МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Оценка 5 (более 1000 оценок)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Оценка 5 (более 1000 оценок)
doc
16.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ.doc

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель,

Абдулманафова Г.С.

 

 

 

 

Лянтор, 2020г.

 

Лабораторное занятие - это основной вид учебных занятий,  направленный на экспериментальное подтверждение теоретических положений.

В процессе лабораторного занятия студенты выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руко­водством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение студентами лабораторных работ направлено на:

·           обобщение,

·           систематизацию,

·           углубление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;

·           формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;

·           развитие аналитических, проектировочных, конструк­тивных умений;

·           выработку самостоятельности, ответственности и твор­ческой инициативы.

Учебные дисциплины, по которым планируется проведе­ние лабораторных занятий и их объемы, определяются рабо­чим учебным планом по специальности.

При проведении лабораторных занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 чело­век, а в случае индивидуальной подготовки и менее.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий яв­ляется экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин математического  и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов.

Основными целями лабораторных занятий являются:

·           установление и подтверждение закономерностей;

·           проверка формул, методик расчета;

·           установление свойств, их качественных и количествен­ных характеристик;

·           ознакомление с методиками проведения экспериментов;

·           наблюдение за развитием явлений, процессов и др.

В ходе лабораторных занятий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

      Лабораторные занятия как вид учебной деятельности должны проводиться в специально оборудованных лабораториях, где выполняются лабораторные работы (задания).

     Необходимые  структурные элементы лабораторного занятия:

·                   инструктаж, проводимый преподавателем;

·                   самостоятельная деятельность студентов;

·                   обсуждение итогов выполнения лабораторной работы (задания).

    Перед выполнением лабораторного задания (работы) про­водится проверка знаний студентов - их теоретической готов­ности к выполнению задания.

Лабораторное задание (работа) может носить репродуктив­ный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличают­ся тем, что при их проведении студенты не пользуются под­робными инструкциями, им не задан порядок выполнения не­обходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, Отличаются тем, что студенты Должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

По каждому лабораторному заданию (работе) преподавате­лем учебной дисциплины разрабатываются методические ука­зания по их проведению, которые рассматриваются на заседании ПЦК.

По лабораторной работе репродуктивного характера методические указания содержат:

·         тему занятия;

·         цель занятия;

·         пояснения (теория, основные характеристики);

·         используемое оборудование, аппаратуру, материалы и их характеристики;

·         порядок выполнения конкретной работы;

·         таблицы для заполнения;

·         выводы (без формулировок);

·         контрольные вопросы;

·         учебную и специальную литературу.

 

По лабораторной работе частично-поискового характера

методические указания содержат:

·                   тему занятия;

·                   цель занятия;

·                   пояснения (теория, основные характеристики).

Форма организации студентов для проведения лабораторного занятия - фронтальная, групповая и индивидуальная определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка  выполнения работы.

При фронтальной форме организации занятий все студенты  выполняют одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа

выполняется бригадами по 2-5 человек.    

При индивидуальной форме организации занятии каждый студент выполняет индивидуальное задание.

  Для повышения эффективности проведения лабораторных занятий

преподавателю рекомендуется разработать:

·                   сборник задач, заданий и упражнений с методическими указаниями по их выполнению;

·                   задания для автоматизированного тестового контроля для определения подготовки студентов к лабораторно­му занятию;

·                   проведение лабораторных занятий на повышенном уровне трудности с включением в них задании, связан­ных с выбором студентами условий выполнения рабо­ты, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАДАНИЯ (РАБОТЫ)

 

          Результаты выполнения лабораторного задания (работы) оформляются студентами в виде отчета, форма и содержание которого определяются соответствующей ПЦК.

         Оценки за выполнение лабораторного задания (работы) яв­ляются показателями текущей успеваемости студентов по учебной дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Приложение

 

Пояснения к примерному содержанию методических указаний для студентов по проведению лабораторных работ (заданий)

 

                                                                Предисловие

          В предисловии следует отразить следующие вопросы:

·                   назначение методических указаний;

·                   укрупненные требования к знаниям и умениям студен­тов после проведения лабораторных работ и практиче­ских занятий по данной дисциплине;

·                   реферативное содержание материала.

 

Правила выполнения лабораторных работ (заданий)

     Здесь следует указать, что студент должен:

·                   строго выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих лаборатор­ных работ;

·                   знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента, которая производится преподавателем;

·                   знать, что после выполнения работы студент должен представить отчет

о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

   В разделе указываются также требования и процедура вы­ставления окончательной оценки студенту по работе и порядок выполнения пропущенных работ по уважительным и неуважительным причинам.

 

Описание установки или рабочего места студента для выполнения лабораторных работ

Описание установки или рабочего места студента вводится методические указания в том случае, если лабораторная ус­тановкa или рабочее место носит комплексный характер и ис­пользуется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине.

В описании следует указать конструктивные особенности установки; наименования работ, которые могут быть на ней выполнены; порядок изменения видов работ, настройки, регулировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример

 

Лабораторная работа 1

(наименование лабораторной работы)

 

Наименование лабораторной работы берется из рабочей программы дисциплины, а в дальнейшем оно может быть корректировано, исходя из цели работы.

 

Цель работы

Определение цели работы является наиболее трудным и ответственным этапом в разработке методических указаний. В конечном итоге, цель работы определяет в известной степени требования к умениям студентов применять полученные зна­ния на практике, которые должны соответствовать требовани­ям Государственного образовательного стандарта на уровне выпускника.

При невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных единой логической направленностью.

Формулировка цели работы не должна повторять ее назва­ние.

 

Пояснения  к работе

В пояснениях к работе следует отразить краткие теорети­ческие сведения по предлагаемой студенту лабораторной ра­боте на основе минимума содержания по заданному разделу дисциплины и с учетом требований к итогам его усвоения, оп­ределяемых ГОС СПО.

Краткие теоретические сведения должны обязательно со­провождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т.п. необходимых закономерностей (без вывода), а также конкретным числовым примером.

При необходимости можно ввести описание конкретной индивидуальной установки и ее технических параметров, а также измерительных приборов.   

 

Задание

Формулируются конкретные задания для студента, которые он обязан выполнять при домашней подготовке к лаборатор­ной работе.

В задание в обязательном порядке вводятся следующие вопросы предварительной подготовки:

·                   самостоятельное изучение студентом методических ре­комендаций по проведению конкретной  лабораторной работы;

·                   выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов формируются на основе параметров элементов и комплектующих изделий исследуемого устройства;

·                   подготовка формы отчета;

·                   подготовка ответов па контрольные вопросы.

Допускается  также введение других вопросов:

·                   составление структурной схемы измерений и подбор по справочным материалам измерительных приборов;

·                   изображение предполагаемого хода кривых, которые будут сниматься в работе и т.п.

 

Работа в лаборатории

  Приводится конкретная схема исследуемого устройства (чертеж или рисунок установки) с указанием мест подключе­н измерительных приборов.

   На схемах (чертежах, рисунках) или таблицах должны быть заданы параметры элементов комплектующих изделий устройства (электрические, оптические, механические, тепловые и т.д.).

В зависимости от целей работы приводятся конкретные ин­струкции, по проведению исследований устройства с указанием уровней или параметров входных или возмущающих воз­действий различной физической природы.

Иногда для достижения одной цели может быть поставлено несколько различных исследований или опытов.

В заключение студенту предлагается заполнить подготов­ленные таблицы, произвести дополнительные расчеты, по­строить графики и выполнить другие действия по результатам исследований.

 

                                               Содержание отчета

     В содержании отчета указывается состав и форма отчета о проделанной работе.

 

Контрольные вопросы

    Формулируются вопросы, позволяющие оценить выполне­ние требований Государственного образовательного стандарта к уровню знаний студентов по заданному разделу дисциплины. Количество и содержание вопросов определяется составите­лем рекомендаций и должно быть достаточным для проверки знаний, в том числе и на этапе допуска к работе.

 

Литература

      Литература указывается в соответствии с действующими нормами для оформления научно-технической литературы.

 


 

скачать по прямой ссылке