Проектная деятельность на уроках технологии
Оценка 4.9

Проектная деятельность на уроках технологии

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
технология
5 кл—8 кл
04.06.2019
Проектная деятельность на уроках технологии
В данной работе представлен систематизированный методический материал, раскрывающий основные моменты организации проектной деятельности на уроках технологии, стороны вопроса о контроле и оценке проектной деятельности учащихся. Работа может быть полезной для учителей, которые интересуются новыми технологиями в образовании, в частности, методом проектов.
проектная деятельность.doc
Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации Гайнского муниципального района МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ                                                                                                                                                                                            учитель технологии          Работу выполнила  Осипова Нина Егоровна Гайны 2019 2 ОГЛАВЛЕНИЕ                ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ  КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»......................................................................................4 1.1.Особенности проектно­исследовательской деятельности  школьников при изучении образовательной области  «Технология»...........................................................................................4 1.2.Проект как творческая задача интеллектуального и практического характера........................................................................5 1.3.Порядок выполнения проектов.........................................................6 1.4.Критерии оценки проекта..................................................................7 1.5.Структура творческого проекта........................................................8 1.6.Требования к уровню подготовки учащихся по образовательной  области «Технология» с использованием метода проектов..............10 1.7.Проектная деятельность как технология формирования ключевых компетентностей....................................................................................11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................13 ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................14 3 ВВЕДЕНИЕ Развитие новых социально­экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников   общеобразовательных   учреждений   нести   личную ответственность   как   за   собственное   благополучие,   так   и   за   благополучие общества,   предприимчивость,   проявлять   инициативу,   творчество, ответственность. Важную   роль   в   достижении   этой   цели   играет   технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая   подготовка   учащихся   имела   и   положительные,   и   отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видели   социальной   и   личностной   значимости   своего   труда.   Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Замена   в   учебном   плане   предмета   «Трудовое   обучение»   на   предмет «Технология»   сделала   актуальным   поиск   нового   содержания   и   методов, позволяющих   учитывать   уровневую   дифференциацию,   практико­ ориентированную направленность, сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся.  Особое место при этом занимает метод проектов. Практика последних лет   свидетельствует   о   целесообразности   и   эффективности   использования данного метода в технологическом обучении школьников. 4 Цель работы: обобщить и систематизировать методический материал, используемый   для   организации   проектной   деятельности,   представить результаты деятельности за последние четыре года.   ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» 1.1. Особенности проектно­исследовательской деятельности школьников  при изучении образовательной области «Технология» Являясь одной из основных педагогических технологий ⅩⅩⅠ века, метод проектов   занял   особое   место   в   программе   образовательной   области «Технология».   включая   в   себя   совокупность исследовательских,   поисковых,   проблемных   методов,   творческих   по   самой   Эта   технология, своей   сути,   позволяет   эффективно   организовать   учебно­воспитательный процесс в учебных заведениях.  Проектная   деятельность   основывается   на   деятельностном, развивающем, личностно­ориентированном подходах в обучении. Основными составляющими   и   наиболее   существенными   характерными   особенностями учебного проекта являются:  наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;  целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся;  практическая,   теоретическая,   познавательная   значимость результатов и другие. Учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» и методика их применения имеют свои отличительные особенности. Учебный проект   по   технологии   предусматривает   определение   потребностей   людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров. 5 В   процессе   изучения   технологии   большинство   учащихся   выполняют прикладные (практико­ориентированные) проекты. В рамках данных проектов школьники   могут   выбрать   различные   направления   для   проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают: 11 сведения об изделии из других областей знаний; 11 сведения   о   наличии   материалов   и   инструментов,   их   свойствах   и доступности; 11 сведения   о   способах   производства   (где   и   как   может   быть изготовлено изделие); 11 сведения о потребностях конкретного человека; 11 сведения о материальных затратах и др. Результаты   исследований   оформляются   различными   способами, комментируются, анализируются и обязательно включают выводы. 1.2. Проект как творческая задача интеллектуального и практического  характера Учебный   проект   —   это   итоговая   самостоятельная   работа   учащихся интеллектуально­практического   характера   из   различных   областей деятельности,   выполненная   под   руководством   педагога.   Учебные   проекты выполняются учащимися всех классов. Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных   и   общетрудовых   знаний   и   умений,   воплощаемых   в конкретных изделиях. Тема   проекта   может   быть   выбрана   учащимися   по   любому   разделу технологии,   но   целесообразно   выбирать   проект,   связанный   с 6 конструированием различного рода учебно­наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебной мастерской,   предметов   домашнего   обихода,   игрушек,   инструментов   и приспособлений для работы на садовом участке и т. д. Таким образом, проект должен иметь практическую направленность и значимость. Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении   групповых   и   коллективных   проектов   учитель   распределяет обязанности   между   учащимися   и   определяет   ответственность   каждого   за выполнение   проекта   в   целом.   Общая   оценка   коллективного   проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год. 1.3. Порядок выполнения проектов Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа.    1. Подготовительный этап: ­ выбор учащимися темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения; ­ определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта; ­   составление   учащимся   с   помощью   учителя   плана   работы   по   реализации проекта; ­   определение   необходимых   материальных   и   финансовых   затрат   для изготовления проекта.            2. Конструкторский этап: ­ рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального; 7 ­ сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам; ­   разработка   конструкции,   изучение   технологии   изготовления   задуманного объекта труда; ­   разработка   соответствующей   технико­технологической   документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов; ­ распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).           3. Технологический этап: ­ выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; ­ соблюдение правил техники безопасности.           4. Заключительный этап: ­ самооценка и оценка другими лицами (родители, учителя, друзья) качества выполненной работы.                   Выполненные проекты оцениваются по четырехбалльной системе: «неудовлетворительно»,   «отлично».   «удовлетворительно»,   «хорошо», Проекты,   получившие   хорошие   и   отличные   оценки,   рекомендуются   для внедрения,   демонстрируются   на   выставке   детского   творчества   в   учебной мастерской. 1.4. Критерии оценки проекта Можно выделить следующие критерии оценки учебных проектов:   Оригинальность темы и идеи проекта. Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования. 8    Технологические   критерии:   соответствие   документации, оригинальность   применения   и   сочетания   материалов,   соблюдение правил техники безопасности. Эстетические   критерии:   композиционная   завершенность,   дизайн изделия, использование традиций народной культуры. Экономические   критерии:   потребность   в   изделии,   экономическое обоснование, возможность массового производства.           Изделия должны быть снабжены этикеткой с названием проекта и указанием   его   исполнителей;   пояснительной   запиской   и   конструкторско­ технологической документацией. 1.5. Структура творческого проекта Творческий   проект   —   это   комплексная   работа.   В   структуру творческого проекта входят следующие составные части:  пояснительная записка,  творческая работа (изделие), защита творческого проекта.           К оформлению пояснительной записки предъявляются требования как к печатной работе. Текстовая часть выполняется на компьютере единым шрифтом и в черном цвете. Страницы должны быть пронумерованы. Работа должна   иметь   содержание,   в   котором   обязательно   должны   быть   указаны страницы,   на   которых   расположен   тот   или   иной   раздел.   Разделы пояснительной   записки   выделяются   жирным   шрифтом.   Цветные   надписи допускаются   только   в   таблицах,   на   схемах   и   чертежах.   Пояснительная записка   может   быть   иллюстрирована   фотографиями   и   рисунками   по   теме проектной работы. Необходимо обратить внимание на то, чтобы работа была 9 не   перегружена   фотоматериалами.   В   целом   объем   пояснительной   записки творческого проекта не должен превышать 10­15 страниц печатного текста.       На титульном листе пояснительной записки должны быть отражены название   образовательного   учреждения,   предмет,   тема   проектной   работы, автор и педагог. Тема проекта должна отражать не только название работы, но и технику ее выполнения.        Содержание пояснительной записки может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы: 1. Обоснование возникшей проблемы и потребности. 2. Схема обдумывания. 3. Выявление основных параметров и ограничений. 4. Теоретические сведения. 5. История и современность. 6. Банк идей. 7. Эскизная проработка базового варианта. 8. Требования к изделию. 9. Дизайн­спецификация. 10. Инструменты и оборудование. 11. Материалы. 12. Правила безопасности во время работы. 13. Технология изготовления. 14. Контроль качества. 15. Экологическое обоснование. 16. Экономическое обоснование. 17. Реклама. 18. Самооценка. 19. Словарь терминов. 10 20. Литература.    Важной частью творческого проекта является контрольно­оценочный лист. Контрольно­оценочный лист составляется и заполняется учителем. Его структура зависит от тематики творческого проекта. Важными условиями для учителя при подготовке контрольно­оценочного листа являются понятность и объективность оценки, охват всех этапов работы над проектом, наглядность результатов оценки.     Кроме   контрольно­оценочного   листа   учитель   может   по   своему усмотрению подготовить рецензию на творческий проект, в которой отражает все сильные и слабые стороны проделанной работы, вносит предложения для учащегося   по   совершенствованию   выполненного   изделия   и   устранению сделанных  в  ходе  работы  ошибок.  Форму  рецензии  учитель  выбирает  сам, главное ­ в ней должна быть отражена следующая информация: автор, тема проекта, руководитель, оценка проекта.     Проект может включать и другие разделы по усмотрению учителя и учащихся в зависимости от темы проектной работы и уровня технологической подготовки школьника.  1.6. Требования к уровню подготовки учащихся по образовательной  области «Технология» с использованием метода проектов В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям учащиеся должны: знать   как определить потребности людей; какие   знания,   умения   и   навыки   необходимо   иметь   для изготовления   конкретного   изделия,   удовлетворяющего   определенную потребность; 11  как планировать и реализовывать творческий проект; уметь  кратко формулировать задачу своей деятельности;  отбирать и использовать информацию для своего проекта;  определять   перечень   критериев,   которым   должно   соответствовать разрабатываемое изделие;  оценивать   идеи   на   основе   выбранных   критериев,   наличия   времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;  выполнять   упражнения   для   приобретения   навыков   изготовления изделий высокого качества;  планировать изготовление изделий и изготовлять их;  определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;  испытывать изделие на практике;  анализировать   недостатки   изготовленного   изделия   и   определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;  формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;  определять   перечень   профессий,   необходимых   для   промышленного изготовления конкретного изделия;  использовать   элементы   маркетинга   для   продвижения   своего   товара, разрабатывать рекламу своего изделия. 1.7. Проектная деятельность как технология формирования ключевых  компетентностей         Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т. е. его готовности сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для определения 12 и   достижения   своих   целей   в   самых   разных   жизненных   ситуациях,   должен опираться   на   определенные   внутренние   ресурсы   учащегося,   к   которым, помимо   знаний,   навыков,   предметных   умений,   следует   отнести   освоенные способы деятельности.            Проектная деятельность позволяет сформировать у учащегося важный   который   специально   в   других   составляющих внутренний   ресурс, образовательного процесса в школе не формируется.         Работая   над   проектом,   учащимся   приходится   сталкиваться   с   рядом вопросов,   детально   анализировать   ситуации   для   принятия   решения,   поработать   с предоставляется   возможность   планировать   ресурсы, альтернативными решениями и   критериями для принятия решения. Можно утверждать,   что   таким   образом   у   учащихся   частично   формируется компетентность разрешения проблем.        Выделим   и   такие,   не   менее   важные   для   проектной   деятельности направления работы, как сбор данных и первичная обработка информации, а они являются отдельными аспектами информационной компетентности.        А некоторые этапы работы над проектом непосредственно направлены на формирование   отдельных   аспектов  коммуникативной   компетентности учащихся, например, продуктивной коммуникации во время работы в группах и публичного выступления. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  В   данной   работе   представлен   систематизированный   методический материал,   раскрывающий   основные   моменты   организации   проектной деятельности на уроках технологии, стороны вопроса о контроле и оценке проектной деятельности учащихся.  Работа   может   быть   полезной   для   учителей,   которые   интересуются новыми технологиями в образовании, в частности, методом проектов.  14 ЛИТЕРАТУРА  Сборник проектов по курсу «Технология­5»: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова  /  Под ред. И.А. Сасовой. ­ М.: Вентана­Графф, 2003.  Метод   проектов   в   технологическом   образовании   школьников:   6   класс: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. ­ М.: Вентана­Графф, 2004. 15  Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. ­ М.: Вентана­Графф, 2003.  Технология: 5­8 классы: Программа. ­ М.: Вентана­Граф, 2006.  Технология. 7­11 классы: практико­ориентированные проекты  /  авт.­сост. И.П. Боровых.­ Волгоград: Учитель, 2009.  16

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2019