МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Оценка 4.9
docx
23.08.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
8.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

Главное в  социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

·         Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.

·         Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.

·         Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.

·         Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.

·         Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

·         Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.

·         Предметно-практическая деятельность.

·         Самообслуживающий труд.

·         Использование бытовых устройств.

·         Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.

·         Художественно-прикладной труд.

·         Творческая деятельность.

·         Спорт

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

 Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависимость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

Разработать специальные программы социальной адаптации. Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.

Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.

Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.

Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.

Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.

Обеспечить педагогическое сопровождение

Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

 Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

1. Естественно-культурные:

Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.

 Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.

Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

 2. Социально-культурные:

Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.

Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.

Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях.

Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения, оно составляется в первом классе и передается классному руководителю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификации) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

Заложить фундамент морально-нравственных качеств.

Воспитать толерантное отношение к социуму.

Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры. Сформировать адекватную жизненную позицию.

Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

4.Социально-психологические.

Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.

Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентоспособность.

Сформировать самосознание, самоопределение, само актуализацию и самоутверждение личности.

Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.

Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью. Таким образом, получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

Использованная литература:

 

1.    Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит, 2012. – 368с.

2.    Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012. – 400с.

 

3.    Дегтярева B.B. Стратегии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза // Философия образования. - 2007. - № 3. - С. 318- 322.

4.    Потапова О.Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект): автореф. дис. канд. социол. наук. – Саратов, 2007 – 168с.

5.    Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб. метод. пособие. – М., 1996. – 146с.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентоспособность

Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентоспособность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020