МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИТАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению предметной олимпиады
по дисциплине: «Товароведение продовольственных
товаров»
Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер
Автор: Е.Н. Зиновьева - преподаватель специальных дисциплин высшей категории ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж питания»
2021г.
План
1. Литература
2. Пояснительная записка
3. Положение о предметной олимпиаде
4. Задания олимпиады
5. Решение конкурсных заданий.
Литература
1. ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с.
2. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2015 01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с.
3. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023
4. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования / З.П.Матюхина. - М.: Академия, 2018. – 336 с., [16] с. цв. ил.
5. Земедлина Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: учеб.пособие для сред. спец. учеб. заведений / Е.А. Замедлина. – М.: РИОР, 2005. – 156 с.
6. Карташова Л.В. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения: учебник для сред.проф. образования / Л.В. Карташова, М.А. Николаева, Е.Н. Печникова. – М.: Деловая литература, 2004. – 816 с.
7. Качурина Т.А., Лаушкина Т.А. «Товароведение пищевых продуктов.»: рабочая тетрадь - М.: Академия, 2010
8. Криштафович В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: лабораторный практикум: учебник для высш. учеб.заведений / В.И. Криштафович. – М.: Дашков и Кº, 2009. – 592 с
9. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для высш. учеб.заведений / М.А. Николаева. – М.: Норма, 2006. – 448 с.
10. Пищевая промышленность [журнал ООО «Издательство «Пищевая промышленность»].
11. Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: учебник для высш. учеб.заведений / Т.Г. Родина. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
12. Товаровед продовольственных товаров [Гильдия издателей периодической печати].
13. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛипринт, 2002. – 236 с.
Пояснительная записка.
Для работы в условиях рыночных хозяйственных отношений возрастает потребность в самостоятельно мыслящих, квалифицированных специалистах с высоким уровнем профессиональных знаний и умений.
В повышение эффективности обучения и формирование активности личности большое значение имеет такой принцип обучения, как познавательная активность студентов. Целью обучения является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности, что вызывает необходимость использования методов активного обучения.
Формирование более высоких требований к учебно-воспитательному процессу по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» предполагает внедрение нетрадиционных форм обучения, компьютерных технологий, применение методов активного обучения. Без широкого использования методов активного обучения невозможно формирование специалиста, способного активно и творчески решать задачи широкого диапазона.
Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров.
Проведение олимпиады требует определенных знаний, умений, навыков, приобретенных студентами на лекциях, лабораторных занятиях, поэтому проводится оно по окончании изучения теоретического материала и выполнения лабораторных работ.
Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов; заставляет их повторить пройденный материал по учебникам, конспектам; углублять свои знания с помощью дополнительной литературы, нормативно-технической документации; воспитывает чувство ответственности; прививает любовь к дисциплине и специальности; подготавливает студентов к практической работе. Занятие позволяет осуществить идейную направленность, связь с практической работы, вовлечь студентов в самостоятельную работу.
Вопросы должны обязательно включать программный материал, часть из них может выходить за рамки программы. Вопросы и задания носят проблемный характер, готовых ответов на них нет. Такие вопросы заставляют участников олимпиады сравнивать, обобщать, анализировать имеющиеся данные. Кроме перечня вопросов преподаватель разрабатывает ситуационные задачи с обязательной оценкой качества натуральных образцов продовольственных товаров. Задачи составляются с такими расчетами, чтобы охватить все основные группы продовольственных товаров изучаемого раздела и обеспечить индивидуальный подход к их решению. Преподаватель продумывает методы контроля и выполнения заданий, методику использования наглядного материала и технических средств обучения, работу с натуральными образцами, нормативно-технической документаций, готовит конкурсные, домашние задания, планирует время на выполнение каждого задания.
Подготовка студентов к олимпиаде начинается за 1-1,5 месяца до ее проведения. Перед началом изучения раздела преподаватель сообщает студентам о проведении олимпиады, ее целях и задачах.
Студентам выдаются:
ü название туров олимпиады;
ü перечень вопросов для подготовки;
ü список литературы.
Преподаватель сообщает стимулирующие факторы.
На подготовку ответа отводится определенное время. Оценивать работу команд лучше по 5-балльной шкале.
Итог каждого конкурса оценивается членами жюри в баллах и фиксируется в сводной таблице. При подведении заключительного итога по общей сумме баллов выявляется победитель.
Участники олимпиады : Две студенческие команды из 6 человек.
Модератор олимпиады : Преподаватель дисциплины.
Жюри: 2-3 члена жюри из предметной цикловой комиссии .
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: Учебная аудитория или актовый зал.
План подготовительной работы
1. Методическая разработка мероприятия;
2. Подбор материала и его обработка;
3. Организация команд;
4. Распределение заданий. Командам до проведения олимпиады выдаются следующие задания: подготовить презентацию команды – название команды, эмблему, представление участников команды, форма.
5. Разработка заданий для каждого тура; разработка судейской ведомости для жюри (приложение А), разработка сертификата для награждения команды победителя (приложение Б);
6. Оформление учебной аудитории
7. Приглашение жюри, зрителей.
Перечень оснащения мероприятия
1. Методические средства: карточки-задания, электронная презентация, судейская ведомость.
2. Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, проекционный экран, часы, места для жюри и команд.
Положение
о предметной олимпиаде
по дисциплине: «Основы товароведение продовольственных товаров»
Олимпиада по дисциплине «Основы товароведение продовольственных товаров» среди студентов ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж питания» проводит преподаватель специальных дисциплин
Цель проведения олимпиады:
1. Развивать интерес студентов к дисциплине.
2. Приобщать студентов к творческой самостоятельной работе.
3. Способствовать повышению общего уровня знаний по дисциплине.
4. Активизировать различные формы работы по дисциплине.
II.Порядок проведения олимпиады.
Олимпиада проводится в два тура: первый тур в группах в январе, второй тур среди победителей в первом туре в феврале.
В задания включаются вопросы дисциплины:
1. Развитие производства товаров.
2. Пути увеличения сроков хранения товаров.
3. Химический состав и свойства продуктов.
4. Тара и упаковка продуктов.
5. Товароведная характеристика образцов продуктов.
6. Дефекты товаров и причины их возникновения.
7. Приемка товаров по качеству.
III.Руководство олимпиадой.
Руководство олимпиадой осуществляет преподаватель товароведения, который:
1. Разрабатывает задания для первых и вторых туров.
2. Определяет и контролирует порядок проведения олимпиады.
3. В состав жюри по подведению итогов входят преподаватели цикловой комиссии
IV.Подведение итогов и награждение.
Итоги второго тура олимпиады подводит жюри, в состав которого входят преподаватели цикловой комиссии. Для победителей олимпиады устанавливается три места.
Победители олимпиады награждаются грамотами и подарками
Олимпиада
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО ТУРА
1. Вопросный бой
1. Молоко, каких животных не рекомендуется употреблять в пищу в натуральном виде и почему?
2. Что общего и в чем отличие свежих кисломолочных сыров и творога?
3. Что общего и в чем отличие сыра горного терочного от зеленого терочного?
4. Что общего и в чем отличие цельного сгущенного молока с сахаром от концентрированного?
5. Что означает термин «рекомбинированные» молочные продукты? Назовите их виды.
6. Назовите виды и особенности получения пастеризованного молока, стойкого в хранении.
7. Назовите новые виды кисломолочных продуктов с увеличенным сроком хранения.
8. Чем отличается сливочное масло традиционного состава от комбинированного сливочного масла?
2. Пути увеличения сроков хранения молочных продуктов
1. Назовите способы консервирования молока, укажите их достоинства и недостатки.
2. Сравните потребительские свойства различных видов молочных консервов.
3. Назовите условия хранения сухих и сгущенных молочных консервов.
4. Назовите пути увеличения сроков хранения молока и кисломолочных продуктов.
3. Конкурс на знание свойств кисломолочных продуктов
1. Что общего и в чем отличие простокваши обыкновенной и йогурта?
2. Что общего и в чем отличие кефира и кумыса?
3. Что общего и в чем отличие сметаны диетической и детской?
4. В чем отличие диетического творога от крестьянского?
5. В чем особенности состава и свойств функциональных кисломолочных продуктов?
4.Причины возникновения дефектов молочных товаров
1. Назовите недопустимые дефекты творога и причины их возникновения.
2. Назовите недопустимые дефекты сычужных сыров и причины их возникновения.
3. Назовите недопустимые дефекты сгущенных молочных консервов и причины их возникновения.
4. Назовите недопустимые дефекты сливочного масла и причины их возникновения.
5. Решите кроссворд
По горизонтали:
1. Продукт, полученный свертыванием молочного белка с последующим отделением сыворотки.
2. Продукт из топленого молока, жирность 3,2 %.
3. Продукт, полученный из коровьего молока в результате смешанного брожения.
4. Напиток из коровьего, козьего или овечьего молока, по составу микрофлоры сходен с мацони, распространен у народов Северного Кавказа.
5. Продукт из коровьего молока, приготовленный на закваске, состоящей из ацидофильной палочки, молочнокислого стрептококка и кефирных грибов, обладает острым спиртовым привкусом.
6. Продукт смешанного брожения из молока кобылиц.
7. Творог зерненный со сливками из нежирного пастеризованного молока.
8. Фермент, расщепляющий молочный жир на глицерин и жирные кислоты.
9. Вид простокваши, имеющий слегка тягучий сгусток.
10. Вид простокваши, содержащий болгарскую палочку.
11. Продукт с повышенным содержанием сухих веществ молока, приготовленный на закваске из молочнокислого стрептококка и болгарской палочки в равных количествах.
12. Вид простокваши (обладает кисловатым, освежающим вкусом).
13. Кефир 1 %-ой жирности.
14. Сырье для приготовления молочного кваса (жидкость, отделяемая при производстве творога).
15. Кисломолочный продукт, полученный из сливок.
16. Сметана жирностью 20 %.
17. Недопустимый привкус в масле из коровьего молока.
18. Процесс формирования потребительских свойств сметаны.
19. Творожные изделия.
![]() |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВТОРОГО ТУРА
1. Производство (по выбору)
1. Современные технологии маслоделия.
2. Современные технологии изготовления кисломолочных напитков.
2. Тара и упаковка. Достоинства и недостатки
1. Назовите виды упаковки и их назначение (по предложенным образцам).
2. Назовите достоинства предложенных образцов упаковки.
3. Перечислите недостатки предложенных образцов упаковки.
3. Приемка молочных товаров по качеству
1. Назовите возможные причины забраковки молока и сливок, поступающих в торговые предприятия.
2. Назовите возможные причины забраковки кисломолочных товаров, поступающих в торговые предприятия.
3. Назовите возможные причины забраковки сливочного масла, поступающего в торговые предприятия.
4. Назовите возможные причины забраковки сыров, поступающих в торговые предприятия.
4. Товароведная характеристика товаров
1. Дайте полную товароведную характеристику предложенного образца кисломолочного продукта.
5. Конкурс на оперативность работы товароведа-эксперта
1. При приемке на базе сыра голландского обнаружена осповидная плесень. Ваши действия?
2. В торговое предприятие поступило вологодское масло, расфасованное в пергамент 21.12 с.г. Масса нетто 200 г. Дата выработки – 15.12. с.г. В каких условиях и в течение какого периода следует его хранить?
3. В каких условиях и сколько времени рекомендуете хранить в торговом предприятии твердый сычужный сыр, расфасованный брусками по 200 г и завернутый в полиэтиленовую пленку?
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Судейская ведомость
Название конкурса |
Максимальное количество баллов |
Команда 1
|
Команда 2
|
Баллы |
Баллы |
||
Домашнее задание |
За оригинальное представление команды зарабатывают стартовые 5 баллов. |
|
|
I - Тур «Вопросный бой»
|
За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, если же участник не может ответить самостоятельно он может воспользоваться помощью команды, за такой ответ участник получает 0,5 балла. |
|
|
I - Тур «Пути увеличения сроков хранения молочных продуктов»
|
За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, если же участник не может ответить самостоятельно он может воспользоваться помощью команды, за такой ответ участник получает 0,5 балла. |
|
|
I - Тур «Конкурс на знание свойств кисломолочных продуктов» |
За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, если же участник не может ответить самостоятельно он может воспользоваться помощью команды, за такой ответ участник получает 0,5 балла. |
|
|
I - Тур «Конкурс на знание свойств кисломолочных продуктов |
За каждый правильный ответ участник получает 1 балл, если же участник не может ответить самостоятельно он может воспользоваться помощью команды, за такой ответ участник получает 0,5 балла |
|
|
I - Тур «Решите кроссворд» |
За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. |
|
|
II – Тур «Производство кисломолочных продуктов » |
Ответ должен быть уверенным, в ответе должны присутствовать рассуждения, факты, примеры и т.п. Ярко и понятно должно быть представлено собственное мнение автора. Максимальный балл 5.. |
|
|
II – Тур «Тара и упаковка» |
Ответ должен быть уверенным, верным и однозначным Максимальный балл 5.. |
|
|
II – Тур «Приемка продуктов по качеству» |
Ответ должен быть уверенным, в ответе должны присутствовать рассуждения, факты, примеры и т.п. Ярко и понятно должно быть представлено собственное мнение автора. Максимальный балл 5. |
|
|
II – Тур «Товароведная характеристика образка кисломолочных продуктов » |
Ответ должен быть уверенным, в ответе должны присутствовать рассуждения, факты, примеры и т.п. Ярко и понятно должно быть представлено собственное мнение автора. Максимальный балл 5. |
|
|
II – Тур «Конкурс на оперативность работы товароведа»
|
Ответ должен быть уверенным, аргументированным в ответе должны присутствовать рассуждения, Ярко и понятно должно быть представлено собственное мнение автора. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.