Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Оценка 4.6
docx
14.01.2020
Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов
МЕТОД сокращ..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Введение.                                                                                                                                                                  

II. Теоретическая часть.                                                                                       

 

                                                

 1. Теоретические аспекты использования метода проектов

1.1. Понятие проект, «проектная деятельность». Метод проектов

1.2. Типология проектов

1.3. Умения и навыки, формируемые у учащихся

посредством проектной деятельности

1.4. Этапы работы над проектом как фактор успешной

организации проектной деятельности в целом

2. Особенности организации и требования к использованию

метода проектов                                                                                                     

3. Методические рекомендации по организации проектной работы              

3.1. Подготовительный этап работы в проекте

3.2. Работа в проекте

3.3. Презентация проекта

3.4. Рефлексия

3.5. Критерии оценивания проекта

III. Заключение.                                                                                                                                                                 

IV. Список литературы.                                                                                        

Приложение № 1                                                                                                   

Приложение № 2                                                                                                    

Приложение № 3                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

I.                    Введение.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования возрастает важность использования технологий, методов, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов, проектной деятельности обучающихся.

Согласно ФГОС основным подходом в современном образовании является деятельностный подход, который позволяет реализовать проектная деятельность. В ФГОС данный вид деятельности определяется как один из наиболее продуктивных способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, начиная с начальной школы.

В данной разработке мы рассмотрим:

·         Теоретические аспекты и место проектной деятельности в реализации ФГОС;

·         Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности;

·         Этапы работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом;

·         Особенности организации и требования к использованию метода проектов.

А также предложим рекомендации по организации проектной деятельности в обучении английскому языку на уроках и во внеурочной деятельности.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В коммуникативную компетенцию входят:

-речевая компетенция (создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении, переводе в рамках определенной темы);

 -социокультурная компетенция (формирование представлений о социокультурной специфике стран изучаемого языка); - языковая компетенция (овладение учащимися лексическими единицами для оформления речевых умений); - учебно-познавательная компетенция (совершенствование учебной деятельности по овладению иностранным языком);

- компенсаторная компетенция (формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств); - информационная компетенция (умение самостоятельно работать со справочной литературой, информационными ресурсами и находить необходимую информацию);

Проектное обучение развивает «командный дух», коммуникабельность, способствует повышению личной уверенности учащихся, умение сотрудничать, искать пути решения проблемы, а также развивает у учащихся исследовательские умения. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.

 

II.   Теоретическая часть.

 

1. Теоретические аспекты использования метода проектов

1.1. Понятие проект, «проектная деятельность». Метод проектов

Метод проектов - педагогическая технология, цель которой интеграция

имеющихся знаний и приобретение новых.

Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

     Проектная деятельность - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике. Применительно к иноязычному образованию, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

      В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

     Но обратимся к иностранному языку, его специфике. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

    Прежде всего, еще раз подчеркнем мысль о том, что мы учим способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения:

•              Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

•              Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

•              Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

       Таким образом, основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к проектной деятельности на этапе творческого применения языкового материала. Только проектная деятельность может позволить решить эту задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны на основе межкультурного взаимодействия.

 

 

 

1.2.Типология проектов:

1. По доминирующему методу:

исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, игровые.

2. По характеру содержания: моно - проекты (одна образовательная область) и интегрированные (две и более образовательные области)

3. По характеру участия ребенка в проекте:

заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до

получения результата.

4. По характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри образовательного учреждения, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников:

индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности:

краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

 

1.3. Умения и навыки, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности.

Проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Через проектную исследовательскую деятельность у учащихся формируются следующие умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

• умение осмыслить задачу, для решения которой имеется недостаточно знаний;

• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения

поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

• умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

• умение находить несколько вариантов решения проблемы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности:

• умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их;

• умение оценивать свою работу.

4. Навыки работы в сотрудничестве:

• умение коллективного планирования;

• умение взаимодействовать с любым партнером;

• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

• навыки делового партнерского общения;

• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

• умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

• умение вести дискуссию;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• умение находить компромисс;

• навыки устного опроса, интервьюирования и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

•навыки монологической речи;

•умение уверенно держать себя во время выступления;

•артистические умения;

•умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

•умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

1.4. Этапы работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

В условиях реализации ФГОС проектная деятельность учащихся приобретает особое значение.

Проект — это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:

1. выбор темы или проблемы проекта;

2. формирование группы исполнителей;

3. разработка плана работы над проектом, определение сроков;

4. распределение заданий среди учащихся;

5. выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;

6. оформление совместного результата;

7. отчет по проекту;

8. оценка выполнения проекта.

При реализации стратегий личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов изменяется роль учителя:

-становится организатором самостоятельной работы обучающихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности;

-стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ;

-помогает ученикам выбирать наиболее значимые и интересные для них виды и формы работы; поощряет стремления каждого находить свой способ решения проблемы, в ходе урока анализировать работу одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути;

-позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;

-создает обстановку для естественного самовыражения на иностранном языке, давая возможность реализовать себя в учебной деятельности, поведении, общении.

 

2. Особенности организации и требования к использованию метода

проектов

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

Следовательно, учителю  необходимо знать:

•   Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса и т. д.

• Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность учащихся?

•   Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом или исследованием?

•   Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, образовательного учреждения и условиям имеющегося обеспечения?

•   Как разработать учебный проект или исследование?

• Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?

•  Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

 

Учителю необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся.

Для учеников младшего школьного возраста.

  • Темы проектов выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
  • Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
  • Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Для учащихся основной школы.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков.

  • Проектная деятельность - в групповых формах (индивидуальная форма работы не исключается).
  • Темы проектов - из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане.
  • Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
  • Презентацию результатов проекта целесообразно проводить публично.

Учителю необходимо учитывать реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ учащихся -  дать шанс публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

 

3. Методические рекомендаций по организации проектной работы

3.1. Подготовительный этап работы в проекте

1. При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года необходимо выделить те темы (наиболее сложные в плане  понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Это даст возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.

2. Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если этот проект рассчитан на урочную деятельность). Защита проектов может предусматривать сдвоенный урок.

3. Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные пути их решения.

4. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются обучающимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны учащиеся приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации,  вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете).

5. Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности учитель не должен давать учащимся в готовом виде. Он лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает учащимся свое мнение. В этом суть метода проектов, исследования как такового.

 

3.2. Работа в проекте

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:

1. выбор темы или проблемы проекта;

2. формирование группы исполнителей;

3. разработка плана работы над проектом, определение сроков;

4. распределение заданий среди учащихся;

5. выполнение заданий, обсуждение в группе результатов

выполнения каждого задания;

6. оформление совместного результата;

7. отчет по проекту;

8. оценка выполнения проекта.

 На первом уроке учитель предлагает ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую обучающиеся должны «уловить» и сформулировать.

Задача учителя – показать ситуацию так, чтобы ученики как можно ближе к ней сформулировали проблему, но совершенно самостоятельно. Далее учитель предлагает попробовать найти способы решения этой проблемы и здесь можно задавать наводящие вопросы.

                Задача учеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Это метод «мозговой атаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остается четыре-пять гипотез (по количеству задуманных учителем исследовательских групп). Затем учитель предлагает каждой из групп взяться за работу по одной из этих гипотез (обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал).

На этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения.

В результате такого коллективного обсуждения предлагаемые методы исследования утверждаются (но не навязываются группе). Если группа по какой-то причине не согласна с мнением большинства, ей предоставляется право идти своим путем, но искать доказательства своей правоты.

На протяжении последующих уроков учитель может работать даже по другим темам программы, но обязательно отводить часть урока на работу над данным проектом. Здесь могут использоваться разные методы. Основная поисковая деятельность происходит во внеурочное время.

На итоговом уроке происходит защита проектов (по гипотезам).

 Учитель на таких уроках – практически сторонний наблюдатель. После защиты гипотезы группой остальные ребята имеют право, как оппоненты, задавать членам исследовательской группы любые вопросы по данной теме. Речевые клише для презентации и защиты проектов заранее предлагаются учителем.

Темы проектов относятся к вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Авторы линии УМК «Английский язык 2-11» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.) и серии учебников «Английский в фокусе» (Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Д.Дули и В.Эванс) предлагают Примерную Программу проектов, которую можно найти на соответствующих сайтах http://the-world-of-english-kuzovlev.blogspot.ru/p/blog-page_2065.html

http://spotlight-in-russia.blogspot.ru/p/blog-page_28.html

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.)

 

3.3.Презентация проекта

Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация: реклама, виртуальная экскурсия, телепередача, научная конференция, научный доклад, инсценировка события, путешествие, ролевая игра, деловая игра, коллаж, презентация Power Point.

Польза для обучающихся очевидна. Они работают над интересной темой, используя уже выученное, и, дополнительно изучая ещё и то, что необходимо в связи с поставленной задачей.

Учителю рекомендуется доброжелательно принимать всё, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

Устная презентация всегда включает определённую долю риска для учащихся, поэтому для некоторых из них нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им справиться с трудностями: исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Обучающиеся могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить всё в виде маленькой пьесы, используя музыку и т. д. По окончании презентации остальные ученики анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, что бы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

 

3.4. Рефлексия

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, поэтому она может осуществляться не только в конце проекта, но и на любом его этапе.

Рефлексия содержания проекта используется для выявления уровня осознания содержания выполненного. Одним из наиболее эффективных приемов является прием «незаконченное предложение», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, актуализировать полученные ранее знания и социальный опыт:

1. при работе над проектом я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось…

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…         

 

3.5. Критерии оценивания проекта

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом.

Рекомендуем оценивать:

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2. Степень вовлечённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и метапредметных УУД;

4. Количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,

письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

III. Заключение

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И это не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать как воспитательные, так и образовательные задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, и, поэтому более эффективным.

Использование метода проектов в обучении иностранным языкам способствует формированию страноведческой компетенции у школьников и развитию их коммуникативных способностей.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, что активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферу детей. 

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и делает разнообразным учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, что, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как на личность. Самым важным является то, что ребенок, а не учитель, определяет содержание проекта, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

·      достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

·      имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

·      понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

·      повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

·      наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

·      простор для творческой и созидательной деятельности.

 

Список использованной литературы

 

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005 г. — 112 с.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; Москва,  «Просвещение», 2005 г.
  3. Иностранные языки в школе, 2000 г.,  № 2, 3.
  4. “Intel”«Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века. Учебное пособие.10-е издание, М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009 г. - 168 стр.
  5. Ковалева Г.С. Основные подходы к оценке метапредметных результатов в основной школе; Москва, «Просвещение», 2009 г.
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.: «Просвещение,» 2008 г.-192с.
  7. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе Учебное пособие. Москва - Логос; 2010 г.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://минобрнауки.рф/документы/543.
  9. Синенко В.Я. «Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования» // Сибирский учитель, 2004 г.  №1.
  10. Иванова Е.О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. Москва «Просвещение», 2011 г.
  11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.  М., «Просвещение», 2000 г.
  12. Стандарты второго поколения. ФГОС. Москва «Просвещение», 2011 г.
  13. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва, «Просвещение», 2010 г.

Приложение 1

                Использование метода проектов — это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Роль учителя заключается в том, что он определяет тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.

 

В задании №3 КИМ по английскому языку (ЕГЭ 2018) предлагается выбрать одну из трёх фотографий и описать её на основе плана. Время, отведённое на подготовку – 1,5 минуты. Цель данного задания: продуцирование связанных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика). Таким образом, мы сочли целесообразным предложить учащимся проект по развитию навыков говорения (устной речи) 

“My Family Album”.

 

Разработка проекта “My Family Album”

 

Категория проекта: творческий, краткосрочный

 

Возрастная категория учащихся: ученики 11 классов

 

УМК: Ваулина, Ю.Е., Дули, Дж., Подоляко, О.Е., Эванс, В. «Английский в фокусе» (“Spotlight-11″). — М.: Просвещение, Express Publishing, 2013 г.

 

Цель: умение строить монологическое связанное высказывание по картинке с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика)

 

Задачи:

 

совершенствовать коммуникативные навыки;

 

совершенствовать навыки монологического высказывания по предложенной теме;

 

обобщить и систематизировать полученные знания.

 

Планируемые результаты: учащиеся делают подборку фотографий и презентуют их, опираясь на план.

 

Техническое оснащение: компьютер, раздаточный материал, учебник.

 

Работа над проектом

 

Первый этап (подготовительный): учащиеся тренируются в употреблении фраз-клише, предназначенных для описания картинок. Важно отметить, что лексический материал отрабатывается на основе структурно-логических схем, что позволяет не только установить словесно-логические связи, но и ускорить процесс запоминания новых лексических единиц.

 

Второй этап (тренировочный): работа с картинками. Ученикам предлагаются фотографии людей и жизненных ситуаций для описания (картинки для описания подбирает учитель).

 

И, наконец, третий этап (практический): подготовка и презентация собственных проектов “My Family Album”. Учащиеся делают подборку нескольких фотографий, создавая, таким образом, свой «Семейный альбом» для того чтобы в дальнейшем презентовать его своим друзьям. Фотографии могут быть действительно из семейного альбома или это могут быть фотографии, взятые из интернета или журнала. Затем учащийся презентует фотографии своим одноклассникам и учителю, описывая их (придерживаясь заданного плана описания). Также, слушатели могут расспросить рассказчика о наиболее заинтересовавшей их картинке.

 

Что касается вопроса оценивания проекта, подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

 

Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом.

 

                Приложение 2

Интернет-проект «NATURE ABC» - «Азбука животных».

1. Организационный этап

                УМК: Ваулина, Ю.Е., Дули, Дж., Подоляко, О.Е., Эванс, В. «Английский в фокусе» (“Spotlight-5″). — М.: Просвещение, Express Publishing, 2013 г.

для 5-его класса предлагает тему “Pets and Wild Animals” – ”Домашние и дикие животные”. Тематика  очень близка школьникам данного возраста, у многих дома живут домашние животные, поэтому ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о них. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали ‘’Nature ABC’’ – ”Азбука животных”. Школьники при участии учителя обсуждают содержание  и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание электронной версии энциклопедии о животных. Таким образом, содержание проектной работы  оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

                На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

1. разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро утомляются)

2. продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся

3. обсудить способы сбора и вид информации

4. выбрать оптимальную форму презентации результатов

5. составить и обсудить примерный план работы.

2. Выполнение проекта

                Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу  над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать где лучше добыть нужную информацию, как записать ее, как представить.  Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.  

                В работе над проектом ‘’Nature ABC’’ – ”Азбука животных” на начальных этапах изучения иностранного языка дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника, рассказывают о своих домашних животных пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над рассказами о диких животных – о тиграх и львах, медведях и обезьянах,… то есть о тех, о которых написано в учебнике Идет дальнейшее расширение и закрепление учебного материала.  

                Далее учащимся предлагается выбрать и описать какое-то животное, о котором не упоминается в учебнике. Но сначала надо разузнать о нем побольше… как выглядит?… где обитает?… чем питается?… сколько у него бывает детенышей?…как оно выращивает потомство?

                Однако основной характеристикой  этого этапа является расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учащихся. Детям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися. Ребята работают в библиотеках, много читают дополнительной литературы, стараясь найти интересные данные о своем животном, которые не знают одноклассники.

                Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по  каждому  конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

                Так, в рамках работы над проектом “Nature ABC” – ”Азбука животных”, появились сочинения о дельфинах и о китах, о белках и о гепардах, о кобре и даже об игуане. И теперь, вместе с ними, на страничках нашей энциклопедии  “Nature ABC” – ”Азбука животных”, Вы сможете узнать много интересного и удивительного о домашних и диких, известных и малознакомых, исчезающих и уже исчезнувших животных.

             Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению  и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

3. Презентация.

             На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

             Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость нарисовать свое животное. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши. Однако некоторые ребята рисовали рисунки с использованием компьютерной графики

4. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.

             Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

             Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное  формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

            

 

Приложение 3

 

 

Мастер-класс: Урок-проект «Однодневный тур по Лондону»

Если мы будем учить сегодня
так, как учили вчера, мы крадем
у наших детей завтра…
Джон Дьюи

   

 Вашему вниманию предлагается описание проектного урока по теме: «Достопримечательности Лондона». Данный проект предназначен для выполнения учащимися  5 класса средней общеобразовательной школы на уроке английского языка.  Рекомендуется проводить в начале изучения Unit 4 “Learning More About London”.

Проблемная ситуация: В наши дни люди много путешествуют. Они хотят знать больше о культуре и традициях разных стран. Но не всегда у людей есть много времени, чтобы посмотреть все достопримечательности.  Порой на это у них может быть всего один день. Российские школьники, которые изучают английский язык в школе, имеют представление об основных культурных ценностях Лондона. Они могут посоветовать своим друзьям и знакомым, которые собираются посетить  Лондон,  что там можно увидеть за один день.

Проблема проекта: Как составить маршрут однодневного путешествия по Лондону, чтобы увидеть по возможности больше интересных достопримечательностей с учетом их расположения и часов посещения.

 Цель: Составление маршрута однодневного путешествия по Лондону.

Задачи (способы  решения) проекта:

1. Просмотр презентации «Достопримечательности Лондона»

2. Разделение  на рабочие группы.

3. Распределение роли каждого учащегося в группе

4. Изучение материалов туристического справочника и карт Лондона.

5. Выбор основных достопримечательностей Лондона.

6. Составление маршрута, используя карту города Лондона

7. Графическое представление маршрута на карте.

8.Заполнение таблицы, составление текста маршрута на английском языке

9. Презентация полученных результатов.

10. Самооценка деятельности каждого участника группы по заданной форме.

   Сфера применения результатов: культурно – социологическая.

Обеспечение: Туристический справочник, составленный учителем по материалам сайтов Интернет, карта Лондона с обозначением достопримечательностей, карта Лондона с обозначением станций метро, таблицы составления маршрутов, образец  программы экскурсионного тура на день.

Продукт проектной деятельности: Маршрут однодневного путешествия по Лондону.

Форма презентации результатов: Карта Лондона с графическим изображением маршрута, программа тура по Лондону.

Виды презентации: Устная презентация.

Поощрение: Награждение сертификатами по номинациям

Оценивание: Оценивание учителем, в соответствии с заранее озвученными номинациями:

«Самый лучший маршрут»

«Самая лучшая презентация»

«Самая аккуратная таблица»

Информационное оснащение:

Учебник М.З. Биболетовой «Enjoy English» 5-6 класс, «Титул», 2010 г.

Учебное проектирование в образовательном процессе современной школы, Н.Ю. Пахомова; Издательство Современного гуманитарного университета, Москва, 2011 г.

Учебное проектирование в образовательном процессе современной школы. Сборник статей. МИОО, Москва, 2012 г.

Материалы сайтов:

http://www.parliament.uk/visiting/.

www.stpauls.co.uk.

www.westminster-abbey.org.

         http://www.britishmuseum.org/

http://www.hrp.org.uk/TowerOfLondon/

www.ba-londoneye.com

http://www.zsl.org/zsl-london-zoo

Ход урока по этапам

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Погружение в проект

-Рассмотрение ситуации и проблемы.

-Сужение проблемы и формулировка цели.

-Просмотр презентации «One- day sightseeing tour in London»

1. Do you like travelling? What places did you visit in Russia? And who went abroad? What countries did you visit? What places of interest did impress you most of all?  So, nowadays we travel a lot. We want to learn more about other people, their traditions and  culture. The Winter Olympic games in Sochi paid much attention to our country but the Summer Olympic Games in 2012 paid much attention to London, the capital of Great Britain.  By the way, would you like to go to London one day? But London is a very big city and sometimes people don’t have enough time to observe all sights of it. At times they have only one day for it. Russian students learning English at school also study London and its sights of seeing, so they could help people who is going to visit London to make a one-day sightseeing tour.

2. What is the problem?  “HOW to plan a one-day sightseeing tour in London in order to see as many as possible sights with their location and  opening times.”

3. What is the aim of our work today? “To plan a one-day sightseeing tour  in London”

So, we have the aim. What should we do first of all? – Have you ever seen the sights of London? Let’s do it.

4. Знакомит учащихся с презентацией «One day sightseeing tour in London», отрабатывая произношение новых лексических единиц.

What we’ll do next? Do you know how to make a route? What is it important by planning a tour? Look at this route, please and try to come to conclusions. (Знакомятся c русскими маршрутами  и делают выводы)

5. Знакомит учащихся с правилами составления туристического маршрута.

By planning a route you should take into account:

  1. The date of a tour.(оpening times are changed depending on seasons)
  2. The duration (длительность) of events. (How much time are you going to  spend in a place)
  3. The way of transportation (How will you get to a place)
  4. Time of meal.
  5. Time of removing from one place to another.

1. Учащиеся озвучивают проблемную ситуацию.

2. С помощью учителя формулируют проблему.

3. Осуществляют целеполагание.

4. Знакомятся с достопримечательностями Лондона, отрабатывают произношение их названий на английском языке.

5. Знакомятся с правилами составления туристического маршрута.

II. Организация работы над проектом

  1. Класс разбивается на группы по 4-5 человек
  2. Составляется план групповой работы над проектом.

Ok, let’s remember. We have the aim…., we’ve seen the sights of London. We know how to make a route.

1.                Помогает учащимся разбиться на группы, распределить роли в группе. It’s time to divide into groups. I have three pictures of London. They are cut. Take parts of pictures and find someone who has the same sight of London. Join your picture and form a group.

Let’s choose the roles in a group.

2.                Направляет учащихся при формулировке задач (план работы над проектом)

Then we need to plan  all steps of your work:

1.       To learn the Tourist Guide.

2.       To choose the sights of London.

3.       To note the way  on the map of London.

4.       To complete a table and write the text of a tour.

  1. To present your map and your route.
  1. Распределение ролевого участия в группе
  2. Коллективное обсуждение и распределение ролей в группе
  3. Составление плана групповой работы

III. Работа над проектом

Выполняется содержательная часть – разрабатывается маршрут однодневного тура по Лондону.

Учитель консультирует, оказывает дозированную педагогическую помощь при выполнении плана работы и составлении маршрута.

1.       Изучают материалы справочника и карты Лондона.

2.       Выбирают достопримечательности.

3.       Отмечают маршрут графически на карте

4.       Заполняют таблицу маршрута

5.       Составляют текст маршрута на английском языке.

6.       Презентуют полученные результаты.

IV. Презентация результатов

Учитель выступает в роли эксперта.

В процессе устной презентации представляют разработанный маршрут однодневного тура по Лондону.

V. Рефлексия

Учитель после сдачи форм самооценки деятельности учащихся, объявляет критерии оценивания.

Оценивают этапы своей деятельности по заданной форме.

 

 

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках английского языка. Сборник материалов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020