МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (урока)
Подготовил: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
Лянтор, 2020г.
Общие положения
Открытое учебное занятие (урок) является формой распространения передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.
Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы со студентами.
Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
Открытые занятия для всех преподавателей техникума направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию учебно - воспитательного процесса.
В начале учебного года составляются графики проведении открытых занятий по каждой предметно-цикловой комиссии, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий в техникуме по семестрам.
При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки и перспективы.
При планировании открытых занятий необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий.
Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др.
При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессий).
Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ
Уровень открытого занятий должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.
Методическая оптимальность занятий должна определить:
правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия другие составляющие.
Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию.
Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия рекомендуется обсудить на заседании ПЦК вопросы, связанные с его проведением.
ПОДГОТОВКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики про ведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятий. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства.
При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятии, организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений.
К открытому занятию необходимо составить план открытого урока с четким и разумным распределением времени занятий и указаниями, что и как делают преподаватель и студенты.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО, ЭВМ и продумать последовательность их использования на занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов.
Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:
· календарно-тематический план;
· план учебного занятия, конспект лекции;
· комплект материалов по разнообразным видам контроля;
· дидактический, раздаточный материал;
· задания для самостоятельной работы;
· комплект видеоматериалов для ТСО;
· варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;
· методическую разработку или рекомендации по проведению конкретного открытого занятия.
В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.
Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на студентов, способы организации их работы на занятии помогли другим педагогам критически оценить увиденное и вызвали желание использовать отдельные элементы в преподавании своей дисциплины.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе про ведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать методическим требованиям.
Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании ПЦК представляется на рассмотрение методического Совета и сдается в методический кабинет
ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
За 1-2 недели до проведения открытого занятия председатель ПЦК вывешивает сообщение о нем.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.
Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание студентов и без помех наблюдать за действиями преподавателя и студентов.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии студентов своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие.
Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения.
Организует обсуждение председатель предметной (цикловой) комиссии.
Цель обсуждения - оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.
Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:
· преподаватель, проводивший открытое занятие;
· приглашенные преподаватели;
· председатель ПЦК;
· представитель администрации, ответственный за методическую работу.
Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.
Выступающие преподаватели должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, компьютерной техники. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя.
В заключении выступают председатель ПЦК и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.
Все присутствующие на открытом занятии, сдают заполненные бланки анализа учебного занятия председателю предметно-цикловой комиссии.
Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.
ПАМЯТКА ПОСЕЩАЮЩЕМУ ЗАНЯТИЕ (УРОК)
Цель посещения учебного занятия, его анализ заключаются в
в осуществлении внутреннего контроля, позволяющего увидеть организационную, теоретическую, психологическую, методическую подготовку и уровень мастерства преподавателя, оценить качество знаний и умений студентов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов специальностей.
Организация контроля включает следующие этапы работы и процедуры:
1.До посещения занятия (урока) |
2.При посещении занятия (урока) |
3.После посещения занятия (урока) |
-определить цель контроля; -подготовиться к контролю. |
-зафиксировать фактическое состояние дел. |
-провести анализ выявленного состояния; -сделать вывод из анализа; -сформулировать рекомендации и предложения, определить сроки их реализации; -провести повторный контроль за выполнением рекомендаций. |
1 этап работы проверяющего
Важной процедурой проверки является определение целей контроля.
К ним относят:
· изучение опыта работы преподавателя;
· обмен опытом работы;
· ознакомление с внедрением новых технологий обучения в учебно-воспитательный процесс;
· изучение отдельных методов и приемов работы по развитию учебно-познавательной деятельности студентов, способов учебной деятельности студентов;
· изучение эффективности и результативности обучения по дисциплине, циклу дисциплин;
· реализация задач, намеченных на текущий учебный год;
· изучение проблемы, над которой работает преподаватель;
· ознакомление с методической (организационно педагогической, теоретической, психологической) подготовкой преподавателя;
· оказание помощи в работе молодым преподавателям.
Для реализации целей контроля необходимо подготовиться к посещению занятия, предварительно ознакомиться с рекомендациями по анализу занятий, материалами преподавателя, которые отражают его работу, в том числе анализами ранее посещенных занятий. Подготовить материалы для ведения наблюдения за ходом занятия.
Объектами наблюдения при изучении состояния учебно- воспитательного процесса являются:
1. Подготовка преподавателя к занятию (уроку).
2. Материалы преподавателя, документация.
3. Деятельность преподавателя и уровень его подготовки.
4. Деятельность студентов и уровень их подготовки к занятию.
5. Качество знаний, умений и навыков студентов.
2 этап работы проверяющего.
Контролирующий ведет наблюдение для последующего анализа собранного фактического материала.
Для записи наблюдаемого на занятии можно использовать специальные бланки и формы. В зависимости от цели посещения фиксируются:
· время на отдельные этапы урока, ответы, объяснение нового
материала;
· учебные ситуации, формы общения;
· методы и приемы, используемые преподавателем;
· научность, доступность, логичность, достоверности учебного
материала, излагаемого преподавателем;
· возникающие трудности, эмоциональный психологический
климат урока;
· использование ТСО и компьютерной техники;
· реализация управленческих функций преподавателя (мотивация,
организация, ориентировка, контроль, корректировка), характеристика отдельных ситуаций.
Весь полученный материал служит основой для анализа, посещенного занятия.
3 этап работы проверяющего.
Анализ занятия (урока) может быть полным, структурным, аспектным, комплексным, поэтапным. Все типы анализа реализуются в ходе индивидуального собеседования преподавателем.
Сначала следует дать возможность преподавателю провести самоанализ. Выбор цели посещения занятия (урока) определяет вид последующего его анализа.
Полный анализ – это система аспектных анализов урока. Проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на занятии. Он должен отражать учебно-воспитательный процесс как единое целое.
Примерные вопросы для полного анализа
· Планирует ли преподаватель комплексное решение задач обучения, воспитания, развития?
· Соответствует ли структура урока теме и задачам?
· Соответствует ли содержание материала задачам урока?
· Какие методы, приемы обучения применяет преподаватель для развития активной самостоятельной, творческой, мыслительной деятельности обучаемых?
· Какие методы стимулирования познавательной деятельности используются?
· Применяется ли многообразие средств обучения, в том числе ТСО и компьютерная техника, как при этом используется кабинетная система?
· Какие подходы и методы использует преподаватель для усиления практической направленности обучения (связь с производством, самостоятельная работа студентов с книгой, справочниками, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием, умение организовать рабочее место и др.)?
· Как осуществляется работа над основными понятиями, законами, как раскрываются причинно-следственные и предметные связи, систематизируется и обобщается материал?
· Используются ли методы и приемы, способствующие воспитанию умений вести дискуссию, принимать решения в различных ситуациях?
· Как проводится повторение и закрепление знаний?
· Как преподаватель вырабатывает умения и навыки студентов?
· На каких этапах урока осуществляется контроль за качеством знаний и умений студентов?
· Имеет ли место дифференциация и индивидуализация процесса обучения?
· Как прослеживается сотрудничество между студентами и преподавателем?
· Соблюдаются ли в учебном процессе санитарно - гигиенические требования?
· Как решаются цели и задачи занятия на всех его этапах, каков конечный результат, решены ли цели, выдвинутые перед занятием?
· Что из данного занятия можно взять для себя и рекомендовать другим?
Аспектный анализ занятия (урока) - применяется руководителем для глубокого освещения одной стороны учебно - воспитательного процесса, осуществляемого на занятии. Этот анализ предполагает разбор и оценку аспектов урока:
· дидактического;
· психологического;
· воспитательного;
· методического;
· организационного.
Анализу могут быть подвергнуты и более частные стороны занятия, например, отдельные способы активизации познавательной деятельности студентов, приемы воспитательного воздействия, содержание учебного материала, структурная организация занятия и др. Такой анализ можно назвать поэлементным.
Дидактический анализ - предусматривает разбор занятия по
основным дидактическим категориям, таким как:
· цели;
· принципы;
· структура;
· тип урока;
· содержание;
· методы и формы организации процесса обучения;
· дифференцированный и индивидуальный подход к обучаемым.
Психологический анализ занятия - предусматривает его pазбоp по следующим составляющим:
· эмоциональный фон;
· установки на учебно-познавательную деятельность;
· моделирование общения;
· организация и управление общением;
· выявление системы общения преподавателя;
· управление восприятием, представлениями, памятью, мышлением, воображением, речью, вниманием, волевыми процессами, темпераментом студентов;
· общий психологический климат занятия.
Краткий анализ занятия - предусматривает оценку его качеств.
Оцениваются:
· поставленные цели, их реализация в ходе урока;
· соответствие содержания материала, методов и средств поставленным целям;
· достигнутые результаты.
Поэтапный анализ урока - предусматривает анализ основных этапов урока в зависимости от их последовательности:
· постановка цели урока;
· изучение нового материала;
· закрепление;
· повторение;
· задание на дом.
1. Подготовительный этап:
· четкость формулировки темы, целей и задач занятия (урока);
· целесообразность, научность, достоверность отобранного для занятия содержания;
· соответствие содержания, структуры, методов, форм и средств занятия целевым установкам;
· дидактическая оснащенность занятия (наглядные пособия, дидактические материалы, ТСО).
2 .Организационное начало занятия:
· оборудование помещения;
· готовность к занятию преподавателя и студентов;
· мотивация студентов, ориентирование в предстоящей работе, организация внимания.
3.Проверка знаний и умений:
· цель проверки знаний, место контроля на различных этапах занятия;
· методика проверки, ее целесообразность и эффективность;
· реализация основных функций проверки знаний и умений (обучающая, контролирующая, развивающая);
· характеристика уровня знаний и умений студентов, выявленных в ходе проверки;
· объективность оценки, наличие ее достаточной аргументации и оценочного суждения.
4.Изучение нового материала:
· соответствие содержания изучаемого материала требованиям программы. Доступность нового материала. Система познавательных задач на уроке;
· методы, использованные для изучения нового материала, обоснованность и эффективность их применения для реализации основных функций обучения;
· роль и место самостоятельной работы студентов. Стимулирование и мотивы для познавательной деятельности;
· использование на уроках разнообразных источников получения знаний;
· характер умственной деятельности студентов при овладении новым материалом (первичное восприятие, запоминание, осмысление, анализ применения знаний и умений в идентичных или новых ситуациях);
· целенаправленность и эффективность использования ТCO, дидактического материала;
· осуществление обратной связи в процессе изучения нового
материала, уровень овладения студентами вновь полученными знаниями.
5.Закрепление нового материала и задание на дом:
· место и методика закрепления материала в структуре занятия,
их целесообразность;
· объем и посильность домашнего задания, заданий для
самостоятельной работы;
· характер домашней работы, ее соотношение с методикой
изучения нового материала;
· наличие и характер инструктажа, дифференцированность,
индивидуальность заданий на дом.
Структурный анализ - позволяет подвергнуть анализу взаимосвязи всех элементов урока, их обусловленность и зависимость от поставленных целей. Структурный анализ направлен на выявление доминирующего элемента занятия, выявление структур отдельных элементов в зависимости от его задач, определение целесообразности составляющих элементов занятия, их последовательности. Этот вид анализа предусматривает изучение деятельности преподавателя и студента, ее результативности на всех этапах занятия, выявление зависимости этой деятельности от целей занятия и направленности на конечный результат. Суть анализа в том, чтобы сопоставить цели занятия с конечными результатами и установить, решены ли поставленные задачи на уроке.
Комплексный анализ - это анализ 3-5 занятий по одной теме или системы посещаемых занятий. Дается анализ развития содержания, методов, организационных форм процесса обучения на занятии. Это всестороннее рассмотрение в единстве взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения. Выявляется, как осуществляется преподавателем процесс индивидуализации и дифференциации обучения, как идет реализация развивающей функции обучения. Прежде, чем дать комплексный анализ системы посещенных занятий, можно провести проверку знаний студентов в форме опроса или выполнения ими контрольной работы. Цель комплексного анализа - изучение системы работы преподавателя, обобщение передового педагогического опыта.
Возможны и такие формы анализа занятия, как:
· диалог с преподавателем;
· «Круглый стол»;
· дискуссия и др.
Выводы и предложения основываются на проведенном анализе и самоанализе. В выводах раскрываются положительные стороны деятельности преподавателя, достигнутые успехи в педагогическом мастерстве, отмечается, как осуществляется подготовка к занятию, в какой степени достигаются ожидаемые результаты, как излагается новый материал, как организуется работа по повышению качества знаний и умений студентов т. п., а также формулируются конкретные причины выявленных недостатков. Выделение недостатков и определение их причин позволяют определить предложения и наметить конкретные меры по их устранению и сроки последующей проверки.
Таким образом, проводимые посещения занятий, последующий анализ, формулирование выводов и предложений являются формой повышения квалификации преподавателя, роста его педагогического мастерства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дидактические и технические средства, используемые на занятиях:
· таблицы, схемы, графики, диаграммы;
· иллюстрации, рисунки для демонстраций;
· раздаточные наглядные пособия;
· дидактические материалы (для повторения, изучения нового материала, его закрепления и контроля);
· инструктивные материалы для студентов;
· программированные материалы;
· технологические карты;
· учебники, пособия, первоисточники, документы;
· учебнoe оборудование;
· технические средства обучения.
Целесообразность, характер и эффективность использования в процессе обучения дидактических средств:
· цели, для которых они используются;
· на каких этапах урока используются; владение ТСО;
· эффективность воздействия на студентов и оказание им помощи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Занятие - ограниченная во времени организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной цели обучения (полной или частичной).
Виды и типы занятий
Урок:
· вводный;
· вводно-коррективного повторения;
· предъявления и усвоения нового учебного материала;
· формирования и закрепления знаний, умений и навыков:
· применения знаний;
· обобщающий;
· обобщающего повторения и систематизации знани ji 11 умений;
· контроля знаний и умений;
· комбинированный (многоцелевая направленность).
Основные этапы урок
· постановка целей и задач урока;
· проверка домашнего задания;
· проверка ранее усвоенного материала, знаний и умений студентов;
· подготовка к изучению нового материала, (мотивация и ориентация учебной деятельности);
· изучение нового материала;
· осмысление, обобщение и систематизация знаний;
· закрепление полученных знаний;
· задание на дом;
· подведение итогов урока.
Методы обучения:
· словесные, наглядные и практические;
· проблемно-поисковые и репродуктивные;
· индуктивные и дедуктивные; самостоятельная работа студентов;
· стимулирование, мотивация, ориентирование студентов;
· контроль и самоконтроль.
Лекция:
· лекция
· лекция - дискуссия;
· лекция- консультация;
· вводная, обзорная;
· изучение нового учебного материала;
· обобщающая, систематизирующая изученный учебный материал;
· комбинированная.
Основные этапы лекции:
· постановка цели и задачи лекции;
· план изложения учебного материала;
· инструктаж по изучению учебного материала;
· рекомендации по работе с литературой, дополнительными источниками;
· подведение итогов.
Практическое занятие
Основные этапы практического занятия:
· постановка целей и задач;
· инструктаж студентов;
· выполнение задания, организация наблюдения, постановка опытов, проведение расчетов, подбор материалов, фактов и т.п.;
· оценка результатов.
Лабораторное занятие
Основные этапы лабораторного занятия:
· постановка темы, целей, задач;
· выбор оборудования;
· инструктаж;
· организация выполнения работы;
· оценка полученных результатов.
Другие виды учебных занятий:
· самостоятельная, контрольная работа; деловая игра;
· консультация;
· экскурсия;
· конференция;
· диспут;
· решение производственных ситуаций;
· практика;
· курсовое проектирование;
· курсовая работа и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Некоторые требования, предъявляемые к содержанию и изложению учебного материала.
1. Соответствие учебного материала содержанию программы:
· соответствует;
· частично соответствует;
· материал устарел.
2. Научность изложения материала:
· материал отражает современные взгляды на проблему;
· материал отражает современные достижения науки;
· материал раскрывает широкое и эффективное применение теории в практике;
· материал хорошо аргументирован фактами, примерами, датами, именами и пр.;
· материал содержит обоснования и доказательства.
3.Соответствие учебного материала педагогическим требованиям изложения:
· выделены главные теоретические положения;
· проводится обобщение;
· используются управленческие подходы (мотивация, ориентировка, регуляция и контроль) к изложению учебного материала;
· учитываются основные дидактические принципы (доступность, систематичность, последовательность);
· ставятся разнообразные познавательные задачи;
· обсуждаются спорные, сложные вопросы;
· раскрываются новые термины, понятия;
· изучаемый материал увязывается с жизненным опытом студентов;
· раскрываются способы применения изученного в практической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Основные педагогические требования к занятию:
· научность, доступность, систематичность и последовательность сознательность и активность, единство обучения и воспитания, связь теории с практикой, наглядность, прочность усвоения знаний, дифференцированный и индивидуальный подход к студентам;
· реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;
· педагогическое мастерство преподавателя, речь, владение дидактической техникой, наглядными средствами и, дидактическими материалами; творческое применение различных методов и приемов обучения;
· использование наглядных пособий и технических средств обучения в условиях кабинетной систем: взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии;
· обеспечение познавательной активности студентов, оптимальное сочетание изложения преподавателя с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач, выполнением творческих заданий;
· реализация связи обучения с жизненным опытом студентов, будущей профессией;
· связь данного занятия с предыдущими на основе внутри и межпредментых связей;
· ознакомление с методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сопоставление и др:);
· формирование навыков рациональной организации учебного труда;
· подготовка к продолжению образования;
· применение разнообразной системы учета знаний, объективность и мотивированность оценки знаний обучаемых;
· соблюдение требований орфографического режима, а также требований, предъявляемых к устной речи студентов.
Психологические требования к учебному занятию:
· использование методов, приемов и средств, обеспечивающих развитие познавательной деятельности студентов (внимание память, мышление, воображение), а также познавательной направленности этой деятельности;
· необходимость учета психологических особенностей и психического состояния студентов на занятии, общего психологического климата в коллективе группы;
· осознанное, продуманное, эмоциональное поведение преподавателя (собранность, умение распределять внимание, самоконтроль, оптимизм, мимика, жесты, доброжелaтельность, справедливость, уважительное отношение к студентам и др.);
· управление поведением обучаемых (мотивация, ориентировка, организация, корректировка, контроль), преодоление трудностей, удовлетворенность достигнутыми результатами учебного труда, создание атмосферы творческого познания;
· соблюдение психологического такта, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятии.
Организационные требования к занятию:
· подготовленность преподавателя и студентов к занятию;
· четко поставленные цели и познавательные задачи перед началом занятия;
· правильность выбора вида занятия;
· четкая, гибкая структура занятия;
· использование разных по дидактическим целям типов занятий, их оснащенность дидактическими материалами, наглядными пособиями, ТСО;
· рациональное использование времени занятия.
Гигиенические требования к занятию:
· предупреждение умственного и физического утомления студентов (нагрузка в течение занятия, смена видов деятельности, их рациональное чередование и пр.);
· соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к помещению, освещению, температуре воздуха, его чистоте, к мебели и т.п.;
· обеспечение четкого изображения при использовании дидактических демонстрационных материалов, ТСО (размер, величина шрифта, записи на доске и т.п.).
АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА)
1. Кто посетил занятие______________________________________________
2. Дата посещения и часы ___________________________________________
3. Фамилия преподавателя, ведущего занятие __________________________
4. Специальность, курс, группа ______________________________________
_________________________________________________________________
1 Общие сведения о занятии
Аудитория: ее оборудование и порядок в ней. Подготовка оборудования к занятию___________________________________________________________
____________________________________________________________
Название дисциплины______________________________________________
_____________________________________________________________
Тема урока________________________________________________________
____________________________________________________________
Цель посещения___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2 Организация проведения занятия
Своевременность начала урока. Отметка опоздавших и отсутствующих в журнале. Подготовка, размещение, использование наглядных пособий и технических средств. Время активного включения в учебно-воспитательную работу______________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
3 Опрос
Четкость формулировки вопросов. Способы проверки знаний студентов (устная, письменная, фронтальная, индивидуальная, программированная и т.д.). Количество опрошенных студентов. Обоснованность оценки знаний.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4.Сообщение новых знаний
Метод обучения. Полнота, научность и последовательность излагаемого материала, его доступность и связь с современностью. Владение материалом. Эффективность использования наглядных пособий, технических средств, компьютерной техники_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Закрепление знаний, полученных на занятии.
Методы закрепления. Эффект закрепления от использования наглядных пособий и технических средств___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Домашнее задание
Виды домашних заданий, их разъяснение, дозировка______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Подведение итогов
Вовлечение студентов в учебно-воспитательный процесс, их прилежание, активность, дисциплина. Правильность мер, принятых к нарушителям
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Подготовленность и поведение преподавателя
Внешний вид, культура речи, педагогический такт преподавателя, подготовленность его к занятию_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Структура занятия
Тип занятия, его отдельные части. Использование времени_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Результаты занятия
Достижение основной цели: выполнение программы
дисциплины и намеченного плана
занятия___________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Выводы
Правильно ли с методической стороны построено и проведено занятие? Оценка занятия_____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Предложения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись посетившего занятие____________________________________
Преподаватель, проводивший занятие______________________________
Старший методист _____________________________________________
Председатель ПЦК______________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.