Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №6»
«Методические рекомендации «Партерная гимнастика, как основа хореографической подготовки»
1.Значение и роль хореографического воспитания в учреждениях дополнительного образования.
2.Танец как вид искусства.
3.Значение и роль хореографии во всестороннем развитии личности ребёнка.
4.Формы организации хореографической деятельности в учреждениях дополнительного обучения.
5.Алгоритм проведения занятия по хореографии занятия.
6. Список литературы.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности - хореографическому. Хореографическое искусство
является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех.
Хореографическое образование и воспитание получают десятки тысяч детей учреждениях дополнительного образования. Занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.
Педагог дополнительного образования должен научить своих учащихся основам хореографического искусства, дать им необходимые знания, навыки, умения, принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, младших школьников и старшеклассников. Он постоянно должен помнить, что выполнение поставленных задач, зависит не только от содержания, но и методики преподавания основ хореографического искусства.
В настоящих рекомендациях предлагается алгоритм организации учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей.
Значение и роль хореографического воспитания в учреждениях дополнительного образования
Хореографическое воспитание детей, обучение их танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует наличие у педагога правильного представления о танце как художественной деятельности, как виде искусства.
Занимаясь хореографией можно преследовать различные цели: например акцентировать внимание на развитие чувства ритма
детей, или их двигательных навыков, артистичности и т.д. Очень часто при этом музыка используется лишь как фон, либо только как регулятор темпо-ритма. Ярким примером этого является занятия шейпингом, гимнастикой, аэробикой.
Нередки случаи, когда эксплуатируется зрелищная сторона танца, особенно в исполнении детей: на различных конкурсах детского танца, Фестивалях, праздниках. При этом забывается, что в результате неправильного подбора музыки и движения в подсознание детей закладывается отрицательный опыт и информация, неправильная ориентация на будущее.
Только ясное понимание природы танца позволяет педагогу осмысленно и квалифицированно решать задачу хореографического воспитания детей, а именно: научить их быть в музыке, а не заниматься движением под музыку /музыка-фон/, движением на музыку /музыка-повод/, сформировать у детей с одной стороны такую психофизиологическую связь между музыкой и движением, при которой музыка начинает управлять движением на глубинном и часто неосознанном уровне, с другой стороны - воспитать у них способность чувствовать, переживать и отражать в движении логику внутренней жизни музыки.
В связи с этим, предваряя описание методики преподавания основ
хореографического искусства в хореографических коллективах, рассмотрим особенности танцевального искусства и некоторые фрагменты из истории танца.
Танец как вид искусства
Танец- это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен человек выражал, осмысливал в танце свои представления о природе жизни, взаимоотношения между людьми, рассказывал о происходящих событиях. В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодом, охотой.
Сейчас еще, в плясках некоторых племен и нapoдoв, можно увидеть подражание охоте: танцоры раскрашивают лицо и тело, надевают маски. И под однообразную дробь барабана разыгрывается выразительная сцена.
Исполняющий роль дикого животного подражает его повадкам, остальные действующие как охотники, подкрадываются, заманивая...
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство, но изначально присущий танцу образный, сюжетный характер остался до нашего времени.
Танцевальное искусство имеет и другие специфические особенности. В нем, в частности в качестве главного средства создания художественного образа используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык танца. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.
Несмотря на то, что в ходе развития танцевального искусства отдельные выразительные движения видоизменялись, заострялись, становились все более условными, тем не менее, они не превратились в бессмысленные «схемы», в каждом из них можно увидеть то или иное значение.
Язык танца перекликается и с языком пантомимы. Оба они имеют общую первооснову - реальные жизненные движения. Однако танцевальные движения меньше походят на бытовые, они достаточно условны. Их обобщенная, «заостренная» форма, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей, танцевальные движения значительно отличаются от своей первоосновы и обладают особой выразительностью.
Особенностью танцевального искусства является также то, что при построении танца для выражения общей идеи, передачи сюжетного развития подбирается именно те движения, которые способствуют такому выражению
наибольшей степени. В целостной композиции это пластически-обобщенная символика, благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это позволяет понимать содержание танца в системе присущего ему языка без словесных пояснений. Язык танца, т.е. язык жестов, поз и движений универсален и понятен людям любой национальности не зависимо от того, в каком уголке мира они проживают и на каком языке они разговаривают. Один и тот же танец вызывает у всех людей одни и те же эмоции, ассоциации, чувства, переживания. Именно поэтому из всех видов искусств только танец до такой глубины способен объединить людей в едином переживании. Это способность позволяет танцу стать средством общения, средством коммуникации между людьми.
Специфической особенностью танцевального искусства, является также органическая связь его языка с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Танец не возможен без музыки, будь то простой аккомпанемент хлопков и притопов или сложное симфоническое произведение. Музыка задает не только темповые, ритмические, динамические характеристики танца, но и является основой его образного содержания. Художественные достоинства музыкального произведения во многом определяют эстетическую ценность танцевального текста.
Музыка является первоосновой при рождении танца. Искренне, живое переживание музыки служит необходимой предпосылкой, основанием для проявления двигательной активности. Такое переживание всегда целостно. Оно захватывает все существо человека. Музыка начинает управлять движением на глубинном, неосознаваемом уровне. Импульс, рождаемый музыкой, вызывает перераспределение мышечного тонуса в теле, меняет структуру дыхания, наполняет тело непрерывными потоками. Возникающие при этом движения рефлекторны по своей природе и индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают наши индивидуальные черты.
Поэтому воздействие танца на человека всегда индивидуально. В этом еще одна его особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение хореографией, отдает предпочтение какому-либо хореографическому жанру, любимому танцу, имея определенный опыт исполнителя. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так же необходимо учиться и танцевать, учиться постигать прекрасный язык танца, постепенно вырабатывать художественный вкус, потребность постоянного общения с хореографией, все более тонко и разнообразно ощущая художественные переживания танца.
Сила воздействия хореографического искусства на духовный мир человека огромна. Танец и движение присуще вселенной. Грациозно извиваются растения, они поворачиваются навстречу солнцу, ритмично колышутся на ветру, принимая самые причудливые формы. У птиц свой язык поз и движений. Они расправляют крылья, выражая угрозу или исполняя брачный танец. Танец животных демонстрирует их силу, агрессию или любовные заигрывания.
По своей природе все мы музыкальны и обладаем чувством ритма. С момента зачатия нас окружают музыка и ритм – от звуков, доносящихся сквозь оболочку зародыша, до ритма ударов сердца. А кто не слышал, как поет мать, мерно покачивая своего ребенка?
Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию и наполняет ею человеческий организм. Оно порождает также психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования.
Именно это положено в основу священных и магических танцев, являющихся неотъемлемой частью культуры любой цивилизации. Шаман и священнослужитель с помощью музыки и танца входили в состояние транса. Ритуальный танец всегда был синтезом духа и движения.
Современный танец так же, как и древний ритуальный танец, обладает магической силой, пробуждающей внутреннюю энергию, творческое начало, способность к импровизации. Управляемое физическое действо человека в форме танца соединяет наши физические возможности и энергию с духовными устремлениями, помогает нам сохранять контакт с высшими жизненными силами. Каждое движение и жест приводит к электрическим изменениям в теле и мозге центральная нервная и мышечная системы преобразуют музыкальные ритмы в форму движения, что позволяет нам расширить традиционное восприятие мира.
Трансцендентальность, способность через подсознание воздействовать на духовный мир человека - еще одно неотъемлемое свойство танца, вызывающее эмоциональный отклик, яркие и красивые мысли и глубокие чувства в человеческой душе.
Особенностью хореографического искусства является также ярко выраженный игровой характер большинства видов танцев, в особенности народных и бытовых, что придает им легкость восприятия и исполнения, положительную эмоциональную окраску и доступность понимания.
Значение и роль хореографии во всестороннем развитии личности
Важнейшие определяющие свойства и особенности танцевального искусства : образность и элементы драматургии, игровой характер танцев, использование в качестве выразительной лексики танцевальных и пантомимических движений, сквозное музыкальное действие, органическая психо-физиологическая связь между музыкой и движением, ярко выраженная национальная самобытность могут быть присущи разным жанрам и видам танца, как сложным, так и простым, в том числе и детским.
Сочетание в хореографической деятельности этих свойств танца (в особенности единства музыки, движения и игры) делает танец не только возможн0 средством эстетического воспитания детей и формирования у них творчества, но и, учитывая возрастные особенности детей, возводят его в ранг самого плодотворного.
Для детского воображения, как отмечал С.Л. Выготский, характерно: воссоздание образов «при посредстве собственного тела». Особенность танца воплощать в жизнь художественные образы только с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений, в полной мере отвечает этой двигательной природе детского соображения и, следовательно, позволяет развивать его в танце более эффективно, чем в других видах детской деятельности.
Как уже упоминалось, танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черта драматургии и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является корнем, первоосновой любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у учащихся творческих способностей.
Все сказанное еще раз подтверждает, что именно танец является видом художественной деятельности наиболее оптимальным для формирования и развития детского творчества, а также важнейшим средством гармоничного сочетания умственного и физического развития детей, воспитание у них нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству.
Возможность наиболее раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в учреждениях дополнительного образования детей.
Рассмотрим некоторые аспекты возможностей использования танца в формировании целостной личности в процессе воспитания и обучения детей в учреждениях дополнительного образования.
Танец как средство физического развития и воспитания. Мы живем в нашем теле, без него невозможно существовать в этом мире, оно является средой обитания нашей души. Это единство нельзя разорвать, не прерывая одновременно и жизнь. Когда душа и тело находятся во взаимодействии, влияют друг на друга - развивается гармонически уравновешенная личность. Тело и его процессы - фундамент личности, через него можно понять личность, сущность человека, через тело можно строить, развивать эту сущность намного сильнее, чем мы думаем.
Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно связано с работой над телом. Стабильный, полноценный человек представляется нам, прямым, энергичным, с хорошей осанкой, походкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять своим телом. Свобода, раскованность внешних движений неразрывно связаны с внутренней свободой, естественным чувствованием, телесным и душевным покоем. Все в человеке связано с работой мышц: и движение, и дыхательная система, и нервная система управляющая ими. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообновление организма.
Человек на 35-40% состоит из мышц. Почти все остальные системы организма служат для приведения мышц в движение, обеспечивают их работоспособность. Мышечное бездействие, особенно в сочетании с нервным напряжением, губительно сказывается на здоровье.
Просто много двигаться - не значит задействовать все мышцы организма. Идея здоровья, совершенствование тела часто ошибочно связывается в сознании людей с бурной физической деятельностью, бегом, утомительными видами спорта, поднятием тяжести, накачиванием мышц и т.д. Но мало кто может заниматься этим систематически и постоянно, начиная с раннего детства на протяжении всей жизни в силу различных причин. К тому же любой вид спорта задействует обычно лишь одну третью часть мышц, часто оставляя не развитыми мышцы стоп, мышцы для поддержания осанки. В этом смысле занятия хореографией имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами двигательной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Танец- это синтез музыки и движения. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Медициной доказано, что под влиянием музыки в организме человека можно вызвать или ослабить возбуждение. Именно поэтому музыка, как средство физиологического воздействия, используется и в гимнастике, и в аэробике, и
игровом стретчинге и других видах занятий, но подлинно органического слияния музыки и движения можно достигнуть только в танце, так как именно танец является материализацией музыкального произведения, воплощением музыкальных образов и ее содержания языком пластики человеческого тела.
Танец задействует буквально все группы мышц; от мышц стопы до мимических мышц лица.
Танец - это комплекс, синтез всевозможных физических упражнений; танец - это и медленная ходьба, и быстрый бег, и стремительный прыжок, танец -это быстрое взрывное движение и статическая поза пантомимы; танец - это энергичное молниеносное вращение всего тела и едва уловимое движение пальца руки; танец - это предельное напряжение и полное расслабление той или иной группы мышц.
Танец доступен всем, танец сопровождает человека от его рождения и до глубокой старости,
Танец- это всегда восторг и радостные эмоции. Танец- это праздник, который всегда с тобой.
Хореография как средство эстетического воспитания и обучения.
Под эстетической воспитанностью человека понимается его способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Эстетическая воспитанность предполагает наличие у человека эстетических идеалов, художественного вкуса, умения глубоко переживать эстетические чувства.
Природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможность постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целеустремленного организованного художественно-эстетического воспитания и обучения. Он оказывается неспособным разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку.
Поэтому очень важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества.
Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей в раннем возрасте. Однако реализация этой важнейшей функции хореографической деятельности возможна лишь при соблюдении определенных принципов организации проведения занятий по хореографии с детьми. Назовем некоторые из них.
Принцип комплексного подхода при организации хореографических занятий. При эстетическом воспитании ребенка различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие при организации занятий по хореографии осуществляется в результате тесных межпредметных связей со слушанием музыки, изобразительным искусством и другими предметами.
Принцип единства хореографического и общего психического развития детей. Этот принцип обусловлен необходимостью органической взаимосвязи эстетического и общего становления личности ребенка. Хореографическая деятельность детей обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, мышления. В процессе занятий хореографией дети приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся у них при этом способности в других видах деятельности.
Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей на занятиях по хореографии. Соблюдение этого принципа на занятиях хореографией напрямую определяет действенность этих занятий в деле эстетического воспитания детей. Хореография знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, является средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается лишь тогда, когда хореографическая деятельность является не репродуктивной, а активной самостоятельной творческой.
Принцип эстетики детской жизни. Этот принцип требует от педагогов-хореографов организации отношений, деятельности, общения с детьми по законам красоты, принесения им радости. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с ровесниками и взрослыми, условия занятий и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота,
создании которой ребенок принимает активное участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем является необходимым условием хореографической деятельности.
Принцип учета возрастных особенностей детей. Соблюдение всех на-званных принципов при организации хореографических занятий с детьми позволяет сделать эти занятия действенным средством эстетического развития детей, пробуждения в них способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей.
Хореография как средство формирования морального облика детей. Танец, воздействуя непосредственно на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Это воздействие бывает более сильным, чем любые указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Хороводы, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство хореографии помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии танцев, обогащают переживания детей, их духовный мир. Коллективные танцы также способствуют решению воспитательных задач, так как дети охвачены общими переживаниями. Танец требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного, успешное выступление других детей, служит тормозом отрицательных проявлений.
Занятия хореографией влияют на общую культуру учащихся. Чередование различных заданий требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя танец, необходимо вовремя начать и закончить его; действовать, постоянно подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивных желаний выделиться, перегнать кого-либо.
Таким образом, хореографическая деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Хореография как средство активизации умственных способностей. Занятие хореографией тесно связаны с умственными процессами, так как требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к музыке, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы хореографа, после того как прозвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер произведения, его темп, динамическую окраску, подыскивает танцевальные средства для выражения его содержания. Эти попытки эстетической оценки произведения требуют активной умственной деятельности ребенка.
В хореографической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изображать картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, жесты. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, занятия хореографией являются важнейшим средством всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Взаимосвязь между различными сторонами воспитания складывается в процессе занятий разнообразными видами и формами хореографической деятельности. Эмоциональная отзывчивость и музыкальность позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют детей физически. Одним словом, чтобы сделать детей здоровыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей красивыми - учите их танцевать, чтобы сделать детей умными - учите их танцевать.
Формы организации хореографической деятельности в учреждениях дополнительного обучения
. Учебные занятия
Занятие – основная форма организации хореографической деятельности в учреждениях дополнительного образования. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.
Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка. Фронтальные занятия проводится со всей группой детей. В них представлены все виды деятельности: слушание музыки, исполнительство, игра, творчество, образовательная деятельность.
По содержанию занятия могут быть: типовые, тематические. Типовые занятия включают в себя все виды деятельности.
На тематических занятиях выбирается тема, объединяющая все виды деятельности. Оно тоже может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.
Комплексное занятие содержит различные виды искусств, это итоговое занятие, дети показывают, чему они научились за определенный период обучения.
Тематическое занятие подразделяется на:
собственно-танцевальные занятия. Тема связана с танцем, позволяет наиболее полно дать представление о танцевальном искусстве, его выразительных возможностях. Темы таких занятий могут быть различны: «Русский танец», «Современные ритмы» и другие.
Сюжетные занятия. Они объединяются общей темой, имеют единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Дети всегда с восторгом и интересом воспринимают сказочную ситуацию, и по ходу действия сочиняют свои движения и танцы. Фрагменты классической, народной, детской песни изобразительного характера усиливают впечатление, дают толчок творчеству. В основном такие занятия проводятся с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.
Учебное занятие – это:
· модель деятельности педагога и детского коллектива;
· ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
· время, в течение которого обучающийся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию -это достижение цели, поставленной педагогом и принятой, обучающимися.
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе
– анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д. занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Учебно-методический комплекс- это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению и реализации обучающимися учебного материала дисциплины, входящего в основную образовательную программу по одной из специальностей (направлению).
Учебно-методический комплекс составляют основные и дополнительные учебные и учебно-методические материалы следующего назначения:
- регламентирующие содержание и порядок освоения учебной дисциплины или профессионального модуля;
- самостоятельную работу обучающихся и учебно-методическую деятельность педагогов;
- определяющие теоретическое содержание дисциплины (раздела, предметной области);
- ориентированные на практическое применение теоретических знаний
контроль усвоения учебного материала, а также иные материалы учебного назначения.
Основные учебные и учебно-методические материалы, наиболее полно отражающие содержание предметной области дисциплины и являющиеся обязательными для обеспечения учебного процесса.
Дополнительные - учебные и учебно-методические материалы являются вспомогательными при изучении данной дисциплины, позволяют получить более глубокие знания предметной области или отдельных ее разделов, могут быть использованы обучающимися при подготовке эссе, докладов, рефератов и т.д.
В состав учебно-методических комплексов входят следующие виды учебных и учебно-методических материалов:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; - календарный учебный график; - учебные пособия;
- методики и педагогические сценарии проведения занятий; - наглядные дидактические материалы; Сформулировав цель занятия на основе изложенных выше требований, педагог должен ясно и конкретно представлять себе, что он намерен получить к моменту окончания занятия, какие показатели позволят ему убедиться в достижении этого результата, чем обоснован выбор именно этих показателей.
Основные требования к современному занятию:
Общие:
· Наличие учебно-планирующей документации (примерная программа, рабочая программа, календарный план - график по учебной дисциплине, поурочные планы)
· Выполнение учебных планов и программ.
· Соответствие плана занятия календарному плану - графику
o Подготовка обучающихся к занятию. Домашнее задание.
· Оценка правильности определения цели и задач занятия.
· Рациональность структурного построения занятия, целесообразность распределения на элементы.
· Рациональность выбора учебного содержания материала.
· Оценка методов проведения занятия, способов активизации познавательной деятельности обучающихся. Осуществление межпредметных связей. Использование наглядных средств и ТСО. Организация самостоятельной работы обучающихся. Индивидуальная работа на занятии.
· Нравственная атмосфера на занятии.
· Методика контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
· Проведение практических упражнений и лабораторных работ на занятии.
· Контрольные работы и их выполнение.
Дидактические:
· Четкое определение образовательных задач занятия в целом и его составных элементов.
· Определение оптимального содержания занятия.
· Выбор наиболее рациональных методов обучения, стимулирования и контроля.
· Осуществление на занятии принципов и условий успешного обучения.
· Воспитательные:
· Постановка воспитательных задач обучения.
· Формирование у обучающихся эстетического вкуса, обеспечение связи с жизнью и практикой.
· Формирование у обучающихся познавательных интересов.
· Всестороннее изучение и учет уровня развития и психофизических особенностей обучающихся (типы мышления, памяти, внимания).
· Соблюдение педагогического такта.
Организационные:
· Наличие продуманного плана проведения занятия на основе календарного плана - графика.
· Организационная четкость проведения занятия (современность на-ала, максимальное использование времени, оптимальный темп обучения, логическая стройность, закономерность, сознательная дисциплина обучающихся на протяжении занятия).
Следует выделить такие общие требования к современному занятию в системе дополнительного образования детей:
· своевременное начало, темпоритм;
· хорошее начало и хорошее окончание;
· создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности;
· активная позиция ребенка;
· чётко сформулированные тема, цель, задачи урока;
· соотнесение цели и результата;
· соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
· логическая стройность и законченность;
· создание и поддерживание познавательной и самостоятельной активности детей;
· последовательность и четкая дозировка материала;
· применение разнообразного арсенала методов и средств обучения, создание необходимых учебно-материальных условий;
· наличие продуманного плана-конспекта занятия;
· проведение рефлексии;
· мотивация детей к дальнейшей работе в детском объединении.
Примерная структура занятия в системе дополнительного образования
включает в себя следующие такие этапы:
1. Организация начала занятия (актуализация знаний)
2. Постановка цели и задач занятия (мотивация)
3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)
4. Практическая часть (первичное закрепление навыков)
5. Рефлексия
6. Обучение танцевальным движения происходит путём практического показа и словесных объяснений. Педагог должен чётко определить баланс в сочетании этих двух методов, во избежании потери внимания или скуки на занятии, а также при постоянном практическом показе.
Так, например, занятие по хореографии проходит по следующему алгоритму:
Организованный вход детей под любое музыкальное произведение (но
желательно под марш) в танцевальный зал и расстановка на сценической площадке.
Поклон-приветствие.
Разминка.
Основная часть - повторение пройденного материала и разучивание новых танцевальных движений. Причем сложные танцевальные движения разучиваются в начале занятия, пока дети еще не успели устать.
Заключительная часть – исполняется наиболее полюбившийся танец или музыкально-хореографическая игра.
Анализ занятия.
Поклон – прощание.
Организованный выход из зала.
Структура занятия может изменяться в зависимости от поставленных дидактических задач в процессе занятия.
Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Хореографическое занятие состоит из экзерсиса у палки (станка) и на середине зала. Все эти действия являются основой техники исполнительского мастерства.
Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива.
Список литературы
Базарова Н.П. Классический танец. Методика обучения... - Л., Искусство, 1975.
· Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - Л.: Искусство. 1983. -207 с.
· Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СП б.: «Люкси» «Респекс». - 256 с, ил.
· Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие для ин-тов культуры, театр., хореогр. и культ.-просвет, училищ. Изд. 2-е. - М., «Просвещение», 1973.
· Богаткова Л. Танцы народов СССР. - М., Молодая гвардия, 1954.
· Блок Л.Д.Классический танец. - М. 1987.
· Бекина С. И. И другие. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 -7 лет): изопыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С. И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н.
· Бочарникова Е. Мартынова О. Московское хореографическое училище. - М.,1954.
· Бочкарёва Н. И. Ритмика и хореография: учебно-методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств.-Кемерово.-Кемеровск.гос. академия культуры и искусств, 2000.-101 с.
· Ваганова А. Я.Основы классического танца.-Л.Искусство, 1980.
· Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М. 1971.
· Варга Т.Л., Саввиди И.Я. и др. Образовательная программа школы-студии «Фуэте». – Томск, ДТДиМ, 2009.
· Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед. ин-ов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: 1987.
· Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоции и чувств. Ч. - 1, 42 Томск, 1994.
· Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1974.
· Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств. - М. –Л., 1982.
· Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. - М.: Издательство Московского института культуры. 1994. - 320с, с ил.
· Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - Л., 1980.
· Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - Л: Искусство, 1968. 260с.
· Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. - М.: Искусство, 3979. - 259 с, 40 ил.
· Леонов Б.. Музыкальное ритмическое движение. Минск, 1971.
· Лисс С.Б. Образовательная программа театра танца «Ривьера». – Томск, ДДТ «У Белого озера». 2008.
· Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М: Искусство, 1976.
· Нешевский Н.П. Изобразительное искусство и худ. труд. – М.: Просвещение, 1995.
· Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986,395с.
· Ритмика и танец. Программа. - М. 1980.
· Соболева Г.Г. Современный русский народный хор. -М.: Знание, 1978.
· Теория и методика классического танца. Программа по специальности 05.07.00 «Педагогика и хореография». - М: ГИТИС, 1998.
· Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... Знакомство детей с русским
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.