Методические рекомендации по организации работы с родителями в условиях образовательного учреждения.
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации работы с родителями в условиях образовательного учреждения.

Оценка 4.6
docx
14.06.2020
Методические рекомендации по организации работы с родителями в условиях образовательного учреждения.
медтодическая.docx

Методические рекомендации по организации работы с родителями в условиях образовательного учреждения.

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая дошкольника, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи (изучение семейной атмосферы, окружающей воспитанника, его взаимоотношений с членами семьи; организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей и т. д.) Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: - приобщение родителей к педагогическому процессу; - неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка; - информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Среди условий успешной работы с родителями можно выделить следующие: · целенаправленность и системность; · дифференцированный подход с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; · доброжелательность и открытость. При планировании работы с родителями важно учитывать: · актуальность тем групповых родительских встреч; · возможность родителей наблюдать своих детей в деятельности; · информационную насыщенность (профилактико-просветительская деятельность); · возможность получения родителями необходимой консультативной помощи у специалистов образовательного учреждения. Для обогащения знаний и опыта воспитателей об особенностях современной семьи и закономерностях детско-родительских отношений педагог- психолог образовательного учреждения организует работу семинара- практикума. Основные задачи сотрудничества ДОУ с родителями · Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки семьи на основе изучения социально-психологических особенностей семей воспитанников и интересов, потребностей родителей. · Содействовать формированию у родителей представлений об особенностях развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние механизмы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье. · Повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста. · Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы, способствующих формированию активной родительской позиции. Для решения поставленных задач разработаны основные направления: · Информационно-аналитическое - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их психологопедагогической грамотности. Основной задачей информационноаналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличии у родителей необходимых педагогических знаний, запросах и потребностей родителей в психологопедагогической поддержке. · Познавательное направление - это обогащение родителей практическими знаниями, умениями и навыками в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Данное направление играет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в семье, развивает рефлексию. · Наглядно-информационное направление - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, преодоление поверхностных мнений о работе педагогов ДОУ, особенностями воспитания детей, расширение психолого- педагогических знаний. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями не прямое, а опосредованное - через организацию выставок, на- гляднотематических стендов, библиотечки для родителей. · Досуговое направление - призвано устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми, а также более доверительные отношения родителей и детей. К данной группе относится проведение педагогами дошкольных учреждений совместных праздников и досугов в группе. Система работы ДОУ с родителями Психолого-педагогические условия успешного взаимодействия ДОУ и семьи. Родители заинтересованы в развитии своего ребёнка. В этом заложена идея о том, насколько важно для педагогов сотрудничать с родителями, позитивно относиться к конструктивному партнёрству в педагогической работе. Родители способны эффективно включиться в учебно-воспитательный процесс. Практика показала, что они могут успешно обучать как своих детей, так и чужих, если они эмоционально настроились на такой род деятельности. Родители хотят иметь право в решении всех вопросов, имеющих отношение к программе развития их ребёнка. Практика показала, что если родители участвуют в принятии решений, то они проявляют большую заинтересованность в самых разнообразных видах деятельности в рамках программы. Родители обязательно найдут время для участия в программе, если оно будет для них личностно значимо. Родители будут участвовать в программе тогда, когда с ними будут работать высококвалифицированные педагогические кадры. Участие родителей в программе становится эффективным в том случае, если они прошли специальную подготовку и видят путь практического применения полученных знаний и навыков. В случае если цели и ценностные ориентации родителей и ДОУ совпадают, родителей гораздо легче привлечь к участию в программе. И, напротив, когда родители не могут по достоинству оценить значение программы, они неохотно соглашаются на сотрудничество, поскольку их система ценностей весьма отличается от существующей в ДОУ и в обществе в целом. Поэтому задача состоит в том, чтобы показать, что с течением времени цели ДОУ и цели родителей совпадут. В том случае, если существует значительный разрыв между целями и ценностными ориентациями семьи и ДОУ, родители потребуют максимальной гибкости от педагогов при составлении программы воспитания и обучения. Поэтому педагогам следует провести предварительную оценку потребностей семей воспитанников. Активность родителей возрастает, если их участие в программе будет успешным, и они будут осведомлены о результатах своих усилий. Эта обратная связь должна носить позитивный характер. - Подход к родителям должен быть индивидуализированным. Формы работы с семьями воспитанников Работа с родителями включает в себя как индивидуальную работу с каждым их них, так и проведение групповых встреч. Формы взаимодействия: Ÿ коллективные Ÿ индивидуальные Ÿ наглядно-информационные Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.). Индивидуальные (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.) Наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкальнопоэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» - короткие новости», др.) Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю нужно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы. Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Придя к ребёнку, домой повторно, воспитатель обязательно проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Добиваясь выполнения своих указаний, воспитатель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия жизни семьи. Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей. Родительское собрание — одна из традиционных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению». Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатели организуют специальные встречи с отцами детей, проводится собрание-размышление «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психологопедагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных форм. Она позволяет включить родителей в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей - такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций. Представление опыта семейного воспитания в средствах массовой информации. Презентация совместных детско-родительских проектов. Вечер вопросов и ответов проводится с привлечением психологов, логопедов, педагогов-специалистов, библиотекарей, учителей школ, врачей. Встречи родительской общественности с администрацией ДОУ целесообразно проводить ежегодно. В процессе совместного обсуждения решаются актуальные задачи, связанные с пребыванием детей в ДОУ, составляется перспективный план взаимодействия. ü Родительский клуб требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха —добровольность и взаимная заинтересованность. Формы трудовой деятельности: оформление группы, благоустройство и озеленение участка детского сада, посадка аллей, цветников, огорода, создание групповой библиотеки; выставки семейных поделок. Эмоционально-насыщенные формы общения: совместные мероприятия, праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, детско-родительские занятия. Правила конструктивного взаимодействия Перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил: ü Говорить с родителями только о том, судить, о чем вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте. ü Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, т. к. родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно. ü Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю может быть, я не совсем права, но все-таки… ». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями. ü Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если все-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребенка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своем ребенке не услышит, он постарается закончить разговор. ü Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел, важно, с чем вышел. ü Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать сваю компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы в воспитании и развитии детей, в обращении с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожи, но одни родители не знают как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне, затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения. ü Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации. ü Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами. ü Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия. ü Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, тому «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно- ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие. ü Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими. ü Стенд или книжка раскладушка с материалами, подготовленными и обсужденными на родительских собраниях, круглых столах, должны быть доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и печатают крупным шрифтом, четко структурируя содержание. Также можно вывесить для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие. ü Создайте библиотечку для родителей. Поместите в нее не только методические пособия, но и все, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и ее практическое применение. ü Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Используемая литература: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" Казарцева Т.Б., Поленкова Г.В., Самородова А.П. Организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству в условиях образовательного учреждения. ТОГОАУ ДПО «ИПКРО», 2010. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009. Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005. Емельянова М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009. Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.


 

Методические рекомендации по организации работы с родителями в условиях образовательного учреждения

Методические рекомендации по организации работы с родителями в условиях образовательного учреждения

Познавательное направление - это обогащение родителей практическими знаниями, умениями и навыками в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста

Познавательное направление - это обогащение родителей практическими знаниями, умениями и навыками в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста

ДОУ и др.) Наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкальнопоэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» - короткие новости», др

ДОУ и др.) Наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкальнопоэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» - короткие новости», др

С этой целью воспитатели организуют специальные встречи с отцами детей, проводится собрание-размышление «Роль отца в воспитании детей» и др

С этой целью воспитатели организуют специальные встречи с отцами детей, проводится собрание-размышление «Роль отца в воспитании детей» и др

Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать

Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать

Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов

Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020