Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии протокол № __ от «___»__________2018 г. Председатель: __________ Т.М.Смирнова |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ___________ И.В. Самойлова «____»______________2018 г.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЛИТЕРАТУРА
Профессия:
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Код и уровень квалификации по профессия м ОК О16 94
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин код 16199 – 3-4 разряд
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения - 2 года 10 мес.
Исходный уровень образования - основное общее образование
Любим
2018.г.
Методические рекомендации определяют сущность практической работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; требования по видам практической работы.
Составитель: Смирнова Ксения Владимировна
Пояснительная записка
Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.
Переход на компетентностную модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов. Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активнодействующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им соответствующих компетенций. Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций, самостоятельного труда специалиста и квалифицированного рабочего, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначены для преподавательского состава, обеспечивающего организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов в рамках реализации программ среднего профессионального образования.
1. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:
1. Осознание полезности выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
2. Творческая направленность деятельности студентов. Участие в научно-исследовательской, проектной работе для ряда студентов является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.
3. Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, которые предоставляют возможность осуществить переход от одностороннихчастных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.
4. Участие в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам.
5. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки студентов по дисциплине.
Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить студентов с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы.
Внеаудиторные самостоятельные работы представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. [11].
При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на развитие способностей студентов к исследовательской деятельности.
При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.
Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля).
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности студентов.
Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает:
- соотнесение содержания контроля с целями обучения;
- объективность контроля;
-валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
- дифференциацию контрольно-оценочных средств.
Формы контроля самостоятельной работы
1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Проведение письменного опроса.
5. Проведение устного опроса.
6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
7. Организация и проведение собеседования с группой.
8. Проведение семинаров.
9. Защита отчетов о проделанной работе.
10. Организация творческих конкурсов.
11. Организация конференций.
12. Проведение олимпиад.
Критерии оценки результатов практической работы
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированностиобщеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Инструктаж к заданиям
Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.
Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.
Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.
В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное.
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Методические рекомендации к организации практической работы.
Изучение биографии писателя.
Услышать голос писателя, понять своеобразие его личности, особенности характера, объяснить его взгляды поможет изучение биографии.
Одна из задач изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искусства воплотились в его художественные произведения. Об этом может рассказать преподаватель. Однако в старших классахизучение биографии носит более самостоятельный характер. Студенты по желанию готовят доклады (сообщения) о жизни и творчестве писателя (поэта).
Как подготовить доклад (сообщение).
Получив тему доклада (сообщения), вы должны:
Вникнуть в формулировку, осмыслить тему, определить границы будущего высказывания, его основную мысль.
Подобрать и изучить литературу по теме. Наиболее, важные фрагменты текста конспектировать, сделать выписки, цитаты, можно на отдельных карточках, чтобы во время выступления пользоваться ими.
Составьте рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей.
Систематизируйте собранный материал в соответствии с планом, окончательно подберите соответствующие доказательства, факты, цифры.
Запишите текст доклада полностью или конспективно; начало, основные тезисы, главные части, переходы - "мостики " между мыслями, концовку.
Написать хороший доклад и хорошо "прочитать", не одно и то же. При чтении доклада необходимо использовать все богатства русской речи, интеллектуальность, интонация, строгость, лаконичность мысли, убежденность, доступность и эмоциональность.
Не усложняйте речь обилием сложных предложений /с причастными и деепричастными оборотами/, обилием научной терминологии. Постоянно обогащайте активный словарь, боритесь с речевыми штампами.
Не читайте постоянно текст перед слушателями, иногда своими словами разъясняйте то или иное понятие, явление. Услышав естественную живую речь, у аудитории степень внимания сразу поднимается.
В руках можно иметь и использовать конспект доклада или тезисы, где есть направления главных вопросов, отдельные формулировки, даты, имена, цитаты, /мысли продуманы, факты проверены/ логика изложения определена.
Как читать книги с пользой для себя.
Великий немецкий поэт И.В. Гёте считал, что по-настоящему научиться читать не так просто: «Я сам на это употребил 80 лет и всё ещё не могу сказать, что вполне достиг цели».
Любой человек может развить в себе способности к чтению, для этого нужно усвоить некоторые правила.
1. Знакомство с книгой начинается с титульного листа, где помещены основные сведения, характеризующие книгу (автор, заглавие, подзаголовок), выходные данные (место публикации, издательство, год издания).
Тексту произведения часто предшествует эпиграф, раскрывающий идею произведения. Предисловие книги знакомит читателя с личностью автора, историей создания книги, вводит читателя в мир произведения. Важная часть книги — оглавление или содержание, которое помещается в конце и помогает понять структуру издания.
2. Справочный аппарат книги включает в себя аннотацию издательства, вступительную статью и послесловие, примечания (комментарии), алфавитный указатель произведений, упоминаемых лиц, перечень иллюстраций, даты жизни писателя, словарь специальных терминов и т.д. Чтобы чтение было полноценным, необходимо представлять описываемые события, т.е. знать об исторических лицах, которые действуют в произведении; быть знакомым с реалиями быта; уметь толковать устаревшие слова. Помощь в подготовке к чтению могут оказать справочные издания (словари, энциклопедии).
3. Процесс чтения — основное действие при работе с книгой. Вдумчивое чтение нацелено на понимание главной идеи произведения, постижение позиции автора, логики доказательств и рассуждений; чтение художественных произведений невозможно без сопереживания их героям, получения эстетического наслаждения.
Чтение должно быть не только вдумчивым, но и творческим, когда читатель критически оценивает мысль автора (одни идеи принимает, другие — отвергает, о третьих — задумывается). Творческое чтение предполагает не только оценку действий героев, но и стремление понять мотивы их действий. При первичном чтении книги весь текст следует читать подряд — от начала до конца. При повторном чтении знакомые части произведения можно пропускать, так как выборочное чтение помогает лучше понять, осмыслить прочитанное.
3. Важно правильно организоватьработу с текстом при чтении. Существует несколько приёмов организации такой работы:
1) ведение записей при чтении позволяет лучше запомнить и осмыслить прочитанное. Возможные виды записей — план, тезисы, конспект:
а) в плане перечисляется последовательность изложения материала в книге;
б) в тезисах перечисляются и формулируются основные идеи;
в) конспект в сокращённом виде освещает всё содержание произведения;
2) можно выписывать цитаты, делать пометки на полях конспекта и т.д. Полезно, разделив страницу на две части, в одной — записывать цитаты, в другой — свои впечатления о них;
3) ещё один вид вдумчивого чтения — чтение с пометами. При чтении необходимо отмечать всё, что привлекло внимание, особыми значками, например, «галочка» — известный факт, «плюс» — новый факт, «восклицательный знак» — интересный факт и т.д. Каждый читатель разрабатывает свою систему помет;
4) важную роль играет оформление записей: на страницах следует оставлять поля не менее 3 - 4 см для заметок и дополнительных сведений; в целях экономии времени можно применять сокращения. Есть общепринятые сокращения (т.е. — то есть; см. — смотри; и т.д. — и так далее; и др. — и другие) и индивидуальные (например, сокращения часто встречающихся в тексте имён, часто употребляемых слов). Индивидуальные сокращения в сочинениях не допускаются.
Как определить тему, идею, проблематику художественного произведения.
Литературное произведение создается автором как разговор с самим собой и читателем на определенную тему посредством языка литературных образов.
В литературоведении принято следующее определение темы:
ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.
Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.
Итак,
ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или
предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных
решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов
называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.
Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.
Тема и проблема - явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века "Слово о полку Игореве" волновала тема княжеских усобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства? XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил, взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.
XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами:
· в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с "большими" людьми;
· важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;
· тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;
· неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?
· трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя?
· Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.
Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме, тем более если формулировка проблем является задачей вашего сочинения или другой работы по литературе.
Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос - новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему.
Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения.
Итак,
ИДЕЯ (греч.Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль
художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных
им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке,
воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
художественного произведения.
Таким образом, схему смысловых отношений между темой, проблемой и идеей можно представить так:
Когда вы занимаетесь истолкованием литературного произведения, ищете в нем скрытые (говоря научным языком, имплицитные) смыслы, анализируете явно и исподволь высказанные автором мысли, вы как раз и изучаете идейное содержание произведения.
В
хорошем тексте все предложения стоят там, где им положено, и работают на одну
цель: выразить тему и идею (главную мысль).
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Определить тему текста обычно
несложно. Нужно просто ответить на вопрос "о чем данный текст?".
Потренируемся?
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр...
Н. А. Некрасов.
Какова тема данного отрывка? О чем он? Тут даже думать нечего – об осени. А
вот еще:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С. Пушкин.
Какова тема данного отрывка? Неужели тоже осень? Но позвольте, здесь какая-то
другая осень показана, вовсе не "славная", а даже можно сказать
"скучная пора"?
Да, именно так. Тем на самом деле не так уж много. Количество тем все же
ограниченно. Но вот отношение к тому, о чем говорится, ограничено только
количеством человек. И даже на такую простую тему, как осень, нашлось два
разных мнения. Что уж говорить о темах более сложных, спорных! О любви,
например, или о дружбе. Тут уж каждый придет со своим мнением и захочет, чтобы
его послушали.
То, как автор понимает тему, и есть идея, или главная мысль текста.
Обычно идея выражается прямо, в одном из предложений текста. А иногда ее
необходимо сформулировать самому.
Как провести анализ произведения (эпизода произведения).
«Правильное» чтение художественного произведения предполагает обязательное понимание его идейно-философского содержания, т.е. тем, проблем и идей, которые автор заключил в своём творении. Важно усвоить, что в художественном тексте нет ничего случайного: все герои, события, повороты сюжета, лирические отступления и другие изобразительные средства взаимосвязаны и служат воплощению авторской идеи.
Для постижения идейно-философского содержания эпического, лирического или драматического произведения необходимо освоить приёмыанализа текста в целом или его эпизода.
Чтобы было легче провести анализ эпизода крупного произведения или текста стихотворения, рассказа, предлагаем следующие алгоритмы действий, оформленные в виде планов.
Примерный план анализа эпизода эпического произведения.
1. Место и роль эпизода в композиции произведения.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами.
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
- через обстоятельства,
- конфликт,
- описания,
- монолог,
- диалог,
- поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
7. Ключевые слова.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
10. Средства создания подтекста.
11. Образ автора, авторская позиция.
Примерный план анализа рассказа.
1. Время создания рассказа. История его создания.
2. Особенности жанра, как они проявляются (новелла, очерк, детективная история, пародия, притча, эссе, сжатая повесть, исторический анекдот, путевые заметки, дневниковые записи, письмо и т.д.)
3. Основная тема рассказа. Смысл названия.
4. Как в сюжете раскрываются основные идеи рассказа?
5. Как особенности композиции помогают раскрыть замысел автора? В том числе:
- каково значение портретных и пейзажных зарисовок (если есть) для понимания смысла рассказа;
- каково значение речи героев (монологов, диалогов, внутренней и несобственно-прямой речи) для понимания их характеров, взаимоотношений;
- как проявляется позиция автора в рассказе; как соотносятся автор и рассказчик?
6. Какие стилистические особенности произведения (эпитеты, метафоры, гиперболы, гротеск, ирония, сравнение, антитеза и т.д.) способствуют реализации авторского замысла?
7. Как тема, идеи данного рассказа соотносятся с другими произведениями того же автора и других писателей и поэтов (продолжают, развивают тему, ставят новую проблему, противостоят чему-либо и т.д.)?
Примерный план анализаэпизода драматического произведения.
1. Если границы эпизода определены структурой драмы (явление отделено от других компонентов), дать название эпизоду.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. Какое место оно занимает в ходе развития действия (экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения)?
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящиеся в центре внимания автора, персонажей.
6. Выяснить и охарактеризовать тему и противоречие, лежащие в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
- речь участников диалога;
- авторские ремарки;
- особенности поведения персонажей, мотивировка поступков (авторская или читательская);
- расстановка сил, группировка или перегруппировка героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозицию, завязку, кульминацию, развязку).
9. Охарактеризовать авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
10. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
11. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.
Примерный план анализалирического (поэтического) произведения.
1. Произведение в контексте творчества поэта:
- история создания;
- период творчества, к которому относится произведение;
-биографический контекст: обстоятельства жизни поэта, послужившие основой для создания произведения;
- лицо, которому посвящено произведение (если известно);
- место произведения, занимаемое в творчестве поэта.
2. К какому направлению относятся творчество поэта и стихотворение (романтизму, сюрреализму, символизму, акмеизму, сентиментализму, авангардизму, футуризму, модернизму и т.д.)?
3. К какому типу лирики относится стихотворение:
- пейзажной,
- общественно-политической,
- любовной/интимной,
- философской?
4. Лирический сюжет произведения:
- тема и идея;
- развитие лирического сюжета (движение мысли или чувства лирического героя);
- конфликт.
5. Характеристика лирического героя и системы художественных образов в её отношении к лирическому герою.
6. Жанровое своеобразие произведения (к какому жанру лирики относится, какие жанровые признаки имеет, в чём, возможно, состоит жанровое новаторство этого произведения).
7. Художественные средства:
а) композиция: размер, рифма, ритм:
размер:
- _ _` / _ _` /_ _` / _ _` / 4-стопный ямб (ударение на каждом втором слоге);
- `_ _ / `_ _ / `_ _ / 3-стопный хорей;
- `_ _ _ дактиль;
- _ `_ _ амфибрахий;
- _ _ _` анапест.
рифма:
- аабб — парная;
- абаб — перекрёстная;
- абба — кольцевая;
б) тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- эпитет — художественное определение;
- сравнение;
- аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- ирония — скрытая насмешка;
- гипербола — художественное преувеличение;
- литота — художественное преуменьшение;
- олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» отсутствуют;
- паралеллизм;
в) стилистические фигуры:
- повтор/рефрен;
- риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза/противопоставление;
- градация (например: светлый — бледный — едва заметный);
- инверсия — необычный порядок слов в предложении с нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам;
г) поэтическая фонетика:
- аллитерация — повторение одинаковых согласных;
- ассонанс — повторение гласных;
- анафора – единоначатие: повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора — противоположна анафоре: повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф;
д) синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
8. Высказывания об этом стихотворении критиков, мнения литературоведов.
9. Личное восприятие произведения, истолкование, ассоциации и раздумья.
При характеристике героя литературного произведения
Вам поможет план:
1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
3. Наличие прототипов и автобиографических черт.
4. Анализ имени.
5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
6. Речевая характеристика.
7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
13. Оценка литературного персонажа его современниками.
14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.
Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. |
Как готовиться к написанию сочинения.
В ходе обучения студенты часто пишут сочинения, посвящённые анализу одного или нескольких произведений (лирических, эпических, драматических), эпизодов из этих произведений.
Сочинение — самый эффективный вид проверки усвоения учебного материала. В процессе создания собственного текста пишущий анализирует произведение, даёт оценку изображаемым событиям, героям, высказывает своё согласие или несогласие с авторской позицией. Однако при оценке авторской позиции не следует рассчитывать только на свою интуицию. В первую очередь важно вдумчивопрочитать произведение, соответствующие разделы в учебнике, критическую литературу, тогда собственное мнение пишущего будет мотивированным.
Когда художественное произведение вдумчиво прочитано, необходимо ознакомиться с мнениями критиков, прочитать соответствующий материал в учебнике. Однако сочинение пишется не обо всём произведении, а касается какой-то конкретной проблемы, рассматривает тот или иной персонаж, систему персонажей и т.д. Из того, как формулируется тема сочинения, вытекает и способ её доказательства.
Важно уметь видеть сходства и различия в темах по одному произведению или близких по содержанию, выделять круг вопросов, которые следует осветить в каждой из них.
Все нюансы темы следует учесть при подготовке к написанию работы и начать разрабатывать план сочинения. Хорошо продуманный автором план помогает добиться чёткой логики и ясности композиции работы.
План сочинения. Чтобыплан был построен правильно, автору работы необходимо прежде всего глубоко осмыслить тему. План способствует созданию цельного текста сочинения, избавленного от таких недостатков, как неполнота раскрытия темы, отклонение от неё, отсутствие логичности в рассуждениях, недостаточность аргументации и т.д.
Первые наброски плана (основные пункты, которые определяют объём и содержание сочинения) делаются в процессе анализа темы сочинения и обрабатываются после окончательного оформления идеи будущей работы.
Формулироваться пункты плана должны стилистически однотипно. Чаще всего в планах используются назывные предложения (например, «Особенности поэзии периода Великой Отечественной войны» и т.п.), но возможны и другие синтаксические конструкции («За что я люблю Наташу Ростову?». План может быть и цитатным (частично или полностью).
По структуре различают два вида плана: простой (без подпунктов) — предусматривает перечень лишь основных разделов; сложный (с подпунктами) — наличие разделов, каждый из которых включает несколько подразделов. Сложный план состоит из трёх частей, которые обозначаются римскими цифрами. Подразделы могут быть выделены арабскими цифрами, цифрами со скобкой, буквами со скобкой. Сложный план позволяет проследить ход мыслей автора и помогает в ходе работы над сочинением последовательно излагать свои рассуждения.
Эпиграф. Сочинению может быть предпослан эпиграф: выбранный автором отрывок из какого-либо художественного произведения, публицистической или критической статьи, пословица, поговорка, афоризм, которые подчёркивают главную мысль сочинения. После эпиграфа следует указать автора цитаты и произведение, из которого приведены данные строки.
Структура сочинения. Как и в любом тексте, в сочинении выделяют три композиционные части (вступление, главную часть, заключение). Вступление и заключение должны быть соразмерными друг другу — занимать значительно меньше объёма, чем основная часть.
Во вступленииочерчивается круг проблем, о которых пойдёт речь в главной части. Вступление должно вызвать у читателя интерес к предмету рассуждения. Здесь автор поясняет свою трактовку названия темы (например, тема «Базаров-нигилист» предполагает объяснение смысла слова «нигилист») или акцентирует внимание на том аспекте темы, который будет рассматривать.
В главной части сочинения важно последовательно раскрыть тему. Характеризуя героя (или произведение), необходимо показать общепринятые точки зрения на этот персонаж. Если у пишущего сочинение есть своё мнение, то его следует мотивировать, доказывать. Полемизируя с литературоведами, не следует уходить от текста и ограничиваться общими фразами — нужно представить собственную систему доказательств своей точки зрения на проблему.
Наиболее важные мысли подтверждаются цитатами, которые помогают раскрыть идейное содержание произведения, придают сочинению эмоционально-красочный характер. Однако важно помнить, что цитирование не самоцель. Нельзя обойтись без цитат вообще, особенно когда речь идёт об анализе художественного текста, но не следует и перегружать сочинение цитатами. Важно правильно оформить цитату, соблюдая правила орфографии. Большую цитату лучше представить в виде косвенной речи, помня, что любое её искажение приведёт к фактическим ошибкам.
В заключительной части сочинения подводят итоги работы над темой, выдвигают обобщающий тезис главной части, делают выводы; пишущий подчёркивает общественную роль произведения, формулирует своё отношение к нему. Выводы должны перекликаться с проблемами, о которых говорилось во вступлении. В заключение можно поместить отзывы о писателе (произведении) выдающихся мастеров литературы и искусства, известных общественных деятелей и т.п.
Делая выводы, можно упомянуть о роли писателя, поэта, произведения в дальнейшем развитии литературы. Например, тему «Гражданственность поэзии Н.А. Некрасова» можно завершить рассуждением о новом подходе к теме «маленького человека».
Во вступлении и заключении не должно быть информации (пусть и очень ценной), не имеющей непосредственного отношения к теме сочинения. Нельзя начинать каждое сочинение с изложения биографии писателя! В тексте следует избегать штампов.
Завершающий этап работы над сочинением — проверка и совершенствование написанного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Галимова, Е.В. Системно-критический анализ – средство повышения эффективности самостоятельной работы [Текст] / Е.В. Галимова, М.Н. Третьякова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. –С. 17-18.
2. Гареев, Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы [Текст] / Р.А. Гареев // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 5. –С. 9-14.
3. Георге, И.В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 3. – С. 49-51.
4. Горбунова, Л.Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО [Текст] / Л.Н. Горбунова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 8. – С. 149-152.
5. Колобков, В.Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов[Текст] / В.Ф. Колобков // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 2. –С. 45-46.
6. Курманова, Э.А. Управление самостоятельной работой студентов на аудиторных занятиях [Текст] / Э.А. Курманова // Среднее профессиональное образование. – 2007. -№ 6. –С. 63-64.
7. Медянкина, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Медянкина // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 10. –С. 6-7.
8. Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Сост. В.И. Медведева. - Смоленск: СПЭК, 2010. - 34 с.
9. Муслимова, А.Ф. Формирование профессионально важных качеств в процессе самостоятельной деятельности [Текст] /А.Ф. Муслимова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. –С. 110-116.
10.Саенко, О.Е. Организация самостоятельной работы студентов // Саенко О.Е. Теория и практика воспитательной работы в школе / О.Е.Саенко, О.Н. Айдунова. – М.: Дашков и К, 2007. – С. 201-205.
11. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001.
12. Тришина, Е.С. Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст] / Е.С. Тришина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 9.- С. 14-19.
13. Трущенко, Е.Н. Основные направления организации самостоятельной работы [Текст] / Е.Н. Трущенко // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. – С.26-27.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.