Методические рекомендации по нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
Оценка 5

Методические рекомендации по нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

Оценка 5
doc
04.02.2020
Методические рекомендации  по нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста
rekomendacii_MO1.doc

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по нравственному воспитанию

для детей среднего дошкольного возраста

 

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольный возраст — это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Средний дошкольный возраст  наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести в течении всей жизни.

На пятом году жизни  у детей  развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве со взрослым, завершается переход ребенка от деятельности, производимой совместно со взрослым, к деятельности, осуществляемой самостоятельно. Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка 4—5 лет образцом, которому он все более осознанно следует. Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. К 5 годам у ребенка возрастает способность к произвольному подчинению своих поступков определенным моральным требованиям.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в данном возрасте формируются только элементы произвольности поведения. Дети среднего дошкольного возраста еще достаточно импульсивны, поведение их нередко определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.

На протяжении среднего дошкольного возраста неуклонно нарастает потребность в общении со сверстниками, разнообразнее становятся формы общения. Возникают довольно устойчивые взаимоотношения между детьми, основанные на личной симпатии. К 5 годам коллективные игры начинают занимать преобладающее место в игровом общении детей. В процессе совместной деятельности дети самостоятельно объединяются в небольшие группы, привыкают согласовывать свои действия друг с другом ради достижения общей цели, помогать сверстникам.

К методам, обеспечивающим создание у дошкольников практического опыта общественного поведения, относятся:

1. Воспитание нравственных привычек;

2. Пример взрослого или других детей;

3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

4. Организация совместной деятельности;

5. Совместная игра.

Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят:

ü    беседа воспитателя на этические темы;

ü    чтение художественной литературы;

ü    рассматривание и обсуждение картин;

ü    метод убеждения;

ü    метод поощрений и наказаний.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Нравственное воспитание детей необходимо осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций     воспитателям ДОУ.

Наиболее значимые, такие пункты как:

1) Для воспитания лучших качеств и чувств можно обратиться
за помощью к Культуре и Красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка.

Культура — это сумма поведения, это сложная сумма
выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.

Красота — доброта, гармония, но так же это не только
физическая красота, но и духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.

Для воспитания красотой  воспитатели должны
создать условия для возникновения радости, уверенности, эстетических
переживаний и других нравственных чувств.

Необходимо говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты
для людей, её ценность и необходимость, прививать детям уважение к
ценностям культуры и искусства.

Таким образом, Красота должна жить в наших домах, вокруг
нас, в дошкольных учреждениях .

2) Приобщение детей к  ведению хозяйства, т.е. воспитание
трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности.
Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать
необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.

В нравственном воспитании личности необходимо приобщать
детей к отечественной культуре, через знакомство с литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательные и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести и музыку, традиции своего народа.

Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка,
необходимо:

v  Проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его
потребности и желания, не насмехаться над ним.

v  Не допускать ощущение собственной несостоятельности у
ребёнка: после порицания обязательно дайте образец правильного поведения. Ежедневно отводить время для совместных игр и занятий.

v  Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка,
но ни в коем случае не его личности.

Чтобы ребёнок умел правильно вести себя за столом, проявлять
к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо  устраивать праздники, где ребёнок
мог бы побыть в роли гостеприимного хозяина.

Культура обучения — это та часть поведения, которая
выражается главным образом в речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержано, не повышая голоса, тогда ребёнок будет добрым и вежливым.

К нравственным качествам личности также относится и культурно-   гигиенические навыки. Для того чтобы ребёнок не сопротивлялся
гигиеническим требованиям как умывание, что часто встречается в детской среде необходимо, чтоб вода была комнатной температуры, рукава были загнуты. Если вода будет холодной и мокрые рукава, то, конечно же, у ребёнка сформируется негативное отношение к умыванию.

Немаловажное значение в нравственном воспитании детей
имеет атмосфера семьи.

Радостная атмосфера побуждает дошкольников к активной
деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки
по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.

9) Необходимо приобщать детей к религии, посредством
посещения церкви, вследствие чего у них  развивается духовная нравственность.

Таким образом, методы, задачи и содержание нравственного воспитания детей 4—5 лет должны быть направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка, а также должны  затрагивать разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

 

 

Литература

1.Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное воспитание дошкольников./С.Н.Карпова Л.Г.Лысюк- М.: Изд-во МГУ, 1986

2.Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — К., 1971.

3.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание/ И.Ф Свадковский — М.: Изд-во Москва, 1972

4.Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина, Н.Е Богуславская — М.: Изд-во Просвещение, 1992

5.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько — М.: Изд-во Москва ,2004.

6.Програма  виховання і навчання дітей від 2 до 7 років «ДИТИНА»              В.О. Огнев’юк, 2012р.

7. Поніманська Т. І. Моральне виховання дошкільників. — К., 1993.

8.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В.Петерина – М.: Изд-во МГУ 1987.

9.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

10.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

11.Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника ./ Е.В. Субботский М.: Изд-во Просвещение, 2003.

 

 

 

 


Методические рекомендации по нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

Методические рекомендации по нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений

Дошкольный возраст — это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений

Нравственное воспитание детей необходимо осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях

Нравственное воспитание детей необходимо осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях

Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности

Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности

Литература 1.Карпова С.Н. Лысюк

Литература 1.Карпова С.Н. Лысюк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020