Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"
Оценка 5

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
01.03.2018
Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"
Конспект урока литературного чтения разработан по ТРКМ с использованием направленного чтения. Все виды работ на уроке направлены на развитие навыков читательской грамотности и умение анализировать текст,а также способствуют воспитанию позитивно-ценностного отношения к окружающему миру и людям (чувства сопереживания, умения оценивать поступки.)
Урок литературного чтения .Л.Толстой Акула.docx
Учитель: Майлакова Елена Анатольевна  Тема :      Л.Н.Толстой «Акула». Цель:      Создать условия для знакомства с произведением детской классической литературы, раскрыть смысл рассказа    Л.Н.Толстого «Акула» Задачи   развивать навыки читательской грамотности и умение анализировать текст;  развивать навыки рефлексии и адекватной самооценки по заданным критериям;  воспитывать позитивно­ценностное отношение к окружающему миру и людям (чувства сопереживания, умения оценивать поступки)  Планируемые результаты : Знакомятся   с     произведением   Л.Н.Толстого   «Акула».   Учатся   читать   вслух   бегло,   выразительно,   передавая   свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находят эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.   Определяют   основную   мысль   произведения,  понимают   какую   информацию   о   чувствах   и   настроениях   автора   несут образные слова.  Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование.  Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, в группе, задают вопросы.  Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания. Образовательные ресурсы:  ­ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, ­К.Х. Жаданова  ,Е.Д .Бражникова. Литературное чтение.  3 класс; учебник. «Алматыкитап  баспасы»,2014.  ­ Средства ИКТ (  Презентация к уроку , видеоролик  «Все об акулах»,  аудиофильм «Акула», видеоролик «Морской  берег»,) ­ фотографии для картинного плана.                 Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Ресурсы Оценивание  для обучения Модули  СТАДИЯ  ВЫЗОВА 1 мин 1Мотивационный этап 14мин Задача: Выйти на тему  урока, создать  мотивацию у  учащихся,  пробудить интерес 1 . Организационный  момент. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас. -«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) ­Тогда за работу, для начала проведём речевую разминку. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать Все правильно и внятно, Готовность к уроку. Подготовка к продуктивной  работе. Презентация  Слайд №1 НП, ВО,ИКТ Взаимооце нка по критериям: 2б-четко, выразитель но, быстро 1б- с замечанием В листе самооценк и по критериям: 1)Без ошибок-2б. 2)С ошибкой-1б НП, ВО НП, ВО,ИКТ Чтение скороговорок в паре. Карточка со  скороговоркой Презентация Слайд №2 Видеоролик «Морской  берег» ­отгадывают загадку. ­выражают свои мысли,  учитывают мнения товарищей. Презентация Слайд №3 ИКТ ,ВО 1)Речевая  разминка Задача: создать  психологический  настрой на урок,  подготовить  речевой аппарат  учащихся. 2)Отгадывание  загадки 2 мин 2мин Чтоб было всем понятно. 1. Работа со скороговорками в паре. В камышах шуршат мышата, шумно плещутся в ушатах. На реке Роман поймал руками рака. На речной мели мы на налима набрели. -К какой тематике можно отнести эти скороговорки? -Оцените свою работу в паре. -Кто из вас был на море? -Закройте глаза и представьте себе, что вы на берегу морского берега. 2.Загадка. Море тёплое вокруг, Мы купались в нём, и вдруг Всех друзей как ветром сдуло, К пляжу подплыла … (АКУЛА) -Правильно, ребята. Это ключевое слово темы нашего урока. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? - Как выдумаете, кто будет героем этого произведения? – Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? - Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после знакомства с произведением. -Мы уже знакомы с произведениями данного автора, поэтому вспомнить его творчество нам поможет .. 4. «Кластер» 5.Доп. марериал. -Что вы знаете об акулах? (подготовленные ученики) Какая это информация? Почему? (научно- ­выражают свои мысли,  учитывают мнения друг друга, аргументируют  , доказывают  свое мнение. Опора на слова ­ Я думаю…. потому что …Могу  предположить… 2 чел.составляют « Кластер» у доски. Осознанное и произвольное  построение речевого  высказывания. Рассказывают  дополнительный материал об  акулах ­4 чел. ­просмотр видеоролика. Извлечение необходимой  информации из сообщения и  видеопросмотра. Участвуют в целеполагании,  ставят учебную задачу: ­прочитать произведение; ­ поработать над  содержанием; ­ познакомимся с героями; ­ пополнить сл.запас; 3мин 2 мин Кластер на доске Сообщение об акулах – 4 человека+ видеоролик «Все об акулах» Презентация Слайд № 4 Прием «Предположение» Прием «Кластер» Сообщение об  акулах. ИКТ  ИКТ, НП, 2мин 2.  Актуализация  знаний учащихся. Задача ­   актуализировать   знания, организовать  работу, для  знакомства с новым произведением. Постановка  учебной задачи 3. Работа по теме урока 1)Словарная работа познавательная, сообщает факты) -Давайте еще раз озвучим главную цель нашего урока . - Определите с помощью опорных фраз учебные задачи. - Познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Акула». - Продолжим работу над развитием читательских умений . Будем обсуждать и анализировать прочитанное. Учиться читать грамотно и выразительно. -В произведении нам встретятся слова значение которых будет непонятно. Где мы можем узнать значение этих слов? Соотнесите слова с их лексическим значением Артиллерист Полотно Фитиль Ропот Хобот ­ выяснить жанр  произведения; ­ определить идею  произведения;  ­ быть внимательными и  вдумчивыми читателями; ­ находить ключевые слова; Работают по маршрутному  листу: соотносят слова с их  лексическим значением,  проверяют по ключу и  оценивают свою работу по  критериям. Презентация Слайд№5 В листе самооценк и по критериям: 1) По одному баллу за правильное лексическое значение слова 5сл.-5 б. ИКТ,НП Аудиозапис ь 1части ИКТ,КМ, НП 8мин -Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка . А пойдем в море мы на замечательных корабликах, которые лежат у вас на партах и с морской черепашкой, которая будет нам помогать преодолевать все препятствия. Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса. Итак, вместе с героями рассказа мы отправляемся в путь . -В ходе чтения будем заполнять таблицу чувств. Знакомство с 1 отрывком по слайдфильму до слов… «Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вопросы к 1 отрывку: - Кем приходится 2).Знакомство с текстом Прием «Чтение с остановками» II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Выражают свои мысли ,  аргументируют свое мнение,  учитывают мнения других,  вступают в диалог,  включаются в совместную  работу. Работают с содержанием  текста. Определяют  настроение главного героя,  его чувства и оформляют их в  таблице. Понимают цель чтения,  осмысливают прочитанное,  делают выводы. В таблице настроения­ гордость, любовь Высказывают предположение. НП ,КМ Анализ произведения . «Таблица настроения» Прием «Чтение с остановками» артиллерист одному из мальчиков? Докажите словами из текста. - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? - Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист ? -Заполните таблицу «настроения» на данном этапе. -Как вы думаете, что произойдет дальше? Чтение 2 отрывка подготовленным учеником до слов… «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.» Вопросы ко 2 отрывку: - Как автор передает неожиданность, внезапность появления Строят монологическое высказывание, выделяют существенное из данных Понимают цель чтения,  осмысливают прочитанное,  делают выводы. В таблице настроения- Волнение, ужас. Высказывают предположение. акулы? - Какие слова автора показывают чувство страха? Акула! Чудовище! - При чтении, на что нам надо обратить внимание? - Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? -А как ведет себя артиллерист? Зачитайте -Иногда бывают такие ситуации, когда никто не знает ,что делать и тогда наступает « момент тишины» А теперь какие чувства испытывает артиллерист? -Заполните таблицу «настроения » на данном этапе. - Как думаете, что произойдет дальше? Чтение 3 отрывка самостоятельно до слов… …мальчики поплыли в разные стороны». Вопросы к 3 отрывку - Что сделали мальчики, когда увидели акулу? Высказывают предположение. Показывают умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя худ.средства. В таблице настроения- Страх за детей. -Высказывают предположение Учатся строить монологическое доказательное высказывание. «Таблица настроения» Прием «Предположе ние» Прием «Чтение с остановками» НП, КМ КМ, НП «Таблица настроения» Прием «Предположе ние» Прием «Чтение с остановками» -В каком состоянии человек пронзительно кричит? Найдите и зачитайте слова, которые указывают на действия матросов. - Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент? -Заполните таблицу «настроения» на данном этапе. -Что может произойти дальше? Чтение 4 отрывка учителем до слов… На минуту дым застлал нам глаза…» -Что вывело артиллериста из оцепенения? Зачитайте это предложение. Что автор хотел передать словами “сорвался с места” - А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? -Что произошло дальше? -Почему артиллерист пошел на этот шаг? -Как вы думаете , легко В таблице настроения- Решительность Высказывают предположение. Понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы. Маршрутный лист В листе самооценк и по критериям: 1)Все заполнено- 2б «Таблица настроения» Прием «Предположе ние» Прием «Чтение с остановками» ли было ему принять решение стрелять из пушки? -Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками? -Как вы относитесь к поступку артиллериста? Перечислите его качества. Как называется данный момент в рассказе ,если его рассматривать по сюжетной линии? Заполните таблицу «настроения» на данном этапе. -Как вы думаете, чем закончится данное повествование? Чтение 5 отрывка по абзацам :мальчики- девочки-учитель. - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? - Что он в это время чувствовал? -Что его побудило совершить этот поступок? - Верны ли ваши предположения о произведении? - Понравилось вам 2мин 2мин 2мин 2)Есть недочеты- 1б В таблице настроения- Радость, облегчение - Оценивают правильность выполнения действий и заполнение таблицы. Осуществляют профилактику утомления. Выступают в роли корреспондентов. Презентация Слайд№6 Маршрутный лист Маршрутный лист Слайд №6 (Ключ к тесту) В листе самооценк НП НП,ВО,КМ Выбирают тот вариант, который отображает идею произведения. Выполняют тест для проверки осознанного понимания текста. Проверка по ключу. произведение? Чем? - Было ли вам страшно? Когда? - Какие эпизоды запомнились больше всего? - За кого вы переживали? - К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? -Проверим таблицу настроения. Итог по таблице. – Дайте оценку настроению рассказа и вашему настроению. Постоянно оно или непостоянно? -Оцените свою работу по критериям, запишите баллы в лист самооценки. Море очень широко, Море очень глубоко. Рыбки там живут, друзья, А вот воду пить – нельзя. -Поделитесь, пожалуйста , своими впечатлениями о прочитанном. Для ответа можете воспользоваться «Таблица настроения» 4.Физкультми нутка 2мин Прием «Свободный микрофон» 5. и по критериям: ИКТ,ТиО НП,ВО,КМ постер постер постер постер Определение темы и идеи рассказа. Осмысление содержания. 3)Тест Самостоятель ная работа учащихся. 6мин «словами – помощниками» -«Меня удивило в рассказе…» -« Был поражен…» -« Меня заставило задуматься…» -Какова же идея произведения? - С какой целью Л.Н.Толстой написал этот рассказ? -Что он хотел донести до читателя? -Выберите тот вариант с которым вы согласны. Безответственность, беззаботность,     легкомыслие мальчиков чуть не привела к трагедии. О   смелости   мальчиков,   они несмотря на опасность учились плавать   в   открытом   море, чтобы   быть   сильными   и ловкими. Быть   готовым   в   любой момент прийти на помощь. -В чем заключается главная мысль рассказа? -Есть ли в наше время необходимость в таких людях, как старый артиллерист ? Тест 1. Автор рассказа «Акула» а) Л.Н.Толстой б) -Выбирают 4 самые важные черты характера главных героев. (артиллерист-мальчики) -Составляют план рассказа. -Раскладывают картинки в логической последовательности. Работают с текстом: выборочное чтение. Составляют ромашку Блума. 1-1гр - Объясняющий 2-2гр - Уточняющий 3-3гр - Оценочный 4-4гр - Практический 5-всем гр - Творческий КМ, ВО, ИКТ,  ТиО ФО В листе самооценк и по критериям: довольны своей работой в группе - алый парус, не совсем довольны – голубой и совсем не Презентация Слайд №7 Презентация Слайд №8 довольны- желтый. Презентация Слайд №9 Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин 2. Определи жанр произведения «Акула» а) сказка в) стихотворение б) рассказ г) басня 3. Отметь имя и отчество Толстого а) Алексей Константинович б) Алексей Николаевич в) Лев Николаевич 4. Старый артиллерист побежал: а) в каюту б) на палубу в) к пушке 5.Корабль стоял у берегов а) Америки б) Африки в) Индии 6. Главный герой рассказа «Акула» а) мальчик б) матрос в) артиллерист 7. Самый напряженный момент в произведении называется а) завязка б) развязка в) кульминация Творческая работа в группах. 1группа: Портреты главных героев 2группа: -Подсчитывают все баллы за урок .Оценивают себя по критериям. 6мин 6.Обобщение полученных знаний. Работа в группах. Прием «Четыре характера» Прием «Логические цепочки» Прием «Выборочное чтение» Стратегия «Ромашка Блума» 2мин 3мин -Составить план рассказа из рассыпанных частей. 3 группа - Распределите картинки в соответствующей последовательности. -Подберите отрывки из текста к каждой картинке. 4 группа - Мы сегодня попытаемся составить волшебную ромашку вопросов. -Она у нас получится, если вы верно распределите вопросы и ответите на них. - Назовите все вопросы ромашки Блума. - На парте у вас памятки вопросов. ­ Назовите все  вопросы ромашки Блума в   группе. (можете воспользоваться  памяткой)  Оценить вопросы ,  определите их вид и  ответить на них.  Составьте  ромашку Блума. -Покажем свое 7.Защита проектов. Ш.СТАДИЯ  РЕФЛЕКСИИ 8.Домашнее задание. 9.Итог урока. отношение к тому, как вы работали сегодня в группе с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны – голубой и совсем не довольны- желтый. Выберите и прикрепите парус к мачте вашего корабля. - Работу каких детей вам особенно хочется отметить? Почему? С кем вам было комфортно работать? Посчитайте количество баллов. Подведем итог: - Какое настроение у вас сейчас? – За что вы можете себя похвалить? Подведите итоги в таблице самооценки: Посчитайте количество баллов. Домашнее задание : 1)Пересказ текста. 2)- Творческий пересказ от лица старого артиллериста. 3)Сравнить произведения « Прыжок» и « Акула» и составить диаграмму Венна. -Наш урок я хочу закончить притчей: Однажды старая мудрая черепаха встретила у моря трёх молодых черепашек. «Каким было ваше путешествие к морю?»- спросила она каждую. Первая ответила: – «Я целый день гребла ластами по ненавистному горячему песку и с трудом добралась до моря». Вторая ответила: – «Я достаточно легко добралась до моря. Мне было интересно путешествовать». Третья ответила: – «Я вообще не заметила, как пролетело моё путешествие, так он было увлекательно». Кто из вас на уроке был: (на доске) первой черепашкой, второй, третьей? (Ответы учеников) -Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение. Любовь сильнее страха. Любите и берегите друг друга. Спасибо за урок. Приложение 1 Задание группа №1 Приём “Черты характера”. Выбрать самые важные черты характера главных героев. Обосновать свой выбор. Артиллерист: Мальчики 1.________________________ 2._________________________ 3.__________________________ 4.__________________________ 4.______________________ Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова. 1._______________________ 2._______________________ 3._______________________ Словарик настроений, чувств и характеров: Мальчики: Артиллерист: Активные Героизм Беззаботные Любование Беззащитные Мужество Весёлые Находчивость Испуганные Оцепенение Ловкие Радостный Озорные Решительность Задание группа №2 Восстановить последовательность частей плана. Купание в парусе. Дети спасены. Появление акулы. Стрельба из пушки. Мальчики в открытом море. Остановка корабля. Стрельба из пушки. Задание Группа № 3 Распределить иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Акула» логически последовательно. Подобрать а к каждой  картинке  отрывок из теста и зачитать. Задание группа №4 - Назовите все вопросы ромашки Блума в группе. (можете воспользоваться памяткой) Оценить вопросы , определите их вид и ответить на них. Составьте ромашку Блума. 1. Почему капитан дал команду : «Купаться?» 2. Верно ли, что отец мальчика старый артиллерист? 3. Какие чувства вы испытали, прочитав о том ,что акула в 20 метрах от мальчиков? 4.Как бы вы поступили, если бы были на месте главного героя? 5.Предположите, что могло бы произойти, если бы артиллерист не попал в акулу? Тест 1. Автор рассказа «Акула»  а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин  2. Определи жанр произведения «Акула»  а) сказка б) стихотворение в) рассказ г) басня  3. Отметь имя и отчество Толстого  а) Алексей Константинович  б) Алексей Николаевич  в) Лев Николаевич  4. Старый артиллерист побежал:  а) в каюту б) на палубу в) к пушке  5.Корабль стоял у берегов  а) Америки б) Африки в) Индии  6. Главный герой рассказа «Акула»  а) мальчик б) матрос в) артиллерист  7. Самый напряженный момент в произведении называется  а) завязка б) развязка в) кульминация  КЛЮЧ К ТЕСТУ: /а, в, в, в, б, в, в/ Приложение2 Маршрутный лист Фамилия, имя ученика…………………………………………… № Этапы работы Задания Критерии оценивания Балл ы 1 2 3 Речевая разминка. Скороговорк а. Чтение по   японски. Словарная  работа 4 Таблица  настроения 1)Четко, выразительно, быстро- 2б. 2) С замечанием- 1б 1)Без ошибок- 2б. 2)С ошибками- 1б. По одному баллу за правильное определение лексического значения слова 5сл.-5 б. 1)Все заполнено- 2б 2)Есть недочеты- 1б СОЛОНА ВОДА МОРСКАЯ ОЧЕНЬ ГОРЬКАЯ ТАКАЯ Артиллерист – а) военнослужащий, при огнестрельном орудии. б)спортсмен Полотно - а) слабое освещение б) белая льняная ткань Фитиль – а) горючий шнур для воспламенения зарядов б) тропическое растение Ропот - а) негромкая речь б) классическая музыка Хобот – а) удлиненный нос б)задняя часть орудия Части 1. Чувства 2. 3. 4. 5.

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"

Урок литературного чтения. Л.Толстой."Акула"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018