МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА БАЯНЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И.С. БАХА
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА БАЯНЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И.С. БАХА

Оценка 4.7
doc
02.05.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА БАЯНЕ  ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И.С. БАХА
полифоническая музыка баха.doc

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА БАЯНЕ

 ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И.С. БАХА

        В обучении специалистов среднего звена отрасли культуры, обучающегося по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов): Инструменты народного оркестра, формировании их творческой индивидуальности и совершенствовании мастерства большую роль играет репертуар, над которым они работают в процессе обучения. Настоящие рекомендации обобщают личный педагогический опыт преподавателей по вопросам исполнительства на баяне  полифонической музыки на примере  сочинений И.С.Баха. Сложный полифонический склад, разнообразие имитационной техники и вертикально-подвижного контрапункта, философское и нравственно-этическое содержание музыки, ее  высокие художественные образы, музыкальный язык эпохи барокко должны стать для обучающегося привычными и понятными. Значительна роль работы над полифонией для  слухового воспитания и достижения тембрового разнообразия звучания; бесспорную пользу приносит работа над полифоническими произведениями в области технического мастерства, вырабатывающая точность и воспитывающая внимание к ведению меха.

Специфика исполнительской интерпретации музыки И.С.Баха требует особого подхода, поскольку в оригинале она предназначалась для органа, клавира, оркестра.

Начинать работу над произведениями И.С.Баха следует с  прослушивания выбранного произведения в различных исполнительских интерпретациях, в том числе в различных инструментальных составах. Благодаря этому перед обучающимся  начинает вырисовываться некий исполнительский эталон, который на уровне подсознания заостряет внимание на преодолении технических  трудностей, встречающихся в данном сочинении. Совместно с преподавателем обучающийся должен выбрать из нескольких интерпретаций ту, которая наиболее соответствует характеру исполнения произведения на баяне.

Необходимо  отметить, что  одно и тоже произведение И.С. Баха может иметь несколько транскрипций, предназначенных для  разных инструментов. Самым плодовитым составителем своих транскрипций, именуемых в то время пародиями, был сам И.С.Бах. Так композитор стремился к наиболее полному выявлению всех образных возможностей произведения, придавая ему новые  тембровые краски. Другим поводом для переложения было стремление сделать доступным  одному исполнителю  произведения  с изначально сложным исполнительским составом.

Кроме исполнительского назначения И.С.Бах, а вслед за ним и транскрипторы XIX-XX веков, преследовали педагогическую важность этих обработок. Наследие И.С.Баха – это прекрасный  педагогический материал, на  котором воспитывались многие поколения и пианистов, и баянистов, и аккордеонистов, потому что, разрешая артикуляционные, агогические, регистровые и иные задания, молодой исполнитель приобретает на материале высокохудожественных музыкальных произведений необходимую отточенность мастерства.

         Для такого инструмента народного оркестр, как баян,более всего подходит органное творчество великого полифониста, так как сам способ звукоизвлечения на клавишно-духовых народных инструментах близок органному.

При исполнении сочинения И.С.Баха следует помнить о следующем факте: в его рукописях почти полностью отсутствуют исполнительские указания. Что касается динамики, то известно, что композитор употреблял в своих сочинениях лишь три обозначения: forte, piano и в редких случаях pianissimo. Столь же ограниченно в баховских текстах применение темповых определений. Поэтому, если в нотном тексте, который мы предлагаем обучающемуся, имеются указания к исполнению, то подавляющее большинство их не принадлежит И.С.Баху: они привнесены в текст гораздо позднее редакторами, причем, существует ряд противоречащих друг другу редакций. Путем замечаний, сделанных по ходу урока можно зародить интерес к тому, что такое авторский текст (уртекст) и редакторский материал и, тем самым, подвести его к самостоятельному изучению текста.

Обучающиеся  должны иметь представление о положительных сторонах и возможных недостатках транскрипций при использовании их в исполнительстве на баяне. Целесообразно рекомендовать для работы  над «Хорошо темперированным клавиром» ре­дакции Ф.Бишофа или М.Кроля, при этом следует  детально продумывать план исполнения, отражая это в динами­ческих указаниях, фразировочных лигах, штрихах, отсутствующих в тексте данных редакций.

Работая со студентами, преподаватель учитывает, что некоторым редакциям свойственно обилие динамических нюансов. Так, например, редакция  «Хорошо темперированного клавира» К.Черни  иногда допускает текстовые неточности, а редакция Б. Муджеллини, безусловно, ценная в том, что касается правильности нотного текста, злоупотребляет динамическими указаниями. Б. Муд­желлини к тому же склонен затушевывать выразительность конт­растного сопоставления музыкальных пластов. Данную характерную особенность музыки И.С. Баха он часто заменяет использованием diminuendo для завершения насыщенного по звучанию построе­ния, как бы подготавливая вступление последующего музыкаль­ного материала: контрастность сопоставления при этом снижается. Если студенту даются для работы поли­фонические произведения в редакции, следующей подобным прин­ципам, то педагогу необходимо предварительно снять и указан­ные в тексте излишние нюансы и плавность динамических пере­ходов, объяснив почему предлагаемый план исполнения больше соответствует музыкальному содержанию, стилю компози­тора и его замыслу.

При работе над динамикой имеется в виду не попытка имитации на баяне звучности старинных инструментов, а стремление найти на баяне динамические приемы, необходимые для адекватного исполнения полифонических произведений И.С.Баха. Баян имеет возможность заранее зафиксировать нужные ему звуковые краски при нажатии нужных регистров. В динамическом плане основная особенность исполнения музы­ки И.С.Баха заключается в том, что его сочинения (при всем их многообразии) не терпят ньюансовой пестроты. Возможны длительные нарастания, значительные кульминации, большие построения, ис­полняемые в одном плане звучания, или сопоставления контраст­ных разделов с контрастной же тембровой, динамической окрас­кой, но не постоянная смена красок. Особой точности прикосновения требует оттенок piano. Нередко при исполнении piano обучающиеся, сомневаясь в правильности исполнения нюанса, теряют точность прикосновения, ощущение опоры, и в результате звук становится неясным, неопределенным, лишенным тембра.

Нельзя забывать о тембровых контрастах в полифонических сочинениях: изменение силы звука надлежит связывать с уместными тембровыми изменениями; каждое проведение темы фуги или инвенции должно предполагать определенную тембровую характеристику. Иными словами, важно, чтобы обучающийся воспринимал ткань полифонического произведения, как своеобразную красочную палитру, что в значительной мере повышает выразительность исполнения.

Одной из наиболее часто встречающихся трудностей в работе над исполнительством сочинений И.С.Баха является расшифровка  мелизмов. Принято считать, что из 29 разновидностей мелизмов школы французских клавесинистов  рубежа XVII-XVIII веков И.С.Бах использовал 9. В эпоху И.С.Баха существовали две тенденции исполнения мелизмов: в точном соответствии с вариантом расшифровки в музыке французских клавесинистов и в интерпретации, более соответствующей характеру конкретного музыкального произведения. Если учесть, что  в редакторских  рекомендациях  существуют различия, как  по  поводу  количества украшений, так и их расшифровок, то становится  ясно, что помочь обучающемуся могут указания преподавателя, его чувство стиля, исполнительского и педагоги­ческого опыта. В качестве пособий по расшифровке и исполнению мелизматики можно рекомендовать:

статью Л.И.Ройзмана «Об исполнении украшений (мелизмов) в произ­ведениях старинных композиторов», в которой приводятся ремарки  самого И. С. Баха;

серьезное исследование А. Бейшлага «Орнаментика в музыке», рассматривающее вопросы орнаментики в историческом ракурсе и уделяющее значительное внимание расшифровки мелизмов в  сочинениях И.С. Баха.

Начинать знакомство с полифонией И.С. Баха  целесообразно с несложных произведений, например с пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» – менуэтов, полонезов, маршей.

Что касается способа разучивания полифонических произведений И.С.Баха, то, в первую очередь, рекомендуется поочередное исполне­ние смысловых фрагментов каждого из голосов с последующим присоединением другого голоса (других голосов). Чаще всего верхний голос этих пьес отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием раз­личных штрихов. Нижний же голос обычно ведет хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдер­жанную и плавную линию. Так возникает контраст меж­ду двумя голосами. Поскольку нижний голос в одних редакциях предлагается исполнять legato, а в других по преимуществу –  non legato, решение о выборе исполнительского штриха нужно принимать в зависимости от жанра и характера музыки конкретного произведения. Имитация, встречающаяся в этих пьесах, должна быть проведена достаточно рельефно, но без нарочитого выделе­ния, подчеркивания, что нарушило бы цельность и плавность голосов. Тщательное изучение разнообразных по полифони­ческому складу пьес подготовит обучающегося к исполнению более слож­ной и развернутой полифонии.

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Необходимо отметить, что одно и тоже произведение

Необходимо отметить, что одно и тоже произведение

Путем замечаний, сделанных по ходу урока можно зародить интерес к тому, что такое авторский текст (уртекст) и редакторский материал и, тем самым, подвести его к…

Путем замечаний, сделанных по ходу урока можно зародить интерес к тому, что такое авторский текст (уртекст) и редакторский материал и, тем самым, подвести его к…

И.С.Баха. Баян имеет возможность заранее зафиксировать нужные ему звуковые краски при нажатии нужных регистров

И.С.Баха. Баян имеет возможность заранее зафиксировать нужные ему звуковые краски при нажатии нужных регистров

В качестве пособий по расшифровке и исполнению мелизматики можно рекомендовать: статью

В качестве пособий по расшифровке и исполнению мелизматики можно рекомендовать: статью

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА БАЯНЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И.С. БАХА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НА БАЯНЕ  ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И.С. БАХА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020