ГБПОУ «ЧГПГТ им А.В. Яковлева»
Статья
Методические рекомендации по подготовке участников регионального этапа
национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства среди
людей с инвалидностью «Абилимпикс»
Мастер производственного обучения ГБПОУ «ЧГПГТ им А.В. Яковлева» __________________ Кускова М.С.
Челябинск, 2020 г
Аннотация
В настоящее время качество подготовки выпускников профессиональных
образовательных организаций становится очень актуальным, прежде всего для
самого специалиста, и определяется степенью его конкурентоспособности на
рынке труда.
Важная роль в подготовке выпускника, владеющего компетенциями,
обеспечивающими его готовность к профессиональной деятельности, к быстрой
адаптации на рабочем месте, имеющего устойчивую профессиональную
мотивацию, принадлежат конкурсам профессионального мастерства. На
протяжении последних 8 лет в техникуме активно проводятся конкурсы
профессионального мастерства по профессиям и специальностям, относящимся
к отрасли строительства.
Региональный центр развития движения «Абилимпикс» (РКЦ Челябинск) обеспечивает развитие системы конкурсов «Абилимпикс» в Челябинской области, организует и проводит конкурсы «Абилимпикс» в регионе.
Методические рекомендации по подготовке участников ГБПОУ «ЧГПГТ им А.В. Яковлева» регионального , национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства
среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенции «Малярное дело»
подготовлены с целью повышения уровня подготовки людей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов к конкурсам по профессиональному
мастерству, эффективности профессиональной ориентации и мотивации
людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В представленных рекомендациях используются следующие понятия:
«Абилимпикс» – международное движение, основной задачей которого
является проведение конкурсов по профессиональному мастерству среди
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
Компетенция «Абилимпикс» – направление/вид профессиональной
деятельности, по которому проводятся соревнования среди инвалидов и лиц с
ОВЗ, позволяющие оценить уровень мастерства участников соревнований и их
готовность к трудоустройству.
Конкурсное задание - состоит из серии задач, выполнение которых
позволяет объективно оценить профессиональные навыки и умения по
конкретной компетенции. В состав конкурсного задания входит перечень
оборудования, инструментов и расходных материалов, оценочные листы,
схемы оснащения рабочих мест с учетом нозологий.
Наставник – физическое лицо (преподаватель, работодатель),
организующее подготовку участника конкурса профессионального мастерства
«Абилимпикс»;
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого – медико - педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Участник конкурса - лицо с инвалидностью и/или ограниченными
возможностями здоровья от 14 до 65 лет, принимающее участие в
соревнованиях по компетенциям.
Настоящие рекомендации разработаны на основе:
· Постановления Правительства РФ от 17.03.2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
· Приказа Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»;
· Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса" (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).
Данные рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), получения ими высшего образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе.
Различают следующие категории лиц с нарушениями в развитии:
1. лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3. лица с нарушениями речи;
4. лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5. лица с задержкой психического развития (ЗПР);
6. лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7. лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. лица с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
В нашем техникуме обучаются в основном лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети) и лица с задержкой психического развития (ЗПР), а также инвалиды 2 и 3 группы. По компетенции Малярное дело был проведен конкурс среди обучающихся групп строительного профиля, а именно профессии Штукатур. Также был проведено опрос среди обучающихся, с целью выявления обучающихся, занимающимися рисованием. И для конкурса была отобрана обучающаяся группы по профессии Рабочий зеленого хозяйства. Таким образом сформировав группу возможных претендентов на участие в региональном конкурсе, был проведен конкурс профессионального мастерства внутри техникума.
Эффективность проведения конкурсов зависит от многих факторов, в том
числе от:
• уровня подготовки обучающихся, профессионализма педагогов;
• качества учебно-методического обеспечения конкурса;
• наличия благоприятной атмосферы, комфортной среды.
Участию обучающихся в конкурсах профессионального мастерства
предшествует большая организационно-подготовительная работа, которая
начинается примерно за год до даты проведения конкурса. Для подготовки к
конкурсу создается творческая группа, в состав которой входят: ведущие
преподаватели дисциплин профессионального цикла, опытные мастера
производственного обучения, педагог-психолог, специалисты предприятий
социальных партнеров.
Алгоритм работы творческой группы можно представить в виде
следующих этапов:
1. Ежегодное внесение изменений в образовательные программы
по профессиям строительного профиля, на основе
запросов работодателей, изучения современных производственных технологий,
требований к квалификациям и умениям Абилимпикс.
2. Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных
обучающихся. В рамках этого этапа проводятся следующие мероприятия:
- наблюдение за обучающимися в ходе учебных занятий, выявление их
способностей и оценка уровня теоретической подготовки;
- анализ результатов прохождения учебной и производственной практик;
- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, связанную с развитием профессионально важных качеств, общих и профессиональных компетенций, в том числе проведение внутренних конкурсов профессионального мастерства.
3.По итогам внутреннего конкурса создается команда из 6-7 обучающихся,
готовящихся, к областным и региональным конкурсам профессионального
мастерства. В процессе подготовки происходит отбор наиболее
подготовленных участников на основе анализа их сильных и слабых сторон.
4. Организация участия обучающихся в региональных чемпионатах, областных
конкурсах профмастерства.
5. Сопровождение участников чемпионатов, оказание поддержки, психологической помощи.
Мероприятия, проводимые в рамках этапа:
- анализ выполнения конкурсных заданий, выявление слабых сторон в
подготовке;
- анализ содержания и уровня сложности конкурсных заданий;
- составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Наиболее значимым мероприятием в подготовке к региональному
чемпионату Абилимпикс является конкурс профессионального мастерства,
проводимый в техникуме.
На основе опыта проведения конкурсов мной составлены следующие рекомендации по подготовке и проведению этого мероприятия.
Конкурс профессионального мастерства требует особой организации:
разрабатывается Положение о конкурсе, подбирается наиболее
оптимальный вид работ, составляются тестовые задания, критерии оценки.
Положение о проведении конкурса профессионального мастерства
рассматривается на заседании цикловой методической комиссии
преподавателей профессий и специальностей строительного профиля, с
последующим утверждением директором техникума.
Цели проведения конкурса:
− выявление уровня практической и теоретической подготовки обучающихся;
− повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, их
творческой активности;
− развитие интереса к профессии и формирование мотивации на ее освоение у
обучающихся;
− выявление и поощрение наиболее одаренных, талантливых обучающихся.
Как правило, конкурс состоит из теоретической части (тестовые задания)
и практической. При разработке заданий, проведении и оценки конкурса,
учитываются следующие характеристики:
− качество выполнения производственных работ;
− высокая производительность труда;
− умение применять профессиональные приемы и способы труда;
− владение современной техникой и технологией;
− умение применять теоретические знания для решения производственных
задач;
− творческое отношение к труду;
− культура труда;
− соблюдение требований охраны труда.
В практическое задание обязательно вводится творческий элемент. Это
развивает художественный вкус, творческое воображение обучающихся.
В жюри конкурса приглашаются представители предприятий, социальных
партнеров, такое сотрудничество реализует единый подход к подготовке
специалистов для строительной отрасли.
Оценочный этап. Подведение итогов и анализ результатов конкурса.
Критерии оценивания заданий практического этапа зависят от содержания
задания, например, баллы могут сниматься за:
а) нарушение правил охраны труда;
б) несоблюдение соразмерности;
в) нарушение уровня готового покрытия;
г) нарушение рисунка готового покрытия и т.п.
При формировании системы оценивания необходимо учитывать, что
баллы, полученные за теоретическую часть конкурса, должны составлять не
более 30% от итоговой суммы баллов, которую могут получить участники по
результатам прохождения двух этапов конкурса.
После проведения внутренних конкурсов профессионального мастерства
организуется подготовка студентов к областным конкурсам и региональным
чемпионатам.
Кроме этого, представитель администрации и педагоги техникума присутствуют на индивидуальных занятиях с обучающимися, встречаются с будущими
участниками конкурсов, чтобы настроить на положительный результат,
поддержать, проявить заинтересованность. Это способствует выработке
положительного настроя обучающихся, на участие в конкурсных
соревнованиях.
Создание благоприятных условий для развития «адаптивных ресурсов»
обучающихся: работа обучающихся с педагогом-психологом - психологическое
консультирование; снятия тревожности; формирование позитивных установок на преодоление трудностей.
по данной компетенции я являюсь и организатором площадки проведения регионального чемпионата и поэтому, будущие участники принимают участие в ее подготовки, что также способствует проявлению положительной мотивации для достижения положительных результатов чемпионата. Самое большое внимание было уделено разработке конкурсной документации, которая включает в себя: конкурсное задание, техническое описание, инфраструктурный лист, план застройки конкурсной площадки, регламент организации конкурсной части, критерии оценки выполнения заданий, инструкции по ТБ по работе на оборудовании.
Несмотря на то, что при разработке конкурсного задания за основу
берется задание с финала Национального чемпионата, в него необходимо
внести изменения. Задание также необходимо учитывать и возможности участников, а главное понятное изложение всех элементов конкурсного задания.
Для участника также мной был разработан индивидуальный план подготовки к участию, к котором включены следующие элементы: время, место, критерии оценки конкретного этапа задания согласно критериям оценки Конкурсного задания, это делается для того, чтобы участник самостоятельно мог предварительно оценить свое умение и нацелится на положительный результат, при этом исправляя недочёты, и имел возможность ещё раз задать вопросы не понятные для него.
Для себя при подготовке участника к региональному или национальному Чемпионату я придерживаюсь следующего алгоритма
· Использование указаний, как в устной, так и письменной форме;
· Поэтапное разъяснение заданий;
· Последовательное выполнение заданий;
· Повторение обучающимися инструкции к выполнению задания;
· Демонстрация уже выполненного задания (например, готовый макет задания или рисунок);
· Акцентирование внимания на хороших оценках;
· Ориентироваться более на позитивное, чем негативное проблемы при выполнении задания;
· Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения обучающегося;
· Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
· Применяются методы, учитывающие динамику и уровень работоспособности обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Для предупреждения утомляемости обучающихся данной категории после каждого часа работы делаются 10-15-минутные перерывы.
· Для формирования умений, предусмотренных конкурсным заданием, производится большое количество повторений (тренировок) подлежащих освоению трудовых действий и трудовых функций.
Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства –
ответственное и значимое направление деятельности профессиональных
образовательных организаций, требующее определенных учебно-методических,
материально-технических, кадровых, организационно-управленческих
ресурсов. Роль наставника, мастера производственного обучения образовательного учреждения в развитии конкурсного движения проявляется в различных аспектах: организации подготовки обучающихся к конкурсам и соревнованиям, повышение квалификации педагогических работников, подготовка и обеспечение работы конкурсной площадки,
Опыт подготовки и проведения региональных этапов чемпионатов на базе
ГБПОУ «ЧГПГТ им А.В. Яковлева» позволяет выделить следующие преимущества:
− развитие мотивации и творческой активности педагогических работников
и обучающихся;
− формирование экспертного сообщества;
− рост качества профессиональной подготовки;
− повышение престижа рабочих профессий;
− повышение престижа профессиональной образовательной организации.
Конкурс профессионального мастерства – это инструмент
совершенствования образовательного процесса и достижения целевых
показателей качества: для обучающихся – возможность проявления
профессиональных и образовательных достижений, для педагогов - развитие
мотивации по организации интеллектуально-творческой и практической
деятельности обучающихся, для работодателей - возможность взаимодействия
по независимой оценке качества подготовки квалифицированных трудовых
ресурсов
Результаты участия обучающихся техникума в конкурсах и соревнованиях
являются показателями эффективности проведенной работы.
VI региональный чемпионат Абилимпикс –Южный Урал 2020» компетенция Малярное дело
Корепанова А- 1 место, Гильфанов А, 2 место, Крылов В – 3 место
VI Национальный чемпионат Абилимпикс – 2020, компетенция Малярное дело
Корепанова А -23 место из 38 возможны.
Это был первый опыт участия в данной компетенции и поэтому являются положительным результатам.
Несомненно, для обучающихся участие в чемпионате Абилимпикс – это
возможность проявить свои лучшие профессиональные способности и
личностные качества, ступенька для построения успешной профессиональной
карьеры в будущем.
Анализ результатов позволяет мастеру производственного обучения, наставнику
своевременно вносить изменения в содержание этапов подготовки конкурса,
программ повышения квалификации педагогов, организацию образовательного процесса.
Знакомство с опытом подготовки и проведения региональных этапов
чемпионатов, расширит возможности по развитию конкурсного движения среди обучающихся и педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.