщаются в режиме беседы. Ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, в работе над проектом, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно. Обычно достаточно интересным в этом приеме является знак “вопрос”. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается “за кадром”. А это стимулирует учащихся к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации. Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” делают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”. Приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
3. Для учащихся Прием составления маркировочной таблицы
“ЗХУ” является вариацией вышеописанного метода “Инсерт”. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке один - два тезиса или положения.
4. Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным; вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными, третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами, четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн – резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любой темы
5. Прием “Верные или неверные утверждения, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). В начале изучения темы “Углы” можно предложить учащимся поиграть в игру “Верю - не верю”:
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
Угол – это геометрическая фигура.
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Острый угол – это угол, который меньше прямого
Веришь, что Шарль Перро, автор “Красной Шапочки”, написал сказку “Любовь угла и линейки”?
Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
6. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяется на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
· Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
· Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
· Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»
· Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
· Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД.
7. Фишбоун (рыбный скелет): Прием «фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты опытов, наблюдений). На верхних ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению или опыту). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.
7. Чтение с остановками.
Суть данного приема заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять. Этот прием был использован при изучении математики в 5 и 6 классах при решении текстовых задач. Как показывает практика, у учеников возникают проблемы при решении задач из-за непонимания смысла задачи. Чтение с остановками помогает правильно понять условие, составить краткую запись, у ученика рождается план решения задачи. При прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание.
Использование перечисленных приемов способствует развитию навыков вдумчивой работы не только с учебными текстами, но и с любой информацией. Научить обучающегося самостоятельно работать с книгой, развивать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.– это значит научить его учиться. Работа в данном направлении обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:
зачем?
для чего (кого)?
как?
Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.
Приложение 2
Основные требования к оформлению проектной работы
Структура |
Требования к содержанию |
1. Информационный раздел 1.1. Титульный лист |
Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа). Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру). Область научных знаний, рассмотренных проекте. Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа). Данные о руководителе. Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).Название населенного пункта и год написания (внизу по центру). |
1.2. Оглавление |
Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
2. Описание работы 2.1. Введение |
- Актуальность выбранной темы. - Новизна - Практическая значимость - Проблема. - Цель проекта. - Задачи, поставленные для реализации проекта. - План (содержание) работы. |
2.2. Описание проектной работы и ее результаты |
- Теоретическая часть - Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты) -Назначение и применение проекта. - Выводы - Список использованной литературы, электронные адреса. Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы). |
3. Рефлексия деятельности |
- Оценивание степени достижения поставленных целей. - Оценивание качества результатов. - Приобретенные умения, знания, навыки. |
Приложение 3
Таблица1.
Классификация типов проектов
Критерии классификации |
Тип проекта |
Характеристика типа проекта |
1 |
2 |
3 |
Доминирующая деятельность
|
Исследовательский
|
Требует хорошо обдуманной структуры, соответствующей логике исследования; актуальности предмета исследования для всех участников; соответствующих методов работы и методов обработки результатов. |
Информационный
|
Направлен на сбор информации об исследуемом объекте, явлении. Предусматривает ознакомление участников проекта с полученной информацией, ее обработку и представление результата. |
|
Практически-ориентированный
|
Результат деятельности четко определен и обязательно ориентирован на удовлетворение потребностей самих участников. Требует тщательно продуманной структуры, определение функции каждого участника. Важна корректировка совместных и индивидуальных усилий обучающихся. |
|
Творческий |
Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, но оформление результатов требует четко продуманной структуры в виде: сценария фильма, программы праздника, статьи и т. д. |
|
Игровой |
Структура проекта только определяется и остается открытой до завершения работы. Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Имитируются производственные процессы, социальные или деловые отношения, которые осложняются вымышленными ситуациями.
|
|
Количество участников
|
Групповой |
Педагогу важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников. |
Парный |
Важно осуществлять подбор пар в зависимости от поставленной цели. |
|
Индивидуальный |
Важная мотивация деятельности обучающихся. Задачи должны соответствовать уровню возможностей исполнителей проекта.
|
Продолжение таблицы1.
1 |
2 |
3 |
Продолжительность проведения |
Краткосрочный (не более недели) |
Основная работа проводится на занятиях по отдельному предмету или по специальному расписанию на занятиях по нескольким предметам. |
Средней продолжительности (от недели до месяца) |
Межпредметные проекты, которые содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем. |
|
Длительный (более месяца) |
Могут представлять собой программу проектов. Такие проекты, как правило, выполняются комплексно во время занятий и во внеурочное время. |
|
Предметно-содержательная направленность
|
Монопроект |
Выполняется на уроках по одному предмету. Предполагается использование знаний по другим предметам, но сама проблема относится к одной отрасли знаний |
Межпредметный |
Предполагает интеграцию знаний из нескольких учебных предметов, нуждается в квалифицированной помощи преподавателей - предметников.
|
|
Использование коммуникаций
|
Традиционный |
Реализуется при непосредственном контакте участников. |
Телекоммуникационный |
Реализуется в сетях с помощью средств информационных технологий. |
|
Характер контактов |
Региональный |
Проводится в рамках города, внутри региона |
Межрегиональный |
Телекоммуникационный проект в пределах страны |
|
Международный |
Телекоммуникационный проект, участники которого находятся в разных странах. |
Результаты выполнения проекта
В результате выполнения работы у учащихся расширяется
сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности,
работоспособности.
Большое достоинство проектной деятельности:
• Умение работать в коллективе.
• Брать ответственность за выбор решения на себя.
• Разделять ответственность с другими.
• Демонстрация энтузиазма.
• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
• Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются
новые мысли и идеи.
• Не могут использовать чужой проект.
• Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за
переделами учебного заведения.
• Каждый ученик понимает важность, работы.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Правила успешности проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все дети равны.
2. Команда не соревнуется.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и
оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие
проектное задание.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
Ø практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
Ø исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Ø информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах.
В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Ø творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта.
Ø ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Ø телекоммуникационный проект - особое место в образовательной деятельности занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты. Особенно интересны международные проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения.
По комплексности проекты могут быть: монопроектами и межпредметными.
Ø Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Ø Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По продолжительности:
Ø мини-проекты (укладываются в один урок);
Ø краткосрочные проекты (занимают 4-6 уроков);
Ø недельные проекты (работа выполняется в группах, под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40- учебных часов);
Ø годичные (долгосрочные) проекты (выполняются во внеурочное время как в группах, так и индивидуально, проводится в рамках ученических научных обществ. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на районных, городских, республиканских научно-практических конференциях)
По характеру контактов проекты бывают:
Ø внутри-классными,
Ø внутри-школьными,
Ø региональными
Ø международными. (Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий)
Роль учителя в проектной деятельности Проектирование невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ученику. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В работе над проектом учитель:
Ø помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
Ø сам является источником;
Ø координирует весь процесс;
Ø поощряет учеников;
Ø поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Роль ученика в проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями. Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении Тьютор помогает обучающемуся не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации: · владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности; · инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта); · предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект); · помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие; · является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами. Появление тьютора проблематизирует всю сложившуюся систему образования, он выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования. Тьютор не эрудит, но «картограф» культуры, специалист в области способов организации работы с материалом культуры. Задача тьютора — не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ученику в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление ее (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии учеником проделанного пути.
Критерии оценки проекта. Их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников: · владение способами познавательной деятельности; · умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.; · коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; · самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Методы обучения проектной деятельности
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения, совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.