Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературного чтения разработан по ТРКМ с использованием направленного чтения. Все виды работ на уроке направлены на развитие навыков читательской грамотности и умение анализировать текст,а также способствуют воспитанию позитивно-ценностного отношения к окружающему миру и людям (чувства сопереживания, умения оценивать поступки.)
Иконка файла материала Урок литературного чтения .Л.Толстой Акула.docx
Учитель: Майлакова Елена Анатольевна  Тема :      Л.Н.Толстой «Акула». Цель:      Создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы, раскрыть смысл рассказа    Л.Н.Толстого «Акула» Задачи   развивать навыки читательской грамотности и умение анализировать текст;  развивать навыки рефлексии и адекватной самооценки по заданным критериям;  воспитывать позитивно­ценностное отношение к окружающему миру и людям (чувства сопереживания, умения оценивать поступки)  Планируемые результаты : Знакомятся   с     произведением   Л.Н.Толстого   «Акула».   Учатся   читать   вслух   бегло,   выразительно,   передавая   свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находят эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.   Определяют   основную   мысль   произведения,  понимают   какую   информацию   о   чувствах   и   настроениях   автора   несут образные слова.  Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование.  Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, в группе, задают вопросы.  Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания. Образовательные ресурсы:  ­ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка,­К.Х. Жаданова  ,Е.Д .Бражникова. Литературное чтение.  3 класс; учебник. «Алматыкитап  баспасы»,2014.  ­ Средства ИКТ (  Презентация к уроку , видеоролик  «Все об акулах»,  аудиофильм «Акула», видеоролик «Морской  берег»,) ­ фотографии для картинного плана.                 Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Ресурсы Оценивание  для обучения Модули  СТАДИЯ  ВЫЗОВА 1 мин 1Мотивационный этап 14мин Задача: Выйти на тему  урока, создать  мотивацию у  учащихся,  пробудить интерес 1 . Организационный  момент. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас. -«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) ­Тогда за работу, для начала проведём речевую разминку. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Все правильно и внятно, Готовность к уроку. Подготовка к продуктивной  работе. Презентация  Слайд №1 НП, ВО,ИКТ Взаимооце нка по критериям: 2б-четко, выразитель но,быстро 1б- с замечанием В листе самооценк и по критериям: 1)Без ошибок-2б. 2)С ошибкой-1б НП, ВО НП, ВО,ИКТ Чтение скороговорок в паре. Карточка со  скороговоркой Презентация Слайд №2 Видеоролик «Морской  берег» ­отгадывают загадку. ­выражают свои мысли,  учитывают мнения товарищей. Презентация Слайд №3 ИКТ ,ВО 1)Речевая  разминка Задача: создать  психологический  настрой на урок,  подготовить  речевой аппарат  учащихся. 2)Отгадывание  загадки 2 мин 2мин Чтоб было всем понятно. 1. Работа со скороговорками в паре. В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах. На реке Роман поймал руками рака. На речной мели мы на налима набрели. -К какой тематике можно отнести эти скороговорки? -Оцените свою работу в паре. -Кто из вас был на море? -Закройте глаза и представьте себе, что вы на берегу морского берега. 2.Загадка. Море тёплое вокруг, Мы купались в нём, и вдруг Всех друзей как ветром сдуло, К пляжу подплыла … (АКУЛА) -Правильно, ребята. Это ключевое слово темы нашего урока. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиковрусской литературы – Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? - Как выдумаете, кто будет героем этого произведения? – Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? - Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после знакомства с произведением. -Мы уже знакомы с произведениями данного автора, поэтому вспомнить его творчество нам поможет .. 4. «Кластер» 5.Доп. марериал. -Что вы знаете об акулах? (подготовленные ученики) Какая это информация? Почему? (научно- ­выражают свои мысли,  учитывают мнения друг друга, аргументируют  , доказывают  свое мнение. Опора на слова ­ Я думаю…. потому что …Могу  предположить… 2 чел.составляют « Кластер» у доски. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания. Рассказывают  дополнительный материал об  акулах ­4 чел. ­просмотр видеоролика. Извлечение необходимой  информации из сообщения и  видеопросмотра. Участвуют в целеполагании,  ставят учебную задачу: ­прочитать произведение; ­ поработать над  содержанием; ­ познакомимся с героями; ­ пополнить сл.запас; 3мин 2 мин Кластер на доске Сообщение об акулах – 4 человека+ видеоролик «Все об акулах» Презентация Слайд № 4 Прием «Предположение» Прием «Кластер» Сообщение об  акулах. ИКТ  ИКТ, НП,2мин 2.  Актуализация  знаний учащихся. Задача ­   актуализировать   знания, организовать  работу, для  знакомства с новым произведением. Постановка  учебной задачи 3. Работа по теме урока 1)Словарная работа познавательная, сообщает факты) -Давайте еще раз озвучим главную цель нашего урока . - Определите с помощью опорных фраз учебные задачи. - Познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Акула». - Продолжим работу над развитием читательских умений . Будем обсуждать и анализировать прочитанное. Учиться читать грамотно и выразительно. -В произведении нам встретятся слова значение которых будет непонятно. Где мы можем узнать значение этих слов? Соотнесите слова с их лексическим значением Артиллерист Полотно Фитиль Ропот Хобот ­ выяснить жанр  произведения; ­ определить идею  произведения;  ­ быть внимательными и  вдумчивыми читателями; ­ находить ключевые слова; Работают по маршрутному  листу: соотносят слова с их  лексическим значением,  проверяют по ключу и  оценивают свою работу по  критериям. Презентация Слайд№5 В листе самооценк и по критериям: 1) По одному баллу за правильное лексическое значение слова 5сл.-5 б. ИКТ,НП Аудиозапись 1части ИКТ,КМ, НП 8мин -Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка . А пойдем в море мы на замечательных корабликах, которые лежат у вас на партах и с морской черепашкой, которая будет нам помогать преодолевать все препятствия. Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса. Итак, вместе с героями рассказа мы отправляемся в путь . -В ходе чтения будем заполнять таблицу чувств. Знакомство с 1 отрывком по слайдфильму до слов… «Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вопросы к 1 отрывку: - Кем приходится 2).Знакомство с текстом Прием «Чтение с остановками» II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Выражают свои мысли ,  аргументируют свое мнение,  учитывают мнения других,  вступают в диалог,  включаются в совместную  работу. Работают с содержанием  текста. Определяют  настроение главного героя,  его чувства и оформляют их в  таблице. Понимают цель чтения,  осмысливают прочитанное,  делают выводы. В таблице настроения­ гордость, любовь Высказывают предположение.НП ,КМ Анализ произведения . «Таблица настроения» Прием «Чтение с остановками» артиллерист одному из мальчиков? Докажите словами из текста. - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? - Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист ? -Заполните таблицу «настроения» на данном этапе. -Как вы думаете, что произойдет дальше? Чтение 2 отрывка подготовленным учеником до слов… «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.» Вопросы ко 2 отрывку: - Как автор передает неожиданность, внезапность появления Строят монологическое высказывание, выделяют существенное из данных Понимают цель чтения,  осмысливают прочитанное,  делают выводы. В таблице настроения- Волнение, ужас. Высказывают предположение.акулы? - Какие слова автора показывают чувство страха? Акула! Чудовище! - При чтении, на что нам надо обратить внимание? - Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? -А как ведет себя артиллерист? Зачитайте -Иногда бывают такие ситуации, когда никто не знает ,что делать и тогда наступает « момент тишины» А теперь какие чувства испытывает артиллерист? -Заполните таблицу «настроения » на данном этапе. - Как думаете, что произойдет дальше? Чтение 3 отрывка самостоятельно до слов… …мальчики поплыли в разные стороны». Вопросы к 3 отрывку - Что сделали мальчики, когда увидели акулу? Высказывают предположение. Показывают умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя худ.средства. В таблице настроения- Страх за детей. -Высказывают предположение Учатся строить монологическое доказательное высказывание. «Таблица настроения» Прием «Предположе ние» Прием «Чтение с остановками» НП, КМ КМ, НП«Таблица настроения» Прием «Предположе ние» Прием «Чтение с остановками» -В каком состоянии человек пронзительно кричит? Найдите и зачитайте слова, которые указывают на действия матросов. - Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент? -Заполните таблицу «настроения» на данном этапе. -Что может произойти дальше? Чтение 4 отрывка учителем до слов… На минуту дым застлал нам глаза…» -Что вывело артиллериста из оцепенения? Зачитайте это предложение. Что автор хотел передать словами “сорвался с места” - А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? -Что произошло дальше? -Почему артиллерист пошел на этот шаг? -Как вы думаете , легко В таблице настроения- Решительность Высказывают предположение. Понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы. Маршрутный лист В листе самооценк и по критериям: 1)Все заполнено- 2б«Таблица настроения» Прием «Предположе ние» Прием «Чтение с остановками» ли было ему принять решение стрелять из пушки? -Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками? -Как вы относитесь к поступку артиллериста? Перечислите его качества. Как называется данный момент в рассказе ,если его рассматривать по сюжетной линии? Заполните таблицу «настроения» на данном этапе. -Как вы думаете, чем закончится данное повествование? Чтение 5 отрывка по абзацам :мальчики- девочки-учитель. - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? - Что он в это время чувствовал? -Что его побудило совершить этот поступок? - Верны ли ваши предположения о произведении? - Понравилось вам 2мин 2мин 2мин 2)Есть недочеты- 1б В таблице настроения- Радость, облегчение - Оценивают правильность выполнения действий и заполнение таблицы. Осуществляют профилактику утомления. Выступают в роли корреспондентов. Презентация Слайд№6 Маршрутный лист Маршрутный лист Слайд №6 (Ключ к тесту) В листе самооценк НП НП,ВО,КМВыбирают тот вариант, который отображает идею произведения. Выполняют тест для проверки осознанного понимания текста. Проверка по ключу. произведение? Чем? - Было ли вам страшно? Когда? - Какие эпизоды запомнились больше всего? - За кого вы переживали? - К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? -Проверим таблицу настроения. Итог по таблице. – Дайте оценку настроению рассказа и вашему настроению. Постоянно оно или непостоянно? -Оцените свою работу по критериям, запишите баллы в лист самооценки. Море очень широко, Море очень глубоко. Рыбки там живут, друзья, А вот воду пить – нельзя. -Поделитесь, пожалуйста , своими впечатлениями о прочитанном. Для ответа можете воспользоваться «Таблица настроения» 4.Физкультми нутка 2мин Прием «Свободный микрофон» 5. и по критериям: ИКТ,ТиО НП,ВО,КМ постер постер постер постерОпределение темы и идеи рассказа. Осмысление содержания. 3)Тест Самостоятель ная работа учащихся. 6мин «словами – помощниками» -«Меня удивило в рассказе…» -« Был поражен…» -« Меня заставило задуматься…» -Какова же идея произведения? - С какой целью Л.Н.Толстой написал этот рассказ? -Что он хотел донести до читателя? -Выберите тот вариант с которым вы согласны. Безответственность, беззаботность,     легкомыслие мальчиков чуть не привела к трагедии. О   смелости   мальчиков,   они несмотря на опасность учились плавать   в   открытом   море, чтобы   быть   сильными   и ловкими. Быть   готовым   в   любой момент прийти на помощь. -В чем заключается главная мысль рассказа? -Есть ли в наше время необходимость в таких людях, как старый артиллерист ? Тест 1. Автор рассказа «Акула» а) Л.Н.Толстой б) -Выбирают 4 самые важные черты характера главных героев. (артиллерист-мальчики) -Составляют план рассказа. -Раскладывают картинки в логической последовательности. Работают с текстом: выборочное чтение. Составляют ромашку Блума. 1-1гр - Объясняющий 2-2гр - Уточняющий 3-3гр - Оценочный 4-4гр - Практический 5-всем гр - Творческий КМ, ВО, ИКТ,  ТиО ФО В листе самооценк и по критериям: довольны своей работой в группе - алый парус, не совсем довольны – голубой и совсем не Презентация Слайд №7 Презентация Слайд №8довольны- желтый. Презентация Слайд №9 Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин 2. Определи жанр произведения «Акула» а) сказка в) стихотворение б) рассказ г) басня 3. Отметь имя и отчество Толстого а) Алексей Константинович б) Алексей Николаевич в) Лев Николаевич 4. Старый артиллерист побежал: а) в каюту б) на палубу в) к пушке 5.Корабль стоял у берегов а) Америки б) Африки в) Индии 6. Главный герой рассказа «Акула» а) мальчик б) матрос в) артиллерист 7. Самый напряженный момент в произведении называется а) завязка б) развязка в) кульминация Творческая работа в группах. 1группа: Портреты главных героев 2группа: -Подсчитывают все баллы за урок .Оценивают себя по критериям. 6мин 6.Обобщение полученныхзнаний. Работа в группах. Прием «Четыре характера» Прием «Логические цепочки» Прием «Выборочное чтение» Стратегия «Ромашка Блума» 2мин 3мин -Составить план рассказа из рассыпанных частей. 3 группа - Распределите картинки в соответствующей последовательности. -Подберите отрывки из текста к каждой картинке. 4 группа - Мы сегодня попытаемся составить волшебную ромашку вопросов. -Она у нас получится, если вы верно распределите вопросы и ответите на них. - Назовите все вопросы ромашки Блума. - На парте у вас памятки вопросов. ­ Назовите все  вопросы ромашки Блума в   группе. (можете воспользоваться  памяткой)  Оценить вопросы ,  определите их вид и  ответить на них.  Составьте  ромашку Блума. -Покажем свое7.Защита проектов. Ш.СТАДИЯ  РЕФЛЕКСИИ 8.Домашнее задание. 9.Итог урока. отношение к тому, как вы работали сегодня в группе с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны – голубой и совсем не довольны- желтый. Выберите и прикрепите парус к мачте вашего корабля. - Работу каких детей вам особенно хочется отметить? Почему? С кем вам было комфортно работать? Посчитайте количество баллов. Подведем итог: - Какое настроение у вас сейчас? – За что вы можете себя похвалить? Подведите итоги в таблице самооценки: Посчитайте количество баллов. Домашнее задание : 1)Пересказ текста. 2)- Творческий пересказ от лица старого артиллериста. 3)Сравнитьпроизведения « Прыжок» и « Акула» и составить диаграмму Венна. -Наш урок я хочу закончить притчей: Однажды старая мудрая черепаха встретила у моря трёх молодых черепашек. «Каким было ваше путешествие к морю?»- спросила она каждую. Первая ответила: – «Я целый день гребла ластами по ненавистному горячему песку и с трудом добралась до моря». Вторая ответила: – «Я достаточно легко добралась до моря. Мне было интересно путешествовать». Третья ответила: – «Я вообще не заметила, как пролетело моё путешествие, так он было увлекательно». Кто из вас на уроке был: (на доске) первой черепашкой, второй, третьей? (Ответы учеников) -Итак, ребята, никогда не нужно теряться вразличных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение. Любовь сильнее страха. Любите и берегите друг друга. Спасибо за урок. Приложение 1Задание группа №1 Приём “Черты характера”. Выбрать самые важные черты характера главных героев. Обосновать свой выбор. Артиллерист: Мальчики 1.________________________ 2._________________________ 3.__________________________ 4.__________________________ 4.______________________ Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова. 1._______________________ 2._______________________ 3._______________________ Словарик настроений, чувств и характеров: Мальчики: Артиллерист: Активные ГероизмБеззаботные Любование Беззащитные Мужество Весёлые Находчивость Испуганные Оцепенение Ловкие Радостный Озорные Решительность Заданиегруппа №2 Восстановить последовательность частей плана. Купание в парусе. Дети спасены. Появление акулы. Стрельба из пушки. Мальчики в открытом море. Остановка корабля. Стрельба из пушки. Задание Группа № 3Распределить иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Акула» логически последовательно. Подобрать а к каждой  картинке  отрывок из теста и зачитать.Задание группа №4 - Назовите все вопросы ромашки Блума в группе. (можете воспользоваться памяткой) Оценить вопросы , определите их вид и ответить на них. Составьте ромашку Блума. 1. Почему капитан дал команду : «Купаться?» 2. Верно ли, что отец мальчика старый артиллерист? 3. Какие чувства вы испытали, прочитав о том ,что акула в 20 метрах от мальчиков? 4.Как бы вы поступили, если бы были на месте главного героя? 5.Предположите, что могло бы произойти, если бы артиллерист не попал в акулу?Тест 1. Автор рассказа «Акула»  а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин  2. Определи жанр произведения «Акула»  а) сказка б) стихотворение в) рассказ г) басня  3. Отметь имя и отчество Толстого  а) Алексей Константинович  б) Алексей Николаевич  в) Лев Николаевич  4. Старый артиллерист побежал:  а) в каюту б) на палубу в) к пушке  5.Корабль стоял у берегов  а) Америки б) Африки в) Индии  6. Главный герой рассказа «Акула»  а) мальчик б) матрос в) артиллерист  7. Самый напряженный момент в произведении называется  а) завязка б) развязка в) кульминация  КЛЮЧ К ТЕСТУ: /а, в, в, в, б, в, в/Приложение2 Маршрутный лист Фамилия, имя ученика……………………………………………№ Этапы работы Задания Критерии оценивания Балл ы 1 2 3 Речевая разминка. Скороговорк а. Чтение по   японски. Словарная  работа 4 Таблица  настроения 1)Четко, выразительно, быстро- 2б. 2) С замечанием- 1б 1)Без ошибок- 2б. 2)С ошибками- 1б. По одному баллу за правильное определение лексического значения слова 5сл.-5 б. 1)Все заполнено- 2б 2)Есть недочеты- 1б СОЛОНА ВОДА МОРСКАЯ ОЧЕНЬ ГОРЬКАЯ ТАКАЯ Артиллерист – а) военнослужащий, при огнестрельном орудии. б)спортсмен Полотно - а) слабое освещение б) белая льняная ткань Фитиль – а) горючий шнур для воспламенения зарядов б) тропическое растение Ропот - а) негромкая речь б) классическая музыка Хобот – а) удлиненный нос б)задняя часть орудия Части 1. Чувства 2. 3. 4. 5.

Посмотрите также