программа кружка "Умелые ручки"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 10.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

этот материал программа кружка по технологии "Умелые ручки" программа предназначена для учителей технологии и руководителей кружков по технологии для учащихся 10-14 лет. (5-8 классов) в программе часы разделены как на теоретическую часть так и на практическую. рассчитана программа на 68 часов
Иконка файла материала План кр.7-815-16.doc
Составил: сыстерова В.Л., учитель технологии  Программа  кружка «Умелые ручки» Пояснительная записка             Мы живем в период кризисов –  политических, экономических, экологических – и  смены ориентиров. Однако самый страшный кризис – нравственный.              В качестве основы устойчивости воспринимаются лишь ценности культуры, ее  достижения, ставшие символом взлета человеческой мысли, творчества.  И на протяжении всей истории человечества  декоративно – прикладное искусство было  неотъемлемой частью национальной культуры.            Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на  формирование художественных вкусов.           Программа направлена на развитие творческой деятельности учащихся на основе  формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием,  пониманием закономерностей, эстетики, культуры и умения трудиться. Она дает  школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого  мышления. Программа призвана помочь учащимся раскрыть свои способности,  саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализовываться  и быть уверенными в  завтрашнем дне.            Основу декоративно – прикладного искусства составляет ручной труд мастера.              Программа кружка составлена с учетом того, что учащиеся  5­8 классов  уже имеют  минимум знаний и умений по декоративно­ прикладному искусству.  И одной из задач  занятий кружка является оказание помощи ребенку открыть самого себя.  Показать, что  мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть  прекрассное не только в целом, но и  в самых простых, обыденных вещах: в кусочке  ткани,  в бумаге, аппликации,  в бросовом материале и др.              Творческая деятельность способствует формированию  учащихся преобразующего  мышления, навыков исследовательской работы.              Учащихся необходимо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше.  Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение  проблемы и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.            Тяжелое положение на производстве и на рынке труда побуждает человека получать  несколько профессий и иметь такое качество труда, чтобы на него был спрос.              В средней школе, где даются теоретические знания, кружок позволяет развивать  практические навыки, может помочь выбрать будущую профессию, повысить его культуру.             Работа в кружках расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру,  заставляет изучать историю техники и традиции декоративно­ прикладного творчества,  позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду.             Декоративно­прикладное и художественное творчество, конечно, индивидуально, но  если усилия учащихся направить на оформление и украшение школ, например к каким – то  праздникам, оно уже станет коллективным.            Основным условием успешной работы кружков является планирование,  организационная четкость и материальная база. Планировать необходимо  на более длительные сроки, но  план составлен на один год, с учетом того, что нет никакой материальной базы для какого­то определенного вида декоративно ­прикладного  искусства. Кружок ведется первый год, поэтому программа  составлена  с  учетом по наименее материалоемким видам творчества.  Например:  из бумаг и картона, из  природных материалов, бросового материала и проволоки, из отходов производства и  других  материалов.             Использование бытовых и технических отходов производства затрагивает  экологические проблемы, которые не всегда учитывается.  При проведении кружковых  занятий  используются современные образовательные технологии, которые позволяют  сочетать все  режимы работы кружковых занятий: индивидуальные, парные, групповые,  коллективные, а также применяются различные формы, приемы, и методы организации –  учебно­воспитатльного процесса: ­ беседы; ­практикумы; ­ интеллектуальные игры; ­дискуссии; ­ творческие работы; ­конкурсы; ­викторины; ­ выставки и др.          Программа рассчитана на разновозрастные особенности знаний и умений учащихся и  рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. Главные принципы реализации программы.   Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования,  воспитания  и овладение знаниями, информацией в творческой деятельности  учащихся.  Развитие межличностных отношений, а также памяти, внимания, воображения,  наблюдательности,  эстетического вкуса  и уверенности.  Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.  Применение принципов развивающего обучения.  Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.  Поисково – исследовательские принципы, а также используются современные  образовательные технологии, которые позволяют сочетать все  режимы работы  кружковых занятий: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.   Прогнозируемые результаты. По окончании программы кружка, учащиеся должны знать:  Направления и традиции декоративно­прикладного искусства;  Материалы и оборудование;      технику выполнения вышивки лентами, виды ручных швов; виды и способы выполнения аппликации; виды проволок; технику выполнения декупажа; правила техники безопасности; По окончании программы кружка учащиеся должны уметь:     выполнять изделия из бумаги­ квиллинг, аппликацию,  уметь скручивать  проволоку;  выполнять технику декупажа; научиться выполнять ручные швы используемые в вышивании;   правильно пользоваться инструментами иприспособлениями соблюдать правила техники безопасности; применять свои знания и умения в жизни. Контроль и учет знаний и умений учащихся. Оценивание достижений учащихся на кружковых занятиях должны отличаться от  привычной системы оценивания на уроках.  Можно выделить следующие формы контроля: ­ подготовить мини сообщения и доклады, презентации; ­ творческие отчеты ( в любой форме по выбору учащихся); ­ проведение игровых опросов;  Рефлексия. Выставка всех работ­ это радость познания, умения, выявление и уверенность  в своих  способностях, самооценка, самореализация, уверенность в завтрашнем дне. Учебно­тематическое планирование. Тема занятий Всего В том числе Теорет. Практ. 14 6 12 10 1 1       1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,5 1,5 № п/п      1­2      3­4 Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж.   Цветной квиллинг. Знакомство с техникой  выполнения квиллинга. Квиллинг. Выбор сюжета рисунка.  Подготовка и подбор цветовых полосок.   Скручивание полосок для цветов.  Скручивание цветов и листьев.  Заклеивание на фон. Оформление рамки. Законченное изделие.      5­6      7­8    9­10 11­12 13­14  15­16 17­18 Куклы из ложек.  19­20. 21­22. Изготовление кукол.   Изготовление кукол. Законченное изделие.  23­24. 25­26 27­28 29­30 31­32 33­34. 35­36 37­38 39­40 41­42 Аппликация из гофрированной  бумаги.  Изучение техники кручения, сгибания и сжатия  бумаги.  Скручивание и сжатие лепестков цветка.  Скручивание и сжатие лепестков цветка.  Скручивание, сжатие и оформление   лепестков.   Соединение цветка с стеблем и листочками.  Законченное изделие Проволочное дерево.  Виды и выбор проволоки. Обрезка фольги. Работа с проволокой, обрезка фольги.  Работа с проволокой. Скручивание и соединение  проволоки с фольгой. Оформление подставки.43­44 45­46 47­48. 48­49. 50­51. 52­53. 54­55. 56­57. 58­59. 60­61. 62­ 63. 64­ 65 Оформление  и подготовка изделия к выставке.  Законченное изделие. Анализ. Аппликация из бумаги, как один из видов  оригами. Оригами. 10 Виды сгибание бумаги. Сгибание, подготовка деталей изделия. Сгибание и соединение деталей изделия по  схеме.   Сгибание и соединение деталей изделия по  схеме. Законченное изделие.  Декупаж. История возникновения. Где  применяется. Презентация. Способы и виды выполнения декупажа. Выбор  темы декупажа. Материалы и аксессуары.. Инструменты и приспособления. Объекты для  декупирования. Инструктаж по Т/Б.  Практическая работа. Вырезание материала. Практическая работа. Подкрашивание лаком  деталей изделия. Приклеивание. Высушивание. Практическая работа. Лакирование. Анализ  работ. Исправления и изменения в работе.  Законченное изделие. Лоскутная мозаика. (Пэчворк) История  возникновения. Презентация. Выбор эскиза  рисунка.  0,5 1 0,5 0,5 0,5      0,5 10      1        0,5         0,5        0,5        0,5 6        1        1     0,5     23 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1,5 45 66­67.  Практическая работа в  группах. Вырезание  68. лоскутков ткани. Сметывание. Стачивание. Обработка края изделия.  Законченное изделие. Выставка работ. Всего: 68 ч. Содержание программы. Вводное занятие. Цели и задачи. Знакомство с историей русского народного  творчества и декоративно­прикладного искусства. Гжель, хохлома, остово, Полховский Майдан,  городец, дымковская игрушка, филимоновские глиняные игрушки – свистульки,  богородская  деревянная игрушка, Архонгельские и Тульские пряники, матрешки,  изготовление различных видов поделок. Аппликации, оригами, изделия из бересты,  кружевоплетение, ковроткачество, изготовление кукол из тряпочек, куклы – обереги,  валяние и многие другие изделия. Просмотр выставочных работ.  Выставка книг. Цветной  квиллинг. Познакомить с историей возникновения квиллинга. Знакомство с  техникой выполнения данной работы, материалами. Просмотр выставочных работ.  Презентация:Виды бумаг, используемых для квиллинга, инструменты и приспособления.  Способы скручивания. Выбор эскиза рисунка. Подбор цветовых полосок.  Использование видов клея: клей «Момент», «ПВА», бумажный клей, клей карандаш и др.  Выбор фона, выбор цветовой гаммы, склеивание деталей изделия. Соблюдение правил  техники безопасности, санитарно­гигиенические требования. Склеивание на фон,  оформление рамки.  Анализ проделанной работы. Подготовка изделия  к выставке. Необходимо иметь:  ксероксную цветную бумагу, ножницы, клей, карандаш, лоскуток ткани для вытирания рук, излишнего клея, картон.  Изготовление кукол из пластмассовых ложек. История возникновения кукол. Просмотр презентации. Знакомство с техникой выполнения  работы, материалом, показ образца.  Подбор образцов одноразовых ложек, шерстяных  ниток ­ для волос, клеящийся материал для лица:  ­самоклеящаяся цветная пленка;  ­ лоскутки ткани для одежды; ­ узкие атласные ленты; ­ клей «Момент», ПВА, клей карандаш и т.д.   Вырезание глаз, рта, носа, рук, ног и заклеивание. Подготовка эскиза одежды куклы.  Подбор лоскутков ткани для одежды. Подготовка лекал. Склеивание деталей одежды.  Исправления неточностей в одежде, изготовление волос и их заклеивание. Законченное  изделие. Анализ работ. Подготовка изделия к выставке. Необходимо иметь:  ­пластмассовые, одноразовые белые ложки;  ­клеящуюся бумагу: белого, черного, красного цветов;  ­лоскутки ткани, желательно с коми­пермяцким рисунком или орнаментом, но можно в  клеточку и разных цветов; ­ клей «Момент»;  ­ножницы;  ­полотенце. Аппликация из бумаги.  Выполнение цветка из гофрированной бумаги. Коллективная работа. Знакомство с  техникой выполнения аппликаций, показ видов аппликаций, показ образца. Цели и задачи.  Способы гофрирования бумаги и способы сгибания, скручивания, сжатия  гофрированной  бумаги для определенного вида изделия ( дети  самостоятельно выбирают вид изделия – по желанию). Рассматривание журналов, книг с изображениями  изделий. Первые шаги в сгибании бумаги по определенным размерам. Формирование лепестков цветка, листочков, соединение  цветка с диском, стеблем и листочками. Соблюдение правил техники безопасности и  санитарно­гигиенических требований. Законченное изделие. Анализ работ. Подготовка  изделия к выставке. Необходимо иметь:  ­гофрированную бумагу разных цветов,   ­длинные карандаши, ­ пластмассовые спицы,  ­диски СG,  ­клей «Момент», ­ веточки или палочки для стебля,­ вату, ­ лоскуток ткани 15х15 желтого, белого, зеленого цветов – для сердцевины, ­ ножницы. Проволочное дерево ­ по выбору: фольга, бросовый материал, деньги, бисер и др. Показ  слайдов.  Образцы изделий. Выбор темы или вида изделия. Виды и выбор проволоки. Обрезка фольги. Работа с проволокой. Соблюдение техники  безопасности и санитарно­гигиенических требований. Скручивание и соединение  проволоки с фольгой, монетами, бисером  др. Оформление подставки. Использование пластмассы, пенопласта, пластилина, крышек от  пустых банок. Бросовый материал (пластмассовые бутылки). Необходимо иметь: ­ тонкую медную проволоку; ­ фольгу, монеты, бисер, пластмассовые бутылки зеленого цвета и др.; ­ ножницы; ­ шило или толстые швейные иглы; ­ наперсток; ­ кусочек дерева для прокалывания деталей; ­ шуруповерт, дрель; ­ перчатки х/б; Аппликация из бумаги, как один из видов оригами. История возникновения вида аппликации из бумаги как один из видов оригами.  Виды  аппликаций: из ткани, бисера,  яичной скорлупы, семян, круп и др.; Виды бумаги, используемые для аппликации и оригами. Способы вырезания,  сбора и  сгибания бумаги для различных видов изделий, в частности – птиц.  Мастер – класс по способу сгибания оригами показывает учащаяся 10 класса – Кольчурина Ольга и учащаяся 11 класса – Петрова Светлана (два вида техники оригами) Выставка работ участниц  мастер –класса.  Необходимо иметь:  ­ белую и цветную ксероксную бумагу; ­ ножницы; ­ образцы изделий; ­ инструкционные карты; Декупаж.  Что такое ­  декупаж. История возникновения. Где применяется.   Виды и способы выполнения декупажа. Выбор  темы декупажа. Подбор материала, что  можно взять за основу:  мебель,стены, бутылки, банки, цветочные горшки, зеркала,  абажуры, свечки для   мотива изделия. Какие мтериалы прменяют для  декупажа : салфетки, лоскутки ткани, открытки, вырезки  из журналов, паетки и т.д.  Необходимые инструменты и приспособления: краски, кисти, лаки. Виды красок (быстросохнущие): ­ специальные краски для декупажа, акриловые, художественные краски для дерева или  металла; Кисти:  ­полужесткая кисть шириной 1­2 см.,  для больших предметов – более широкую кисть или  валик; Лаки: матовый или блестящий, акриловый лак;Необходимо иметь: лаки для ногтей или другие, ножницы, материал из чего будет  изготовлено изделие­ салфетки, открытки, журнальные рисунки, лоскутки ткани,  полотенце для рук, кисточки шириной 2 см., диски СG. Лоскутная мозаика. Бабушкино наследство. Об опыте мастеров. Лоскуты из сундука.  О богатстве и  разнообразии тканей, которые можно использовать в лоскутной мозаике. Для лоскутного шитья используют все виды тканей: шерсть, шелк, х/б., батист, крепдешин  и мешковина, атлас, сукно, драп и др. Для лоскутной мозаики необходимо использовать  чистые, более яркие, сочетающиеся цвета ткани. Для соответствия толстых и тонких тканей используют флизелин или любую другую  тонкую ткань. Перед работой необходимо выстирать лоскутки ткани.  Разобрать по цветам: красные ­  к красным, синие – к синим, желты – к желтым, чтобы при  стирке, к примеру,  не окрасили все остальные лоскутки. Мелкие лоскуты – сшивают, чтобы они не растерялись или складывают в марлевые  мешочки. Декатировка. Все новые ткани при стирке садятся ( в основном по длине и немного по  ширине), поэтому прежде чем кроить, подвергают ткань декатировке, то есть  предварительной усадке, только после этого изделии будет оставаться в первоначальном   состоянии и не будет деформироваться.  Подбор цветов. Сочетание теплых и холодных  цветов. Рассортировка лоскутков.  Лоскутки каждой группы складывать в отдельные полиэтиленовые пакеты. Создание  эскиза рисунка. Сборка лоскутков по эскизу. Прокладочный  материал – мешковина,  синтепон, ватин, флизелин, поролон;  Подкладочная ткань­ мешковина, плотная холщовая ткань, плащевка, шелк, ситец, атлас и  др.  Использование ручных швов:   ­шов «вперед иголку», или сметочный; ­ шов «назад иголку»; ­шов ручная «строчка»; ­ потайной шов; ­ крестообразный шов – «козлик»; ­петельный шов; Использование машинных швов: ­ стачной шов; ­двойной стачной шов; ­бельевой шов (французский); ­ложный шов «в замок»; ­зигзагообразный шов (зигзаг) ­ шов «встык» Обработка срезов изделия­ косой бейкой, которая раскраивается под углом 45 градусов,  шириной  4­7см. Подготовка шаблонов  (трафаретов). Точно рассчитан шаблон­ изделие красивое и  аккуратное. Они могут быть самых различных размеров и форм: квадратные, треугольные,  в виде ромбов и др. Шаблоны изготавливают из картона, с учетом на припуски швов ­5­10  мм. Необходимые  инструменты и приспособления:  ­ ножницы,  ­наперсток,­ нитка с иголкой,  ­ швейная машина,  ­ наперсток; ­ английские булавки; Необходимо иметь: лоскутки ткани, полиэтиленовые мешочки, трафареты, нитку с  иголкой, подкладочную ткань, ножницы, портновский мел, карандаш, линейку. Литература 1. Журналы «Сделай сам».                        «Школа и производство»                         «Коллекция идей» 2. Максимова М.В. Лоскутки. Издательство «ЭКСМО­Пресс»,1998 г. 3. Маркелова О.Н. Технология. Организации кружковой  работы в школе:­ Волгоград:  Учитель, 2010г. 4. Муравьева В.А. Технология народных ремесел. Волгоград: Учитель, 2001 г. 5. Чагин Г.Н. Коми – пермяцкий национальный костюм. Коми­Пермяцкое книжное  издательство,2006 г.