Методические рекомендации по обучению слабовидящих студентов
.
Последние 15-20 лет наблюдается явные изменения качественного показателя студенческого контингента в музыкальном колледже им. В.И. Сафонова – часть поступающих абитуриентов имеют инвалидность или ограниченные возможности здоровья
Предлагаемая методика основывается на многолетнем личном педагогическом опыте, ставит своей целью воспитать выпускников конкурентоспособными, коммуникабельными и мобильными специалистами и рассматривает вопросы обучения слабовидящих студентов, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности Инструментальное исполнительство (по видам инструментов): Фортепиано.
Выбрав профессию, слабовидящий студент должен знать и понимать содержание и характер труда; очень важно, чтобы его интересы и способности, необходимые для работы, соответствовали будущей профессиональной деятельности. При этом будущий музыкант должен осознавать свою востребованность и ставить перед собой задачи карьерного роста.
Для развития творческих способностей слабовидящего студента необходима благоприятная, дружеская атмосфера взаимопонимания с преподавателями и сверстниками. Студенты, имеющие проблемы со зрением, как правило, имеют сложный, не всегда положительный, опыт общения с окружающим социумом. Поэтому доверительность и благодарность в отношениях «преподаватель-студент» весьма важны, и являются основополагающими.
Стремление к самореализации заложено в каждом обучающемся, независимо от ограниченных возможностей его здоровья; именно оно является главной мотивацией творчества. Преподаватель с первых занятий настраивает подопечного на позитивную самооценку, формирует у него долгосрочную установку преодоления физических и нравственных проблем. Природа творчества такова, что к нему нельзя принудить, воспитать нажимом или какими-либо указаниями. Творчеству можно только способствовать, создавая максимально комфортные в этой ситуации условия.
Оценка в широком смысле слова играет в процессе обучения и воспитания ведущую роль; студент очень нуждается в поощрении как на уроке, так и вне урока, например, при участии в концертах и в различных культурно-просветительских мероприятиях. Здесь определяющим является основной принцип педагогики – бережное отношение к личности, тем более, к психологически ранимой.
Среди всех видов искусств музыка – один из самых сложных и многогранных. Каждый вид искусства имеет свой набор выразительных средств, у музыки – это мелодия, гармония, ритм, темп, динамика. Для профессиональных занятий музыкой необходимо иметь природные способности, а у студентов с проблемами зрения эти способности могут быть чрезвычайно ярко выражены, так как они отчасти компенсируют сам недуг.
Что касается исполнительского фортепианного искусства – это сложный психо-физический процесс, где одновременно задействованы эмоциональная и моторно–двигательная сферы деятельности, при этом исполнителю необходимо осознавать интерпретаторские задачи, реализовывать их в конкретном звуковом пространстве и определенных временных рамках. Отсутствие активного зрительного контроля, естественно, ограничивает возможности исполнителя, поэтому обучение таких студентов должно опираться на индивидуальную методику, рассчитанную на особенности конкретного студента.
Занятия должны предваряться подробным образно-тематическим, стилистическим и структурным анализом произведения, переходящим в соединение звуковых представлений с двигательными приемами.
Глубокое знание музыкально–теоретических дисциплин серьезно помогает в преодолении собственно пианистических проблем: так, сольфеджио целенаправленно воспитывает слух, что впоследствии помогает в интонировании на рояле; навыки, полученные на уроках гармонии, помогают в осознании и организации пространства клавиатуры.
Исполнительская работа начинается с тщательного анализа аппликатуры, сложных, насыщенных знаками альтерации аккордовых комплексов, разнообразных музыкальных складов и фактурных разделов, композиционной целостности музыкального произведения. При этом уточняются все детали текста; желательно разучивание по голосам, по партиям рук. Все производится в очень медленном темпе, с тем, чтобы текст одновременно фиксировался руками и слухом. После фрагментарного освоения материала следует переходить к более крупным построениям. Переход к работе в быстром темпе обязательно должен быть постепенным, с тем, чтобы правильно организовать исполнительские движения. В работе со слабовидящими студентами нельзя нарушать принцип «от простого – к сложному». На каждом этапе необходимо закреплять приоритетные навыки, не делать резких скачков в сторону усложнения техники. Прежде, чем переходить к более сложным навыкам, следует создать необходимую пианистическую исполнительскую базу, сформировав четкие профессиональные навыки.
Особого внимания и тщательного психологического тренинга требует подготовка слабовидящего студента к публичным концертным выступлениям. На первом этапе желательно проводить часть занятий в присутствии «посторонних» лиц – сокурсников и преподавателей, свободных от уроков. Затем такого студента следует привлекать к участию в классных концертах, проводимых в привычных учебных кабинетах.
При подготовке к выступлению в больших аудиториях (залах) слабовидящий студент сталкивается с новыми акустическими и пространственными ощущениями. Перед публичными выступлениями таким студентам требуются дополнительные репетиционные занятия для воспитания адаптации к новой обстановке. Для формирования психо-эмоциональной устойчивости и самоконтроля на сцене хорошо практиковать концертные выступления в детских музыкальных школах. Ограничения в восприятии внешнего мира сказываются на развитии ассоциативно-образного мышления и музыкальной фантазии. Хорошим средством для усиления внемузыкальных образов становятся художественное слово и дар красноречия преподавателя, способного убедить студента в правильности выдвигаемых идей и повлиять на его выбор и решение. Позиция преподавателя не должна подавлять восприятие студента, поэтому желательно равноправное общение между ними, где каждая сторона имеет право высказывать свое мнение. Прекрасным дополнением к такому диалогу станут приемы тактильных ощущений, когда звуковое представление ассоциируется с определенным прикосновением к клавиатуре.
Необходимо проводить совместные со студентом прослушивания записей исполняемых произведений с их последующим анализом, сопоставлением интерпретаций различных исполнителей, с тем, чтобы у студента формировалось понимание многообразия прочтения одного итого же произведения. Это дает понимание, что он может иметь свою точку зрения, исходя из личного уровня профессионального мастерства, что постепенно должно привести к обретению студентом большей самостоятельности и ответственности.
Определенные проблемы у студентов с ограниченными возможностями по зрению возникают в ансамблевом исполнительстве и концертмейстерском классе (фортепианном и инструментальном ансамбле, концертмейстерской подготовке). Количество партнеров, масштабность произведений, тембровое разнообразие, синхронность – все это воспитывает умение слышать многослойность фактуры и находиться в едином образном и временном пространстве. Для их решения необходимо производить подбор участников ансамбля и концертмейстеров с учетом равного уровня технической подготовки, сходного темперамента и психологической совместимости.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.