Методические рекомендации педагогической коррекции социально-педагогической запущенности
детей дошкольного возраста
Основными методами и средствами педагогической коррекции социально-педагогической запущенности являются:
1. Понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.
2. Методы личностной перспективы, ожидание радости, создающие у ребёнка веру в свои возможности.
3. Доверие к ребёнку, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадал, личностный пример педагога, педагогическая требовательность, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности, коллективные и познавательные игры, соревнования, коллективное самообслуживание, помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребёнка.
4. Авансирование успеха, подчёркивание достижений ребёнка, развёрнутая оценка его деятельности (игровой, учебной), руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребёнком, создание ситуации для творческого самовыражения ребёнка в игре, обогащение предметной среды.
5. Учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, щадящая учебная нагрузка.
6. Безусловное принятие ребёнка, выборочное игнорирование его негативных поступков, эмоциональное поглаживание.
ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ:
1. Рисуночная терапия:
· дорисовывание предметов, рисование по опорным точкам, раскрашивание, кляксография, обведение предметов и штриховка их разнообразными видами,
· работа с пиктограммами,
· пальцевая живопись,
· рисование самого себя (Какой ты сейчас, Каким тебя хотят видеть, Каким ты хочешь быть),
· рисование своего настроения, рисование спиралеобразными линиями (тревожность),
· рисование предметов и образов, обозначающих полярные понятия: добрый волшебник - злой волшебник, зонтик под которым увидишь добрые сны - зонтик под которым увидишь только страшные сны,
· рисование на обозначенную тему: приятное - неприятное, радость - печаль, весёлое - грустное;
2. музыкатерапия;
3. психогимнастика (игры, упражнения, этюды);
4. игротерапия (спортивные, сюжетно-ролевые, подвижные игры).
ПРИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ :
· сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры;
· этические беседы;
· психогимнастика;
· библиотерапия;
· куклотерапия.
ПРИ РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ:
· игры и упражнения на развитие психических процессов.
Список литературы
1. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением». М., 1989.
2. Вачков И.В. «Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». М., 2001.
3. Ганим Барбара. «Исцеление через искусство». Минск, 2005.
4. Кисилёва М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008.
5. Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства». СПб.: Речь, 2006.
6. Копытин А.И. «Теория и практика арт-терапии». СПб, 2002.
7. Копытин А.И.,Свистовская Е.Е. «Арт-терапия детей и поростков». М.: Когито – Центр, 2007.
8. Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольного и младшего школьного возраста». СПб.: Речь, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.