Методические рекомендации по планированию
и организации самостоятельной работы студентов
в музыкальном колледже
Самостоятельная работа является одним из видов учебной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и умений;
углубления и расширения теоретических знаний;
приобретения практического опыта в сфере будущей специальности;
освоения общих и профессиональных компетенций;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Действующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования 2010 и 2014 гг. самостоятельная работа студента планируется в пределах 50% от объема обязательной учебной нагрузки обучающихся.
В рабочих учебных программах по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям планируется объем, содержание и формы самостоятельной работы студента.
В учебном процессе применяется два вида самостоятельной работы ‒ аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа студентов организуется преподавателем, проходит под его контролем и предполагает выдачу студентам групповых, индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.
Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами во время аудиторных учебных занятий.
В качестве форм аудиторной самостоятельной работы могут предусматриваться:
выполнение самостоятельных работ;
выполнение лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
решение задач, упражнений, чертежей;
работу со справочной, методической и научной литературой;
защита курсовых проектов (работ);
собеседование, коллоквиумы;
деловые игры, дискуссии;
научно-практические конференции;
тестирование и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.
Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента учебным расписанием не регламентируется.
Для овладения знаниями, их закрепления и систематизации рекомендуются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
составление плана текста и тезисов ответа;
графическое изображение структуры текста;
конспектирование текста;
выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
аналитическая обработка текста в формах аннотации, рецензирования;
контент-анализ как форма качественно-количественного анализа содержания текста с целью выявления или оценки различных фактов и тенденций;
ознакомление с нормативными документами;
учебно-исследовательская работа;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
ответы на контрольные вопросы;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, студенческой научно-практической конференции.
Для формирования умений рекомендуются следующие формы работы:
решение задач и упражнений по образцу;
решение ситуационных профессиональных задач; подготовка к деловым и ролевым играм;
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники;
проектирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
подготовка к выполнению курсового проекта (работы), защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы);
упражнения спортивно-оздоровительного характера, в том числе на спортивных тренажерах;
освоение современных методик дыхательной гимнастики.
При планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Для приобретения практического опыта используются следующие формы внеаудиторной самостоятельной работы студента:
ведение личностной репетиционной работы, в том числе с использованием фонограмм (минусовок), компьютерного моделирования;
составление репертуарных списков в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
анализ произведений различных жанров, принадлежащих различным музыкально-художественным стилям;
разработка перспективного и поурочных планов занятий для педагогической деятельности;
подбор технических упражнений, иллюстративных материалов для педагогической деятельности;
разработка эскизов костюмов и декораций;
создание мини-сценариев для подготовки сценического воплощения образов;
применение норм СанПиН в контексте здоровьесберегающих технологий;
освоение режимных и гигиенических технологий в процессе осуществления концертно-исполнительской и педагогической деятельности.
Для освоения общих и профессиональных компетенций используются следующие формы внеаудиторной самостоятельной работы студента:
определение методов и способов выполнения профессиональных задач с оценкой их эффективности и качества;
разработка ситуационных решений применительно к конкретным случаям;
осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
использование информационно - коммуникационных технологий в процессе подготовки к занятиям;
освоение различных ролей в сценариях ролевых игр;
аутотренинг и психологическая подготовка к сольному и коллективному выступлению в условиях концертной организации, театральной сцены, образовательной организации;
применение технических средств звукозаписи при подготовке сольных и ансамблевых программ;
создание концертно-тематических программ, сценариев с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей и зрителей;
применение базовых знаний по физиологии и гигиене профессиональной деятельности для решения творческих задач;
использование знаний в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;
использование базовых знаний и практического опыта по методике преподавания по профилю специальности для организации уроков различного типа;
владение профессиональной терминологией в устной и письменной речи.
При определении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель обязан объяснить:
цель задания, его содержание, сроки выполнения;
ориентировочный объем работы;
основные требования к результатам работы;
критерии оценки.
Методические рекомендации по вопросам выполнения самостоятельной работы даются преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля. При необходимости преподаватель может проводить учебно-методические консультации за счет бюджета времени, отведенного на консультации.
Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели объема конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю.
Он может проходить в формах:
семинара, коллоквиума;
письменной, устной, тестовой или смешанной;
представления продукта творческой деятельности студента.
Критериями оценки результатов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля в части усвоенных знаний, умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
оценка уровня освоения общих и профессиональных компетенций.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.