Тема: "Методические рекомендации по организации уголка уединения в разновозрастных группах детского сада"
В разновозрастной группе, где дети прибывают в группе не один год, рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.
"Уголок Уединения" это место покоя, место для отдыха ребёнка. "Уголок" даёт ребенку возможность отдохнуть, расслабиться, снять напряжения (если оно появляется, восстановить силы, просто посидеть в тишине.Такое место в саду позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.Он позволяет решать следующие задачи:
- организовать работу по развитию и обогащению эмоциональной сферы детей
- создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе
- предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущая к утомлению его нервной системы
- облегчить привыкание вновь поступивших в группу детей к новым условиям жизни
Требования к уголку уединения
-Уголок уединения должен быть небольшого размера.
-Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
-Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным.
Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполняемость уголка: (по возрастам)
Младший возраст:
Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
Старший возраст:
Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.
Нестандартное оборудование в уголке уединения
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
• Подушки для битья.
• Коробочка «Спрячь все плохое».
В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
• «Островок примирения».
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».
• «Коврик злости».
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
• «Стаканчик для гнева».
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
• «Доска настроения»
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
• «Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Игры для психологической разрядки Так, в детском саду "Уголок уединения" должен содержать различные материалы, направленные на разрядку скопившейся негативной энергии у малыша. Например, это может быть мягкая детская боксерская "груша", специальная подушка с грустным смайликом, коробочка, в которую можно рвать бумагу, барабан, игрушечные громкоговорители. Наполнение выбирается в зависимости от возможностей ДОУ и поставленных конкретных целей. Игры для повышения настроения "Выпустив пар", малышу нужно успокоиться, зарядиться положительной энергией. Поэтому центральное место в такой зоне занимает комфортный диван с подушками. Рядом можно поставить небольшой столик для настольных игр. Кроме того, в детском саду "Уголок уединения" может содержать следующие предметы: сенсорные подушечки и другие игры для развития мелкой моторики (например, сортеры, игры-вкладыши, коробочки с крупами, кинетический песок, массажные шарики); фотоальбомы; материалы для развития и творчества (карандаши, фломастеры, бумага, книги); "коробочка пожеланий" для детских рисунков; куклы, с которыми малыш может поделиться своими "секретами"; игрушечный телефон для "звонков маме".
Дидактические игры Общеразвивающие материалы направлены на отвлечение ребенка от негативных мыслей. Можно предложить разместить в такой зоне отдыха следующие дидактические игры: "У кого какое настроение?" "Дорисуй смайлик". "Собери пазл". "Наши эмоции" и другие. Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением. Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения - для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке. педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.
Вaжнo пoмнить, чтo вce эти игpы и игpyшки нe дoлжны хpaнитьcя в yгoлкe пocтoяннo. Вcя aтpибyтикa пepиoдичecки мeняeтcя, oбнoвляeтcя и пoпoлняeтcя пo мepe нeoбхoдимocти.
Эффeктивнocть paбoты зaвиcит oт тoгo нa cкoлькo дeти ocвeдoмлeны c пpeднaзнaчeниeм yгoлкa, eгo ocнaщённocтью и yмeниeм пoльзoвaтьcя aтpибyтaми. Пoэтoмy дeтeй знaкoмят c yгoлкoм cpaзy пocлe eгo opгaнизaции, пpeдлaгaют ocмoтpeтьcя, oпpoбoвaть игpyшки. Пo мepe внeceния нoвoгo aтpибyтa, дeтям дeмoнcтpиpyютcя paзличныe cпocoбы мaнипyлиpoвaния c ним.
При правильной организации Уголка уединения, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.