Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ РАЙОН
(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН) ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АНОПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МБОУ «АНОПИНСКАЯ СОШ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ
УЧЕБНИКОВ В МБОУ «АНОПИНСКАЯ СОШ»
Лычагина А. Ю.
Анопино 2018
Методические рекомендации по применению электронных форм учебников в МБОУ «Анопинская СОШ»
ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию.
Функциональные возможности ЭФУ:
• тестовые задания к каждой теме или разделу учебника для подготовки к контролю знаний, ОГЭ и ЕГЭ;
• обширная база мультимедиа контента и интерактивных объектов в каждом учебнике;
• добавление собственных материалов, созданных учителем;
• удобная навигация;
• инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.
Педагогические возможности ЭФУ:
• организация контроля и самоконтроля по результатам изучения темы;
• реализация технологий мобильного, дистанционного или смешанного обучения;
• реализация требований ФГОС по формированию информационнообразовательной среды системой электронных образовательных ресурсов.
Технических рекомендации:
• Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 7 и 8.1, Android 4.4 и выше, iOS 7 и выше.
• Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников.
• Диагональ экрана устройства от 10.1” (1280x800 точек) и больше.
• Наличие свободной памяти на устройстве от 3 Гб для комплекта из 10 учебников.
Ограничение работа с ЭФУ по времени
Требования регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 1—2 классы - непрерывная работа в течение 20 минут, в 3—4 классах — 25 минут, в 5—6 классах — 30 минут в 7—11 — 35 минут.
Каждые 10—15 минут необходимо изменять вид деятельности на уроке. Применение ЭУ на различных этапах обучения:
Вариант 1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 минут работы). Учащиеся сначала опрашиваются по традиционной методике или с помощью печатных тестов. При переходе к изучению нового материала ученики садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
Заключительный этап урока (5-7 минут) предусматривает обобщение полученных знаний при повторной работе со структурной формулой.
Вариант 2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 минут под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
Затем переходим к тестированию, при этом первая группа остается за компьютером, а вторая работает за партами с бумажным вариантом тестов.
Вариант 3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17 минут). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинноследственные связи. На таком уроке учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснений учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
Вариант 4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 минут) учащиеся обращаются к электронной формуле из параграфа, сравнивая еѐ со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста. Помимо использования электронного учебника на уроке структурная формула помогает ликвидировать пробелы и во внеурочное время.
Примерная схема урока с применением ЭФУ 1. Фронтальная работа со структурной формулой.
2. Самостоятельная работа со структурной формулой. Формирование новых знаний и способов действий путем самостоятельной работы с электронным учебником практикуется довольно редко, но также при соблюдении следующих условий: не слишком сложная структура нового материала и достаточная подготовка класса. Перед самостоятельной работой учитель дает установку: выявить главное в структурной формуле параграфа и добиться понимания и запоминания этого главного, установить логическую цепочку в изложении материала; рассмотреть все структурные единицы и разобраться в их элементах. После завершения учащимися самостоятельной работы проводится устный фронтальный опрос по данной схеме и по изученному материалу.
3. Фронтальное решение упражнений.
4. Тестирование по электронному или бумажному вариантам тестов.
5. Подведение итогов урока с опорой на структурную формулу.
Выберите оптимальную модель использования ЭФУ на уроке или сочетайте различные модели в соответствии с целями (ожидаемыми результатами). Сделайте использование ресурсов ЭФУ продуманным, системным и доступным для учащихся. Создайте «гид» по электронным образовательным ресурсам. Используйте различные цифровые ресурсы наряду с ЭФУ в зависимости от образовательных задач. Опирайтесь на пункт 10.18 СанПиН при планировании и проведении урока, определении объема домашнего задания с ЭФУ. Применяйте тренажеры ЭФУ для организации самопроверки и рефлексии учащихся, а не для контроля. Используйте максимум возможностей электронных устройств, с которыми работаете: дайте возможность школьникам создать собственный образовательный продукт.
Система мониторинга, входящая в состав электронного учебника, дает возможность преподавателю на основе полученной информации управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяют учителю увидеть необходимость организации повторения по той или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Можно проследить динамику обучения ученика по предмету и выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.