МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Главное в социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
· Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
· Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
· Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
· Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
· Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:
· Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
· Предметно-практическая деятельность.
· Самообслуживающий труд.
· Использование бытовых устройств.
· Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
· Художественно-прикладной труд.
· Творческая деятельность.
· Спорт
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависимость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
Разработать специальные программы социальной адаптации. Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
Обеспечить педагогическое сопровождение
Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
1. Естественно-культурные:
Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
2. Социально-культурные:
Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях.
Помочь освоить базовый уровень
теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя
педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям
с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам
самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка
в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия
планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет
собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении
всего времени обучения, оно составляется в первом классе и передается
классному руководителю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает
разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования»,
«Мое творчество» (или их модификации) и оценочные листы. Дети
оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного
руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
Воспитать толерантное отношение к социуму.
Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры. Сформировать адекватную жизненную позицию.
Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
4.Социально-психологические.
Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентоспособность.
Сформировать самосознание, самоопределение, само актуализацию и самоутверждение личности.
Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью. Таким образом, получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Использованная литература:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит, 2012. – 368с.
2. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012. – 400с.
3. Дегтярева B.B. Стратегии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза // Философия образования. - 2007. - № 3. - С. 318- 322.
4. Потапова О.Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект): автореф. дис. канд. социол. наук. – Саратов, 2007 – 168с.
5. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб. метод. пособие. – М., 1996. – 146с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.