МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Подготовил: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
Лянтор, 2020г.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:
1. Определение целей урока;
2. Уточнение типа урока;
3. Уточнение вида урока;
4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
Определение целей урока
Цель деятельности преподавателя – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости студентов.
Урок начинается с определения темы урока и постановки триединой дидактической цели:
· обучающей,
· воспитывающей,
· развивающей
· и дополнительно мотивационной – это результаты, которые предполагает достичь преподаватель в процессе совместной деятельности со студентами:
Цель обучения предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать, например:
- вооружить студентов системой знаний, умений и навыков;
-обеспечить усвоение обучающимися закона, признака, свойств, особенностей;
-обобщить и систематизировать знания о или по конкретной теме;
-отработать навыки (какие?);
-устранить пробелы в знаниях (каких?);
-добиться усвоения обучающимися каких-то понятий (вопросов)
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.
Развитие мышления:
-развивать у студентов познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
-развитие аналитического мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства;
-развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала;
-развитие аналитикосинтезирующего мышления – развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
-развитие абстрактного мышления – развитие умений выделять общие и существенные признаки;
-развитие умений применять знания на практике.
Развитие познавательных умений:
-формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, делать опыты.
Развитие общетрудовых и технических умений:
-развитие коммуникативно-технических умений;
-творческий подход к решению разнообразных задач;
-развитие операционно-контрольных умений - умения пользоваться приборами и инструментом, умения планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.
Развитие умений учебного труда:
-развитие умения работать в должном темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
Развитие воли и самостоятельности:
-развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие умений действовать самостоятельно.
Цель воспитания - формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.
Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать студента, то в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»; «способствовать воспитанию».
Например:
-формировать у студентов научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
-стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости;
-стремиться воспитать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело;
-способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями, бережного отношения к друг другу.
- воспитательная:
- развивающая:
К образовательным целям урока относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне – ознакомительном и репродуктивном. Их необходимо конкретизировать, например:
- проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…
- обеспечить усвоение следующих основных задач…
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…
- обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме).
Воспитательные цели:
- содействовать в ходе урока формированию следующих
- мировоззренческих понятий (например, «причинно-следственная» связь, «познаваемость мира и природы» и др.);
- в целях решения трудового воспитания…
- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, толерантность, этические нормы поведения…
- для решения задач эстетического воспитания…
- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления…
- формирование экологического воспитания…
- опираясь на решения воспитательных задач, формировать у студентов общечеловеческое мировоззрение.
Развивающие цели направлены на общее развитие интеллекта, самостоятельности, интересов и творчества студентов, например:
- в целях решения задач развития у студентов умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы или контрольные вопросы); формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, делать обобщающие выводы; формирование умений частично-поисковой деятельности – постановка проблемы, выдвижение гипотезы, её решение …
- для решения задачи развития у студентов самостоятельности мышления в учебной деятельности обеспечить в ходе урока…., развитие умений действовать самостоятельно и применять знания на практике …
- обеспечить в ходе урока развитие речи студентов:
- обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи студентов в ходе решения образовательных задач;
- усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач;
- формировать у студентов умения осуществлять основные мыслительные операции…
- развивать воображение, память, внимание студентов…
- развивать у студентов ориентирование в пространстве и времени, умения планировать, регулировать и контролировать свои действия …
- развивать тонкость чувства цвета, света…
- формировать у студентов умения преодолевать трудности в учении,
- закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…
- в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний в новые ситуации… и т.д
Мотивационное обеспечение урока:
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение студентов к учению через:
- работу в зоне ближайшего развития;
- создание ситуации успеха;
- обеспечение психического и физического здоровья студентов на уроке, гигиены труда;
- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей студентов в общении и сотрудничестве с преподавателями и однокурсниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т.д.);
- способствовать развитию студентов и их саморазвитию, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы;
- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
При построении урока необходимо учитывать три вида мотивации:
- социальную: поднять авторитет студента среди однокурсников,
- прагматическую: усилить внимание к дисциплине;
- содержательную: применять знания в нестандартных ситуациях, познавательные споры, вводить студентов в проблемные ситуации.
На уроке реализуются все три цели в комплексе. Одна из них может быть основной, а две другие способствовать достижению первой, ведущей цели. В качестве ведущей цели может выступать и образовательная, и воспитательная, и развивающая цель. Дидактическая целевая установка определяет выбор типа и вида занятия.
В современной педагогике наиболее принятыми классификациями типов учебных занятий являются:
- классификация по цели организации;
- классификация на основе ведущего метода;
- классификация по общей дидактической цели;
- классификация по характеру содержания изучаемого материала;
- классификация по способу проведения или организации;
- классификация по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности;
- классификация по типу учебно-воспитательного процесса;
- классификация по уровню обученности студентов;
- классификация по распределению времени между структурными элементами;
- классификация по структуре логики процесса усвоения знаний.
Дидактическая целевая установка определяет выбор типа и вида урока. Принята следующая типология уроков:
· усвоение новых знаний;
· усвоение умений и навыков;
· обобщение и систематизация знаний;
· проверка и оценка знаний и умений;
· комбинированный урок.
Другие подходы к классификации уроков приведены в приложении 5.
В системе среднего профессионального образования находят применение такие виды занятий как:
· лекция (вводная, установочная, текущая, заключительная, обзорная);
· семинар;
· практическое занятие;
· лабораторная работа;
· тематическая консультация;
· курсовое проектирование;
· экскурсия (ознакомительная, тематическая);
· конференция (тематическая, межпредметная);
· интегрированные (бинарные) уроки.
Другие подходы к классификации уроков приведены в приложении.
Определив цели занятия, тип и вид занятия, выбрав методы, приёмы и средства обучения, необходимо продумать структуру занятия.
Под структурой понимают устойчивую взаимосвязь элементов урока, порядок и способы взаимодействия преподавателя и студентов.
Для определения структуры урока преподавателю необходимо знать, что основные компоненты современного урока включают:
1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность студентов к уроку, порядок и дисциплина.
1. Целевой – постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
2. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и в целом по дисциплине.
3. Коммуникативный – уровень общения преподавателя с группой.
4. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
5. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.
6. Контрольно - оценочный – использование оценки деятельности студента на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
7. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.