Методические рекомендации по обучению верхней передачи в волейболе для учащихся 3-6 классов.
Оценка 4.8

Методические рекомендации по обучению верхней передачи в волейболе для учащихся 3-6 классов.

Оценка 4.8
docx
23.02.2023
Методические рекомендации по обучению верхней передачи в волейболе для учащихся 3-6 классов.
Верхняя передача.docx

Методические рекомендации по обучению верхней передачи в волейболе

для учащихся 3-6 классов.

Разработала: учитель физической культуры МБОУ СОШ № 32 Стрекалова Юлия Борисовна.

 

 

Данные методические рекомендации соответствуют содержанию практического раздела Примерной учебной программы по физической культуре и программы внеурочной деятельности «Волейбол», можно использовать как учебное пособие в школах для обучения технических приемов в волейболе для учащихся 3-7 классов на уроке (основное образование), так и на учебно-тренировочных занятиях (внеурочная деятельность).

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ СВЕРХУ ДВУМЯ РУКАМИ.

От успешного обучения приему и передаче мяча сверху двумя руками во многом зависит обучение волейболу вообще. Изучение верхней передачи начинается с первых занятий, и совершенствование ее в той или иной форме проводится на всех занятиях, за исключением тех, которые полностью посвящаются общей физической подготовке.

Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический элемент волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Не овладев приемом и передачей сверху, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе.

Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. В выполнении верхней передачи участвуют ноги, туловище и руки. Вся сумма движений должна быть направлена строго прямолинейно с тем, чтобы сопровождение мяча после прикосновения поддерживало принятое направление, но не меняло его. Руки, туловище и ноги действуют последовательно. Начинают движение ноги, продолжает туловище, а затем руки. Каждое последующее


движение происходит с нарастанием скорости. В завершающей части передачи ступни ног отрываются от пола, а руки полностью выпрямляются.

Из положения стойки игрок переходит в специфическое для верхней передачи положение. С этой целью он подтягивает одну ногу к другой. Ноги согнуты в коленях и расставлены на одном уровне примерно на ширине плеч, а тело незначительно наклонено вперед. Делается это для того, чтобы последующее разгибание ног выполнить в одном направлении. При расставленных ногах малейшая несинхронность их движений приведет к смещению туловища в сторону, а это нарушит точность всего движения. Разгибанием ног в коленном и тазобедренном суставах игрок посылает туловище в нужном направлении навстречу мячу.

Работа ног с нарастанием скорости заканчивается разгибанием голеностопных суставов, а чаще отрывом от пола одной или обеих ног. Важно, чтобы движения ног как бы подчинялись, зависели от работы рук. От движения ног зависит главным образом скорость передачи, а руки обеспечивают точность направления передачи. Как только разгибанием в коленном и тазобедренном суставах ног туловищу придано движение, руки переносят на уровень лица, а кисти располагают для встречи с мячом. Для этого локти выносят вперед и в стороны, большие пальцы направляют к носу. При движении рук к мячу кисти как можно дольше должны сохранять это исходное положение. Руки соприкасаются с мячом над головой, кисти находятся в положении тыльного сгибания, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плавно обхватывают мяч, образуя своеобразную воронку (момент приема). Основная нагрузка при передаче (собственно передача) падает на указательные и средние пальцы. Ноги и руки выпрямляются, разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев мячу придается нужное направление.

Классификация верхних передач.

1.  По длине- короткие (в пределах одной зоны (0,5-2,5 м), средние- из одной зоны в другую (2,5 м-4,5 м), длинные- через зону (4,5- 7 м).

2.   По высоте над сеткой- очень высокие (более 4м), высокие (2,5 м-3,5 м), средние (2 м-0,8 м), низкие (0,8 м-0,5 м), короткие (до 0,5 м).

3.       По разнообразии траектории и высоты полета мяча- взвешанные (скорость до 16 м/с), полупрострельные и прострельные ( скорость полета выше 16 м/с).


4.     По направлению: продольные (вдоль сетки), поперечные (от сетки с задней линии), диагональные (по диагонали 1,5 м от сетки).

Особенности техники верхней передачи.

1.   Средние передачи. Передачи часто применяются. В технике выполнения характерна мягкость и плавность всех движений. Угол вылета мяча сравнительно большой, около 70*. Траектория полета мяча средняя и восходящая и нисходящая одинакова. Самая высокая точка между партнерами.

2.Длинные передачи- требуют больше затрат   мышечных усилий и для этого игроку в и.п. приходится значительно сгибать ноги в коленных суставах, создавая предпосылки для увеличения пути общего центра части в подготовительной и рабочей фазе движения. Пальцы располагаются на мяче плотно его обхватывая, скорость движения рук в обеих фазах будет увеличена. Увеличение усилий прилагаемых передачей идет за счет отрыва подошвенной части стопы от поверхности площадки после вылета мяча из рук в фазе сопровождения. Сопровождающее движение выполняется очень активно и почти до полного выпрямления рук. Восходящая длиннее, а нисходящая- короче.

3.   Короткие. И.п. игрока более высокое и руки выше головы. Выполняется передача за счет работы мышц плечевого пояса (особенно предплечий и кисти) на небольшое расстояние и по низкой траектории. Встреча рук с мячом не перед игроком, а над ним. Передача имеет более вертикальную восходящую траекторию полета мяча. Короткая передача эффективна при ее большой точности, а этого можно достичь при очень малой амплитуде движения.

При разучивании средних передач внимание обращается на мягкость и плавность движений. Для увеличения точности передач игроков учат наблюдать за полетом мяча, для чего вводят зрительные ориентиры: передачи в круги, в квадраты, начерченные на стене, выполнение передач в парах у стены, где начерчена линия, выше которой пасовать нельзя, варьировать траектории и высоту полета мяча, передача с собственного подбрасывания в ориентиры, передачи у стены с разными вариантами: игроки стоят на расстоянии от стены 1,5-2 м; передача на высоту 3-3,5 м; игроки стоят на расстоянии 2,5-3 м и высота 1,5-2 м; при совершенствовании техники передач вдоль сетки необходимо их выполнять параллельно.


Подготовительные упражнения для обучения передачи сверху двумя руками.

1.   Ловля набивного мяча в средней и низкой стойках. Очень важно, чтобы дети ловили мяч у лица (над головой) по возможности пальцами и в момент ловли слегка приседали (мяч вниз не опускать). Из этого положения, одновременно разгибая ноги и руки, нужно бросить мяч вперед- вверх партнеру. В этом движении главное- заключительное движение кистями и пальцами рук, а также согласованность движений и рук.

2.   Бросок и ловля набивного мяча над собой. Ловить мяч на пальцы, после ловли мяч вниз не опускать, при ловле не приседать. Держа мяч у лица и выпрямляя ноги, бросить мяч над собой.

3.    Броски набивного мяча назад из положения низкой стойки, мяч перед лицом. Надо следить за тем, чтобы занимающиеся бросали мяч за счет разгибания рук в локтевых суставах, заключительного движения кистями и пальцами рук, а также разгибания ног.

4.      Ловля набивного мяча на месте и после различных перемещений в сочетании с бросками мяча вперед- вверх, над собой, назад.

5.  И.п.- лежа на спине. Броски и ловля набивного мяча вверху. Руки согнуты как при передаче.

6.    Ходьба в приседе, подбрасывая набивной мяч двумя снизу и ловля его двумя сверху.

7.   И.п.- кисти на набивном мяче (пальцы вперед). Перекатывание набивного мяча вперед- назад, вправо, влево.

8.И.п.- стоя у стены, мяч вверху. Броски набивного мяча в стену- присед, ловля мяча над головой.

9.     В парах. И.п.- средняя стойка. Имитация верхней передачи набивным мячом весом 1 кг. Внимание на движение рук вперед- вверх с одновременным выпрямлением ног.

Все упражнения в передачах вначале надо выполнять с набивными мячами и лишь затем с волейбольными.

4. Отжимания от пола на пальцах.


Подводящие упражнения. Детям вначале трудно рассчитать свои движения так, чтобы отбить мяч на уровне лица, как это требуется при рациональной технике верхней передачи. Подводящие упражнения облегчают условия выполнения приема мяча и передачи и предупреждают появление целого ряда ошибок: отбивание мяча прямыми руками, у самой груди или из-за головы, выполнения передачи ладонями, с задержкой и др. На подводящих упражнениях долго задерживаться не следует: как только занимающиеся освоят основу движения, надо переходить к упражнениям по технике. Однако тем занимающимся, которым трудно дается овладение передачей, не нужно спешить с переходом к упражнениям по технике, а надо продолжить выполнение подводящих упражнений. Подводящие упражнения направляют на то, чтобы занимающиеся освоили исходное положение (рабочую позу) и правильно располагали пальцы и кисти рук на мяче в положении, когда мяч у лица. Это способствует созданию представления о положении рук во время передачи.

1.          Занимающиеся принимают исходное положение для передачи. Преподавателю следует особое внимание обратить на постановку ног и степень их сгибания, положение туловища, рук и кистей с разведенными пальцами, на оптимальное их напряжение.

2.   И.п. тоже. Партнер вкладывает мяч в руки занимающегося, контролируя положение кистей и расположение пальцев на мяче.

3.     То же, но в положении удара мяч удерживается на месте, а ученик приседает, отнимая руки от мяча и разгибая ноги, снова располагая руки на мяче.

4.   И.п.- глубокий присед, мяч на полу около ног, руки на мяче сверху- сбоку. Охватить мяч пальцами, поднять от пола, задержать, опять положить на пол. То же, но подняв мяч на уровне лица.

5.    Занимающийся любым способом подбрасывает мяч вверх и ловит его, принимая и.п. для передачи.

6.      Подбросив мяч, учащийся ловит его, сопровождая вперед- вверх и имитируя передачу. При этом надо обратить внимание на правильное положение кистей и пальцев рук на мяче, положение ног и их работе при выполнении движения.

7.   Подбросив мяч вверх и несколько вперед или в сторону, занимающиеся перемещается под летящий мяч и ловит его, приняв и.п. для передачи.


8.      То же упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру. Следует напомнить, что во время броска руки в плечевых и локтевых суставах нужно разгибать полностью, пальцы и кисти рук должны как можно дольше сопровождать мяч, что после выполнения броска пальцы надо расслабить.

9.   5-6 водящих держат мячи двумя руками перед собой и стоят на скамейке. Игроки друг за другом перемещаясь приставными шагами и через каждого водящего выполняют остановку и имитируют верхнюю передачу, касаясь мяча.

По мере того как занимающиеся научатся правильно располагать пальцы на поверхности мяча при ловле и выполнять перебрасывание, можно перейти к передачам. Первые упражнения выполняют в парах, но в одну сторону.

После освоения исходного положения и правильного расположения рук и кистей при выполнении передачи можно переходить к непосредственному обучению ударному движению в передачах сверху двумя руками.

1.    В и.п.- основная стойка, верхняя передача в пол. Туловище вперед, мяч ударять у носка впереди, ноги менять. Самое лучшее упражнение для постановки пальцев.

2.   Сидя, ноги врозь. Верхняя передача в пол двумя и одной рукой.

3.         Прием и передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Передача выполняется стоя на месте вперед- вверх, над собой и назад. Основная задача- почувствовать положение рук в момент приема. Движения рук- за счет разгибания ног, в плечевых суставах- незначительное, в локтевых суставах- отсутствует.

4.      Прием и передача подвешенного мяча сверху после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.

5.    Один из учащихся набрасывает мяч партнеру в удобное для передачи положение, а тот выполняет верхнюю передачу. Учащийся ловит мяч, имитируя передачу, затем опять набрасывает мяч партнеру. Если мяч наброшен неточно, выполнять передачу не стоит, так как движения при этом могут быть неверными (лучше поймать мяч). После освоения выхода под мяч и выполнения самой передачи упражнение выполняют оба партнера.

6.     Один из учащихся с собственного набрасывания выполняет верхнюю передачу партнеру. Тот, поймав мяч, выполняет то же движение.


7.      Стоя у стены, учащийся с собственного подбрасывания выполняет верхнюю передачу в стену, после чего ловит мяч и повторяет движение. В этом упражнении хорошо проверяется постановка пальцев и кисти на поверхности мяча, работа туловища и ног во время выполнения передачи.

Во всех упражнениях с собственным подбрасыванием мяча осваивается владение мячом левой рукой, что потребуется в дальнейшем при изучении подач, почему на это и необходимо обращать внимание.

Упражнения по технике.

1.    Сидя на полу ноги врозь. Передача сидя, постепенно ложась и вставая. Самое низкое положение рук- лоб. Голова ближе к вертикали. Локоть вперед (пионер). Кисть повторяет контур мяча, сопровождать мяч кистями.

2.      Верхняя передача над собой, медленно сесть и встать. То же, до положения лежа на спине.

3.    Верхняя передача в пол. Три низких, три высоких. Передача пальцами (почувствовать пальцы).

4.   Стойка на одном колене, 2-3 передачи над собой, партнеру.

5.       Стоя на коленях. Две передачи над собой, партнеру. Следить за большими пальцами. Сопровождать мяч как можно дальше.

6.   Передача сверху в парах, стоя на коленях.

7.     Верхние передачи мяча в стену. Задания: изменять высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены, чередовать передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену после того, как мяч отскочит от пола.

8.    Верхняя передача в стену, стоя близко к стене. Потом с перемещением вправо, влево, вверх, вниз.

9.   Передача мяча в стену в низкой, средней стойке.

10.     Верхняя передача в стену. После каждой передачи выполнять упор присев (хлопок за спиной, касаться носков ног).

11.   Верхняя передача в стену с отскоком от пола.

12.   Чередование передачи мяча в стену и над собой.


13.       Верхние передачи в стену в движении приставными шагами вправо и влево вдоль от стены.

14.   Верхняя передача в стену одной рукой.

15.    Чередование верхних передач: передача в стену, передача над собой и поворот кругом, передача в стену, стоя спиной к ней, снова поворот кругом и передача в стену и т.д.

16.   Бросок мяча в пол, верхняя передача над собой.

17.    Верхняя передача над собой, удар в пол, верхняя передача над собой. Поймать мяч.

18.   То же самое, но возможно большее число раз.

19.   Верхняя передача над собой. То же, но продвижением вперед, назад, в стороны. То же, но уменьшая высоту передачи.

20.     Перемещения вдоль сетки и выполнять верхнюю передачу мяча над собой. Игрок после каждой передачи поворачивает голову вправо, влево, назад, отрывая взгляд от мяча.

21.    Передачи над собой выполняет каждый, по сигналу ускорение к мячу партнера, стараться, чтобы мячи на пол не падали. Работа непрерывная.

22.    Прием и передача сверху в парах на месте, передача партнеру после одной (двух) передачи над собой. Многократные передачи мяча над собой на месте.

23.   В парах. Верхняя передача над собой, поворот и кругом и передача, стоя спиной к партнеру, последний выполняет передачу над собой, поворачивается кругом и т.д.

24.        Водящий выполняет верхнюю передачу вправо, влево. Партнер перемещается и возвращает мяч передачей сверху. Если партнер не успевает, водящий мяч ловит, или делает передачу над собой.

25.      Прием и передача мяча сверху в парах в движении приставными шагами.

26.   Верхние передачи в парах, перемещаясь вперед и назад.

27.   В парах. Одна передача над собой, вторая партнеру.


28.     В парах. Одна передача над собой, вторая партнеру. Партнер после передачи выполняет 2-3 шага в разные стороны, касается пола и возвращается на свое место.

29.   В парах. Верхняя передача мяча над собой, хлопок за спиной в ладони и верхняя передача партнеру. Партнер выполняет передачу над собой и ловит мяч.

30.   В парах. Короткая, высокая, короткая верхняя передача над собой, ловля мяча и перебрасывание партнеру.

31.      Передача мяча в парах, сходясь до 1-2 м и расходясь до 8-10 м. Постепенно количество передач в каждом цикле уменьшается.

32.   Игрок двумя руками ударяет мячом об пол, после отскока перемещается под мяч, принимает и.п. и выполняет передачу партнеру.

33.    Водящий ударяет мячом об пол, партнер перемещается под мяч после его отскока и выполняет передачу партнеру.

34.   Партнеры выполняют верхнюю передачу. Не ловя мяч. В парах.

35.   Верхняя передача в парах сидя на полу ноги врозь.

36.   Верхняя передача в парах. Один стоит, второй сидит.

37.    В парах. Партнер выполняет верхние передачи над собой и следит за водящим, который перемещается по площадке в любом направлении, По его сигналу ( поднятая рука), партнер передает ему мяч и они меняются ролями.

38.   Водящий выполняет промежуточные передачи над собой на высоту 0,5 м. Партнер перемещается по кругу вокруг водящего и выполняет хлопок. По этому сигналу водящий выполняет передачу партнеру. Водящий поворачивается вслед за перемещающимся.

39.      Водящий сидит на полу. Партнер в средней стойке с мячом, он выполняет передачу водящему. Водящий- передачу над собой, встает и пасует партнеру. Партнер выполняет то же, заняв и.п.- сидя на полу.

40.   В парах. Верхняя передача двумя сверху после отскока мяча от пола.

41.         В парах. Водящий выполняет верхнюю передачу над собой, перемещаясь вперед. Партнер перемещается назад около водящего.Водящий передачу партнеру и то же в обратном направлении.


42.      В парах. Игроки поочередно перемещаются вперед и назад, делая передачи то близко, то далеко.

43.   В парах. Поочередные передачи в стену. Это упражнение более сложно. Оно требует умения определять траекторию полета мяча и в соответствии с этим выполнять перемещения. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы научить принимать удобную позицию для выполнения передачи.

44.            Занимающиеся перемещаются по кругу, в середине круга тренер поочередно передает им мяч, занимающиеся стараются возвратить мяч обратно точной верхней передачей.

45.     Встречная передача мяча. Перед тем как передать мяч во встречную колонну, занимающийся выполняет передачу над собой. Вначале занимающиеся после передачи уходят в свою колонну, впоследствии в противоположную.

46.      «Мяч в воздухе». Занимающиеся делятся на две команды, каждая образуя круг. Верхней передачей каждая команда стремится удержать мяч в воздухе дольше других.

47.      «Мяч капитану». Занимающиеся делятся на три- четыре команды, которые стоят рядом в колоннах. Напротив каждой команды на расстоянии 3- 4 м располагается водящий, который поочередно передачей посылает мяч игрокам своей команды. После передачи игрок идет в конец своей колонны. Победителем выходит команда, дольше других выполнявшая передачи без ошибок.

48.     «Эстафета у стены». Три-четыре команды стоят в колоннах лицом к стене на расстоянии 2-3 м от нее. По сигналу игроки, первые в колоннах, выполняют одну (две, три) передачи в стену и уходят в конец колонны. Затем передачу выполняет следующий игрок и т.д. Побеждает команда, не допустившая падения мяча.

Проведение упражнений в непосредственной близости к сетке усложняет выполнение передач, увеличивает ценность этих упражнений.

Ошибки в фазе встречного движения рук с мячом.

1. Слишком рано выпрямленные руки.

2.    Отсутствует встречное движение плеч и предплечий (в этом случае игрок компенсирует ошибку излишне широкой (по амплитуде) работой кистей и пальцев после соприкосновения с мячом (захват, соскальзывание с мяча).


3.    Отсутствует отведение туловища и плеч назад еще до начала встречного движения (игрок                             начиная встречное движение к мячу, одновременно прогибаясь и тем самым отводит плечевой пояс назад, т.е. два движения одновременно).

4.       Задержка мяча (длительное касание). Причины: большое отведение кистей назад в момент соприкосновения с мячом, преждевременное расслабление пальцев в момент касания мяча.

Исправить: 1. Водящий подбрасывает мяч на 15-20 см вверх. Партнер одновременно с подбрасыванием начинает встречное движение к мячу, чтобы встретить мяч в том же месте, где он находился до подбрасывания.

2. Водящий от стены на 1,5 м. Передача на высоту 2-3, 2,5-4 м.

Ошибки в технике при и.п.

1.   Излишняя напряженность и неправильная постановка ног.

2.   Излишний наклон туловища вперед, назад, в сторону.

3.   Высокое или низкое положение предплечий и кистей.

Встречное движение к мячу изучается в такой последовательности.

1.   Имитация передачи из и.п.- рабочая стойка (средняя).

2.      Обучение техники подводящих упражнений с «качающимся» набивным мячом (вес 1,5-2 кг).

3.   Передача «упругого» мяча (выбивание мяча из рук водящего).

Для разучивания и закрепления стойки и встречного движения к мячу, желательно передачу разделить на ловлю и бросок баскетбольным мячом, но с учетом всех особенностей техники передачи.

-тренер мяч набрасывает, игрок ловя мяч, делает кратковременную задержку мяча вначале встречного движения к мячу и толчком отправить мяч обратно, выпрямляя руки.

-то же, но после перемещения к нему.

Особенности передачи в целом.

Основная нагрузка падает на указательные и большие пальцы. После встречи с мячом руки и туловище сопровождают его для того, чтобы придать


ему нужное направление и начальную скорость (встречная-6 м/с, вылетает-11 м/с), какой бы она не была по своей продолжительности и характеру.

Скорость передачи больше зависит от скорости выпрямления ног (т.к. скорость разгибания рук почти постоянна)

Пальцы на мяче расположены в форме квадрата (между большим и указательным пальцами).

Изменение угла вылета мяча достигается за счет выпрямления рук, особенно кистей в желаемом направлении. Чем больше угол вылета, тем больше наклон туловища назад и тем ниже расположение пальцев на мяче.


 

Методические рекомендации по обучению верхней передачи в волейболе для учащихся 3-6 классов

Методические рекомендации по обучению верхней передачи в волейболе для учащихся 3-6 классов

В завершающей части передачи ступни ног отрываются от пола, а руки полностью выпрямляются

В завершающей части передачи ступни ног отрываются от пола, а руки полностью выпрямляются

По направлению: продольные (вдоль сетки), поперечные (от сетки с задней линии), диагональные (по диагонали 1,5 м от сетки)

По направлению: продольные (вдоль сетки), поперечные (от сетки с задней линии), диагональные (по диагонали 1,5 м от сетки)

Подготовительные упражнения для обучения передачи сверху двумя руками

Подготовительные упражнения для обучения передачи сверху двумя руками

Подводящие упражнения. Детям вначале трудно рассчитать свои движения так, чтобы отбить мяч на уровне лица, как это требуется при рациональной технике верхней передачи

Подводящие упражнения. Детям вначале трудно рассчитать свои движения так, чтобы отбить мяч на уровне лица, как это требуется при рациональной технике верхней передачи

То же упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру

То же упражнение с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру

Стоя у стены, учащийся с собственного подбрасывания выполняет верхнюю передачу в стену, после чего ловит мяч и повторяет движение

Стоя у стены, учащийся с собственного подбрасывания выполняет верхнюю передачу в стену, после чего ловит мяч и повторяет движение

Верхние передачи в стену в движении приставными шагами вправо и влево вдоль от стены

Верхние передачи в стену в движении приставными шагами вправо и влево вдоль от стены

В парах. Одна передача над собой, вторая партнеру

В парах. Одна передача над собой, вторая партнеру

В парах. Игроки поочередно перемещаются вперед и назад, делая передачи то близко, то далеко

В парах. Игроки поочередно перемещаются вперед и назад, делая передачи то близко, то далеко

Отсутствует отведение туловища и плеч назад еще до начала встречного движения (игрок начиная встречное движение к мячу, одновременно прогибаясь и тем самым отводит плечевой пояс…

Отсутствует отведение туловища и плеч назад еще до начала встречного движения (игрок начиная встречное движение к мячу, одновременно прогибаясь и тем самым отводит плечевой пояс…

Скорость передачи больше зависит от скорости выпрямления ног (т

Скорость передачи больше зависит от скорости выпрямления ног (т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2023