Методические рекомендации по организации практических занятий и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов по учебной дисциплине Менеджмент
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации практических занятий и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов по учебной дисциплине Менеджмент

Оценка 4.6
doc
27.03.2024
Методические рекомендации по организации практических занятий и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов по учебной дисциплине Менеджмент
МР по организации ПР занятий.doc

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации практических занятий и

внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов

по учебной дисциплине «Менеджмент»

 

для укрупненной группы специальностей СПО

38.00.00 Экономика и управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2023

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией экономики, управления, сервиса и туризма

Протокол № 4

от «10» ноября 2023 г.

Председатель:

Шелеметьева Т.Г.

СОСТАВЛЕНО

На основании ФГОС СПО по укрупненной группе специальностей 38.00.00 Экономика и управление и рабочих программ учебной дисциплины «Менеджмент».

 

 

 

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов укрупненной группы специальностей СПО 38.00.00 Экономика и управление   / Сост. Зиновьева Л.А. – Кемерово: Изд-во ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум», 2023. – 20 с.

 

 

Самостоятельная работа студентов включает в себя самостоятельную подготовку по учебной дисциплине «Менеджмент» по вопросам, которые не включены в курс лекций, данных преподавателем при изучении указанной учебной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ…………………………………………..5

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ (ЗАДАНИЯ) К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. 6

2.1 Перечень теоретических вопросов для подготовки к самостоятельной работе. 6

2.2 Практико-ориентированные ситуации (задания) к практическим занятиям.. 7

3 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 19

4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.. 19

5 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации и задания к самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине «Менеджмент» подготовлены для студентов укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление и включают в себя методические рекомендации по выполнению практических заданий, как части самостоятельной работы, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, а также список рекомендуемой литературы.

В результате изучения учебной дисциплины «Менеджмент» студенты укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление осваивают соответствующие профессиональные компетенции (ПК):

- ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины «Менеджмент» должен:

 уметь:

- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

 

Основными источниками при изучении теоретических вопросов является учебная и комментированная литература, научная литература, кроме того, при подготовке докладов, отчетов, презентаций по какому-либо вопросу следует обращаться к дополнительным источникам, не ограничиваясь списком рекомендуемой литературы.

При выполнении практико-ориентированных заданий необходимо формулировать четкий и полный ответ в соответствии с вопросами, поставленными в задании.

Методические рекомендации, задания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине «Менеджмент» содержат 5 разделов. Каждый раздел включает теоретическую и практическую составляющую: перечень вопросов и несколько практико-ориентированных заданий, соответствующих содержанию той или иной темы.

Методические рекомендации призваны сориентировать студентов на решение заданий и рассмотрение конкретных профессиональных ситуаций. Для управленческого персонала очень важно уметь применить теорию на практике.

Решение смоделированных, либо взятых непосредственно из практической деятельности предприятий и организаций, функционирующих на рынке, практико-ориентированных ситуаций (заданий) поможет студенту в освоении учебной дисциплины «Менеджмент».  По усмотрению преподавателя задания могут выполняться на практическом занятии или самостоятельно.

 Цели самостоятельной работы:

- выработка умений, навыков самостоятельной учебной деятельности;

- применение теоретических знаний в практической деятельности;

- опыт работы (понимать, выполнять, усваивать, делать).

Задачи самостоятельной работы студентов:

1.   Более углубленное самостоятельное изучение отдельных вопросов учебной дисциплины;

2.   Развитие умений, компетенций самостоятельно ориентироваться в нормативно-правовых и локальных актах, использовать их при регулировании практических ситуаций, возникающих в процессе управленческой деятельности.

Формы самостоятельной работы студентов.

1.   Изучение дополнительной литературы по учебной дисциплине «Менеджмент». Ознакомление с действующим законодательством, регулирующим данную область деятельности.

2.   Составление кратких обзоров (докладов), подготовка мультимедийных презентаций, видеофильмов по наиболее актуальным вопросам.

3.   Самостоятельное изучение отдельных тем, составление конспектов, терминологического словаря.

4. Решение практико-ориентированных заданий, кейсов.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ (ЗАДАНИЯ) К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

2.1 Перечень теоретических вопросов для подготовки к самостоятельной работе

 

1. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления?

2. Что общего между управлением и искусством?

3. На чем основывается утверждение о том, что управление является наукой?

4. Чем определяется необходимость использования в управлении системно- ситуационного подхода?

5. Почему организацию нужно рассматривать как живой организм?

6. Можно ли осуществлять управление организацией, представляя её как закрытую систему? Если - "да", то к чему это обязательно приводит?

7. Для чего нужна формулировка общей цели организации?

8. Сформулируйте ваше отношение к таким понятиям, как миссия, философия и назначение организации.

9. Какую роль выполняет сформулированная миссия организации?

10. Какие виды связей существуют между элементами структуры управления?

11. Как можно оценить эффективность изменений в организационной структуре управления?

12. Назовите формы экономического стимулирования работников в достижении конечных целей организации.

13. Какие виды деятельности руководителя целесообразно делегировать, и какие делегированию не подлежат?

14. Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

- вас лично в студенческой группе;

- квалифицированного рабочего;

- служащего в офисе;

- преподавателя техникума.

15. Какие задачи решаются при помощи управленческого контроля?

16. Какое место занимает информация в системе коммуникаций?

17. Есть ли различие между принятием управленческого решения и решения в повседневной жизни?

18. Можно ли доверить принятие управленческого решения компьютеру?

19. Как соотносятся между собой власть, влияние, лидерство? В чём специфика каждого?

20. Что такое партнерство?

21. В чем смысл понятия конфликт и какова его сущность?

22. Что такое стресс, и какие симптомы характерны для его хронической формы?

23. Как вы понимаете роль общения в жизни менеджера?

24. В чем состоит специфика делового общения?

25. Какая функция управленческого общения осуществляется наиболее часто по сравнению с другими функциями и почему?

 

2.2 Практико-ориентированные ситуации (задания) к практическим занятиям

Задание 1.

Рассмотрите составляющие цикла менеджмента на примере учебного заведения, в котором Вы учитесь. Дайте ваши комментарии по каждой функции, входящей в цикл менеджмента.

 

Задание 2.

Создайте таблицу методов управления и дайте основные характеристики по следующим видам воздействия:

1. Основа применения

2. Подходы к реализации

3. Требования к субъекту

4. Организационное воздействие

5. Административное воздействие

6. Материальное воздействие

7. Моральное воздействие.

 

Задание 3.

По исходному определению или описанию, приводимому ниже, найдите нужное понятие, фамилию, явление в тексте лекции или в учебнике.

1. Общий, всесторонний план достижения целей.

2.  Краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

3. Стратегия организации, для которой характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учётом инфляции.

4. Процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

 

Задание 4.

Определите типы организационных структур управления:
 1. Первичный – наиболее простой тип структуры, при котором руководитель предприятия (подразделения) осуществляет все функции управления. Все полномочия – прямые (линейные) идут от высшего эвена управления к низшему.
 В числе преимуществ данной структуры - ответственность, четкое распределение обязанностей и полномочий, оперативный процесс принятия решений. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
 О каком типе организационной структуры идет речь? Обоснуйте свой ответ.
 2. Данную организационную структуру используют для того, чтобы справиться с проблемами, обусловленными размером предприятий, диверсификацией, технологией и изменениями внешней среды.
 В соответствии с этой организационной структурой деление организаций на элементы и блоки происходит по видам товаров и услуг, группам покупателей иди географическим регионам.
О каком типе организационной структуры идет речь? Определите ее преимущества и недостатки.

 

Задание 5. Решите предложенные ситуации

Ситуация 1. Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он может хорошо его выполнить. Но вдруг вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу, в результате чего задание к сроку не было выполнено.

Вы вызываете к себе в кабинет обоих и говорите: __________________________

Ситуация 2. Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы, ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему по-своему. Вы понимаете, что его решение лучше вашего.

Вы говорите: _________________________________________________________

 

Задание 6. Лист желаний

Заполните представленную форму, обеспечив логику в объяснении ваших желаний и потребностей.

Лист желаний

 

Вещи, которые вам хочется получить в жизни

Какую потребность (потребности) данное желание может удовлетворить?

Какая мотивационная теория лучше объясняет выбранные вами потребности?

 

 

Лист А –

краткосрочные желания

 

 

 

 

Лист В –

долгосрочные желания

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7. С точки зрения трансактого анализа проанализируйте приведенные диалоги и определите эго-состояния собеседников и форму трансакта (приведите схему трансакта)

 

1. Сотрудница (демонстрируя незнание, несколько беспомощно): «Вы не могли бы мне сказать, как я должна это делать?» (речь идет о работе, которую она часто выполняла правильно).

Начальник (дружески, вежливо): «А как вы раньше выполняли эту работу?

 

2. Начальник (раздраженно): Сколько я еще должен вводить вас в курс дела? Не могли бы вы послушать меня более внимательно?».

Подчиненный (виновато): «В последний раз я действительно не уловил, о чем идет речь. Очень сожалею об этом. Будьте добры, повторите, пожалуйста!».

 

Задание 8. Разгадайте кроссворд на тему: «Принятие решений. Виды решений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

по горизонтали:

2. Результат реализации определённой последовательности шагов или действий.

4. Выбор из нескольких альтернатив одной, наиболее подходящей для решения проблемы.

5. Решение, которое принимается на основе ощущения его правильности лицом, которое не нуждается в понимании ситуации.

6. Решение, обусловленное знаниями и накопленным опытом, принимаемое руководителем для выполнения обязанностей.

7. Решение, основанное на знаниях или накопленном опыте.

по вертикали:

1. Выбор альтернативы.

3. Решение, в определённой мере новое, внутренне не структурированное или сопряженное с неизвестными факторами.

 

Задание 9. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы

 

Два руководителя разговорились о том, как они дают указания своим подчиненным. Первый сказал: «Главное - это то, что сказано, а не как сказано. У меня нет времени, чтобы подбирать для каждого форму обращения». Второй сказал: «Может быть, у тебя работники не обидчивые. А мне постоянно приходится задумываться, как и с кем лучше говорить».

Кто из руководителей прав?

Играет ли роль форма указания для подчиненного?

Начертите «решетку менеджмента», назовите основные позиции руководителя в ней.

Определите позиции руководителей из ситуации в «решетке менеджмента».

 

 Задание 10. Разгадайте кроссворд на тему: «Управление конфликтами и стрессами»

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

по горизонтали:

2. Ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы.

4. Разногласия между линейным и штабным персоналом.

6. Уход от конфликта.

7. Конфликт, который ведёт к повышению эффективности организации, данная ситуация помогает выявить большое число альтернатив и проблем.

9. Разрешение конфликта с помощью убеждения.

по вертикали:

1. Отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретные лица или группы.

3. Борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу.

5. Попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой.

8. Конфликт, который приводит к снижению личной удовлетворенности и снижения эффективности организации.

 

Задание 11. Представьте, что Вы получили на экзамене неудовлетворительную для Вас оценку. Это положило начало межличностному конфликту между Вами и преподавателем. Опишите данный конфликт, заполнив форму.

 

Термины

Краткий ответ

Ситуационное объяснение (7-10 слов)

Источник или причина конфликта

 

 

Конструктивные начала конфликта

 

 

Тип конфликта

 

 

Уровень конфликта

 

 

Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны студента

 

 

Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны преподавателя (ваше мнение)

 

 

 

 

Задание 12. Индивидуально проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и «15» - перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации. Не забудьте поставить от «2» до «14» во всех остальных случаях.

 Медсестра в больнице

 Ректор в крупном университете

 Генеральный директор в небольшой фирме

 Специалист отдела кадров в туристическом агентстве

 Профессор в университете

 Оператор ПК в известной фирме

 Бухгалтер в гостинице

 Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме

 Исследователь в компании высоких технологий

 Надомный ремесленник

 Секретарь генерального директора гостиничного комплекса

 Депутат Государственной Думы.

 

Задание 13. Составьте эссе на тему «Русский рекламный слоган».

 

Задание 14. Представьте, что вы руководитель и собираетесь проводить совещание у себя в кабинете.

  Приглашены 6 человек, чьи профессиональные и деловые качества, особенности характеров и взаимоотношений известны вам заранее.

         Подумайте, как вы разложите визитки на столе, обозначив место каждого. Напомним, что с позиции психологии от расстановки сил ситуация может измениться коренным образом.

         Итак, дадим участникам совещания условные фамилии-прозвища.

- Бойцов и Петухов, которые не выносят друг друга,

- Гребешков, единомышленник Петухова,

- Безответов, избегающий брать на себя ответственность,

- Зажигалов, всегда активный, рвущийся в бой,

- Эвземов,    эмоционально    нейтральный    эксперт    обсуждаемой
программы.

         Для выполнения первого этапа задания приведем краткие характеристики участников совещания:

         Бойцов - имеет боевой характер. Тип темперамента холерик, агрессивен, активен, вспыльчив, неуравновешен. Имеет завышенные личные амбиции.

        Петухов - имеет, как и Бойцов, бойцовский характер. Является противником Бойцова. Оба они не выносят друг друга.

        Гребешков — является единомышленником Петухова. Всегда поддерживает его точку зрения.

         Безответов — предпочитает отмалчиваться, а затем в кулуарах рассказать о правде жизни. Часто опаздывает. Хотя мнение Безответова важно и находится на высоком профессиональном уровне, он избегает брать на себя ответственность.

         Зажигалов — очень активный, подвижный человек, всегда рвущийся в бой. Своей активностью Зажигалов может подлить “масло в огонь” совещания. Может высказываться открыто и резко.

         Эвземов - эмоционально нейтральный эксперт обсуждаемой проблемы, приглашенный со стороны, т.е. независимый эксперт. Человек дела. Очень ценит свое время.

Ваша задача рассадить участников совещания:

- во-первых, таким образом, как они расположились бы за столом
переговоров, если бы сами выбирали места,

- во-вторых,  найти  оптимальный вариант размещения участников
совещания  за  столом  с  целью  уменьшения  числа  неприятных
ситуаций в ходе совещания,

- в-третьих, обосновать предложенные вами варианты.
       
Предполагаемая схема размещения мест за столом переговоров:

 

                                                          ВЫ

 

 

 

Задание 15. В коридоре встретились два сотрудника примерно одинакового возраста. Поздоровались: «А» сказал: «Доброе утро, Петр Иванович!», «Б» сказал: «Доброе утро!».

Вопросы:

1. Кто вероятнее всего из них начальник?

2. Почему принята такая форма приветствия?

3. Какой прием аттракции используется одним из сотрудников?

4. Почему студенты начинают здороваться с преподавателями перед экзаменами?

5. Кому важно расположить другого? Кто более зависит от другого?

 

 

Тестовые задания для самопроверки усвоенных знаний

 

Прочитайте внимательно вопросы и выберите один правильный ответ:

 

1. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

а) в 19 в.;

б) в 18 в.;

в) на рубеже 19 и 20 вв.;

г) в середине 20 в.;

д) в средние века

 

2. Чьё учение стало основным теоретическим источников современных концепций менеджмента?

а) А.Файоля;

б) Ф.Тейлора;

в) М.Фоллет;

г) Д.Гетти

 

3. Какое государство является родиной менеджмента?

а) Франция;

б) США;

в) Россия;

г) Англия;

д) Германия

 

4. Представители какой научной школы в качестве основного объекта исследования имели эффективное использование человеческих ресурсов?

а) классической или административной школы;

б) школы научного управления;

в) школы науки управления;

г) школы поведенческих наук;

д) школы человеческих отношений

 

5. Кто стоял у истоков школы научного управления?

а) А.Файоль;

б) Д.Гетти;

в) М.Фоллет;

г) Ф.Тейлор;

д) Э.Мэйо

 

6. Где преимущественно следует использовать понятие «менеджмент»?

а) в естественных системах;

б) в предпринимательских, корпоративных структурах;

в) в социально-экономических системах;

г) в иерархических структурах;

д) во всех управленческих структурах

 

7. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления;

б) главный принцип управления;

в) исключительно теория управления;

г) исключительно практика управления

 

8. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре;

б) три;

в) пять;

г) шесть;

д) два

 

9. Каково соотношение понятий «управление» и «менеджмент»?

а) понятие «менеджмент» шире;

б) понятие «управление» шире;

в) понятие «менеджмент» значительно шире;

г) эти понятия – синонимы

 

10. Что такое принципы управления?

а) основные методы управления;

б) закономерности управления;

в) основные правила управления;

г) основные функции управления

 

11. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические, социально-психологические;

б) воспроизводственные и маркетинговые;

в) сетевые и балансовые;

г) законодательные и нормативные

 

12. На чём основываются экономические методы управления?

а) на материальных интересах объектов управления;

б) на воздействии на социальные условия работающих;

в) на законодательных и нормативных актах;

г) на хозяйственном расчёте

 

13. Что такое процесс управления?

а) последовательная деятельность менеджера;

б) совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций;

в) совокупность принципов и методов управления

14. Что такое функция управления?

а) управленческая деятельность;

б) обособленный вид управленческой деятельности;

в) должностная обязанность менеджера

 

15. Какова роль координации в процессе управления?

а) формировать структуру организации;

б) распределять полномочия между органами;

в) обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев;

г) обеспечивать связь между подразделениями

 

16. Каковы основные содержательные теории мотивации?

а) А.Маслоу, Д.Мак Клелланда, Ф.Герцберга;

б) ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера;

в) постановки целей, партисипативного управления

 

17. Какую информацию называют невербальной?

а) письменную;

б) словесную;

в) бессловесную;

г) управленческую;

д) устную

 

18. Назовите первую функцию процесса управления?

а) мотивация;

б) организация;

в) планирование;

г) контроль;

д) координация

 

19. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

а) определение критериев решения проблемы;

б) формулирование проблемы;

в) признание проблемы;

г) оценка альтернатив;

д) разработка альтернатив

 

20. Какие существуют виды разделения труда в организации?

а) по уровням управления и звеньям;

б) по видам и подвидам работ;

в) сетевое и матричное;

г) вертикальное и горизонтальное

 

 

21. К чему следует отнести потребителей продукции?

а) к факторам внутренней среды организации

б) к факторам внешней среды прямого воздействия;

в) к факторам внешней среды косвенного воздействия

 

22. Что такое стиль управления?

а) профессиональная деятельность менеджера;

б) методы управления менеджера;

в) повседневное поведение менеджера;

г) устойчивые способы решения задач

 

23. Какой стиль деятельности менеджера должен преобладать в начальный период формирования трудового коллектива?

а) демократический;

б) либеральный;

в) авторитарный

 

24. Что такое власть?

а) возможность влиять на других;

б) специфическое воздействие на подчинённых;

в) совокупность способов воздействия на подчинённых;

г) любое влияние на людей

 

25. На чём основана законная власть?

а) на вознаграждении;

б) на вере в права руководителя;

в) на положительном примере;

г) на принуждении;

д) на вере в знания руководителя

 

26. Какие конфликты называют дисфункциональными?

а) между функциональными подразделениями;

б) нарушающие выполнение функций;

в) мешающие решению проблемы;

г) снижающие групповое сотрудничество

 

27. Какой из межличностных методов разрешения конфликтов можно считать наиболее эффективным?

а) метод компромисса;

б) метод принуждения;

в) метод уклонения;

г) метод решения проблемы;

д) метод сглаживания

 

 

28. Что такое харизма?

а) власть примера;

б) экспертная власть;

в) законная власть;

г) власть, основанная на вознаграждении;

д) власть, основанная на принуждении

 

29. Какой метод разрешения конфликтов предусматривает принятие точки зрения другой стороны?

а) метод принуждения;

б) метод компромисса;

в) метод сглаживания;

г) метод уклонения;

д) метод решения проблемы

 

30. Как называют конфликт, при котором два руководителя предъявляют к одному работнику противоречивые требования?

а) внутриличностный;

б) межличностный;

в) между личностью и группой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ

 

№ тестового задания

Вариант ответа

1

В

2

А

3

Б

4

Д

5

Г

6

В

7

А

8

А

9

Б

10

В

11

А

12

А

13

Б

14

Б

15

В

16

А

17

В

18

В

19

В

20

Г

21

Б

22

В

23

В

24

А

25

Б

26

Г

27

Г

28

А

29

Б

30

А

 

 

 

4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

 

Балл

Критерий оценки

5 – «Отлично»

Правильных ответов – 28-30

4 – «Хорошо»

Правильных ответов  –  25-27

3 – «Удовлетворительно»

Правильных ответов – 22-24

2 – «Неудовлетворительно»

Правильных ответов – менее 22


 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основные издания

1. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 344 с.

2. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. - 656 с. - ISBN 978-5-9776-0320-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1192203 (дата обращения: 11.05.2022). – Режим доступа: по подписке.

3. Грибов, В.Д., Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Грибов. — Москва : КноРус, 2022. — 275 с. — ISBN 978-5-406-09578-2. — URL:https://book.ru/book/943205 (дата обращения: 10.05.2022). — Текст : электронный.

 

Дополнительные источники

1.        Научно-образовательный портал Экономика и управление на предприятиях eup.ru – URL: http://eup.ru

2.        Экономический образовательный ресурс – URL: www.economicus.ru

3.        Интернет журнал о бизнесе Секрет фирмы – URL: https://secretmag.ru

4.        Информационный сайт Коммерсант.ru – URL: https://www.kommersant.ru

5.       Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с поправками от 03.07.2020).

6.       Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30..11..1994 N 51 -ФЗ (ред. от 09.03.2021), часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ и часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ) (с изменениями и дополнениями).

7.       Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020 - 288 с.

8.       Менеджмент: учебник для СПО / под ред. Ю. В. Кузнецова. — М.: Издательство Юрайт, 2019 - 448 с.

9.       Мескон М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – 3-е изд. – Пер. с англ. – Вильямс, 2019. - 672 с.

10.                 Михалева, Е. П. Менеджмент: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-5662-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488550 (дата обращения: 11.05.2022).


11.                 Скачано с www.znanio.ru

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДОБРЕНО Цикловой комиссией экономики, управления, сервиса и туризма

ОДОБРЕНО Цикловой комиссией экономики, управления, сервиса и туризма

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации и задания к самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации и задания к самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине «

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Как вы понимаете роль общения в жизни менеджера? 24

Как вы понимаете роль общения в жизни менеджера? 24

О каком типе организационной структуры идет речь?

О каком типе организационной структуры идет речь?

Задание 7. С точки зрения трансактого анализа проанализируйте приведенные диалоги и определите эго-состояния собеседников и форму трансакта (приведите схему трансакта) 1

Задание 7. С точки зрения трансактого анализа проанализируйте приведенные диалоги и определите эго-состояния собеседников и форму трансакта (приведите схему трансакта) 1

Решение, которое принимается на основе ощущения его правильности лицом, которое не нуждается в понимании ситуации

Решение, которое принимается на основе ощущения его правильности лицом, которое не нуждается в понимании ситуации

Вопросы: по горизонтали: 2

Вопросы: по горизонтали: 2

Уровень конфликта

Уровень конфликта

Для выполнения первого этапа задания приведем краткие характеристики участников совещания:

Для выполнения первого этапа задания приведем краткие характеристики участников совещания:

Тестовые задания для самопроверки усвоенных знаний

Тестовые задания для самопроверки усвоенных знаний

Что такое менеджмент? а) теория и практика управления; б) главный принцип управления; в) исключительно теория управления; г) исключительно практика управления 8

Что такое менеджмент? а) теория и практика управления; б) главный принцип управления; в) исключительно теория управления; г) исключительно практика управления 8

Что такое функция управления? а) управленческая деятельность; б) обособленный вид управленческой деятельности; в) должностная обязанность менеджера 15

Что такое функция управления? а) управленческая деятельность; б) обособленный вид управленческой деятельности; в) должностная обязанность менеджера 15

К чему следует отнести потребителей продукции? а) к факторам внутренней среды организации б) к факторам внешней среды прямого воздействия; в) к факторам внешней среды косвенного…

К чему следует отнести потребителей продукции? а) к факторам внутренней среды организации б) к факторам внешней среды прямого воздействия; в) к факторам внешней среды косвенного…

Что такое харизма? а) власть примера; б) экспертная власть; в) законная власть; г) власть, основанная на вознаграждении; д) власть, основанная на принуждении 29

Что такое харизма? а) власть примера; б) экспертная власть; в) законная власть; г) власть, основанная на вознаграждении; д) власть, основанная на принуждении 29

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024