Методические рекомендации по преодолению страха публичных выступлений учащимися
Оценка 5

Методические рекомендации по преодолению страха публичных выступлений учащимися

Оценка 5
docx
05.02.2020
Методические рекомендации по преодолению страха публичных выступлений учащимися
методические рекомендации.docx

МАУДО Центр детского творчества Промышленного района

 

 

Методические рекомендации

по преодолению страха публичных выступлений учащимися

 

 

 

 

                                                 Автор-составитель:

                                                    педагог-организатор детского

                                                             клуба по месту жительства

                                          им. К.Н. Котова                        

                                                                  Соловых О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......3

1.Причины сценического волнения и психологическая адаптация  к ситуации публичного выступления…………………………………………………………4

2. Методы  и приемы преодаления страха публичного выступления…………6

3. Техники и упражнения для снятия волнения и страха перед публичным выступлением……………………………………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………….11





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Различные виды сценического исполнения, в том числе и актерского, требуют большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя. Проблема адекватного поведения на сцене порождена непосредственной исполнительской практикой. Она рассматривалась еще в трудах К.С. Станиславского и по-прежнему актуальна и значима, особенно, для множества юных исполнителей, т.к. именно психологические подходы к ее решению недостаточно разработаны и не систематизированы.

Многие факты из истории актерского мастерства подтверждают, что даже самый опытный артист не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению, тем более ребенок. Уровень  его  исполнительской подготовки зависит не только от его мастерства, но и от того, что происходит с ним до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. Сейчас многие юные артисты нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса, неспособность сосредоточиться на исполнении роли, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют коррекции или замены такого поведения на сцене более подходящими и адекватными.

В подготовке к выступлению должно быть устранено все, что может вызвать нервозность у учащегося. У него не должно возникать сомнений в полном успехе. Он должен ждать предстоящего выступления как праздника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Причины сценического волнения и психологическая адаптация  к ситуации публичного выступления

 

Сценическое волнение – явление достаточно распространенное. Известное волнение при публичном выступлении естественно. Даже  взрослые артисты, не всегда преодолевают волнение на подмостках.

Полное отсутствие этого чувства встречается редко. Волнение при публичном выступлении свидетельствует о чувстве ответственности. Разумеется, если оно не выходит за рамки естественного. В этих границах оно даже полезно: оно способствует одухотворенности и выразительной силе игры. Но, когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато  срывом выступления.

Как характерный признак вредного сценического волнения можно указать затуманивание сознания, при котором ослабевает связь между мыслью и  речью, с одной стороны, и движениями рук и ног – с другой. Как следствие, ослабевает и общий актерский контроль. Ребенок теряет самообладание, путается в словах роли,  становится скованным и т.д.

Сильное волнение особенно отражается на темпе игры. Он становится чаще всего замедленным. Реже более быстрыми, нежели требуется. Часто «скашиваются» паузы, допускаются текстовые неточности. Исполнение теряет  выразительность.   

Непосредственно перед выступлением наблюдаются обескураживающие явления. У некоторых юных артистов, например, холодеют руки, приливает кровь к внутренним органам, особенно к мозгу. У других, наоборот, руки напрягаются и потеют. У третьих – появляется сонливость, препятствующая собранности. Сильное волнение проявляется в напряжённых и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся напряжёнными.  Дыхание – учащённым и поверхностным, речь невнятной. Появляется гнетущее чувство неуверенности.

К основным причинам сценического волнения относят:

1. Неуверенное знание текста роли. Боязнь забыть или перепутать с лова. Волнуются  потому, что боятся забыть роль; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются.

2. Несоответствие роли актерским способностям исполнителя, его возрасту, складу характера.

3. Самопрограмирование на ошибку.

4. Боязнь непредвиденных ситуаций.

5. Излишняя самокритичность, чувство ответственности перед публикой, чувство чести – качества, которые обостряются во время исполнения. Часто стоит учащемуся представить себе, что он может осрамиться, как наступает сильнейшее волнение.

6. Слабая нервная система некоторых учеников, легко смущающихся, неспособных к сосредоточенности, стеснительных. Самое присутствие  зрителей для них уже повод для волнения, как бы надежно они не овладели ролью. Болезненная чувствительность предрасполагает к скверным самовнушениям, мешающим играть. Глядя на таких учеников, и другие ребята впадают в сильное волнение.

7.Недоверие к зрительской аудитории. Боязнь быть непонятым, осмеянным.

8. Неуверенность в партнерах по сцене. Излишняя критичность по отношению к ним.

9. Неадекватная самооценка, чаще заниженная.

10.Непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность,

11. Неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.

Нетрудно заметить, что психологические причины страха во всех этих случаях связаны с несовпадением ожидаемого образа публичного выступления (желаемой ситуацией успеха) с представлением о том, как это выступление может пройти в случае неудачи. Чем значительнее несовпадение – тем сильнее страх. Но этот страх можно направить в созидательное, творческое русло, соблюдая  следующие рекомендации.

1. Тем учащимся, кто волнуется мало – в силу психических особенностей, о страхе перед публичным выступлением лучше вовсе не говорить, чтобы не формировать на этой проблеме психологическую доминанту.

2. Педагог должен научиться скрывать собственное волнение, чтобы не заразить им учащихся (детей); тем более не следует задавать вопросы: «Ты не волнуешься?», «Тебе не страшно?» или давать наставления: «Не переживай – ничего страшного здесь нет!».

3. При формировании психологической доминанты на ситуации публичного выступления, то есть страха перед выходом на публику, следует использовать методики и технологии, нацеленные на сближение запросов учащегося с его реальными возможностями, и одновременно – на формирование в нем чувства социального доверия.

Приведение в соответствие запросов, ожиданий, которые педагог и сам учащийся принимают на себя, как тяжкое бремя, в ожидании предстоящего

публичного выступления, с реальными возможностями требует объективной оценки ситуации и возможности планирования. Поставленная перед учащимся задача должна быть посильной и, в конечном счете, должна подарить учащемуся ощущение того, что с этой задачей он в целом справился. Соответственно, задачи нужно подбирать с учетом реальных возможностей:   юным актерам – посильную роль (может быть, с одной-двумя фразами, несложными движениями и небольшим количеством партнеров).  

В этом случае не будет накапливаться негативный опыт потери себя в ситуации публичного выступления, а, напротив, учащиеся будут приобретать опыт  сохранения внимания и самоконтроля в условиях умеренного волнения.

4. Безусловно, залог хорошего выступления – добросовестная подготовка.

Подготовка эта должна сводиться не к механическому повторению, «вызубриванию» материала, а к его осознанию и осмыслению. Выступающий должен отлично знать, что, в какой последовательности и, главное, для чего он будет представлять на публике.  

5. Перевод энергии страха из деструктивного в конструктивное, созидательное русло связан с осознанием и глубоким прочувствованием «сверхзадачи», которую предполагает публичное выступление. Учащийся должен стремиться, меньше думать о себе, а больше о деле, той идее, которой он служит своим выступлением. «Зацикленность» на собственных переживаниях усиливает страх, сосредоточенность на творческой, исполнительской задаче позволяет его преодолеть.

6. При подготовке к публичному выступлению следует практиковать

постепенное повышение градуса ответственности. Подготовительные выступления в психологически более комфортных условиях (в присутствии меньшего числа людей, в более скромной по размерам аудитории и т.д.) могут этому помочь.

Предварительная запись выступления на видео также моделирует ситуацию публичного выступления и дает возможность последовательно пережить, а затем и осмыслить его этапы. Также следует планировать возможность психологической и практической помощи учащемуся непосредственно в процессе выступления (например,  предусмотреть возможность суфлерской поддержки).

 

2. Методы и приемы преодаления страха публичного выступления

 

Определите источник страха. Вы боитесь не выступления, а того, как

отреагирует аудитория на него. Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену? Здесь очень важным фактором является понимание, что практически всегда абсолютное большинство людей надеются извлечь пользу из вашего выступления, соответственно они искренне заинтересованы и желают, чтобы у вас получилось.

Не отрицайте свой страх. Если вы отлично готовы к выступлению, владеете текстом роли, понимаете характер своего персонажа – вам нечего бояться. Страх – всего лишь защитный механизм от ситуации, в которой вы во время выступления можете оказаться, но скорее всего никогда не окажетесь. Воспринимайте его как дополнительный вызов и мотивацию.  

Зрители не видят вашу нервозность. Лишь немногие по внешнему виду могут определить, насколько другой человек волнуется. Ошибочно предполагать, что аудитория видит, насколько вы волнуетесь. Это значит что причин для страха как минимум на одну меньше.

Совершенствуйтесь в актерском мастерстве. Существует много книг и практических тренингов, которые помогут научиться готовиться к выступлению, привлекать аудиторию, удерживать контакт и в результате сделать выступление более комфортным.

Анализируйте свои выступления. Просматривайте записи со своим выступлением и отмечайте, что не удалось и как это можно исправить.

Самое важное – подготовка. Уверенность возникает, когда все под контролем. Убедитесь, что знаете текст роли, мимику, жесты, движения вашего персонажа. Периодически, мысленно проигрывайте все мизансцены вашего сценического выступления. Ну и, конечно, не пренебрегайте репетициями.

Заставьте себя улыбнуться, как только вышли на сцену. Психологи уверены, что улыбка снимает напряжение. Более того, на подсознательном уровне это расположит по отношению к вам часть  зрительской аудитории.

Если предстоит публичное выступление можно воспользоваться простыми приемами, которые помогут убрать чрезмерное волнение  и страх.

1. Необходимо подвигать челюстью взад-вперед. Таким образом, активизируются мышцы, которые используются для речи.  А разговор с  партнером по выступлению частично поможет снять волнение.

2. Нужно опустить и расслабить руки. Сидя на стуле, представить, что руки настолько длинные, что вот-вот коснуться пола. Пара минут в таком положении поможет снять излишнее волнение.

3.Можно размять пальцы и кисти рук. Для этого подойдет эспандер, можно просто немного постучать пальцами по столу или покрутить ручку. Любые упражнения с кистями и пальцами будут полезны.

4. Желательно дать небольшую физическую нагрузку организму. Поотжиматься, поприседать, просто пройтись быстрым шагом. Конечно, не нужно делать этого перед самым выступлением, а лучше часа за три до него, чтобы организм успел восстановиться и восстановить энергию, необходимую для выступления.

5.Также рекомендуется поработать над своей осанкой. Расправить плечи, выпрямить позвонок.  

Повысить уверенность в своих силах перед выступлением помогут и такие приемы:

- кратковременное покачивание с носка на пятку и с пятки на носок (не отрывать пятки и носки от пола);

- прием пары глотков холодной воды, умывание лица, рук, если это возможно;

- сознательное зевание;

-тряска руками и ногами;

-растирание ладоней и мочек ушей;

-напевание знакомой мелодии.

 

3. Техники и упражнения для снятия волнения и страха перед

публичным выступлением

 

Дыхательные техники. Физиология сильно связана с психикой. Хорошее насыщение крови кислородом тонизирует нервную систему. Попробуйте несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдыхать старайтесь так, чтобы выдавить все остатки воздуха из легких. Затем несколько минут подышите, вдыхая через одну ноздрю, а выдыхая через другую. Здесь также подключается переключение внимания на процесс дыхания, и это поможет отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении или переговорах.

Самое известное дыхательное упражнение, которое помогло  очень многим выступающим– это дыхание с чередованием ноздрей. Сядьте в удобную позу. Спина прямая. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. И приступайте к упражнению. Вдыхайте правой ноздрей воздух, прикрывая левую, затем выдыхайте левой ноздрей. Далее делайте вдох той же ноздрей, через которую только что совершали выдох. И выдыхайте через правую ноздрю. Дышите так в течении 5-10 минут. Чтоб усилить действие, вы можете мысленно воображать, как вдыхаете спокойствие, а выдыхаете душевное волнение. Дыхательные упражнения следует делать регулярно.

«Выдох с до-выдохом». Глубоко вдохнуть. Выдохнуть воздух полностью, выгнать воздух из нижней части легких, так, чтобы живот втянулся. Задержать дыхание, досчитав до 20. Затем еще до-выдохнуть оставшийся в легких воздух и только после этого вдохнуть. Получится вдох полной грудью, после чего, на выдохе  последует непроизвольное расслабление, если все сделали правильно. Еще лучше, если  мысленно, на выдохе   дать себе команду: «Расслабление».

Переключение внимания с собственного состояния на внешние факторы, аудиторию. В волнении много энергии и она внутри, буквально, просится наружу. Это похоже на джина в бутылке. Нужно выпустить его на свободу, в зал, чтобы волшебство свершилось. Перед началом выступления, сосредотачиваем внимание на аудитории. Посчитайте количество мальчиков и девочек в аудитории. Кого больше? Кто из них в джинсах? Все ли ряды заполнены?

·                     Работа с мышлением. Найдите, как минимум пять аргументов и убедите себя, что зрительская аудитория относится к Вам нейтрально, а многие — дружелюбно. У нее нет никаких оснований Вас «освистать». К тому же, многие из  зрителей и сами  бы волновались, окажись они  на вашем месте.  

·                     Нужно работать  с собственной самооценкой, повышать ее. Доказано, что страх публичности напрямую зависит от  этого параметра. Как ее повысить?

Хвалите себя  чаще, хвалите себя за любые свои достижения, даже маленькие. Вспомните все случаи, где Вы удачно произнесли хотя бы несколько слов из роли.  

Избавляйтесь от собственных ограничивающих убеждений и заменяйте их на позитивные. 

Делается это так. Выписываем на листе бумаги все негативные мысли о себе в контексте публичных выступлений - это левый столбец. В правом столбце - напротив переформулируем их в позитивные, как правило, это прямо противоположные по смыслу. Например: " я не справлюсь с ролью. Я блестяще отыграю свою роль".

Узаконьте свой страх. Если Вы устроены, как большинство, то поступаете так. Как только замечаете, что сильно волнуетесь, то сначала пытаетесь игнорировать, затем гоните свой страх от себя или наоборот, пытаетесь запереть в себе, чтобы никто не увидел. Не помогает, конечно. Страх ломится наружу тем больше, чем больше мы пытаемся его скрыть. А если наоборот? Поздоровайтесь с ним, как со старым приятелем и пригласите его в Ваше пространство. Обрадуйтесь ему. Начните с ним разговаривать, договариваться.  Не боритесь с ним, а узаконьте его в своем сознании. Многие отмечают, что, действительно, после этого становится легче. 

Эффект снятия страха срабатывает и в простых упражнениях:  

«Разгиб».

Исходное положение: лежа, сидя, стоя или в теплой просторной ванной. Глубоко вздохнуть и на глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног. И задержать на вдохе это состояние тела какое-то время. А затем выдохнуть и расслабиться. Повторить несколько раз.

«Распальцовка».

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а если возможно, и ног. Повторить несколько раз.

«Тряска лица».

Расслабляем мышцы лица и шеи и слегка трясем головой, перемещая подбородок вправо-влево.

«Жвачка».

Процесс жевания несколько успокаивает и делает безразличным. Когда вам беспокойно, жуйте «Орбит». 

«Жмурки».

Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием глаз хорошо тонизирует мышцы лица и успокаивает нервную систему.

«Рык».

Рычим подобно зверям.

«Гармошка».

Представим что наш страх – гармошка, играющая в груди. Выдох до предела – гармошка сжата. Вдыхая мысленно, растягиваем ее до предела. Проделываем несколько раз. 

«Змей шипучий».

Громкий звук «ШШШ… ЩЩЩ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса.

«Чих на все».

Страх, в момент чихания, блокируется чисто физиологически. А поэтому, можно вызывать у себя искусственное чихание и снимать, тем самым проявления страха.

«Оскал».

Сильно, активно, оскаливаемся, показываем зубы. Можно сочетать с рычанием.

 

 

Заключение

Итак, преодолеть страх публичных выступлений возможно! Трудно только первые пять раз. Стоя перед публикой, вы неизбежно будете ловить взгляд зрителей. Помните, что не имеет значения, что они думают во время вашего выступления. Не пытайтесь анализировать и пытаться понять их мысли, иначе любая мимика на их лице будет воспринята вами в свой адрес.  Вооружитесь знаниями и приобретайте опыт выступлений, совершенствуйте свое  актерское искусство. И с каждым разом дискомфорт будет заменяться удовольствием от блестяще исполненного выступления. Пробуйте, находите то, что поможет именно вам.


 

МАУДО Центр детского творчества

МАУДО Центр детского творчества

Содержание Введение………………………………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………………………………

Введение Различные виды сценического исполнения, в том числе и актерского, требуют большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя

Введение Различные виды сценического исполнения, в том числе и актерского, требуют большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя

Причины сценического волнения и психологическая адаптация к ситуации публичного выступления

Причины сценического волнения и психологическая адаптация к ситуации публичного выступления

Излишняя самокритичность, чувство ответственности перед публикой, чувство чести – качества, которые обостряются во время исполнения

Излишняя самокритичность, чувство ответственности перед публикой, чувство чести – качества, которые обостряются во время исполнения

Поставленная перед учащимся задача должна быть посильной и, в конечном счете, должна подарить учащемуся ощущение того, что с этой задачей он в целом справился

Поставленная перед учащимся задача должна быть посильной и, в конечном счете, должна подарить учащемуся ощущение того, что с этой задачей он в целом справился

Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену?

Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену?

Желательно дать небольшую физическую нагрузку организму

Желательно дать небольшую физическую нагрузку организму

Задержать дыхание, досчитав до 20

Задержать дыхание, досчитав до 20

Эффект снятия страха срабатывает и в простых упражнениях: «Разгиб»

Эффект снятия страха срабатывает и в простых упражнениях: «Разгиб»

Заключение Итак, преодолеть страх публичных выступлений возможно!

Заключение Итак, преодолеть страх публичных выступлений возможно!
Скачать файл