Методические рекомендации по подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку
Оценка 4.9

Методические рекомендации по подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку

Оценка 4.9
docx
01.11.2022
Методические рекомендации по подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ, методические рекомендации.docx

Давно установлено, что сочинение — самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, поэтому приступим сразу к алгоритму его написания. Для начала разберемся в структуре.

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Кратко последовательность изложена в инструкции к заданию. Чтобы работа соответствовала основным критериям оценивания, надо:

·         сформулировать одну из проблем, поднятых автором;

·         прокомментировать ее, проиллюстрировав примерами из текста с выявлением связи между ними, связь необходимо проанализировать;

·         сформулировать позицию автора;

·         выразить и обосновать собственное отношение к ней.

По композиции сочинение представляет собой рассуждение, следовательно, в нем должны быть тезис, аргументы и вывод. Последний не указан в инструкции, но логика написания и проверки требует краткой концовки: это предусмотрено критерием К5.

Категорически запрещается использовать для подготовки шаблоны и клише, размещенные в сети ранее 2021 года: до этого предусматривалась такая часть, как аргументация экзаменуемым собственного мнения. Просто выбросить ее из старых образцов невозможно: она не удалена, а заменена отношением к позиции автора. К тому же добавлен анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями, отсутствие которого ведёт к потере баллов.

ВСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ

Применительно к критериям оценивания тезис соответствует К1 — формулировка проблем исходного текста. Хотя как таковая композиция не учитывается при проверке и проблему не обязательно называть в первом абзаце, рекомендуется не отступать от традиционной структуры, чтобы не упустить какого-то элемента.

На всякий случай поясним, как отличить тему от проблемы. Тема — то, о чем говорится, описать ее можно тремя вопросами: что? где? когда? Проблема — то, зачем говорится: как должны отреагировать читатели? о чем задуматься?

Если проблема не сформулирована правильно, то сочинение не оценивается и по остальным главным критериям: комментарию, отражению позиции автора и отношению к ней.

Варианты начала сочинения

Труднее всего выпускникам дается начало: часто пишут что-то наподобие «Здесь писатель поднимает очень серьезные вопросы». Между тем есть семь основных способов начать сочинение.

1. Определение круга проблем. Лучше это делать в виде вопросов, например:

·         Что такое ???

·         Почему ???

·         Как быть, если ???

·         Можно ли ???

·         Что значит ??? и т. п.

освещается только одна проблема, хотя назвать можно несколько.

2. Цитата. Она может быть взята из текста или из иных источников. Во втором случае нужно быть абсолютно уверенным не только в каждом слове, но даже в каждом знаке препинания, иначе можно лишиться балла из-за фактической ошибки. Лучше использовать афоризмы или строки из поэтических произведений.

цитата должна быть созвучна проблеме, но не может заменять ее формулировку.

3. Лирическое размышление на тему текста, например, впечатления из личного опыта, описания природы и т. п. Они обязательно должны перекликаться с ситуацией, изображенной в предъявленном фрагменте.

лирическое размышление соответствует теме, а не проблеме — ее следует сформулировать четко.

4. Краткая информация о писателе. Такое начало используется лишь при хорошем знании его биографии и идейной направленности творчества.

допустимо упоминать только отдельные жизненные обстоятельства, так или иначе связанные с рассматриваемой темой.

5. Аналитическое рассуждение обобщающего характера. Такое вступление требует глубокого понимания взаимосвязи темы, проблемы и авторской позиции.

нельзя обобщением заменять проблему.

6. Определение позиции автора. Как и предыдущее, возможно только при твердом знании принципов построения художественного и публицистического произведения.

позиция автора — его взгляд на проблему, а не сама проблема.

7. Обоснование собственной позиции. Это начало, что называется, с места в карьер. Оно обычно строится на противопоставлении общепринятого суждения о чем-то и личной точки зрения.

нельзя путать свое мнение по теме с отношением к позиции автора.

Итак, из семи наиболее употребляемых вариантов вступления три последних рекомендуется применять при хорошей подготовке: иначе есть риск забыть о какой-то обязательной части или вовсе запутаться в композиции. При сомнении в своих силах лучше выбрать первое начало.

Кстати, на экзамене перечисленными вопросами можно воспользоваться в любом случае: записывая подряд ответы на них в черновике, легче сформулировать все проблемы и понять, какую проще комментировать.

КОММЕНТАРИИ К ПРОБЛЕМЕ

Они бывают двух видов:

·         текстуальные — объяснение проблемы вслед за автором, по его логике;

·         концептуальные — интерпретация проблемы, как ее понимает выпускник.

Иллюстрирование проблемы

Комментирование оценивается высшим баллом только при наличии иллюстраций. Это, конечно, не рисунки, а ключевые для раскрытия проблемы примеры из текста. Сложность состоит в том, чтобы установить между ними смысловую связь. Показать ее можно следующими способами:

·         детализировать,

·         указать на следствие,

·         подтвердить словами автора,

·         объяснить,

·         дать определение слову или выражению,

·         провести аналогию,

·         выделить существенное,

·         сопоставить,

·         противопоставить.

Ошибки в комментировании

Рассмотрим только грубые ошибки.

·         отсутствие комментария как отдельной части сочинения.

·         отступление от темы. Оно менее очевидно для выпускника. Такое происходит, если экзаменующийся пишет не о том, что сказано в тексте, а о том, что он знает по этой теме вообще. Особенно часто это случается при анализе фрагмента художественного произведения.

·         комментирование только одного аспекта проблемы. Эта ошибка возникает ещё на первом этапе работы, поэтому заметить ее потом уже трудно.

·         отсутствие опоры на текст, которая должна быть полной. Так, можно указать номера абзацев или предложений, где имеется пример, процитировать слова автора в прямой или косвенной форме — то есть любым способом продемонстрировать понимание содержания.

·         Отсутствие указания на смысловую связь между примерами, а также отсутствие анализа этой связи.

Чтобы не ошибиться, лучше придерживаться структуры, предложенной в инструкции, а при выборе комментария предпочесть текстуальный.

КОГДА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬСЯ К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Совет столь же банальный, сколь и невыполнимый — с первого дня в школе. Но большинство начинает в 11 классе и многие успевают сделать это хорошо. Если же нужна отличная подготовка, то стоит позаботиться о ней ещё в 10 классе

ПАМЯТКИ И АЛГОРИТМЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ:

Алгоритм работы с текстом

·         Внимательно прочитай представленный отрывок.

·         Постарайся понять, в каком месте текста находится главная мысль. Обычно это не так сложно: автор либо дает тезис и развивает его, либо приводит множество фактов, а потом на основе их делает выводы.

·         Определившись с главной мыслью, выдели два наиболее сильных, с твоей точки зрения, аргумента. 

·         Подумай, как можно прокомментировать выбранные тезисы. 

Следуя такой схеме, уже на этапе проработки отрывка, можно составить примерный план для написания сочинения.

Пишем грамотный текст

1.      Первым делом напиши небольшое вступление. В нем должна быть косвенно отражена мысль автора. Ее можно связать с известными вам современными тенденциями и событиями.

2.      Очерти проблему, затронутую в произведении, и через предложение-связку переходи к аргументации.

3.      В качестве подтверждения своего первого тезиса используй отрывки из текста, истории и другие известные цитаты этого автора по соответствующей проблеме.

4.      Напиши второй комментарий по той же схеме.

5.      Подведи мини-итог, указав, какая смысловая связь используется между примерами и зачем (это и есть анализ смысловой связи) и переходи к позиции рассказчика.

6.      Далее необходимо согласиться или не согласиться с автором. Выбираем любую сторону, но обычно ученикам выгоднее быть солидарным, нежели противопоставлять свое мнение писателю. Так проще строить аргументацию, а еще за это дают большее количество баллов.

7.      Приведи весомые доказательства своей точки зрения (лучше из литературы, истории, общественных отношений и т.п.). 

8.      Подведи итог.

Чтобы еще немного облегчить задачу, приведем примеры проблем, которые могут быть затронуты в темах для сочинений:

·         роль чтения, образования и книги в жизни человека;

·         проблемы культуры речи;

·         проблема сохранения и развития русского языка;

·         важность образования;

·         роль любви в судьбе человека;

·         место дружбы в человеческой жизни;

·         патриотизм, честь и совесть;

·         влияние одиночества на человека;

·         проблема выбора правильных жизненных ориентиров и ценностей;

·         смысл жизни человека;

·         место природы в нашем обществе;

·         музыка в жизни человека;

·         социальное неравенство в обществе;

·         влияние массовой культуры и искусства на формирование человеческого мышления;

·         важность самореализации;

·         талант и гениальность как один из аспектов личности;

·         толерантность и ее влияние на взаимоотношения между людьми;

·         значимость труда в формировании личности;

·         отношение к животным как отражение человеческой нравственности;

·         важность бескорыстного и великодушного отношения к окружающим;

·         роль денег в жизни человека.


 

Давно установлено, что сочинение — самая сложная часть

Давно установлено, что сочинение — самая сложная часть

Как быть, если ??? ·

Как быть, если ??? ·

КОММЕНТАРИИ К ПРОБЛЕМЕ Они бывают двух видов: · текстуальные — объяснение проблемы вслед за автором, по его логике; · концептуальные — интерпретация проблемы, как ее…

КОММЕНТАРИИ К ПРОБЛЕМЕ Они бывают двух видов: · текстуальные — объяснение проблемы вслед за автором, по его логике; · концептуальные — интерпретация проблемы, как ее…

ПАМЯТКИ И АЛГОРИТМЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ:

ПАМЯТКИ И АЛГОРИТМЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ:

· социальное неравенство в обществе; · влияние массовой культуры и искусства на формирование человеческого мышления; · важность самореализации; · талант и гениальность как один из…

· социальное неравенство в обществе; · влияние массовой культуры и искусства на формирование человеческого мышления; · важность самореализации; · талант и гениальность как один из…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022