Методические рекомендации по обучению слабовидящих студентов
Оценка 4.7

Методические рекомендации по обучению слабовидящих студентов

Оценка 4.7
docx
14.05.2020
Методические рекомендации по обучению  слабовидящих студентов
Методические рекомендации по обучению слабовидящих студентов.docx

Методические рекомендации по обучению  слабовидящих студентов

.

Последние 15-20 лет наблюдается явные изменения качественного показателя студенческого контингента в музыкальном колледже им. В.И. Сафонова – часть поступающих абитуриентов имеют инвалидность или ограниченные возможности здоровья 

Предлагаемая методика основывается на многолетнем личном  педагогическом опыте, ставит своей целью воспитать выпускников конкурентоспособными, коммуникабельными и мобильными специалистами  и рассматривает вопросы обучения слабовидящих  студентов, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности Инструментальное исполнительство (по видам инструментов): Фортепиано.

Выбрав профессию, слабовидящий  студент должен знать и понимать содержание и характер труда; очень важно, чтобы его интересы и способности, необходимые для работы, соответствовали будущей профессиональной деятельности. При этом будущий музыкант должен осознавать свою  востребованность и ставить перед собой задачи  карьерного роста.

Для развития творческих способностей слабовидящего студента необходима благоприятная, дружеская атмосфера взаимопонимания с преподавателями и сверстниками.  Студенты, имеющие проблемы со зрением, как правило, имеют сложный, не всегда положительный, опыт общения с окружающим социумом. Поэтому доверительность и благодарность в отношениях «преподаватель-студент» весьма важны, и являются основополагающими.

Стремление к самореализации заложено в каждом обучающемся, независимо от ограниченных возможностей его здоровья;  именно оно является главной мотивацией творчества. Преподаватель с первых занятий настраивает подопечного на позитивную самооценку, формирует у него  долгосрочную установку преодоления физических и нравственных проблем. Природа творчества такова, что к нему нельзя принудить, воспитать нажимом или какими-либо указаниями. Творчеству можно только способствовать, создавая максимально комфортные в этой ситуации условия.

Оценка в широком смысле слова играет в процессе обучения и воспитания ведущую роль; студент очень нуждается в поощрении как  на уроке, так и вне урока, например,  при участии в концертах и  в различных культурно-просветительских мероприятиях. Здесь определяющим является основной принцип педагогики – бережное отношение к личности, тем более, к психологически ранимой.

Среди всех видов искусств музыка – один из самых сложных и многогранных. Каждый вид искусства имеет свой набор выразительных средств, у музыки – это мелодия, гармония, ритм, темп, динамика. Для профессиональных занятий  музыкой необходимо иметь природные способности, а у студентов  с проблемами зрения эти способности могут  быть чрезвычайно  ярко выражены, так как они отчасти компенсируют сам недуг.

Что касается исполнительского фортепианного искусства – это сложный психо-физический процесс, где одновременно задействованы эмоциональная и моторно–двигательная сферы деятельности, при этом исполнителю необходимо осознавать интерпретаторские задачи, реализовывать их в конкретном звуковом пространстве и  определенных временных рамках. Отсутствие активного зрительного контроля, естественно, ограничивает возможности  исполнителя, поэтому обучение таких студентов должно опираться на индивидуальную методику, рассчитанную на особенности  конкретного студента.

Занятия должны предваряться подробным образно-тематическим, стилистическим и структурным анализом произведения, переходящим в соединение звуковых представлений с двигательными приемами.

Глубокое знание музыкально–теоретических дисциплин серьезно помогает в преодолении собственно пианистических проблем: так, сольфеджио целенаправленно воспитывает слух, что впоследствии помогает в интонировании на рояле; навыки, полученные на уроках гармонии, помогают в осознании и организации пространства клавиатуры.

Исполнительская работа начинается с тщательного анализа аппликатуры,  сложных, насыщенных знаками альтерации аккордовых комплексов, разнообразных музыкальных складов и  фактурных разделов, композиционной целостности музыкального произведения. При этом уточняются все детали текста; желательно разучивание по голосам, по партиям рук. Все производится в очень  медленном темпе, с тем, чтобы текст одновременно фиксировался руками и слухом. После фрагментарного освоения  материала следует переходить к более крупным построениям. Переход к работе в быстром темпе обязательно должен быть постепенным, с тем, чтобы  правильно организовать исполнительские движения. В работе  со слабовидящими студентами нельзя нарушать принцип «от простого – к сложному». На каждом этапе необходимо закреплять  приоритетные  навыки,  не делать резких скачков в сторону усложнения техники. Прежде, чем переходить к более сложным навыкам, следует  создать необходимую пианистическую исполнительскую базу, сформировав четкие  профессиональные навыки.

Особого внимания  и тщательного психологического тренинга требует  подготовка слабовидящего студента  к публичным концертным выступлениям.  На первом этапе  желательно проводить часть занятий в присутствии   «посторонних» лиц – сокурсников и преподавателей,  свободных от уроков. Затем  такого студента  следует привлекать к участию в классных концертах, проводимых в  привычных учебных кабинетах.

При подготовке к выступлению в больших аудиториях (залах)  слабовидящий студент сталкивается с новыми акустическими и пространственными  ощущениями. Перед публичными выступлениями таким студентам требуются  дополнительные репетиционные занятия для воспитания  адаптации к новой обстановке. Для формирования  психо-эмоциональной устойчивости и самоконтроля на сцене хорошо практиковать концертные выступления в детских  музыкальных школах. Ограничения в восприятии внешнего мира сказываются на развитии ассоциативно-образного мышления и музыкальной фантазии. Хорошим  средством для усиления внемузыкальных образов становятся художественное слово и дар красноречия преподавателя, способного убедить студента в правильности выдвигаемых идей и повлиять на его выбор и решение. Позиция преподавателя не должна подавлять восприятие студента, поэтому желательно равноправное общение между ними, где каждая сторона имеет право высказывать свое мнение. Прекрасным дополнением к такому диалогу станут приемы тактильных ощущений, когда звуковое представление ассоциируется с определенным прикосновением к клавиатуре.

Необходимо проводить совместные со студентом прослушивания записей исполняемых произведений с их последующим анализом, сопоставлением интерпретаций различных исполнителей, с тем, чтобы у студента формировалось понимание многообразия прочтения одного итого же произведения. Это дает понимание, что он может иметь свою точку зрения, исходя из личного уровня профессионального мастерства, что постепенно должно привести к обретению студентом большей самостоятельности и ответственности.

Определенные проблемы у студентов с ограниченными возможностями по зрению возникают в ансамблевом исполнительстве и концертмейстерском классе  (фортепианном и  инструментальном ансамбле, концертмейстерской подготовке). Количество партнеров, масштабность произведений, тембровое разнообразие, синхронность – все это воспитывает умение слышать многослойность фактуры и находиться  в едином образном и временном   пространстве. Для их решения необходимо производить подбор участников ансамбля и концертмейстеров с учетом равного  уровня  технической подготовки, сходного темперамента и  психологической совместимости.

 


 

Методические рекомендации по обучению слабовидящих студентов

Методические рекомендации по обучению слабовидящих студентов

Природа творчества такова, что к нему нельзя принудить, воспитать нажимом или какими-либо указаниями

Природа творчества такова, что к нему нельзя принудить, воспитать нажимом или какими-либо указаниями

Занятия должны предваряться подробным образно-тематическим, стилистическим и структурным анализом произведения, переходящим в соединение звуковых представлений с двигательными приемами

Занятия должны предваряться подробным образно-тематическим, стилистическим и структурным анализом произведения, переходящим в соединение звуковых представлений с двигательными приемами

Затем такого студента следует привлекать к участию в классных концертах, проводимых в привычных учебных кабинетах

Затем такого студента следует привлекать к участию в классных концертах, проводимых в привычных учебных кабинетах

Количество партнеров, масштабность произведений, тембровое разнообразие, синхронность – все это воспитывает умение слышать многослойность фактуры и находиться в едином образном и временном пространстве

Количество партнеров, масштабность произведений, тембровое разнообразие, синхронность – все это воспитывает умение слышать многослойность фактуры и находиться в едином образном и временном пространстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020