Давно установлено, что сочинение — самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, поэтому приступим сразу к алгоритму его написания. Для начала разберемся в структуре.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
Кратко последовательность изложена в инструкции к заданию. Чтобы работа соответствовала основным критериям оценивания, надо:
· сформулировать одну из проблем, поднятых автором;
· прокомментировать ее, проиллюстрировав примерами из текста с выявлением связи между ними, связь необходимо проанализировать;
· сформулировать позицию автора;
· выразить и обосновать собственное отношение к ней.
По композиции сочинение представляет собой рассуждение, следовательно, в нем должны быть тезис, аргументы и вывод. Последний не указан в инструкции, но логика написания и проверки требует краткой концовки: это предусмотрено критерием К5.
Категорически запрещается использовать для подготовки шаблоны и клише, размещенные в сети ранее 2021 года: до этого предусматривалась такая часть, как аргументация экзаменуемым собственного мнения. Просто выбросить ее из старых образцов невозможно: она не удалена, а заменена отношением к позиции автора. К тому же добавлен анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями, отсутствие которого ведёт к потере баллов.
Применительно к критериям оценивания тезис соответствует К1 — формулировка проблем исходного текста. Хотя как таковая композиция не учитывается при проверке и проблему не обязательно называть в первом абзаце, рекомендуется не отступать от традиционной структуры, чтобы не упустить какого-то элемента.
На всякий случай поясним, как отличить тему от проблемы. Тема — то, о чем говорится, описать ее можно тремя вопросами: что? где? когда? Проблема — то, зачем говорится: как должны отреагировать читатели? о чем задуматься?
Если проблема не сформулирована правильно, то сочинение не оценивается и по остальным главным критериям: комментарию, отражению позиции автора и отношению к ней.
Труднее всего выпускникам дается начало: часто пишут что-то наподобие «Здесь писатель поднимает очень серьезные вопросы». Между тем есть семь основных способов начать сочинение.
1. Определение круга проблем. Лучше это делать в виде вопросов, например:
· Что такое ???
· Почему ???
· Как быть, если ???
· Можно ли ???
· Что значит ??? и т. п.
✅ освещается только одна проблема, хотя назвать можно несколько.
2. Цитата. Она может быть взята из текста или из иных источников. Во втором случае нужно быть абсолютно уверенным не только в каждом слове, но даже в каждом знаке препинания, иначе можно лишиться балла из-за фактической ошибки. Лучше использовать афоризмы или строки из поэтических произведений.
✅ цитата должна быть созвучна проблеме, но не может заменять ее формулировку.
3. Лирическое размышление на тему текста, например, впечатления из личного опыта, описания природы и т. п. Они обязательно должны перекликаться с ситуацией, изображенной в предъявленном фрагменте.
✅ лирическое размышление соответствует теме, а не проблеме — ее следует сформулировать четко.
4. Краткая информация о писателе. Такое начало используется лишь при хорошем знании его биографии и идейной направленности творчества.
✅ допустимо упоминать только отдельные жизненные обстоятельства, так или иначе связанные с рассматриваемой темой.
5. Аналитическое рассуждение обобщающего характера. Такое вступление требует глубокого понимания взаимосвязи темы, проблемы и авторской позиции.
✅ нельзя обобщением заменять проблему.
6. Определение позиции автора. Как и предыдущее, возможно только при твердом знании принципов построения художественного и публицистического произведения.
✅ позиция автора — его взгляд на проблему, а не сама проблема.
7. Обоснование собственной позиции. Это начало, что называется, с места в карьер. Оно обычно строится на противопоставлении общепринятого суждения о чем-то и личной точки зрения.
✅ нельзя путать свое мнение по теме с отношением к позиции автора.
Итак, из семи наиболее употребляемых вариантов вступления три последних рекомендуется применять при хорошей подготовке: иначе есть риск забыть о какой-то обязательной части или вовсе запутаться в композиции. При сомнении в своих силах лучше выбрать первое начало.
Кстати, на экзамене перечисленными вопросами можно воспользоваться в любом случае: записывая подряд ответы на них в черновике, легче сформулировать все проблемы и понять, какую проще комментировать.
Они бывают двух видов:
· текстуальные — объяснение проблемы вслед за автором, по его логике;
· концептуальные — интерпретация проблемы, как ее понимает выпускник.
Комментирование оценивается высшим баллом только при наличии иллюстраций. Это, конечно, не рисунки, а ключевые для раскрытия проблемы примеры из текста. Сложность состоит в том, чтобы установить между ними смысловую связь. Показать ее можно следующими способами:
· детализировать,
· указать на следствие,
· подтвердить словами автора,
· объяснить,
· дать определение слову или выражению,
· провести аналогию,
· выделить существенное,
· сопоставить,
· противопоставить.
Рассмотрим только грубые ошибки.
· отсутствие комментария как отдельной части сочинения.
· отступление от темы. Оно менее очевидно для выпускника. Такое происходит, если экзаменующийся пишет не о том, что сказано в тексте, а о том, что он знает по этой теме вообще. Особенно часто это случается при анализе фрагмента художественного произведения.
· комментирование только одного аспекта проблемы. Эта ошибка возникает ещё на первом этапе работы, поэтому заметить ее потом уже трудно.
· отсутствие опоры на текст, которая должна быть полной. Так, можно указать номера абзацев или предложений, где имеется пример, процитировать слова автора в прямой или косвенной форме — то есть любым способом продемонстрировать понимание содержания.
· Отсутствие указания на смысловую связь между примерами, а также отсутствие анализа этой связи.
Чтобы не ошибиться, лучше придерживаться структуры, предложенной в инструкции, а при выборе комментария предпочесть текстуальный.
Совет столь же банальный, сколь и невыполнимый — с первого дня в школе. Но большинство начинает в 11 классе и многие успевают сделать это хорошо. Если же нужна отличная подготовка, то стоит позаботиться о ней ещё в 10 классе
ПАМЯТКИ И АЛГОРИТМЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ:
· Внимательно прочитай представленный отрывок.
· Постарайся понять, в каком месте текста находится главная мысль. Обычно это не так сложно: автор либо дает тезис и развивает его, либо приводит множество фактов, а потом на основе их делает выводы.
· Определившись с главной мыслью, выдели два наиболее сильных, с твоей точки зрения, аргумента.
· Подумай, как можно прокомментировать выбранные тезисы.
Следуя такой схеме, уже на этапе проработки отрывка, можно составить примерный план для написания сочинения.
1. Первым делом напиши небольшое вступление. В нем должна быть косвенно отражена мысль автора. Ее можно связать с известными вам современными тенденциями и событиями.
2. Очерти проблему, затронутую в произведении, и через предложение-связку переходи к аргументации.
3. В качестве подтверждения своего первого тезиса используй отрывки из текста, истории и другие известные цитаты этого автора по соответствующей проблеме.
4. Напиши второй комментарий по той же схеме.
5. Подведи мини-итог, указав, какая смысловая связь используется между примерами и зачем (это и есть анализ смысловой связи) и переходи к позиции рассказчика.
6. Далее необходимо согласиться или не согласиться с автором. Выбираем любую сторону, но обычно ученикам выгоднее быть солидарным, нежели противопоставлять свое мнение писателю. Так проще строить аргументацию, а еще за это дают большее количество баллов.
7. Приведи весомые доказательства своей точки зрения (лучше из литературы, истории, общественных отношений и т.п.).
8. Подведи итог.
Чтобы еще немного облегчить задачу, приведем примеры проблем, которые могут быть затронуты в темах для сочинений:
· роль чтения, образования и книги в жизни человека;
· проблемы культуры речи;
· проблема сохранения и развития русского языка;
· важность образования;
· роль любви в судьбе человека;
· место дружбы в человеческой жизни;
· патриотизм, честь и совесть;
· влияние одиночества на человека;
· проблема выбора правильных жизненных ориентиров и ценностей;
· смысл жизни человека;
· место природы в нашем обществе;
· музыка в жизни человека;
· социальное неравенство в обществе;
· влияние массовой культуры и искусства на формирование человеческого мышления;
· важность самореализации;
· талант и гениальность как один из аспектов личности;
· толерантность и ее влияние на взаимоотношения между людьми;
· значимость труда в формировании личности;
· отношение к животным как отражение человеческой нравственности;
· важность бескорыстного и великодушного отношения к окружающим;
· роль денег в жизни человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.