Методические рекомендации по формированию креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.
При реализации данных рекомендаций необходимо соблюдать следующие принципы:
индивидуальных особенностей младших школьников;
максимально использовано творческое наследие русской культуры;
с его конкретными особенностями и уровнем развития;
При разработке данных упражнений были использованы следующие подходы:
Методы, способствующие формированию креативного мышления:
С учетом перечисленных принципов и методов были подобраны и апробированы упражнения по формированию креативного мышления в учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Упражнение № 1. Необычное рисование.
Дети берут вкладыши, которые напоминают им конфеты, обводят, дорисовывают фантики , штрихуют и раскрашивают.
Нарисуйте пчелу только цветами.
Каждый рисует только одним карандашом и карандашом определенного цвета. У каждого свой листок. Задумайте свой рисунок, начните его рисовать, но на счет «раз», «два», «три» вы должны будете передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять листок и дорисовать его рисунок. Передавать листки по команде надо до тех пор, пока к вам не вернется ваш листок, его вы определите по цвету своего карандаша.
Попробуйте нарисовать Дом-плаксу, Дом-солдата, Дом-артист, Дом-музыкант, Дом-балерина, Дом-растрепа…
Сейчас зазвучит музыка. Закройте глаза, вслушайтесь в нее, а потом нарисуйте все то , что услышали в ней.
Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит - стоят дома пустые, специально для непридуманных загадок построенные. « Дай-ка,- думает,- нарисую загадки, да и поселю в домики». Начал он рисовать, и так ему лень стало, что бросил он это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал художник целую улицу. Помогите художнику завершить рисунки. Интересно выглядит это задание, когда всем детям предлагается одинаковый фрагмент рисунка.
У каждого 6 квадратиков бумаги следующих цветов: красный, голубой, желтый, зеленый, черный. Напишите на каждом листе одну из 6 букв: А О Ы У И Э.
«Круглое тело-оно же голова,
Два круглых глаза смотрят на меня,
Круглый нос и круглый рот.
Все время песенки поет: «О-о-о.»
Стоит на круглых четырех ногах,
И ветерок застрял в трех волосках».
видел :Мюмзика, Бармаглота.
Варианты выполнения:
-объединение частей различных известных живых существ и предметов(тип: «Русалочка»);
-количественные изменения отдельных частей (тип: «Змей-Горыныч»);
Можно изобразить хвост , торчащий из-за калитки , или лапу, или усы , или оставленный котом след. Высший «пилотаж»- нарисованный маленький кот становится частью большой мыши.
Упражнение № 2. Ассоциации.
« Круг, вписанный в квадрат, похож на…» - электроплита, колобок на табуретке.
Ее лучше проводить в кругу. Дети отвечают по очереди. Например : мед – пчела – боль – врач - т.д.
|
|
На что похоже ? |
Чем отличается? |
|
|
Таблица заполняется по ходу сочинения загадок.
Последовательность работы:
1.Выбор объекта (вписывается на верхней строчке).
Например: расческа.
2.Заполнение левой части: на что похоже?
Например: на забор, на пилу, на траву…
(всего 3-4 сравнения).
3.Заполнение правой части: чем отличается?
(Чем расческа отличается от забора?)
Например: нельзя лазить, не пилит ,не растет…)
4.Вставить слова- связки «КАК», «НО».
5.Получаем загадку: Что это?
Как забор, но нельзя лазить,
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растет.
Выбираются созвучные пары слов, анализируются , чем они похожи, что в них общего.
РИФМЫ
Яйцо рифмуется с лицом ,
И это неспроста:
В них много-много общего,
К примеру, круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.
Рифмуется компот и кот
И это не случайно:
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В коте сокрыта тайна.
Но все же очень вас прошу,
Чтоб избежать промашки,
В кастрюлях не держать котов,
Не разливать их в чашки.
Да , кстати , надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком,
Не надо кошку протирать
До блеска мокрой тряпкой!
Она умоется сама
Язычком и лапкой.
Спайн Миллигэн
В нашем городе есть большой компьютер. Он тоже умеет задавать задачки и даже может ответить на ваши вопросы. Но, в отличие от человека, машина умеет говорить только два слова « да», « нет». Если задать машине вопрос, на который нельзя ответить ни « да», ни « нет», в ней происходит сбой, она делает так «Ц-ц-ц…»Попробуем разгадать загадку компьютера. Задайте вопросы.
Упражнение № 3.Приемы фантазирования Дж. Родари.
От камня, брошенного в воду, расходятся концентрированные круги, вовлекающие в свое движение различные окружающие предметы- тростинки, кораблик и др. Так и от слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации. Упражнение начинается с выбора « камня»- слова, с которым будет проводиться игра. Желательно брать недлинное слово (из 5-6 букв и без букв Й, Ы, Ь, Ъ внутрь).
Учитель начинает рассказывать какую- либо сказку « правильно», а ученики должны по ходу ее « перевирать».
Например: Сказка « Царевна-лягушка».
-Было у царя три сына.
( не три, а двадцать).
-Однажды собрал их царь и говорит: « Пора вам жениться».
(не жениться, а в лес по грибы идти.)
-Сыновья отвечают: «Как же нам жен выбрать?»
(не жен, а где грибы искать.) и т. д.
Случайным образом выбираются два слова, как можно более далекие по смыслу. После этого с помощью предлогов изменения падежей и окончаний составляются различные словосочетания, служащие основой для придумывания какой-либо истории.
Приведения живут на Марсе. Вернее, влачат жалкое существование, потому что никто там не принимает их всерьез - и взрослые и дети смеются им в лицо, даже греметь старыми ржавыми цепями неохота. И приведения решают эмигрировать- отправиться на Землю, где по слухам, многие еще их боятся.
Изменение смысла слова происходит за счет присоединения к слову какой-либо приставки, обладающей смысловым значением.
Напротив приставок записывается их значение и приводится пример слова с данной приставкой.
Супер – сверх – супермен
Вице – помощник – вице-президент
Полу – половина – полушарие
Аэро – воздушный – аэровокзал
Анти – против – «антимоль»
Зоо – о животных – зоопарк
Мото – приводящий в движение – мотоцикл
Астро – звездный – астронавт
Видео – видеть – видеомагнитофон
Архео – древний – археолог
Мело – музыкальный – меломан
Моно – единственный – монолог
Мульти – множественный – мультипликация
Тетра – четыре - тетрадь
Аква – водяной – аквариум
После этого на доске оставляются 4 -5приставок. Дети называют различные слова, наиболее интересные из которых записываются на доске. Следующий этап работы – произвольное комбинирование слов и приставок, обсуждение полученных вариантов.
Например:
МОНОТЕЛЕВИЗОР – на всей земле остался один – единственный телевизор, как будут развиваться события дальше;
ВИДЕОКАРАНДАШ – превращает в картинку написанное;
МЕЛОСТУЛ - музыкальный стул, играет различные мелодии, когда на него садишься.
Упражнение № 4.Шифровки.
-говорить наоборот;
-введение любого дополнительного слога или сочетания;
-изменение порядка слогов;
-использование «перевертышей».
Упражнение № 5.Другая точка зрения.
Для иллюстрации этого упражнения можно использовать стихотворение
Я. Акима:
Что говорят двери.
Двери жаловалась дверь:
«Трудно, матушка, поверь,
Мой хозяин дорогой
Снова пнул меня ногой.
Шел опять он невеселый;
Видно, двойку нес со школы.
Видишь, сколько синяков
Из-за этих дневников!»
«Вот и я ребят ругаю,-
Простонала дверь другая,
Прибегут – откуда прыть!-
А ведь лень меня закрыть.
Вся продрогла на ветру,
Так и думала – помру».
« А меня сегодня Петя
Чуть не вывернул из петель-
Утром точно на коне,
Прокатился он на мне.
На такое он мастак!»
И решили двери так:
«Если будут издеваться,
перестанем открываться!»
Упражнение № 6.Метод фокальных объектов.
( разновидность ассоциаций).
- записать объект, который мы хотим изменить;
-назвать любые три слова;
-записать 2-3 характерных признака к каждому слову;
-последовательное соединение полученных признаков и исходного объекта, развитие идеи (как это может быть, где это можно использовать)
Например: острый стул - стул, на котором неудобно сидеть, можно использовать, чтобы не « засиживаться» у телевизора, чтобы похудеть (придется часто стоять, а сидеть в случае крайней необходимости.)
Упражнение №7.Необычные задачи.
- Будь хорошим мальчиком и не плачь.
- Я не могу быть хорошим мальчиком, - был ответ, и это была правда.( Плакала девочка).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.