Методические рекомендации по организации дистанционного обучения.
Министерство просвещения рекомендовало школам перевести детей на дистанционное обучение. В такой ситуации учителя вынуждены переходить на удаленный формат работы, менять привычное расписание и подбирать новые инструменты. Как работать в условиях «удаленки» комфортно и эффективно? Мы предлагаем обратить внимание на следующие важные моменты эффективной реализации дистанционного обучения. При организации дистанционного обучения учитывайте рекомендации, которые выпустило Минпросвещения (Методические рекомендации от 20.03.2020 № б/н).
1. Составьте план
Организуйте занятия в соответствии с учебным планом и откорректированным расписанием на период дистанционного обучения, которое находится на официальном сайте школы. В связи с переходом школы на дистанционное обучение внесите корректировки в рабочие программы и учебные планы в части форм обучения и технических средств.
С переходом в онлайн-обучение, помните, что ваше время и ресурсы ограничены. Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учеников по вашему учебному предмету. Составьте список того, что нужно сделать обязательно, и того, что можно отложить. Можно составить план работы и для учащихся. Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы, как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.
Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.
Задайте себе три вопроса:
• Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
• Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
• Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда, предоставлять им обратную связь.
2. Определите, как будете связываться с учениками.
Классный руководитель должен проводить ежедневный мониторинг отдельно учеников на дистанционном обучении и отдельно тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе.
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше иметь альтернативный источник связи).
3. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы.
Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.
4. Решите технические вопросы
Выберите привычное и удобное устройство. Проверьте, работает ли интернет. Убедитесь, что у детей есть все необходимое для обучения онлайн. Определите место, где будете проводить трансляции. Проверьте качество видео. Сядьте лицом к свету. Проведите тестовое включение на друзьях или членах семьи. Заранее посмотрите, как сделать демонстрацию экрана и включить звук.
5. Зафиксируйте учебное время
1. Оптимальное время — первая половина дня. Время начала дистанционного обучения с 8.30 с понедельника по субботу. Чтобы детям было легче адаптироваться к дистанционному обучению, постарайтесь добавить элементы рутины. К примеру, ежедневные звонки в начале и конце дня. Особенно это будет полезно младшим школьникам, которым требуется больше контроля и внешней мотивации.
Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им.
6. Подготовьте учебный материал
План работы должен быть гибким. Поделите учебный материал на обязательный и дополнительный. В Яндекс.Учебнике можно давать ученикам индивидуальные задания в зависимости от их уровня. Если видите, что дети справляются, — выдайте упражнения посложнее.
7. Выберите инструменты для работы
Если вы не пользовались сервисами и платформами дистанционного обучения, может показаться, что их много и выбрать невозможно. Не пытайтесь успеть все и попробовать сразу много инструментов. Лучше возьмите один, и как следует в нем разберитесь. Почитайте отзывы, посоветуйтесь с коллегами или сделайте пост в сообществах учителей. Внедряйте новые инструменты постепенно.
8. Начните создавать учебные материалы
Привычные формулировки заданий в электронном журнале “учебник, стр. 23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем. К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки. Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.
9. Продумайте структуру занятия
Чтобы удержать внимание ребенка во время онлайн-урока, нужно менять активности чаще, чем обычно. Подумайте, как можно разнообразить занятие. Пусть это будет урок из нескольких коротких заданий по 5-10 минут. Так дети не заскучают, и не будут отвлекаться. Если видите, что кто-то из учеников занимается посторонними делами, попросите его показать, что у него на рабочем столе. Не забудьте в начале занятий рассказать детям, как сделать демонстрацию экрана.
10. Сделайте переменки
Обязательная часть учебного дня — перемены между занятиями. Долгое сидение за компьютером и отсутствие активности вредно и для вас, и для учеников. Установите перерывы между занятиями. Дети должны отвлечься от учебы и подвигаться. Сделайте с учениками простую зарядку.
11. Установите сроки выполнения задания
Контролировать детей на дистанционном обучении сложнее, чем на обычном уроке. Как это сделать? Установите четкие рамки, когда ученики будут выполнять задания. Часть работы школьники делают в течение часа, и вы его сразу оцените. Домашнее задание нужно сделать до завтра. Совместный проект сдаем на следующей неделе.
12. Не тратьте время на проверку домашнего задания
У обучения онлайн есть огромный плюс: вам не нужно проверять домашнюю работу. Для этого есть платформы для дистанционного обучения с автоматической проверкой. Например, Яндекс.Учебник дает учителю статистику по каждому ученику и всему классу. Вместо того, чтобы сидеть за компьютером дополнительный час, просто выдайте ученикам задания по нужной теме.
Как быть с обширными заданиями вроде диктантов и сочинений? Можно упростить работу и тут. В начале урока попросите учеников пронумеровать строки в тетради. Потом проведите занятие и попросите прислать вам фотографии страниц. Делать отметки на фотографиях, как будто вы проверяете обычную тетрадь, не нужно. Просто отметьте строки и слова с ошибками и скажите ученикам. Пусть они сами найдут ошибки и исправят их.
13. Учтите вызовы, с которыми можете столкнуться
Вызов 1. Ученики, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому учителю. Надо решать индивидуально по каждому ученику. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Использование карательных мер рекомендуем избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.
Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем, когда они работают дома.
Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся.
14. Старайтесь избежать ошибок
Ошибка 1. Составлять список заданий для ученика (как домашка, которую мы привыкли задавать) в электронный журнал. Наша задача — не задания набросать для учеников, а выстроить их обучение.
Ошибка 2. Думать о том, как контролировать ученика. В этом случае мы в первую очередь будем думать о том, как и за что выставить отметку, а не о том, как помочь ему учиться.
Ошибка 3. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог. Когда ученик изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — он учится. Этот процесс мы поддерживаем своей обратной связью и помощью Viber, например, в совместном чате. Когда он уже научился, тогда мы проводим работу на отметку, как итог той работы, которую он проделал в течение какого-то времени.
Определите, какие цифровые сервисы будете использовать
Все сервисы могут быть распределены на несколько групп. Исходя из ваших задач определяйте, какие из них задействуете в работе с учениками.
Онлайн-встречи с учениками
Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.
Zoom
Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео .
Facebook Live
Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу класса, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.
Instagram Live
Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.
WiziQ www.wiziq.com/
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются ученики (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече.
Periscope
Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы ученики могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.
Skype
Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.
Передача учебного содержания
Перечисляю сервисы, через которые можно передавать учебное содержание. Видео.
Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.
Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com
Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране.
С помощью этого сервиса можно:
• записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);
• записывать объяснения темы (урок, лекция);
• записывать упражнения и решения примеров.
Рабочие листы в документах Google
Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ ученикам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ учителю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.
Edpuzzle https://edpuzzle.com/
При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.
В Edpuzzle создается класс, и учитель может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.
Тесты для самопроверки
С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.
LearningApps https://learningapps.org/
Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.
Kubbu http://www.kubbu.com
Интерактивные задания по любым учебным предметам.
Мониторинг
Под мониторингом понимается наблюдение за процессом обучения. И здесь указываю сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий.
Таблица продвижения
Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена учеников (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.
Работа в Google-документах
Ученики могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Учитель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика.
Teacher.Desmos https://teacher.desmos.com
Для учителей математики. Эта среда подходит под все группы цифровых инструментов, о которых я писала: создание учебного материала, мониторинг, самопроверка, обратная связь. Учитель математики разрабатывает интерактивные задания, затем предоставляет доступ для работы ученикам и следит за их деятельностью в режиме реального времени. Невероятно удобно.
Classtime https://www.classtime.com/
Лозунг платформы — больше времени учителям для работы с учениками. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.
Formative https://goformative.com
Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.
При помощи этого инструмента учитель создает учебный материал, который может содержать
• контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);
• задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);
• дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии.
Обратная связь
Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.
Direct Poll https://strawpoll.de
В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.
Google Form
С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.
Quizizz http://quizizz.com
Сервис для создания викторин. Ученики проходят викторину, а учитель видит статистику по каждому ученику.
Платформы для обучения
Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.
Используйте любую платформу, которая удобна для вас.
15. Помните о преимуществах дистанционного обучения
Переход на удаленный формат — время, когда вы пользуетесь новыми ресурсами и инструментами, открываете для себя возможности и пути решения проблем.
Если вам трудно, ничего не получается, вы запутались в платформах для дистанционного обучения, сделайте паузу. Подумайте, что вам по силам сделать сейчас. Да, нужно время на адаптацию, но у вас появится новый опыт, который понадобится, когда карантин закончится. Приемы и наработки пригодятся в будущем, чтобы разнообразить обучение или заниматься с детьми, которые не посещают школу из-за болезни или участия в соревнованиях.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.