МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (урока)

  • docx
  • 16.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические рекомендации к уроку.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель,

Абдулманафова Г.С.

 

 

 

 

Лянтор, 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие положения

 

Открытое учебное занятие (урок) является формой распро­странения  передового опыта, формой методиче­ской работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передо­вых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов на­учной организации и контроля качества учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, явля­ется демонстрация методики преподавания, совершенствова­ние отдельных приемов, педагогических находок, формирова­ние системы учебно-воспитательной работы со студентами.

Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

Открытые занятия для всех преподавателей тех­никума направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию учебно -­ воспитательного процесса.

 В начале учебного года составляются графики проведении открытых занятий по каждой предметно-цикловой комиссии, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий в техникуме по  семестрам.

 При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) пре­подаватели, если у них есть интересные педагогические на­ходки и перспективы.

 При планировании открытых занятий необходимо опреде­лить конкретную методическую цель каждого из занятий.

Выбор темы открытого урока предоставляется преподавате­лю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической лите­ратуре, требуют педагогических находок в методике их изложения  и  др.

При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время органи­зационных мероприятий), январь, июнь (время сессий).

 Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ

 

   Уровень открытого занятий должен отражать научность и  точность фактического материала, использование последних  достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию  учебных, воспитательных и развивающих задач.

   Методическая  оптимальность занятий должна определить:

правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия другие состав­ляющие.

Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются це­ли занятия, формирование знаний, умений и навыков на осно­ве самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию.

Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия рекомендуется обсудить на засе­дании ПЦК вопросы, связанные с его проведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА)

 

Подготовка к открытому занятию проводится в соответст­вии с требованиями оптимальной методики про ведения заня­тия: анализ содержания учебного материала; анализ особенно­стей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода за­нятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.

  Начинать подготовку необходимо с формулировки методи­ческой цели открытого занятия, которую в обязательном по­рядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анали­за материала, на котором он сможет лучше показать разрабо­танные им усовершенствования, приемы и методы, организа­цию учебной деятельности студентов на разных этапах заня­тий. В соответствии с методической целью занятия, препода­ватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства.

  При подготовке к открытому занятию преподаватель дол­жен использовать современную информацию, подобрать мате­риалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятии, органи­заций. Все это поможет сделать занятие интересным и позна­вательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений.

 К открытому занятию необходимо составить план открытого урока с четким и разумным распределением времени заня­тий и указаниями, что и как делают преподаватель и студенты.

Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в дейст­вии  приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО,  ЭВМ и продумать последовательность их использования на  занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный  эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов.

Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходи­мую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в об­суждении плана его проведения, методического и техническо­го оснащения занятия.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

 Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:

·                   календарно-тематический план;

·                   план учебного занятия, конспект лекции;

·                   комплект материалов по разнообразным видам контро­ля;

·                   дидактический, раздаточный материал;

·                   задания для самостоятельной работы;

·                   комплект видеоматериалов для ТСО;

·                   варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;

·                   методическую разработку или рекомендации по прове­дению конкретного открытого занятия.

 

     В зависимости от формы обучения, типа занятия подбира­ются соответствующие составляющие методического обеспе­чения.

    Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и сред­ства воздействия на студентов, способы организации их рабо­ты на занятии помогли другим педагогам критически оценить увиденное и вызвали желание использовать отдельные эле­менты в преподавании своей дисциплины.

    Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе про ведения занятия, на­шло в ней отражение и могло использоваться другими препо­давателями.

    Содержание и оформление методической разработки долж­но соответствовать методическим требованиям.

    Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании ПЦК представляется на рас­смотрение методического Совета и сдается в методический ка­бинет


 

ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

       За 1-2 недели до проведения открытого занятия председа­тель ПЦК вывешивает сообщение о нем.

       Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.

        Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают за­ранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание студентов и без помех наблюдать за дей­ствиями преподавателя и студентов.

        Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии сту­дентов своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие.

         Приглашенные в процессе наблюдения, должны просле­дить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает постав­ленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

 Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в  день его проведения.

Организует обсуждение председатель предметной (цикло­вой) комиссии.

 Цель  обсуждения - оценка правильности постановки цели  занятия, целесообразность выбранных методов и средств, ока­зание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмот­рение их эффективности с точки зрения поставленных задач.

  При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, провед­шему занятие, должны носить конкретный характер (об отдель­ных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.

   Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последова­тельности:

·                   преподаватель, проводивший открытое занятие;

·                   приглашенные преподаватели;

·                   председатель ПЦК;

·                   представитель администрации, ответственный за мето­дическую работу.

          Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оцен­ку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Вы­ступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяе­мых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.

           Выступающие преподаватели должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, вос­питания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, компьютерной техни­ки. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реали­зации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и со­держании занятия, дать советы по совершенствованию даль­нейшей работы преподавателя.

           В заключении выступают председатель ПЦК и представи­тель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отме­чают, что было упущено выступающими, дают оценку прие­мам и методам, использованным на занятии, отмечают глуби­ну раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности даль­нейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специ­альности.

Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим  творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и  творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предос­тавляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмеча­ет, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему,  отстаивает свою точку зрения.

 Хорошо организованное обсуждение помогает придти к  единому мнению по принципиальным методическим вопро­сам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.

Все присутствующие на открытом занятии, сдают заполненные бланки анализа учебного занятия председателю пред­метно-цикловой комиссии.

 Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.

 


ПАМЯТКА ПОСЕЩАЮЩЕМУ ЗАНЯТИЕ (УРОК)

 

Цель посещения учебного занятия, его анализ  заключаются в

в осуществлении внутреннего контроля, позволяющего увидеть  организационную,  теоретическую, психологическую, методическую  подготовку  и уровень мастерства преподавателя, оценить  качество знаний и  умений студентов в соответствии  с требованиями Государственных образовательных стандартов специальностей.     

 

        Организация  контроля включает следующие этапы работы и процедуры:

 

1.До  посещения  занятия (урока)

2.При  посещении занятия (урока)

3.После  посещения занятия (урока)

-определить цель контроля;

-подготовиться к контролю.

-зафиксировать фактическое  состояние  дел.

-провести  анализ

выявленного состояния;

-сделать  вывод из анализа;

-сформулировать

рекомендации  и предложения, определить  сроки  их реализации;

-провести  повторный контроль за выполнением  рекомендаций.

 

1 этап работы проверяющего

  Важной процедурой проверки является определение целей контроля.

К ним относят:

·                   изучение опыта работы преподавателя;

·                   обмен опытом работы;

·                   ознакомление с внедрением новых технологий обуче­ния в учебно-воспитательный процесс;

·                   изучение отдельных методов и приемов работы по раз­витию учебно-познавательной деятельности студентов, способов учебной деятельности студентов;

·                   изучение эффективности и результативности обучения по дисциплине, циклу дисциплин;

·                   реализация задач, намеченных на текущий учебный год;

·                   изучение проблемы, над которой работает преподава­тель;

·                   ознакомление с методической (организационно ­педагогической, теоретической, психологической) под­готовкой преподавателя;

·                   оказание помощи в работе молодым преподавателям.

     Для реализации целей контроля необходимо подготовиться к посещению занятия, предварительно ознакомиться с реко­мендациями по анализу занятий, материалами преподавателя, которые отражают его работу, в том числе анализами ранее посещенных занятий. Подготовить материалы для ведения на­блюдения за ходом занятия.

Объектами наблюдения при изучении состояния учебно- воспитательного процесса являются:

1.                 Подготовка преподавателя к занятию (уроку).

2.                 Материалы преподавателя, документация.

3.                 Деятельность преподавателя и уровень его подготовки.

4.                 Деятельность студентов и уровень их подготовки к за­нятию.

5.                 Качество знаний, умений и навыков студентов.

 

2 этап работы проверяющего.

Контролирующий ведет наблюдение для последующего анализа собранного фактического материала.

Для записи наблюдаемого на занятии можно использовать специальные бланки и формы. В зависимости от цели посеще­ния фиксируются:

·                   время на отдельные этапы урока, ответы, объяснение нового

материала;

·                   учебные ситуации, формы общения;

·                   методы и приемы, используемые преподавателем;

·                   научность, доступность, логичность, достоверности учебного

материала, излагаемого преподавателем;

·                   возникающие трудности, эмоциональный психологический

климат урока;

·                   использование ТСО и компьютерной техники;

·                   реализация управленческих функций преподавателя (мотивация,

организация, ориентировка,  контроль, корректировка), характеристика отдельных ситуаций.

Весь полученный материал служит основой для анализа, посещенного занятия.

 

3 этап работы проверяющего.

    Анализ занятия (урока) может быть полным, структурным, аспектным, комплексным, поэтапным. Все типы анализа реализуются в ходе индивидуального собеседования преподавателем.

   Сначала следует дать возможность преподавателю провести самоанализ. Выбор цели посещения занятия (урока) определяет вид последующего  его анализа.

    Полный  анализ – это система аспектных анализов урока. Проводится с целью  контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на занятии. Он должен  отражать учебно-воспитательный   процесс как единое целое.

 

 

Примерные вопросы для полного анализа

 

·                   Планирует ли преподаватель комплексное решение за­дач обучения, воспитания, развития?

·                   Соответствует ли структура урока теме и задачам?

·                   Соответствует ли содержание материала задачам урока?

·                   Какие методы, приемы обучения применяет преподава­тель для развития активной самостоятельной, творче­ской, мыслительной деятельности обучаемых?

·                   Какие методы стимулирования познавательной дея­тельности используются?

·                   Применяется ли многообразие средств обучения, в том числе ТСО и компьютерная техника, как при этом ис­пользуется кабинетная система?

·                   Какие подходы и методы использует преподаватель для усиления практической направленности обучения (связь с производством, самостоятельная работа сту­дентов с книгой, справочниками, дополнительной лите­ратурой, лабораторным оборудованием, умение органи­зовать  рабочее место и др.)?

·                   Как осуществляется работа над основными понятиями, законами, как раскрываются причинно-следственные и предметные связи, систематизируется и обобщается  материал?

·                   Используются ли методы и приемы, способствующие воспитанию умений вести дискуссию, принимать реше­ния в различных ситуациях?

·                   Как проводится повторение и закрепление знаний?

·                   Как преподаватель вырабатывает умения и навыки сту­дентов?

·                   На каких этапах урока осуществляется контроль за ка­чеством знаний и умений студентов?

·                   Имеет ли место дифференциация и индивидуализация процесса обучения?

·                   Как прослеживается сотрудничество между студентами и преподавателем?

·                   Соблюдаются ли в учебном процессе санитарно­ - гигиенические требования?

·                   Как решаются цели и задачи занятия на всех его этапах, каков конечный результат, решены ли цели, выдвину­тые перед занятием?

·                   Что из данного занятия можно взять для себя и реко­мендовать другим?

Аспектный  анализ  занятия (урока) - применяется  руководителем для глубокого освещения одной стороны учебно - воспитательного процесса, осуществляемого на занятии. Этот анализ предполагает разбор и оценку аспектов урока:

·                   дидактического;

·                   психологического;

·                   воспитательного;

·                   методического;

·                   организационного.

      Анализу могут быть подвергнуты и более частные стороны занятия, например, отдельные способы активизации познава­тельной деятельности студентов, приемы воспитательного воз­действия, содержание учебного материала, структурная орга­низация занятия и др. Такой анализ можно назвать поэлемент­ным.

 

     Дидактический анализ - предусматривает разбор занятия по

основным дидактическим категориям, таким как:

·                   цели;

·                   принципы;

·                   структура;

·                   тип урока;

·                   содержание;

·                   методы и формы организации процесса обучения;

·                   дифференцированный и индивидуальный подход к обу­чаемым.

       Психологический анализ занятия - предусматривает его pазбоp по следующим составляющим:

·                   эмоциональный фон;

·                   установки на учебно-познавательную деятельность;

·                   моделирование общения;

·                   организация и управление общением;

·                   выявление системы общения преподавателя;

·                   управление восприятием, представлениями, памятью, мышлением, воображением, речью, вниманием, воле­выми процессами, темпераментом студентов;

·                   общий психологический климат занятия.

 

       Краткий анализ занятия - предусматривает оценку его качеств.

Оцениваются:

·                   поставленные цели, их реализация в ходе урока;

·                   соответствие содержания материала, методов и средств поставленным целям;

·                   достигнутые результаты.

 

      Поэтапный анализ урока - предусматривает анализ основных этапов урока в зависимости от их последовательности:

·                   постановка цели урока;

·                   изучение нового материала;

·                   закрепление;

·                   повторение;

·                   задание на дом.

 

1. Подготовительный этап:

·                   четкость формулировки темы, целей и задач занятия (урока);

·                   целесообразность, научность, достоверность отобран­ного для занятия содержания;

·                   соответствие содержания, структуры, методов, форм и средств занятия целевым установкам;

·                   дидактическая оснащенность занятия (наглядные посо­бия, дидактические материалы, ТСО).

 

2 .Организационное начало занятия:

·                   оборудование помещения;

·                   готовность к занятию преподавателя и студентов;

·                   мотивация студентов, ориентирование в предстоящей работе, организация внимания.

 

3.Проверка знаний и умений:

·                   цель проверки знаний, место контроля на различных этапах занятия;

·                   методика проверки, ее целесообразность и эффективность;

·                   реализация основных функций проверки знаний и умений (обучающая, контролирующая, развивающая);

·                   характеристика уровня знаний и умений студентов, вы­явленных в ходе проверки;

·                   объективность оценки, наличие ее достаточной аргу­ментации и оценочного суждения.

 

4.Изучение нового материала:

·                   соответствие содержания изучаемого материала требо­ваниям программы. Доступность нового материала. Система познавательных задач на уроке;

·                   методы, использованные для изучения нового материа­ла, обоснованность и эффективность их применения для реализации основных функций обучения;

·                   роль и место самостоятельной работы студентов. Сти­мулирование и мотивы для познавательной деятельно­сти;

·                   использование на уроках разнообразных источников получения знаний;

·                   характер умственной деятельности студентов при овла­дении новым материалом (первичное восприятие, запо­минание, осмысление, анализ применения знаний и умений в идентичных или новых ситуациях);

·                   целенаправленность и эффективность использования ТCO, дидактического материала;

·                   осуществление обратной связи в процессе изучения но­вого

материала, уровень овладения студентами вновь полученными знаниями.

 

5.Закрепление нового материала и задание на дом:

·                   место и методика закрепления материала в структуре занятия,

их целесообразность;

·                   объем и посильность домашнего задания, заданий для

самостоятельной работы;

·                   характер домашней работы, ее соотношение с методикой

изучения нового материала;

·                   наличие и характер инструктажа, дифференцирован­ность,

индивидуальность заданий на дом.

Структурный анализ - позволяет подвергнуть анализу взаимосвязи всех элементов урока, их обусловленность и зави­симость от поставленных целей. Структурный анализ направ­лен на выявление доминирующего элемента занятия, выявле­ние структур отдельных элементов в зависимости от его задач, определение целесообразности составляющих элементов заня­тия, их последовательности. Этот вид анализа предусматрива­ет изучение деятельности преподавателя и студента, ее резуль­тативности на всех этапах занятия, выявление зависимости этой деятельности от целей занятия и направленности на ко­нечный результат. Суть анализа в том, чтобы сопоставить цели занятия с конечными результатами и установить, решены ли поставленные задачи на уроке.

Комплексный анализ - это анализ 3-5 занятий по одной теме или системы посещаемых занятий. Дается анализ развития содержания, методов, организационных форм процесса обучения на занятии. Это всестороннее рассмотрение в единстве взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения. Выявляется, как осуществляется преподавателем процесс индивидуализации и дифференциации обучения, как идет реализация развивающей функции обучения. Прежде, чем дать  комплексный анализ системы посещенных занятий, можно провести проверку знаний студентов в форме опроса или выполнения ими контрольной работы. Цель комплексного анализа - изучение системы работы преподавателя, обобщение передового педагогического опыта.

Возможны и такие формы анализа занятия, как:

·                   диалог с преподавателем;

·                   «Круглый стол»;

·                   дискуссия и др.

Выводы и предложения основываются на проведенном ана­лизе и самоанализе. В выводах раскрываются положительные стороны деятельности преподавателя, достигнутые успехи в педагогическом мастерстве, отмечается, как осуществляется подготовка к занятию, в какой степени достигаются ожидае­мые результаты, как излагается новый материал, как организу­ется работа по повышению качества знаний и умений студен­тов т. п., а также формулируются конкретные причины выяв­ленных недостатков. Выделение недостатков и определение их причин  позволяют определить предложения и наметить кон­кретные меры по их устранению и сроки последующей про­верки.

   Таким образом, проводимые посещения занятий, после­дующий  анализ, формулирование выводов и предложений являются формой повышения квалификации преподавателя, роста его  педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Дидактические и технические средства, используемые на  занятиях:

·                   таблицы, схемы, графики, диаграммы;

·                   иллюстрации, рисунки для демонстраций;

·                   раздаточные наглядные пособия;

·                   дидактические материалы (для повторения, изучения нового материала, его закрепления и контроля);

·                   инструктивные материалы для студентов;

·                   программированные материалы;

·                   технологические карты;

·                   учебники, пособия, первоисточники, документы;

·                   учебнoe оборудование;

·                   технические средства обучения.

Целесообразность, характер и эффективность использования в процессе обучения дидактических средств:

·                   цели, для которых они используются;

·                   на каких этапах урока используются; владение  ТСО;

·                   эффективность воздействия на студентов и оказание им помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

           

       Занятие - ограниченная во времени организационная еди­ница учебного процесса, функция которой состоит в достиже­нии завершенной цели обучения (полной или частичной).

Виды и типы занятий

Урок:

·                   вводный;

·                   вводно-коррективного повторения;

·                   предъявления и усвоения нового учебного материала;

·                   формирования и закрепления знаний, умений и навы­ков:

·                   применения знаний;

·                   обобщающий;

·                   обобщающего повторения и систематизации знани ji 11 умений;

·                   контроля знаний и умений;

·                   комбинированный (многоцелевая направленность).

Основные этапы урок

·                   постановка целей и задач урока;

·                   проверка домашнего задания;

·                   проверка ранее усвоенного материала, знаний и умений студентов;

·                   подготовка к изучению нового материала, (мотивация и ориентация учебной деятельности);

·                   изучение нового материала;

·                   осмысление, обобщение и систематизация знаний;

·                   закрепление полученных знаний;

·                   задание на дом;

·                   подведение итогов урока.

Методы обучения:

·                   словесные, наглядные и практические;

·                   проблемно-поисковые и репродуктивные;

·                   индуктивные и дедуктивные; самостоятельная работа студентов;

·                   стимулирование, мотивация, ориентирование студен­тов;

·                   контроль и самоконтроль.

Лекция:

·                   лекция

·                   лекция - дискуссия;

·                   лекция- консультация;

·                   вводная, обзорная;

·                   изучение нового учебного материала;

·                   обобщающая, систематизирующая изученный учебный материал;

·                   комбинированная.

 

 

Основные этапы лекции:

·                   постановка цели и задачи лекции;

·                   план изложения учебного материала;

·                   инструктаж по изучению учебного материала;

·                   рекомендации по работе с литературой, дополнитель­ными  источниками;

·                   подведение итогов.

 

Практическое занятие

Основные этапы практического занятия:

·                   постановка целей и задач;

·                   инструктаж студентов;

·                   выполнение задания, организация наблюдения, поста­новка опытов, проведение расчетов, подбор материалов, фактов и т.п.;

·                   оценка результатов.

 

Лабораторное занятие

Основные этапы лабораторного занятия:

·                   постановка темы, целей, задач;

·                   выбор оборудования;

·                   инструктаж;

·                   организация выполнения работы;

·                   оценка полученных результатов.

 

Другие виды учебных занятий:

·                   самостоятельная, контрольная работа; деловая игра;

·                   консультация;

·                   экскурсия;

·                   конференция;

·                   диспут;

·                   решение производственных ситуаций;

·                   практика;

·                   курсовое проектирование;

·                   курсовая работа и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

         Некоторые требования, предъявляемые к содержанию и изложению учебного материала.

1. Соответствие учебного материала содержанию программы:

·                   соответствует;

·                   частично соответствует;

·                   материал устарел.

2. Научность изложения материала:

·                   материал отражает современные взгляды на проблему;

·                   материал отражает современные достижения науки;

·                   материал раскрывает широкое и эффективное примене­ние теории в практике;

·                   материал хорошо аргументирован фактами, примерами, датами, именами и пр.;

·                   материал содержит обоснования и доказательства.

3.Соответствие учебного материала педагогическим требованиям изложения:

·                   выделены главные теоретические положения;

·                   проводится  обобщение;

·                   используются  управленческие подходы (мотивация, ориентировка, регуляция и контроль) к изложению  учебного материала;

·                   учитываются основные дидактические принципы (доступность, систематичность, последовательность);

·                   ставятся  разнообразные познавательные задачи;

·                   обсуждаются спорные, сложные вопросы;

·                   раскрываются новые термины, понятия;

·                   изучаемый материал увязывается с жизненным опытом студентов;

·                   раскрываются способы применения изученного в прак­тической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Основные педагогические требования к занятию:

·                   научность, доступность, систематичность и последова­тельность сознательность и активность, единство обучения и воспитания, связь теории с практикой, наглядность, прочность усвоения знаний, дифференцирован­ный и индивидуальный подход к студентам;

·                   реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;

·                   педагогическое мастерство преподавателя, речь, владе­ние дидактической техникой, наглядными средствами и, дидактическими материалами; творческое примене­ние различных методов и приемов обучения;

·                   использование наглядных пособий и технических средств обучения в условиях кабинетной систем: взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной  работы на занятии;

·                   обеспечение познавательной активности студентов, оптимальное сочетание изложения преподавателя с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач, выполнением творческих заданий;

·                   реализация связи обучения с жизненным опытом студентов, будущей профессией;

·                   связь данного занятия с предыдущими на основе внутри и межпредментых связей;

·                   ознакомление с методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сопоставление и др:);

·                   формирование навыков рациональной организации учебного труда;

·                   подготовка к продолжению образования;

·                   применение разнообразной системы учета знаний, объ­ективность и мотивированность оценки знаний обучае­мых;

·                   соблюдение требований орфографического режима, а также требований, предъявляемых к устной речи сту­дентов.

 

Психологические требования к учебному занятию:

·                   использование методов, приемов и средств, обеспечи­вающих развитие познавательной деятельности студен­тов (внимание память, мышление, воображение), а так­же познавательной направленности этой деятельности;

·                   необходимость учета психологических особенностей и психического состояния студентов на занятии, общего психологического климата в коллективе группы;

·                   осознанное,  продуманное, эмоциональное поведение преподавателя (собранность, умение распределять внимание, самоконтроль, оптимизм, мимика, жесты, доб­рожелaтельность, справедливость, уважительное отношение  к студентам и др.);

·                   управление  поведением обучаемых (мотивация, ориен­тировка, организация, корректировка, контроль), пре­одоление трудностей, удовлетворенность достигнутыми результатами учебного труда, создание атмосферы творческого познания;

·                   соблюдение  психологического такта, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятии.

 

Организационные требования к занятию:

 

·                   подготовленность преподавателя и студентов к занятию;

·                   четко поставленные цели и познавательные задачи пе­ред началом занятия;

·                   правильность выбора вида занятия;

·                   четкая, гибкая структура занятия;

·                   использование разных по дидактическим целям типов занятий, их оснащенность дидактическими материала­ми, наглядными пособиями, ТСО;

·                   рациональное использование времени занятия.

 

Гигиенические требования к занятию:

 

·                   предупреждение умственного и физического утомления студентов (нагрузка в течение занятия, смена видов дея­тельности, их рациональное чередование и пр.);

·                   соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъяв­ляемых к помещению, освещению, температуре воздуха, его чистоте, к мебели и т.п.;

·                   обеспечение четкого изображения при использовании дидактических демонстрационных материалов, ТСО  (размер, величина шрифта, записи на доске и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА)

 

1. Кто посетил занятие______________________________________________

2. Дата посещения и часы ___________________________________________

3. Фамилия преподавателя, ведущего занятие __________________________

4. Специальность, курс, группа ______________________________________

_________________________________________________________________

 

1 Общие сведения о занятии

     Аудитория: ее оборудование и порядок в ней. Подготовка оборудования к занятию___________________________________________________________

____________________________________________________________

Название дисциплины______________________________________________

_____________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

____________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

2 Организация проведения занятия

Своевременность начала урока. Отметка опоздавших и от­сутствующих в журнале. Подготовка, размещение, использо­вание  наглядных пособий и технических средств. Время активного включения в учебно-воспитательную работу______________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

3 Опрос

Четкость формулировки вопросов. Способы проверки знаний студентов  (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная, программированная и т.д.). Количество опрошенных студентов. Обоснованность оценки знаний.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

4.Сообщение  новых знаний

      Метод  обучения. Полнота, научность и последовательность излагаемого  материала, его  доступность и связь с современностью. Владение  материалом. Эффективность  использования  наглядных пособий, технических средств, компьютерной техники_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Закрепление знаний, полученных  на занятии.

Методы  закрепления. Эффект   закрепления  от  использования  наглядных пособий и технических средств___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                

6. Домашнее задание

Виды  домашних заданий, их  разъяснение,  дозировка______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.Подведение итогов

Вовлечение  студентов в учебно-воспитательный процесс, их прилежание, активность, дисциплина. Правильность мер, принятых к  нарушителям

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

8. Подготовленность и  поведение  преподавателя

Внешний  вид, культура речи, педагогический такт преподавателя, подготовленность его к занятию_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9.Структура  занятия

Тип занятия, его  отдельные  части. Использование времени_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10.Результаты занятия

Достижение  основной цели: выполнение программы дисциплины и намеченного плана занятия___________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11.Выводы

Правильно  ли с методической стороны построено и  проведено  занятие? Оценка занятия_____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12.Предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

          

Подпись  посетившего занятие____________________________________

Преподаватель, проводивший  занятие______________________________

Старший методист _____________________________________________

Председатель ПЦК______________________________________________