МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • doc
  • 16.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.doc

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель,

Абдулманафова Г.С.

 

 

Лянтор, 2020г.

УСЛОВИЯ  И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

          Нормальная организация современного урока возможна  только при соблюдении определенных правил:

1.                 Определение целей урока;

2.                 Уточнение типа урока;

3.                 Уточнение вида урока;

4.                 Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными  целями.

 

Определение целей урока

 

        Цель деятельности преподавателя – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости студентов.

Урок начинается с определения темы урока и постановки триединой дидактической цели:

·               обучающей,

·               воспитывающей,

·               развивающей

·               и дополнительно мотивационной – это результаты, которые предполагает достичь преподаватель в процессе совместной деятельности со студентами:

 

 Цель обучения предполагает формирование  у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее  необходимо конкретизировать, например:

- вооружить студентов системой знаний, умений и навыков;

-обеспечить  усвоение обучающимися закона, признака, свойств, особенностей;

-обобщить и систематизировать знания о или  по конкретной теме;

-отработать навыки (какие?);

-устранить пробелы в знаниях (каких?);

-добиться  усвоения обучающимися  каких-то понятий (вопросов)

 

 Цель  развития предполагает в основном развитие  на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли  и самостоятельности.

      Развитие мышления:

-развивать у студентов познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

-развитие  аналитического мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

-развитие  синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать общие признаки и свойства  целого,  составлять план изучаемого материала;

-развитие аналитикосинтезирующего мышления – развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

-развитие абстрактного мышления – развитие умений выделять общие  и существенные признаки;

-развитие  умений применять знания на практике.

      Развитие  познавательных умений:

-формирование умений выделять главное, составлять  план,  тезисы, вести конспект, делать  опыты.

      Развитие общетрудовых и технических умений:

-развитие коммуникативно-технических умений;

-творческий подход к решению разнообразных задач;

-развитие операционно-контрольных умений - умения пользоваться приборами и инструментом, умения  планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

        Развитие умений учебного труда:

-развитие умения работать в должном  темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

       Развитие  воли и самостоятельности:

-развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие умений действовать  самостоятельно.

 

Цель воспитания - формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

       Так как на одном  занятии  невозможно сразу же воспитать студента, то  в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»; «способствовать воспитанию».

Например:

-формировать у студентов научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

-стремиться  к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости;

-стремиться воспитать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело;

-способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями, бережного отношения к друг другу.

-       воспитательная:

-       развивающая:

 

К образовательным целям урока относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне – ознакомительном и репродуктивном. Их необходимо конкретизировать, например:

-       проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…

-       обеспечить усвоение следующих основных задач…

-       сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…

-       сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

-       обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме).

Воспитательные цели:

-       содействовать в ходе урока формированию следующих

-       мировоззренческих понятий (например, «причинно-следственная» связь, «познаваемость мира и природы» и др.);

-       в целях решения трудового воспитания…

-       осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, толерантность, этические нормы поведения…

-       для решения задач эстетического воспитания…

-       в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления…

-       формирование экологического воспитания…

-       опираясь на решения воспитательных задач, формировать у студентов общечеловеческое мировоззрение.

Развивающие цели направлены на общее развитие интеллекта, самостоятельности, интересов и творчества студентов, например:

-       в целях решения задач развития у студентов умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы или контрольные вопросы); формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, делать обобщающие выводы; формирование умений частично-поисковой деятельности – постановка проблемы, выдвижение гипотезы, её решение …

-       для решения задачи развития у студентов самостоятельности мышления в учебной деятельности обеспечить в ходе урока…., развитие умений действовать самостоятельно и применять знания на практике …

-       обеспечить в ходе урока развитие речи студентов:

-       обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи студентов в ходе решения образовательных задач;

-       усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач;

-       формировать у студентов умения осуществлять основные мыслительные операции…

-       развивать воображение, память, внимание студентов…

-       развивать у студентов ориентирование в пространстве и времени, умения планировать, регулировать и контролировать свои действия …

-       развивать тонкость чувства цвета, света…

-       формировать у студентов умения преодолевать трудности в учении,

-       закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…

-       в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний в новые ситуации… и т.д

Мотивационное обеспечение урока:

-       постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение студентов к учению через:

-       работу в зоне ближайшего развития;

-       создание ситуации успеха;

-       обеспечение психического и физического здоровья студентов на уроке, гигиены труда;

-       стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей студентов в общении и сотрудничестве с преподавателями и однокурсниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т.д.);

-       способствовать развитию студентов и их саморазвитию, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы;

-       стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

При построении урока необходимо учитывать три вида мотивации:

-       социальную: поднять авторитет студента среди однокурсников,

-       прагматическую: усилить внимание к дисциплине;

-       содержательную: применять знания в нестандартных ситуациях, познавательные споры, вводить студентов в проблемные ситуации.

На уроке реализуются все три цели в комплексе. Одна из них  может быть основной, а две другие способствовать достижению первой, ведущей цели. В качестве ведущей цели может выступать и образовательная, и воспитательная, и развивающая цель. Дидактическая целевая установка определяет выбор типа и вида занятия.

В современной педагогике наиболее принятыми классификациями типов учебных занятий являются:

-       классификация по цели организации;

-       классификация на основе ведущего метода;

-       классификация по общей дидактической цели;

-       классификация по характеру содержания изучаемого материала;

-       классификация по способу проведения или организации;

-       классификация по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности;

-       классификация по типу учебно-воспитательного процесса;

-       классификация по уровню обученности студентов;

-       классификация по распределению времени между структурными элементами;

-       классификация по структуре логики процесса усвоения знаний.

Дидактическая целевая установка определяет выбор типа и вида урока. Принята следующая типология уроков:

·               усвоение новых знаний;

·               усвоение умений и навыков;

·               обобщение и систематизация знаний;

·               проверка и оценка знаний и умений;

·               комбинированный урок.

Другие подходы к классификации уроков приведены в приложении 5.

В системе среднего профессионального образования находят применение такие виды занятий как:

·                 лекция (вводная, установочная, текущая, заключительная, обзорная);

·                 семинар;

·                 практическое занятие;

·                 лабораторная работа;

·                 тематическая консультация;

·                 курсовое проектирование;

·                 экскурсия (ознакомительная, тематическая);

·                 конференция (тематическая, межпредметная);

·                 интегрированные (бинарные) уроки.

Другие подходы к классификации уроков приведены в приложении.

Определив цели занятия, тип и вид занятия, выбрав методы, приёмы и средства обучения, необходимо продумать структуру занятия.

 Под структурой понимают устойчивую взаимосвязь элементов урока, порядок и способы взаимодействия преподавателя и студентов.

Для определения структуры урока преподавателю необходимо знать, что основные компоненты современного урока включают:

1.      Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность студентов к уроку, порядок и дисциплина.

1.                 Целевой – постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

2.                 Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и в целом по дисциплине.

3.                 Коммуникативный – уровень общения преподавателя с группой.

4.                 Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

5.                 Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

6.                 Контрольно - оценочный – использование оценки деятельности студента на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

7.                 Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.