Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
Оценка 4.7

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ

Оценка 4.7
docx
05.04.2020
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
Методичекие рекомендации по выпонению самостоятельных работ.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЕФТЕКАМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА

для специальности ППКРС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтекамск, 2019

 

 


РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом Нефтекамского многопрофильного колледжа

Протокол №_____

от «___» ____________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛОСОВАНО

_________________________

«___» ______________20___г.

 

ОДОБРЕНО

на заседании цикловой комиссии естественно-научных дисциплин

Протокол № ___от «__»____20__г.

Председатель ЦК:______/_______

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии естественно-научных дисциплин

Протокол № ___от «__»____20__г.

Председатель ЦК:______/_______

 

 

 

Автор: Тимиршина А.М.

 

 

     Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования ( код и название специальности) и на основании Положения об организации самостоятелной работы в колледже и методических рекомендаций об организации самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС, утвержденных методическим советом Нефтекамского многопрофильного колледжа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

1.     Пояснительная записка                                                             3

2.     Темы самостоятельных работ                                                  6

3.     Самостоятельная работа №1                                                    8

4.     Самостоятельная работа №2                                                    11

5.     Самостоятельная работа №3                                                    13

6.     Самостоятельная работа №4                                                    17

7.     Заключение                                                                                21                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Математика» предназначены для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Математика».

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности  и направлены на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 

В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплины «Математика» обучающиеся должны:

- уметь:

 - выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;

- находить значения корня степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;

- выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;

- находить производные элементарных функции;

- использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;

- применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;

- вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла.

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

• анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

• изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

• строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

• решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

• использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

• проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

- знать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

·         значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

·         уровень освоения  учебного материала;

·         уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

·         уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

·         обоснованность и четкость изложения материала;

·         оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

·         уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

·         уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

·         уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

·         уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.  Перечень  видов самостоятельной работы представлен в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Перечень видов самостоятельной работы

Темы для самостоятельных работ для студентов 1 курса.

Номер

и наименование темы

Наименование (содержание)

самостоятельной работы

Кол-во

часов

Коды формируемых компетенций

Вид работы

1. Развитие понятия о числе. (12ч)  

1. История возникновения чисел. Множества чисел.

 ОК 4. 

Реферат 

 

2.Непрерывные дроби.

2

ОК 4. 

Доклад

3. Правила вычисления степеней.

4

ОК 5

Презентация

4.Преобразование  выражений содержащих радикалы.

4

ОК 2.

Решение примеров

3. Прямые и плоскости в пространстве. (10ч.)

1. Проектирование на плоскости.

3

ОК 8.

Выполнение рисунка

2. Симметрия  фигур.

3

ОК 8.

Выполнение рисунка

3. Изображение угла между прямыми и  плоскостями в пространстве.

4

ОК 8.

Выполнение рисунка

4.Координаты и векторы.(8ч.)

 

1. Векторы на плоскости.

2

ОК 4. 

Сообщение

 

2.Симметрия в природе и на практике.

2

ОК 4. 

Сообщение

 

3.Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве.

4

ОК 4. 

Реферат

5. Основы тригонометрии (16ч.)

1.История тригонометрии.

2

ОК 4. 

Сообщение

2. Сложение гармонических колебаний.

2

ОК 8.

Выполнение рисунка.

3. Преобразование графиков тригонометрических функций.

8

ОК 8.

Выполнение рисунка.

4. Решение тригонометрических неравенств по единичной окружности

4

ОК 2.

Решение примеров.

6. Функции и графики.(4ч.)

 

1.Числовая функция. Понятие непрерывности.

4

ОК 4. 

Реферат

 

 

 

 

Темы для самостоятельных работ для студентов 2 курса

Номер

и наименование темы

Наименование (содержание)

самостоятельной работы

Кол-во

часов

Коды формируемых компетенций

Вид работы

1. Многогранники и круглые тела.

(25ч.)

 

 1. Многогранники.

6

 ОК 5

Презентация

2. Круглые тела.

3

ОК 5

Презентация

3. Правильные и полуправильные многогранники.

2

ОК 4. 

Доклад

4. Моделирование многогранников.

10

ОК 8.

Выполнение макетов

5. Выполнение сечений  куба и параллелепипеда.

4

ОК 5

Презентация

2. Начала математического анализа.(16ч.)

1. Основоположники мат. анализа.

 10

 ОК 5

 Реферат, презентация

2. Понятие дифференциала и его приложения.

2

ОК 4. 

Доклад

3. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.

4

ОК 5

Презентация

3. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей (9ч.)

 

1. Из истории комбинаторики.

2

ОК 4. 

Сообщение

2. Решение практических задач с применением вероятностных методов.

2

ОК 2.

Решение задач

3. Прикладные задачи по теории вероятности и математической статистики.

5

ОК 2.

Решение примеров

4. Уравнения и неравенства.(4ч)

1. Разрешимость алгебраических уравнений.

2

ОК 4. 

Сообщение

Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

2

ОК 4. 

 

5. Математика в профессии.(4ч.)

Математика в моей профессии.

 

4

ОК 1.

Презентации, сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №1

 

Наименование: Выполнение реферата

Цель реферата: привить обучающимся навыки самостоятельного исследования той или иной проблемы современного мирового искусства живописи.  

Коды формируемых компетенций: ОК 5

Исходные требования

 Выбор темы реферата определяется обучающимися самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем рефератов» и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется.  Студенты вправе самостоятельно выбрать любую тему реферата, выходящую за рамки   Перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес для исследования, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения.

 Перечень тем рефератов:

  1. История возникновения чисел. Множества чисел.
  2. Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве.
  3. Числовая функция. Понятие непрерывности.
  4. Основоположники мат. анализа.

Структура реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице 1

Таблица 1 Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

Методические рекомендации по выполнению реферата

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с указанием номера и страницы источника, название которого находится в библиографии.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел обучающийся в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

 

Требования к оформлению реферата

1. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

- размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный

- междустрочный интервал - одинарный

- поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого - 1 см, верхнего – 2 см, нижнего-2 см.

- отформатировано по ширине листа

- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

 - в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы

- нумерация страниц текста -

2. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1) законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2) специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

3) статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

3. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

4. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

5. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Форма контроля: защита реферата 

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. После утверждения темы реферата преподавателем обучающиеся приступают к работе над рефератом, подготовка которого должна быть завершена до начала зачетной недели с учетом возможной доработки замечаний преподавателя.

До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме преподавателя «К защите допущен», его подпись и дата.

Рефераты, темы которых не менее, чем за одну неделю до защиты не утверждены преподавателем, к защите не допускаются. В этом случае преподаватель может выдать тему реферата по своему усмотрению.

Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме.

Реферат оценивается по системе:

оценка «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами;

оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении;

оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы;

оценка «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №2

 

Наименование: Преобразование выражений содержащих радикалы.

 

Цель работы: закрепить знания и навыки решения примеров, применяя основные свойства корней. 

Коды формируемых компетенций: ОК 02.

Основной теоретический материал

 Арифметическим корнем натуральной степени  из неотрицательного числа а называется неотрицательное число, n-ая степень которого равна а.

Арифметический корень n-ой степени из числа а обозначается так: . Число а называется подкоренным выражением. Если n=2, то вместо  пишут . Арифметический корень второй степени называют также квадратным корнем, а корень третьей степени – кубическим корнем. Действие посредством которого отыскивается корень n-ой степени, называется извлечением  корня n-ой степени. Это действие является обратным действию возведения в n-ю степень.

Арифметический корень  n-ой степени обладает следующими свойствами: если  и n,m – натуральные числа, причем , то

Отметим, что в свойстве 1 число b может также быть равным нулю; в свойстве 3 число m может быть целым, если а>0.

 

Примеры решения типовых заданий.

1.              Вычислите:

                 Решение:/

2.              Решите уравнение:

                 Решение: .

.              

.             

3.   Вычислите:

Решение:

4.      Упростите выражение:

Решение: ;

5.      Вынесите множитель из-под знака корня:

Решение:

 

 

Вариант 1

1.      Вычислите:  .

2.   Решите уравнение: .

3.      Вычислите:

a.    а)  ;     б)

4.      Упростите выражение:

 

5.      Вынесите множитель из-под знака корня:

     а)                  б).

 

 

Вариант 2

 

1.      Вычислите:  .

2.   Решите уравнение: .

3.      Вычислите:

          а) ;     б)

4.      Упростите выражение:

 

5.      Вынесите множитель из-под знака корня:

              а)                  б)

 

                                                  Контрольные вопросы

 

1.      Напишите основные свойства корня n-й степени?

Требования к оформлению самостоятельной работы

1. Расчетные задания должны быть выполнены в рабочей тетради №2

 

Форма контроля: сравнение с эталоном

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется, если выполнено 5 заданий;

оценка «хорошо» выставляется, если выполнено 4 задания;

оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено 3 задания;

оценка « неудовлетворительно» выставляется, если выполнено 0-2 задания. 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основные источники:

  1. Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.:Издательский центр «Академия», 2014.
  2. Башмаков М.И. Математика.Задачник: учеб. пособие для образователных учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.:Издательский центр «Академия», 2014.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №3

Наименование: Подготовка устного сообщения

Цель:

Коды формируемых компетенций:  ОК4

Исходные требования

Выбор темы сообщения определяется обучающимся самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем устных сообщений» и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется.  Обучающийся вправе самостоятельно выбрать любую тему выступления, выходящую за рамки   Перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес для слушателей, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения.

 Перечень тем устных выступлений (докладов):

  1. Непрерывные дроби
  2. Векторы на плоскости.
  3. Симметрия в природе и на практике.
  4. История тригонометрии.
  5. Правильные и полуправильные многогранники.
  6. Понятие дифференциала и его приложения.
  7. Из истории комбинаторики.
  8. Разрешимость алгебраических уравнений.
  9. Математика в моей профессии.

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10 - 15% общего времени), основной части (60 -70%) и заключения (20 - 25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

·         фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

·         суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

·         мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видео- фрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

·         Вызывает ли мое выступление интерес?

·         Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

·         Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

·         Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту? 

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также  можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Критерии оценки за устное выступление:

оценку   «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического  материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме;

оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности;

оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения;

оценку «неудовлетворительно» обучающихся получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.  

Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Основные источники: Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2014.
  2. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.
  3. Дополнительные источники: Погорелов А.В, Геометрия 10-11 кл. – М., 2006

Интернет – ресурсы:

 www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).

 www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №4

 

Наименование: Подготовка презентации

Цель:

Коды формируемых компетенций: ОК1

Исходные требования

 Перечень наименований презентаций:

  1. Правила вычисления степеней.
  2. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
  3. Многогранники.
  4. Круглые тела.
  5. Выполнение сечений  куба и параллелепипеда.
  6. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- объем текста на слайде – не больше 7 строк;

- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

- значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации).

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

- удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

- к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

 После подготовки презентации необходима репетиция выступления. 

Критерии оценки презентации представлены в таблице 1

Таблица  1 - Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

 

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется, если выполнены все критерии оценки;

оценка «хорошо» выставляется, если отсутствует один из критериев оценки;

оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнены 3 критерия оценки;

оценка « неудовлетворительно» выставляется, если не выполнены критерии оценки

 

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Основные источники: Башмаков М.И. Математика (базовый уровень). 10—11 кл. – М., 2014.
  2. Башмаков М.И. Математика: 10 кл. Сборник задач: учеб. пособие. – М., 2004.
  3. Дополнительные источники: Погорелов А.В, Геометрия 10-11 кл. – М., 2006

Интернет – ресурсы:

 www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).

 www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данном методическом пособии рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы студентов по предмету «Математика», как форме учебной деятельности.

Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку в условиях роста значимости самостоятельной работы студентов, деятельность преподавателя и студента наполняется новым содержанием. Работа с данным пособием развивает умение извлекать информацию из различных источников, умение анализировать и сравнивать.

Методическое пособие предназначено для использования студентами на аудиторных и внеаудиторных занятиях по математике. Составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО. В методическом пособии дан необходимый теоретический материал и образцы решения задач и упражнений по основным темам курса математики для ППКРС. Образцы решения типичных задач приводятся подробно, с комментариями. Рассмотрено решение задач разного уровня сложности. Для самостоятельного решения даны задачи разного уровня сложности.

Развитие самостоятельной деятельности является одним из важнейших путей формирования компетентной, востребованной на рынке труда личности. Эти качества формируются только при условии систематического включения обучения в самостоятельную деятельность, которая в процессе выполнения приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента –умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Современный студент, будущий специалист, должен не только овладеть определенной суммой знаний, но и научиться самостоятельно приобретать знания, работать с информацией.

В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом

РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются: · уровень освоения учебного материала; · уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; · уровень…

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются: · уровень освоения учебного материала; · уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; · уровень…

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и…

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и…

Таблица 1 - Перечень видов самостоятельной работы

Таблица 1 - Перечень видов самостоятельной работы

Темы для самостоятельных работ для студентов 2 курса

Темы для самостоятельных работ для студентов 2 курса

Самостоятельная работа №1 Наименование:

Самостоятельная работа №1 Наименование:

Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач

Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для…

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для…

Самостоятельная работа №2

Самостоятельная работа №2

Вариант 1 1. Вычислите:

Вариант 1 1. Вычислите:

Самостоятельная работа №3 Наименование:

Самостоятельная работа №3 Наименование:

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели)

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели)

Это повышает Ваши…» - «Это дает

Это повышает Ваши…» - «Это дает

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Самостоятельная работа №4

Самостоятельная работа №4

Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет

Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд,…

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд,…

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Заключение. В данном методическом пособии рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы студентов по предмету «Математика», как форме учебной деятельности

Заключение. В данном методическом пособии рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы студентов по предмету «Математика», как форме учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020