Частное профессиональное образовательное учреждение
«Череповецкий торгово-экономический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине:«Уголовное право»
Специальность:40.02.01 Право социального обеспечения
Череповец, 2019 г
ПЕЧАТАЕТСЯ По решению методического совета ЧПОУ «ЧТЭК» Протокол № Дата Председатель МС Стрельникова Г.А |
ОДОБРЕНО методической комиссией ЧПОУ «ЧТЭК» |
Протокол № Дата Председатель МК Черняева В.А |
Составитель: Мавричева Е.Н., преподаватель ЧПОУ «ЧТЭК».
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине «Уголовное право» для специальности: «Право социального обеспечения»- Череповец: ЧПОУ «ЧТЭК», 2017. – 37с.
Рецензент:
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине «Уголовное право» для специальности: «Право социального обеспечения» составлены в соответствии с ФГОС СПО и с учетом «Положения об организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся ЧПОУ «ЧТЭК».
В учебном пособии раскрываются основные требования к отдельным видам, критерии оценки выполнения работ.
Учебное пособие рекомендуется использовать для самостоятельной подготовки обучающихся очной формы обучения и как учебно-практическое пособие на занятиях.
© ЧПОУ «ЧТЭК», 2019
Мавричева Е.Н.
Пояснительная записка
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию.
Самостоятельная работа студентов лишь тогда может дать должный эффект, если она осуществляется систематически, в соответствии с определенным планом.
Цели самостоятельной работы:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений.
Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Уголовное право» для специальности: «Право социального обеспечения» разработаны в соответствии с ФГОС СПО и рабочей программой учебного курса. Всего на внеурочную самостоятельную работу по учебному плану предусмотрено 21 час.
Методические рекомендации содержат:
-пояснительную записку;
-общие методические указания по планированию, организации и проведению самостоятельной работы;
-перечень самостоятельных работ;
-содержание самостоятельных работ;
-список рекомендуемой литературы;
- приложения
Самостоятельная работа является непременным элементом теоретической и профессиональной практической подготовки современного специалиста, направленные на обобщение, систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний, формирование у студентов практических навыков и умений, развитие самостоятельности, ответственности за принятые решения, аналитических способностей и творческой активности обучающихся.
Общие методические рекомендации по планированию, организации и выполнению самостоятельной работы
В соответствии с ФГОС СПО по дисциплине «Уголовное право» учебным планом предусмотрено 111 часов аудиторных занятий, в том числе 90 часов отведено на практические занятия,21 час на самостоятельную работу.
Содержание заданий самостоятельных занятий отличается разнообразием, имеет различный уровень сложности и выполняется с применением компьютерной техники. Оценки за выполненные работы выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работа является обязательной для каждого студента.
В данных рекомендациях предусмотрены задания по формированию умений и навыков конспектирования текста, работы с учебной и специальной литературой, проведение сравнительного анализа, составление кроссвордов и презентаций.
Перечень видов самостоятельной работы по дисциплине
«Уголовное право»
№ п/п |
Вид самостоятельной работы |
Форма контроля |
1 |
Конспектирование |
Проверка конспектов |
2 |
Подготовка и написание докладов |
Защита доклада |
3 |
Решение ситуационных задач |
Выступление на учебном занятии |
4 |
Сравнительный анализ |
Оформление таблицы |
5 |
Подготовка и написание сообщения |
Защита сообщения |
6 |
Оформление мультимедийных презентаций и кроссвордов |
Представление мультимедийной презентации |
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине
«Уголовное право»
Название темы |
Кол–во часов |
Наименование самостоятельной работы |
Часы |
Тема 1. Понятие уголовного права как отрасли права |
2 |
Самостоятельная работа № 1 |
2,3 |
Тема 2 .Уголовный закон |
2 |
Самостоятельная работа №2 |
2,3 |
Тема 3. Понятия и признаки преступления |
2 |
Самостоятельная работа № 3 |
2,3 |
Тема 4 Состав преступления |
2 |
Самостоятельная работа № 4 |
2,3 |
Тема 5 Соучастие в преступлении |
2 |
Самостоятельная работа № 5 |
2,3 |
Тема 6 Обстоятельства, исключающие преступность деяния |
3 |
Самостоятельная работа № 6 |
2,3 |
Тема 7 Освобождение от уголовной ответственности и наказания |
2 |
Самостоятельная работа № 7 |
2,3 |
Тема 8 Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их наказания |
2 |
Самостоятельная работа № 8 |
2,3 |
Тема 9 Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания |
2 |
Самостоятельная работа № 9 |
2,3 |
Итого:21 час |
|
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Самостоятельная работа № 1
Тема: Понятие уголовного права как отрасли российского права
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
2. Заполнить словарь терминов, дать определение
- Конституция
- Уголовный закон
- Международно – правовые акты
- Принципы
План сообщения
1) Понятие и значение уголовного права.
2) Предмет и метод уголовного права.
3) Задачи и функции уголовного права.
4) Принципы уголовного права.
5) Взаимосвязь уголовного права с другими отраслями права.
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 2
Тема: Уголовный закон
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
1) Уголовный закон 7) Бланкетная диспозиция
2) Источник права 8) Действие уголовного закона
3) Норма права
4) Уголовно – правовая норма
5) Диспозиция
6) Санкция
3. Подготовить сообщение на тему: « Толкование уголовного закона»
План сообщения
1) Понятие и значение толкование уголовного закона.
2) Виды толкования уголовного закона.
3) Приемы толкования уголовного закона.
4. Составить кроссворд на тему: « Толкование уголовного закона», используя словарь терминов.
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 3
Тема: Понятия и признаки преступления
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
1) Общественная опасность 6) Средняя тяжесть
2) Противоправность 7) Тяжелое преступление
3) Виновность 8) Особо тяжкое
4) Наказуемость 9) Множественность преступлений
5) Небольшая тяжесть 10) Рецидив
11) Продолжаемое преступление
План сообщения
1. Понятие множественности преступлений и ее значение.
2. Совокупность преступлений и ее виды.
3. Рецидив преступлений и его виды.
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 4
Тема: Состав преступления
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
1. Прочитать учебный материал
2. Записать в словарь термины и дать им определение.
1) Преступление 6) Признаки состава преступления
2) Уголовная ответственность 7) Обязательные признаки
3) Состав преступления 8) Факультативные признаки
4) Вид наказания 9) Виды составов преступления
5) Размер наказания 10) Квалификация
11) Квалифицирующие признаки
3. Подготовить сообщение и презентацию на тему: «Состав преступлений как основание уголовной ответственности».
План сообщения
1) Понятие уголовной ответственности.
2) Состав преступления как обязательное условие уголовной ответственности.
3) Отличие понятий «преступление» и «состав преступления».
4) Краткая характеристика элементов состава преступления.
5) Формы реализации уголовной ответственности.
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 5
Тема: Соучастие в преступлении
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
План
1.Понятие и признаки соучастия преступления
2.Виды соучастников
3.Формы и виды соучастия
4.Основания м пределы уголовной ответственности соучастников
5.Эксцесс исполнителя
3.Решить задачи
А)Находясь в состоянии сильного опьянения, Ширяев напал на братьев Васильевых, Ивана и Михаила, и стал наносить им удары палкой. Васильев Иван, обороняясь от нападения Ширяева, нанес ему удар колом по голове. Удар был настолько сильным, что Ширяев лишился сознания. Братья Васильевы оставили Ширяева в таком состоянии. Пролежав на мерзлой земле до утра, Ширяев умер от переохлаждения. Содержит ли содеянное Васильевыми состав преступления? Можно ли их привлечь к уголовной ответственности?
Б)Несовершеннолетние Колосов и Ведеркин группой лиц по предварительному сговору совершили кражу колбасы стоимостью 400 руб. из холодильника Никонова, их соседа по коммунальной квартире. Совершили ли Колосов и Ведеркин преступление
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
.
Самостоятельная работа № 6
Тема: Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
1.Подготовить сообщение по теме «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»
План сообщения
1) Понятие обстоятельств, исключающих преступность.
2) Необходимая оборона.
3) Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
4) Крайняя необходимость.
5) Физическое или психическое принуждение.
6) Обоснованный риск.
7)Исполнение приказа или распоряжения
2.Составить тестовые задания. Придумать 10 вопросов и расположить правильные ответы в таблице вместе с неправильными
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 7
Тема: Освобождение от уголовной ответственности и наказания
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
Система и виды наказаний
Наказания |
Признаки |
Перечень по ст.45 УК РФ |
Классификация по характеру воздействия на осужденного |
План сообщения
1) Понятие лишения свободы.
2) Виды наказаний, связанных с лишением свободы.
3) Отличия лишения свободы от ограничений, связанных с правилами поведения граждан.
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 8
Тема: Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их наказания
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
1. Прочитать учебный материал.
2. Составить конспект по вопросам:
а) Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних;
б) Освобождение несовершеннолетних от ответственности и наказания;
в) Уголовно – досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания;
г) Принудительные меры воспитательного воздействия.
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Самостоятельная работа № 9
Тема: Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением
наказания
Цель: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; анализировать нормативно-правовые акты.
Задание:
1.Прочитать учебный материал
2.Составить конспект по вопросам:
А) Условное освобождение от уголовной ответственности на основании ст. 75 УК РФ.
Б) Условное освобождение от уголовной ответственности на основании ст. 76 УК РФ.
В) Уголовное освобождение от уголовной ответственности на основании ст. 78 УК РФ.
3. Написать эссе на тему « Казнить нельзя помиловать»
Критерии оценивания см. Приложения
Методические рекомендации по выполнению см. Приложения
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993.( О принятии поправок от 30.12.2008 № 6 –ФКЗ, от 30.12.2008 №7 –ФКЗ).
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 01.11.91 г. (В., 1991, №52).
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г.
4.Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева.- М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2013.-876 с.
5.Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ. http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ (21.08.2017)
Основные источники:
1. Уголовное право: учеб. Для студентов учреждений среднего профессионального образования/ С.Я. Казанцев, Л.Л. Кругликов, П.Н. Мазуренко, Ф.Р. Сундуров – 4- е издание, - М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 352 с.
2.Бриллиантов А.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. М.: Проспект, 2010.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Под ред. А.И. Рарога - М.: НОРМА, 2014.
4. Наумов А.В., Адельханян Р.А. Уголовное право России. Практический курс. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
5. Уголовное право: учебник для СПО / С.Я Казанцев, Л.Л. Кругликов, П.Н. Мазуренко, Ф.Р. Сундуров. – 3-е изд., исправл. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Уголовное право России. Общая часть. Под ред. Ревина В.П. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юстицинформ, 2010.
7. Уголовное право России. Часть общая. Под. ред. Кругливков Л.Л. Уч.-3-е изд.-М.:Проспект,2012.
8. Уголовное право России. Общая и особенная части . Под ред.Боровиков В. Б., Смердов А.А. - М.: Юрайт, 2012.
9. Уголовное право. Т.1. Общая часть : учеб. для бакалавров / отв. ред.: И.А.
Подройкина, Е.В. Серегина, С.И. Улезько. - М.: Юрайт, 2012. - 550 с. - (Бакалавр).
10. Уголовное право. Т.1. Общая часть : учеб. для бакалавров / [Н.В. Артеменко и др.]; отв. ред.: И.А. Подройкина, Е.В. Серегина, С.И. Улезько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 588 с. - (Бакалавр. Базовый курс).
11. Уголовное право. Т.2. Особенная часть : учеб. для бакалавров / [Н.В. Артеменко и др.]; отв. ред.: И.А. Подройкина, Е.В. Серегина, С.И. Улезько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 957 с. - (Бакалавр. Базовый курс).
Дополнительные источники и Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт МВД Российской Федерации. URL: http:// www.mvd.ru (21.08.2015)
2. Официальный сайт Верховного Суда РФ http:// http://www.vsrf.ru/second.php (22.08.2013)
3. Учебники по уголовному праву ttp://lawcanal.ru/html.acti. uchebniki.actii. ugolovnoepravo. html (20.08.2016)
4. Кадников Н.Г. «Уголовное право. Общая и особенная части»
5. Международное уголовное право: учебник для вузов / А. В. Наумов, А. Г. Кибальник, В. Н. Орлов, П. В. Волосюк. —М.: Издательство Юрайт, 2013. — 463 с.
6. ABC. Полнотекстовая электронная библиотека для студентов. abc.vvsu.ru (22.08.2015)
7. Российская национальная библиотека. www.nlr.ru (22.08.2015)
Приложение 1
Общие критерии оценки самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины.
Максимальное количество баллов «отлично» студент получает, если:
1.обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
2.дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
3.может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
4.правильно отвечает на дополнительные вопросы
преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного
материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
1.неполно, но правильно изложено задание;
2.при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
3дает
правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
4.может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
5.правильно отвечает на дополнительные вопросы
преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного
материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
1.неполно, но правильно изложено задание;
2.при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
3.знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
4.излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
5.затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
1.неполно изложено задание;
2.при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Критерии оценки по видам работ
1. Критерии оценки подготовки информационного сообщения
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- наличие элементов наглядности.
2. Критерии оценки подготовки сообщения
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- соответствие оформления сообшения требованиям.
3. Критерии оценки написания конспекта первоисточника
- содержательность конспекта, соответствие плану;
- отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
- ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
- наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
- соответствие оформления требованиям;
- грамотность изложения;
- конспект сдан в срок.
4. Критерии оценки написания эссе
- новизна, оригинальность идеи, подхода;
- реалистичность оценки существующего положения дел;
- полезность и реалистичность предложенной идеи;
- значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
- художественная выразительность, яркость, образность изложения;
- грамотность изложения;
- эссе представлено в срок.
5. Критерии оценки составления опорного конспекта
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- соответствие оформления требованиям;
- аккуратность и грамотность изложения;
- работа сдана в срок.
6. Критерии оценки составления сводной (обобщающей) таблицы по теме
- соответствие содержания теме;
- логичность структуры таблицы;
- правильный отбор информации;
- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного)
характера изложения информации;
- соответствие оформления требованиям;
- работа сдана в срок.
7. Критерии оценки составления кроссвордов по теме и ответов к ним
- соответствие содержания теме;
- грамотная формулировка вопросов;
- кроссворд выполнен без ошибок;
- работа представлена на контроль в срок.
8. Критерии оценки создания материалов–презентаций
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
1.Памятка решения задач
1. Прочитай внимательно задачу и подумай, что означает каждое число в задаче. Постарайся представить то, о чем говорится в задаче.
2. Если задача сложная, запиши кратко ее условие, начерти к ней схему или сделай рисунок.
3. Прочитай вторично задачу и перескажи про себя.
4. Подумай, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
5. Подумай, что можно узнать из данных и условия задачи и нужно ли это знать для ответа на вопрос задачи.
6. Обдумай план решения задачи.
7. Реши задачу.
8. Проверь ответ.
Алгоритм подготовки доклада (сообщения)
1. Определите тему! Сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад (сообщение) должен быть подготовлен.
2. Подберите литературу по данному вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию преподавателя.
3. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего доклада. Составьте план доклада на основе этого источника.
4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.
5. Не забывайте обращаться к справочной литературе. По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.
6. Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).
7. Приступайте к оформлению выступления:
- составьте подробный, развернутый план выступления, указывая в скобках фактический материал;
- не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;
- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.
8. Несколько раз «проговорите» текст дома. Проконтролируйте отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное. Нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы вас было интересно слушать.
9. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения. Разница между докладом и сообщением — в характере переработки информации. Доклад содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте. Сообщение предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное
которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к преподавателю.
Подготовка к защите сообщения
1. Общие рекомендации:
- хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5–7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
- логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
- употребляйте только понятные аудитории термины;
- хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
- ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал.
- постарайтесь предупредить возможные вопросы.
Рекомендации выступающему.
- начните свое выступление с приветствия аудитории;
- огласите название вашего сообшения, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
- не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
- поблагодарите слушателей за внимание;
- старайтесь ответить на все вопросы аудитории.
Рекомендации по составлению конспекта
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Алгоритм самостоятельной работы по поиску информации в Интернете
на заданную тему
1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами заданий.
2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
3. Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
4. Повторение лекционный материал по заданной теме.
5. Внимательно изучите тему и формулировку задания.
6. Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой.
7. Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail или Nigma).
8. Введите запрос и проверьте орфографию запроса.
9. Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы».
10. Или поочередно вводите в адресную строку браузера предложенные преподавателем адреса интернет-сайтов.
11. Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию.
12. Заполните форму отчета согласно требованиям (можно копировать фрагменты информации с сайтов).
13. Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы составить список источников в своем отчете.
14. Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
15. Проводите самоконтроль не только после окончания работы над вопросами задания, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
16. Сформулируйте свои вопросы по найденному материалу, желательные для обсуждения на занятии.
17. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
18. Соблюдайте регламент по объему найденной информации.
При оценке результатов поиска информации в Интернете будут учитываться:
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Соответствие представленной информации заданной теме |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Полнота представления материала, достаточность объема списка используемых интернет-источников |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Правильность оформления |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Оценка |
4-5 баллов «удовлетворительно» |
6-7 баллов «хорошо» |
8-9 баллов «отлично» |
Материалы поиска информации в Интернете, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
Рекомендации по составлению презентации
1.Презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
2. Не делать слишком много слайдов. Нормальное время выступления – 5–10 минут. Исходя из этой цифры, рекомендуем делать не больше 10 слайдов.
3. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
4.На проекторе, как правило, теряется цветопередача и ухудшается контрастность. Поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
5.Ищите разумный баланс между текстом, графикой и анимацией.
6.Общие правила оформления текста:
– тщательное выравнивание текста, буквиц;
– горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;
– каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;
– основную идею абзаца располагать в самом начале – в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);
– идеально, если на слайде только заголовок, изображение (рисунок, диаграмма, схема, таблица) и подпись к ней.
Алгоритм написания эссе
Эссе – (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Из предложенного перечня выбрать тему.
1. Введение. Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений. Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.
- Объяснение: почему пишете по этой теме!
- Указывается поднятая автором проблема
- Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему).
Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.
2.Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.
- Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…
- Свое отношение, мнение к авторскому пониманию.
Автор (фамилия, имя) безусловно прав, но…
Нельзя не согласиться с мнением автора…
Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…
- Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.
В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+ Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику
. Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…
- В текст включаются обществоведческие термины (понятия) и их объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3)!
Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.
3. Заключение. 1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.
Полезные советы
1) Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе. Написав абзац, опять возвращайся к прочтению фразы.
2) Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста
3) Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения
4) Используйте схему построения предложений:
"Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ...";
"Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …".
По моему мнению.., я разделяю позицию автора…;
В заключении можно сделать вывод, что…
5) Владейте набором определений по каждой теме.
Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
Методические рекомендации по составлению глоссария
Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
1. Составить список терминов. Слова в этом списке должны быть расположены в алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
2.После этого начинается работа по составлению статей глоссария.
Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:
– точная формулировка термина в именительном падеже;
– содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
– стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
– старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов.
Приводите в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.
4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка-алгоритм для составления схем
1. Прочти текст.
2. Выдели главную идею текста, раздели текст на части.
3. Подбери факты для составления схемы.
4. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
5. Установи связи, последовательность.
6. Выбери систему условных обозначений.
7. Продумай пространственное расположение схемы на листе.
8. Зафиксируйте схему на листе.
Памятка-алгоритм составления таблицы.
1. Прочти текст.
2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.
4. Запишите название признаков в графы.
5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
6. Сделай вывод.
7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Памятка-алгоритм написания конспекта
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
2. Конспектированию предшествует составление плана.
3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
6. В конспекте можно использовать цитаты.
7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Как сравнивать
Сравнивать - это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:
- выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
- установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.
2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.