Государственное учреждение
Луганской Народной Республики
«Городской методический кабинет города Стаханова»
(ГУ ЛНР ГМК г. Стаханова)
Требования к организации качественного питания детей в образовательных организациях, санитарно-гигиенические нормы и правила при организации питания детей
Подготовил: Фомиченко Владислава
Николаевна , методист ГУ ЛНР ГМК
г. Стаханова,
специалист II категории
г. Стаханов
2021 г.
Ведение и своевременное заполнение: журнал «Здоровья», «Журнал отходов», «Журнал бракеража готовой продукции» (графа с указанием времени проведения бракеража готовой пищи), «Журнал бракеража сырой продукции», «Амбарная книга», «Журнал температурного режима холодильного оборудования», «Лист температурного режима холодильного оборудования»;
Своевременное заключение договоров дератизации и дезинсекции, копии актов выполненных работ с указанием площади обработки;
Документы о проверке весового оборудования;
Санитарные книжки (своевременность прохождения медосмотров, наличие отметки о рекомендуемых прививках гепатита А, В );
Обратить внимание на:
Маркировочные ярлыки на продуктах;
Правила мытья столовой, кухонной посуды, столовых приборов и правила их хранения;
На посуду с битыми краями;
Уборку помещения пищеблока;
Правила уборки полок для хранения хлебных изделий;
Контроль за работой холодильного оборудования (термометры в рабочем состоянии);
В кладовой продукты хранятся отдельно от моющих средств;
Ведение медицинской документации по контролю за организацией питания;
Маркировка инвентаря, кухонной посуды;
Мероприятия по предотвращению распространения COVID – 19.
Обратить внимание на:
Информация об организации качественного и безопасного питания детей в образовательных организациях – Методические рекомендации по организации питания обучающихся образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, утвержденные приказом МОН ЛНР от 12.08.2020 № 741-ОД/557 - https://minobr.su/docs/8431-prikaz-mon-lnr-ot-12082020-g-741-od-577.html ;
МОН ЛНР и Государственной службой ветеринарной медицины ЛНР принят совместный приказ от 26.05.2020 № 564-ОД/94 «Об утверждении порядка организации поставки и приема продуктов продовольственного сырья в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики», который зарегистрирован в Министерстве юстиции ЛНР 25.06.2020 за № 260/3444 - https://minobr.su/docs/7977-prikaz-mon-lnr-i-gsvm-lnr-ot-26052020-g-564-od-94.html
Обратить внимание на:
Государственное учреждение
Луганской Народной Республики
«Городской методический кабинет города Стаханова»
(ГУ ЛНР ГМК г. Стаханова)
Методические рекомендации по привлечению обучающихся к общественно полезному труду, не предусмотренному образовательной программой
Подготовил: Фомиченко Владислава
Николаевна , методист ГУ ЛНР ГМК
г. Стаханова,
специалист II категории
г. Стаханов
2021 г.
Трудовое воспитание обучающихся является одним из направлений образовательной организации, предусмотренной образовательной программой.
Привлечение обучающихся к труду может быть предусмотрено образовательной программой в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования).
Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, реализуется в соответствии с принципом добровольности с учетом возраста и состояния здоровья обучающегося. Нарушение данного принципа является нарушением права обучающегося на защиту от принудительного труда.
Воспитание граждан, заинтересованность в своем профессиональном и личностном росте, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности
Долгосрочная цель:
Краткосрочные цели:
Содействие достижению баланса между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями общества;
Прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
Содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом
Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Содержание трудового воспитания
Функции трудового воспитания:
Обучающая – овладение учащимися практическими умениями навыками в сфере труда;
Развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
Воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм взаимодействие, инициативность.
Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применят знания на практике;
Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Задачи трудового воспитания:
Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
Учебный труд;
Общественно-полезный труд;
Производительный труд.
Единые подходы к воспитанию в школе, семье, обществе в целом;
Готовность педагогов заниматься трудовым воспитанием обучающихся на уроках и во внеклассной работе;
Качественное учебно-методическое обеспечение, позволяющее решать задачи, поставленные в Государственных образовательных стандартах;
Финансирование и материально-техническая база для организации трудового воспитания
Нормативная правовая база для организации трудового воспитания (в уставы образовательных организаций рекомендуется вносить пункты, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, разрабатывать положения о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся.)
Условия организации трудового воспитания в образовательном учреждении
1-4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;
5-7 классы – ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включении учащихся в общественно-полезную деятельность;
8-9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;
10-11 классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности.
Этапы трудового воспитания:
Труд обучающихся, обучающихся, не предусмотренный образовательной программой, может быть организован по направлениям:
Участие в общегородских субботниках;
Благоустройство и озеленение образовательной организации и прилегающей территории;
Поддержание чистоты и наведение порядка в классных кабинетах, ежедневное самообслуживание;
Дежурство по столовой;
Осуществление мелких ремонтных работ и т.д.
Организация труда обучающихся, не предусмотренного образовательной программой, возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в классе – на классного руководителя.
При организации труда обучающихся образовательная организация руководствуется нормативными актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иными правилами и нормами, регулирующими условия и порядок трудовой деятельности работников, не достигших 18 лет.
Обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста, получающие общее образование, вправе с согласия одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося заключить трудовой договор для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда и без ущерба для освоения образовательной программы, в том числе в рамках организации летней практики в школьных бригадах.
Вопросы организации труда обучающихся отнесены настоящими Методическими рекомендациями к компетенции Совета школы и общешкольной конференции, которые принимают соответствующие решения на основе добровольного участия обучающихся, с учетом мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Совет школы и общешкольная конференция вправе принять решение об организации трудовой практики в период летних каникул обучающихся. Реализация трудовой практики может осуществляться в пределах части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования).
Организация труда с привлечением обучающихся
В случае принятия Советом школы и общешкольной конференцией решения об организации учебной трудовой практики в период летних каникул обучающихся Совет школы разрабатывает и принимает соответствующий локальный нормативный акт, регулирующий вопросы организации трудовой практики. Сроки и порядок прохождения трудовой практики определяются распорядительным актом директора образовательной организации по согласованию с Советом школы.
Обучающиеся ОУ привлекаются к общественно-полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 мин в учебную неделю в 1-2 класса;
30 мин в учебную неделю в 3-4 классах;
45 мин в учебную неделю в 5-9 классах;
1 ч 30 мин в учебную неделю в 10-11 классах.
Общественно-полезный труд проводится в дни недели, в учебном расписании которых отсутствуют уроки технологии.
Санитарно – гигиенические требования, связанные с привлечением обучающися кобщественно-полезному труду:
Во время общественно-полезного труда обучающимся выдаются СИЗ (халат, перчатки, или рукавицы);
Весь используемый инвентарь должен быть приспособлен к возрасту и полу детей, в том числе ведра, с обязательной маркировкой;
Мытье полов разрешается обучающими теплой водой при обязательном использовании швабры;
Сбор вторичного сырья разрешается обучающимся: 4-7 классов только в своих квартирах; 8-11 классов – в магазинах, на предприятиях (кроме медицинских);
В рамках общественно-полезного труда выполняются работы по:
Уборка своего рабочего места, классной доски, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – с 1 по 2 класс;
Ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3 класса;
Уборка территории, посадка деревьев – с 5 класса;
Дежурство в обеденном зале – с 7 класса;
Влажная уборка учебного помещения, спален (в организациях интернатного типа) – с 5 класса;
Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, семян; выращивание рассады цветов, посадка цветов – с 1 по 4 класс;
Сбор и изготовление коллекций местного природного материала, гербариев обучающимися – с 3 по 11 класс;
Благоустройство территории – с 5 по 11 класс;
Изготовление изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов – с 5 по 11 класс;
Ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря – с 8 по 11 класс;
Сбор вторичного сырья – бумаги – 4 класс;
Сбор вторичного сырья – металлолома – с 5 по 11 класс.
Предельные нормы подъема и перемещения грузов (в кг) подростками во время кратковременной и длительной работе
Возраст | Кратковременная работа | Длительная работа | ||
юноши | девушки | юноши | девушки | |
14 лет | 5 | 2,5 | - | |
15 лет | 12 | 6 | 8,4 | 4,2 |
16 лет | 14 | 7 | 11,2 | 5,6 |
17 лет | 16 | 8 | 12,6 | 6,3 |
Предельные нормы суммарного веса груза для подростков в расчете на 1 час рабочего времени:
Возраст | Суммарный вес груза (в кг), который поднимают (перемещают) при использовании в работе | |||
С уровня рабочей поверхности | С пола | |||
юноши | девушки | юноши | девушки | |
14 лет | 10 | 5 | 7 | 3,5 |
15 лет | 48 | 12 | 24 | 6 |
16 лет | 160 | 40 | 80 | 20 |
17 лет | 270 | 72 | 130 | 32 |
Не допускается привлекать обучающихся к работе с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к работам, создающим угрозу заражения инфекционными болезнями и опасными для жизни (уборка санитарных узлов и мест общего пользования, уборка и вывоз отбросов и нечистот, мытье окон и светильников, уборке снега с крыш и проезжей части дорог и другие аналогичные работы).
Для проведения сельскохозяйственных работ сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся . Допустимая продолжительность работ для обучающихся: 12-13 лет составляет 2 часа; для подростков 14 лет и старше – 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха.
Администрация школы организует труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывает виды работ, условия труда и несет личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся;
Обучающие допускаются к участию в труде после предварительного медицинского осмотра и заключении врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале;
При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются в установленном порядке.
Охрана труда при привлечении обучающихся к общественно-полезному труду
Запрещается привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков;
Контроль за обеспечением безопасных условий общественно-полезного труда обучающихся осуществляет комиссия по охране труда.
Согласие родителей (законных представителей)на привлечение к общественно-полезному труду оформляется в виде заявления на имя руководителя образовательного учреждения о согласии на привлечение несовершеннолетнего обучающегося к общественно-полезному труду.
В образовательном учреждении запрещается привлекать обучающихся без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой, и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей);
Отказ обучающего или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося;
За отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к обучающемуся не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, а также меры педагогического воздействия
Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду
Отсутствие отказа обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформленного в соответствии с Методическими рекомендациями, подтверждает согласие обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося к привлечению обучающегося к труду, не предусмотренному программой.
Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду
Профессиональная ориентация обучающихся проводится по направлениям:
Интерес к различным видам профессиональной деятельности;
Общая ориентация в мире профессий;
Предпрофильная подготовка, основная школа (11-15 лет, 5-9-е классы).
Профессиональная ориентация обучающихся
справочно-информационные и групповые консультации (проводят ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи);
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры (проводят ответственные за профориентационную работу , педагоги-психологи, специалисты территориальных отделений Фонда социального страхования на случай безработицы ЛНР);
Уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия (проводят ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники);
Просмотр и обсуждение фильмов, чтение книг о людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами (проводят ответственные за профориентационную работу, классные руководители, библиотекари);
Формы профориентационной работы:
экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, организация профессиональных проб (организовывают ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора школ, руководители предприятий, учреждений профобразования, родители (законные представители);
Активизирующие методы профориентации – игры, психологические тренинги, конкурсы (проводят ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи специалисты территориальных отделений Фонда социального страхования на случай безработицы ЛНР);
Формы профориентационной работы:
проектная и исследовательская деятельность (проводят ответственные за профориентационную работу, учителя-предметники);
Участие в школьных и городских и/или районных, республиканских профориентационных мероприятиях (проводят ответственные за профориентационную работу, специалисты территориальных отделений Фонда социального страхования на случай безработицы ЛНР).
Формы профориентационной работы:
Эффективность предлагаемых по результативности трудового воспитания можно оценить с помощью ежегодного анализа статистических данных (количественный анализ), опросов и интервью (качественный анализ) по следующим основным показателям в городах и/или районах:
Снижение фактора значимости престижа при выборе профессии, благодаря чему выбор профессии молодыми людьми будет более осознанный;
Формирование реалистичного уровня притязаний молодежи в отношении профессионального будущего;
Расширение представлений молодых людей о возможностях профессиональной самореализации;
Сформированная трудовая мотивация (15-17 лет, 9-11 классы)
Повышение трудовой мотивации молодежи;
Преодоление дисбаланса спроса и предложения на рынке труда;
Уменьшение случаев саморазрушительного поведения, вызванного трудностями профессиональной самореализации, и числа правонарушений, совершенных подростками;
Повышение числа выпускников организаций профессионального образования, работающих по полученной специальности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.