Методические рекомендации
по выполнению творческих проектов
для учащихся
Образовательной области
«Технология»
Выполнил:
Учитель технологии
МАОУ« Лицей №6»
Татуйко Вадим Петрович
Данное пособие представляет собой учебно - методические рекомендации по выполнению творческого проекта учащимися предмета «технология». Творческий проект выполняется в соответствии с программой и учебно–методическим планом предмета технологии.
Цель помощь в ходе выполнения творческого проекта:
-развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания.
-развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.
-обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе проектной деятельности.
-умение преломлять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности.
-создание оптимальных условий для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной, технологической и трудовой деятельности.
Самостоятельный творческий проект учащегося направляется руководителем проекта – учителем.
К выполнению и защите творческого проекта допускаются все желающие учащиеся.
Творческий проект должен иметь:
1.научно – исследовательский характер;
2.глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы.
3.Связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний;
ПРОЕКТ – самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а в теоретической является пояснительная записка.
Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контроля и самоконтроля за выполнением работы в течении отведенного времени над творческим проектом.
Классификация проектов
№ |
Признаки |
Виды проектов |
1. |
Уровень творчества |
исполнительский (репродуктивный) конструктивный творческий
|
2. |
Содержание |
монопредметные межпредметные надпредметные (вне школьной программы)
|
3. |
Назначение |
учебные личные (семейные) общественные производственные
|
4. |
База выполнения |
школьные внешкольные (учреждения дополнительного образования, семья, производство) комплексные
|
5. |
Количественный состав исполнителей |
индивидуальные групповые коллективные
|
6. |
Возрастной состав исполнителей |
одновозрастной разновозрастный
|
7. |
Продолжительность выполнения |
мини-проекты (несколько занятий) четвертные полугодовые годовые многолетние
|
Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контроля.
Порядок выполнения творческого проекта:
Процесс проектирования |
Учащиеся учатся |
1.Исследование потребности и краткая формулировка задачи |
1.1.Определять потребности человека, которые можно удовлетворить проектируя и производя изделия. 1.2.Кратко формулировать задачи
|
2.исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия |
2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта. 2.2.Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий. |
3.Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие |
3.1.Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие |
4.Выработка нескольких идей для поиска возможных решений |
4.1.Оценивать идеи на основе выбранных критериев
|
5.Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности |
5.1.Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной темы. 5.2.Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия
|
6.Планирование изготовления изделия; создание изделия |
6.1.Подробно записывать последовательность действий; внося изменения по мере необходимости. 6.2.Выполнять упражнения для приобретения навыков по изготовлению изделия высокого качества
|
7.Экономическая оценка произведенного изделия |
7.1.Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)
|
8.Испытание изделия в процессе использования |
8.1.Испытывать созданное изделие на практике |
9.Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями |
9.1Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) 9.2.Предлагать пути усовершенствования изделия
|
10.Самостоятельная оценка процесса проектирования, изготовления и испытания изделия |
10.1.Оценивать качества своего проектирования, изготовления и испытания изделия. 10.2.Определять трудности, с которыми учащиеся встретились при проектировании и изготовлении изделия. 10.3.Разрабатывать рекламу своего изделия
|
Учащийся защищает творческий проект: обосновывает актуальность темы, характеризует основные разделы проекта, обобщает собственную проектную деятельность.
Отвечает на поставленные вопросы членов жюри класса в рамках темы исследования (в течении 7-10 минут).
Лучшие творческие проекты рекомендуются для участия в городских конкурсах и фестивалях «Весенняя капель», «Научно – практической конференции».
Творческие проекты после защиты хранятся в методическом фонде кабинета «технология» и используются как методическое пособие. Практическая часть используется в оформлении кабинета «технология».
Структура творческого проекта.
Рукописный текст включает:
-титульный лист
-оглавление
-введение
-основная часть
-заключение
-список использованной литературы
-приложение
Состав творческого проекта:
-текст
-список используемой литературы
-приложения (таблицы, схемы, выкройки, шаблоны и т.п.)
Объем творческого проекта 15-20 страниц рукописного текста.
Титульный лист – включает полное наименование учебного заведения,
вид и тему проекта, Ф.И.О. автора, № школы, район, Ф.И.О. руководителя
(должность), год написания (см. Приложение 1).
Страницы должны иметь поля: левое – 30мм.
верхнее – 20мм.
правое -10мм.
нижнее – 25мм.
Оглавление - раскрывает содержание пояснительной записки:
введение, основная часть, заключение, приложение, список литературы
(см. Приложение 2)
-в введении – учащийся обосновывает выбор темы проекта, ее актуальность, цели и задачи проекта, объект, предмет исследования, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации(научных, литературных, библиографических). Актуальность- обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимость проекта и предполагаемых результатов, раскрывается возможность их использование на практике. (1-2 страницы рукописного текста).
-в основной части – дается обзор и анализ литературы, излагается сущность теории вопроса, рассматривается предполагаемая методика и техника выполнения проекта.
Необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, выполнить эскизы.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения изделия. Заполнить технологическую карту.
(см. Приложение 3).
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляется проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.(см. Приложение 4)
Особое внимание надо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде.
-в заключении – Формулируются основные выводы, практические рекомендации, полученные результаты определяются их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимися о проделанной работе.
-в конце – дается перечень литературы, используемой в написании творческого проекта.
Творческий проект может содержать приложение в виде таблиц, схем, наглядного материала.
Оформление творческого проекта.
Техническое оформление творческого проекта должно соответствовать требованиям, предъявленным к рукописным работам. Текст в окончательном варианте пишется от руки разборчивым почерком или печатается на одной стороне стандартного листа форматом А4 (210*297), поля 20мм., межстрочный интервал 1.5, шрифт обычный, размером 14 пунктов.
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти знакам.
Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами.
Все страницы творческого проекта, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей является титульный лист. На нем цифра «1» не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатается на середине верхнего поля.
Оформление библиографических ссылок.
При описании работы необходимо дать ссылки на источники. Ссылка дает возможность разыскать источник и получить представление о его содержании, объеме и т.д.
Ссылаться следует на издания публикаций. Ссылки на литературу могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. При внутритекстовых ссылках на источник, включенный в список литературы, после упоминания о нем в скобках ставят номер, под которым он значится в списке, например: «М.Б. Павлова (3) пишет…
При ссылке на определенные страницы текста, ссылка оформляется следующим образом: «М.И.Григорьев (2,с89) писал…
Подстрочная ссылка располагается под текстом и печатается через 1,2 интервала. В подстрочных ссылках приводится полностью библиографическое описание источника, на который дается ссылка, например: В тексте:
В ссылке: автор(Ф.И.О., название книги, изд-во, год, № стр.)
Ссылка печатается под звездочкой (*) или цифрой.
Составление и оформление списка литературы.
В списке можно поместить основную или цитированную использованную литературу.
Способы расположения материала в списке литературы:
-алфавитный
-систематический (по главам проекта)
Способ выбирается самим автором творческого проекта. Нумерация списка обозначается от первого до последнего названия.
Библиографическое описание книг.
Библиографические данные – это инициалы и фамилии авторов, название и выходные данные литературы.
Лямкин М.Ф.-Деревообработка,- м.: АСТ ПРЕСС, 2016.-176с
Приложение 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6»
ПРОЕКТ
Тема: _____________________________________________________________
Выполнил:
обучающийся ____класса
ФИ
Руководитель:
учитель технологии
Ф.И.О.
г. Бердск-__г.
Приложение 2
Стр.
Введение
Глава I
Глава II
Заключение
Литература
Приложения
Приложение 3
Технологическая карта.
№ |
Последовательность выполнения работ |
Графическое изображение |
Оборудование инструменты приспособления |
1. |
2 |
3 |
4 |
Приложение 4
Расчет затрат на изготовление изделия.
Прямые затраты:
№ |
Наименование используемых материалов |
Цена ( руб.) |
Расход материалов на изделие |
Затраты на материалы (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Косвенные затраты на электроэнергию:
Мощность (Рм) шв. машинки, (Рэ) электролампочки, (Ру) утюга и т.п.-кВт,
Время пользования электричеством-(t), стоимость 1 кВт\ч (а)_________руб.
Сумма косв. затрат (Рм*tм +…) а =_________
Итого: сумма прямых затрат +косвенные затраты + оплата труда.
Приложение 5
Карта испытаний пользователя
Наименование изделия_______________________________
№ |
Характеристика свойства изделия |
оценка |
1. |
Выполняет ли оно свое назначение |
|
2. |
Легко ли, удобно ли его использовать |
|
3. |
Нравится ли оно мне |
|
4. |
Хотел бы я его иметь |
|
5. |
Конструкция с учетом эстетики |
|
6. |
Экологическая оценка |
|
7. |
Экономические показатели |
|
|
Всего |
|
Приложение 6
Метод самооценки
Применяется метод « пяти пальцев»
Критерии |
Вопросы |
Ответы |
М (мизинец) - мыслительный процесс
|
Какие знания, опыт я получил? |
|
Б (безымянный палец) – близость цели
|
Что я сегодня сделал и чего достиг? |
|
С (средний палец) состояние духа |
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?
|
|
У (указательный палец) - услуга |
Чем я сегодня помог другим, услужил, порадовал или «поспособствовал»?
|
|
Б (большой палец) – бодрость, физическая форма
|
Каким было мое самочувствие? |
|
Список используемой литературы:
1.Хотунцев Ю. Л., Дубровская Л. И., Марченко А. В. Преподавание образовательной области «Технология». МНОО – М., 2004.
2.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100».
3.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.