МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Оценка 5
doc
16.01.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.doc

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель,

Абдулманафова Г.С.

 

 

Лянтор, 2020г.

УСЛОВИЯ  И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

          Нормальная организация современного урока возможна  только при соблюдении определенных правил:

1.                 Определение целей урока;

2.                 Уточнение типа урока;

3.                 Уточнение вида урока;

4.                 Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными  целями.

 

Определение целей урока

 

        Цель деятельности преподавателя – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости студентов.

Урок начинается с определения темы урока и постановки триединой дидактической цели:

·               обучающей,

·               воспитывающей,

·               развивающей

·               и дополнительно мотивационной – это результаты, которые предполагает достичь преподаватель в процессе совместной деятельности со студентами:

 

 Цель обучения предполагает формирование  у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. Ее  необходимо конкретизировать, например:

- вооружить студентов системой знаний, умений и навыков;

-обеспечить  усвоение обучающимися закона, признака, свойств, особенностей;

-обобщить и систематизировать знания о или  по конкретной теме;

-отработать навыки (какие?);

-устранить пробелы в знаниях (каких?);

-добиться  усвоения обучающимися  каких-то понятий (вопросов)

 

 Цель  развития предполагает в основном развитие  на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли  и самостоятельности.

      Развитие мышления:

-развивать у студентов познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

-развитие  аналитического мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

-развитие  синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать общие признаки и свойства  целого,  составлять план изучаемого материала;

-развитие аналитикосинтезирующего мышления – развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

-развитие абстрактного мышления – развитие умений выделять общие  и существенные признаки;

-развитие  умений применять знания на практике.

      Развитие  познавательных умений:

-формирование умений выделять главное, составлять  план,  тезисы, вести конспект, делать  опыты.

      Развитие общетрудовых и технических умений:

-развитие коммуникативно-технических умений;

-творческий подход к решению разнообразных задач;

-развитие операционно-контрольных умений - умения пользоваться приборами и инструментом, умения  планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

        Развитие умений учебного труда:

-развитие умения работать в должном  темпе – читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

       Развитие  воли и самостоятельности:

-развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие умений действовать  самостоятельно.

 

Цель воспитания - формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

       Так как на одном  занятии  невозможно сразу же воспитать студента, то  в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»; «способствовать воспитанию».

Например:

-формировать у студентов научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

-стремиться  к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости;

-стремиться воспитать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело;

-способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями, бережного отношения к друг другу.

-       воспитательная:

-       развивающая:

 

К образовательным целям урока относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне – ознакомительном и репродуктивном. Их необходимо конкретизировать, например:

-       проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…

-       обеспечить усвоение следующих основных задач…

-       сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…

-       сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

-       обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме).

Воспитательные цели:

-       содействовать в ходе урока формированию следующих

-       мировоззренческих понятий (например, «причинно-следственная» связь, «познаваемость мира и природы» и др.);

-       в целях решения трудового воспитания…

-       осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, толерантность, этические нормы поведения…

-       для решения задач эстетического воспитания…

-       в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления…

-       формирование экологического воспитания…

-       опираясь на решения воспитательных задач, формировать у студентов общечеловеческое мировоззрение.

Развивающие цели направлены на общее развитие интеллекта, самостоятельности, интересов и творчества студентов, например:

-       в целях решения задач развития у студентов умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы или контрольные вопросы); формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, делать обобщающие выводы; формирование умений частично-поисковой деятельности – постановка проблемы, выдвижение гипотезы, её решение …

-       для решения задачи развития у студентов самостоятельности мышления в учебной деятельности обеспечить в ходе урока…., развитие умений действовать самостоятельно и применять знания на практике …

-       обеспечить в ходе урока развитие речи студентов:

-       обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи студентов в ходе решения образовательных задач;

-       усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач;

-       формировать у студентов умения осуществлять основные мыслительные операции…

-       развивать воображение, память, внимание студентов…

-       развивать у студентов ориентирование в пространстве и времени, умения планировать, регулировать и контролировать свои действия …

-       развивать тонкость чувства цвета, света…

-       формировать у студентов умения преодолевать трудности в учении,

-       закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…

-       в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний в новые ситуации… и т.д

Мотивационное обеспечение урока:

-       постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение студентов к учению через:

-       работу в зоне ближайшего развития;

-       создание ситуации успеха;

-       обеспечение психического и физического здоровья студентов на уроке, гигиены труда;

-       стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей студентов в общении и сотрудничестве с преподавателями и однокурсниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т.д.);

-       способствовать развитию студентов и их саморазвитию, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы;

-       стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

При построении урока необходимо учитывать три вида мотивации:

-       социальную: поднять авторитет студента среди однокурсников,

-       прагматическую: усилить внимание к дисциплине;

-       содержательную: применять знания в нестандартных ситуациях, познавательные споры, вводить студентов в проблемные ситуации.

На уроке реализуются все три цели в комплексе. Одна из них  может быть основной, а две другие способствовать достижению первой, ведущей цели. В качестве ведущей цели может выступать и образовательная, и воспитательная, и развивающая цель. Дидактическая целевая установка определяет выбор типа и вида занятия.

В современной педагогике наиболее принятыми классификациями типов учебных занятий являются:

-       классификация по цели организации;

-       классификация на основе ведущего метода;

-       классификация по общей дидактической цели;

-       классификация по характеру содержания изучаемого материала;

-       классификация по способу проведения или организации;

-       классификация по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности;

-       классификация по типу учебно-воспитательного процесса;

-       классификация по уровню обученности студентов;

-       классификация по распределению времени между структурными элементами;

-       классификация по структуре логики процесса усвоения знаний.

Дидактическая целевая установка определяет выбор типа и вида урока. Принята следующая типология уроков:

·               усвоение новых знаний;

·               усвоение умений и навыков;

·               обобщение и систематизация знаний;

·               проверка и оценка знаний и умений;

·               комбинированный урок.

Другие подходы к классификации уроков приведены в приложении 5.

В системе среднего профессионального образования находят применение такие виды занятий как:

·                 лекция (вводная, установочная, текущая, заключительная, обзорная);

·                 семинар;

·                 практическое занятие;

·                 лабораторная работа;

·                 тематическая консультация;

·                 курсовое проектирование;

·                 экскурсия (ознакомительная, тематическая);

·                 конференция (тематическая, межпредметная);

·                 интегрированные (бинарные) уроки.

Другие подходы к классификации уроков приведены в приложении.

Определив цели занятия, тип и вид занятия, выбрав методы, приёмы и средства обучения, необходимо продумать структуру занятия.

 Под структурой понимают устойчивую взаимосвязь элементов урока, порядок и способы взаимодействия преподавателя и студентов.

Для определения структуры урока преподавателю необходимо знать, что основные компоненты современного урока включают:

1.      Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность студентов к уроку, порядок и дисциплина.

1.                 Целевой – постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

2.                 Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и в целом по дисциплине.

3.                 Коммуникативный – уровень общения преподавателя с группой.

4.                 Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

5.                 Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

6.                 Контрольно - оценочный – использование оценки деятельности студента на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

7.                 Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020