Методические рекомендации по составлению контекстных задач и их использованию на уроках русского языка
Контекстная задача на уроках русского языка – это один из способов пробуждения у школьников познавательного «аппетита», они ненавязчиво подводят учеников к теме урока, интересны детям, помимо формирования познавательного интереса выполняют ещё одну немаловажную задачу – позволяют продемонстрировать ученикам связь изучаемого предмета с жизнью, наполняют учебную деятельность практической значимостью.
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся; требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Каждая контекстная задача - это плод творчества учителя. Как придумать подобную задачу для своего урока? Суть его заключается в том, что учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт
Важно иметь в виду, что создаваемая учителем проблемная ситуация должна «вырастать» из противоречий и проблем реальной жизни ребенка, его личного опыта, которые составляют контекст учения.
Как учителю на уроке сконструировать контекстную задачу. Остановимся только на самых важных моментах.
Как было уже сказано, в контекстной задаче встречаются личный (ученика) и общественный интересы, требования стандарта и потребности познающего субъекта.
При составлении контекстной задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предложить ситуацию, которая может произойти, а также желательно учитывать актуальные проблемы современности (например, экология), интересные факты и события, индивидуальные интересы учащихся.
Для таких задач допустимы нестандартная формулировка и структура.
Важными отличительными особенностями контекстных задач являются:
- значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания (из разных разделов основного предмета - математики, из другого предмета или из жизни) на которые нет явного указания в тексте задачи;
- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов;
- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
- по структуре эти задачи – нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия;
- наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Существуют разные способы создания таких задач. Этот алгоритм мне предложили на кусах повышения квалификации. Делюсь им.
1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.
2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
4. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.
5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.
7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:
– во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;
– во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.
Копилка контекстных задач собирается по крупицам. Что может помочь при составлении контекстных задач? Языковые игры, занимательные задания, уроки радионяни, или какой-то другой материал, но результат, как правило, радует и учителя, и ученика.
Такие задачи можно составлять по любому предмету, то есть этот опыт ценен не только для учителей русского языка.
Во примеры таких задач:
Класс: 7
Тема: Знаки препинания при причастном обороте
Урок комплексного применения новых знаний
Известно:
Причастный оборот – синтаксическая конструкция, представляющая собой причастие с зависимыми словами.
Причастия могут иметь при себе группу слов, в целом обозначающих один признак предмета по действию. Такую группу слов называют причастным оборотом и выделяют интонационно при произношении и запятыми на письме.
Новое:
В русском языке использование знаков препинания при причастном обороте зависит от его позиции по отношению к определяемому слову в предложении.
Личная значимость: Зачем нужны знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и выделения смысловых частей, а также указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении.
Ситуация:
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чащу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребует всего оставленного отцом золота. Как быть? Не нарушать же завет отца? Исполнение воли отца привело сыновей к спору.
Задача: Чем был вызван спор сыновей? Что поможет выполнить волю отца? Найдите такое решение, чтобы наследники не разорились.
Класс: 7
Тема. Правописание не с причастиями
Урок комплексного применения новых знаний
Известно: Причастия – особая форма глагола, выражающая значение признака по действию. Поскольку причастия имеют грамматические признаки глаголов и прилагательных, то при их написании допускается немало ошибок.
Новое: В русском языке выделяют слитное и раздельное написание не с причастиями. Особенности употребления частицы не определяются формой причастия и наличием у него зависимых слов.
Личная значимость: Осознание того, что при выборе некоторых профессий нужно учитывать и свой уровень грамотности. Желание получить профессию, требующую грамотность.
Ситуация: После уроков Ксюшу пригласила к себе в гости одноклассница. В квартире у Кати на самом видном месте лежал листок бумаги, на нем было написано: «Мама! Я торопилась, собиралась в школу, поэтому кровать не застеленная, посуда еще невымытая, пыль невытерта. Приду из школы, все будет сделано. Катя». Ксюша прочла эту записку и возмутилась: «Катя, тебе нельзя идти в журналисты!» Катя обиделась и не хочет даже разговаривать с Ксюшей.
Задача: А вы, ребята, поняли, что именно возмутило Ксюшу? Объясните Кате, в чём причина такого поведения Ксюши и что обижаться не надо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.