МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
doc
02.05.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
мнемотехника.doc

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)

 

 

 

Модернизация отечественного образования и его вхождение в общеевропейское образовательное пространство выдвигают новые требования ко всем специалистам, в том числе и музыкального направления. В руках педагога-музыканта находится музыкальный инструмент, способный пробуждать творческое начало человека. Наивысшей ценностью современного общества является человек, стремящийся к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. В связи с этим происходит обновление системы образования, проявляющееся через альтернативность педагогических систем, новых технологий воплощения педагогических идей.

Выпускники музыкальных колледжей как специалисты среднего звена отрасли культуры обязаны чутко впитывать современные веяния в сфере образования и стремиться к их претворению в своей будущей профессиональной деятельности. Одной из тенденций мировой образовательной системы является внедрение мнемотехники как совокупности специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Мнемотехника способствует замене абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, и связыванию объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Настоящие методические рекомендации по использованию приемов мнемотехники адресованы студентам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования углубленной подготовки по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментам),  в период прохождения производственной практики по профилю специальности на этапе педагогической практики.

Обучающие по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) как будущие преподаватели образовательных организаций дополнительного предпрофессионального образования должны учитывать возрастные особенности детского контингента, наиболее способного к интенсивному усвоению информации в возрасте 7-8 лет, когда наиболее целесообразно применять метод мнемотехники в процессе обучения ребенка игре на инструменте. Студентам, проходящим этап педагогической практики, необходимо видеть в детях не только объект, на котором происходит шлифование собственного профессионального мастерства, но и  конкретную личность со своими способностями и недостатками,  чрезвычайно загруженную учебной нагрузкой, спортом, престижными студиями и дополнительным образованием. Будущие преподаватели должны отдавать себе отчет в том, что современным детям зачастую перманентно не хватает времени на выполнение домашних заданий, что нередко усугубляется отсутствием родительского контроля за успеваемостью, учебной дисциплиной, состоянием здоровья. Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются современные  дети. В этом контексте мнемотехника  может рассматриваться как  один из методов воспитания у ребенка умения получать музыкально-теоретические знания и исполнительские навыки самостоятельно, успевать их осмысливать, запоминать и оперировать ими, применяя на практике.

Работая с детьми начальных классов обучения в  детских школах искусств, студенты-практиканты сразу же должны ставить перед собой следующие профессиональные задачи:

воспитание у ребенка любви к музыке, ознакомление его с лучшими образцами музыкального творчества отечественных и зарубежных композиторов; 

формирование необходимого исполнительского аппарата, свободного от всякого рода зажимов;

умение усваивать сложный музыкально-теоретический материал без умственного и нервного напряжения;

развитие у детей процессов мышления, внимания, воображения, различных видов  памяти с учетом дифференцированного подхода;

способствование умственной активности ребенка, сообразительности, наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки   (общие, отличительные);

осуществление помощи в изучении предметов музыкально-теоретического цикла, развитии гармонического слуха, умении интонировать, обретении начальных навыков композиции, обогащении специальной терминологии;

повышение продуктивности домашних занятий при одновременном сокращении времени, затрачиваемого на их выполнение.

Для приобретения необходимого уровня практико-ориентированной подготовки рекомендуем  студентам-практикантам освоить следующие формы  мнемотехники для использования в работе с учащимися 1-2 классов детских школ искусств, обучающихся по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным общеобразовательным программам в области инструментального искусства: мнемотаблицу, рифмизацию, музыкальное стихотворение, детскую песенку.                    

Мнемотаблица – это схема, в которой содержится определенная информация в закодированном виде.

Использование мнемотаблиц на уроке помогает развиваться воображению, зрительной памяти, формирует у ребенка последовательное логическое мышление. Кроме того, информация усваивается в нужном  педагогу порядке. На начальном этапе преподаватель поставляет учащемуся готовые мнемотаблицы собственного изготовления; в дальнейшем можно составлять их совместно с детьми, кодируя (превращая в картинки и значки) и фиксируя информацию прямо на уроке.

Рифмизация – способ запоминания музыкально-теоретической информации, облеченной в удобную, легкую для восприятия форму рифмованных слов, строк, организованных в  силлабической, тонической, силлабо-тонической системе.

Приводим примеры рифмизации:

Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси.

 

Если нота белая, эта нота  –  целая.

 

Когда над нотой видишь точку,

Играй отрывисто  –  вприскочку!

Стаккато!

А ноты, связанные дужкой,

Играй все слитно  –  друг за дружкой!

Легато!

В музыкальном стихотворении и детской песенке в роли важного  мнемонического компонента выступает музыка, легко ложащаяся на слух, с запоминающимися мелодией и содержанием, несущими важную учебную информацию.

 

Примеры песенок, в которых используются приемы мнемотехники, приведенные в учебном пособии Л. Абелян «Забавное сольфеджио». Изд. Композитор, М., 1992:

Нотная песенка (на запоминание гаммы до мажор вверх и вниз);

Про диез (мелодическая линия направлена вверх – ассоциация с повышением);

Про бемоль (мелодическая линия направлена вниз – ассоциация с понижением).

 

Подбор мнемотехнических форм для усвоения информации  студент-практикант должен проводить, руководствуясь объективными критерии мотивации запоминания любой информации с учетом  индивидуальных особенностей ребенка:

– ребенок, в первую очередь,  запоминает то, что ему интересно, поэтому умение педагога вызвать интерес учащегося к предмету – важнейшее звено в системе совершенствования памяти;

– ребенок запоминает то, что понимает, причем, чем лучше понимает (особенно если есть возможность сравнить себя с другими учащимися), тем больше возрастает его интерес к новой информации;

– ребенок запоминает то, что необходимо, однако не стоит полагаться на этот критерий, так как (хотя произвольная память и формируется с 4-5 лет) он далеко не всегда является объективной причиной к запоминанию у детей 7-8-летнего возраста, в пору, когда внимание недостаточно, а умение концентрироваться длительное время на предмете практически отсутствует.

В силах студента-практиканта сделать свои уроки интересными и понятными. Для этого он  должен доводить до детей мысль о необходимости получаемой информации, доказывая последнее яркими примерами на собственном педагогическом опыте.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Инструментальное исполнительство (по видам инструментам) , в период прохождения производственной практики по профилю специальности на этапе педагогической практики

Инструментальное исполнительство (по видам инструментам) , в период прохождения производственной практики по профилю специальности на этапе педагогической практики

Для приобретения необходимого уровня практико-ориентированной подготовки рекомендуем студентам-практикантам освоить следующие формы мнемотехники для использования в работе с учащимися 1-2 классов детских школ искусств, обучающихся по…

Для приобретения необходимого уровня практико-ориентированной подготовки рекомендуем студентам-практикантам освоить следующие формы мнемотехники для использования в работе с учащимися 1-2 классов детских школ искусств, обучающихся по…

На начальном этапе преподаватель поставляет учащемуся готовые мнемотаблицы собственного изготовления; в дальнейшем можно составлять их совместно с детьми, кодируя (превращая в картинки и значки) и…

На начальном этапе преподаватель поставляет учащемуся готовые мнемотаблицы собственного изготовления; в дальнейшем можно составлять их совместно с детьми, кодируя (превращая в картинки и значки) и…

Нотная песенка (на запоминание гаммы до мажор вверх и вниз);

Нотная песенка (на запоминание гаммы до мажор вверх и вниз);
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей