Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)
Оценка 4.9

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)

Оценка 4.9
doc
23.04.2021
Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы»  (Использование мягких материалов)
108035.doc

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы»

(Использование мягких материалов)

 

Автор-составитель: Чернейкина Н.Ю. - педагог

дополнительного образования ИЗО и ДПИ

 

1.     Пояснительная записка.

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» в 1 классе предназначены для преподавателей художественных школ и школ искусств. Задание рассчитано на 9 учебных часов. В создании методических рекомендаций автор опирался также на рабочие программы учебных предметов «Рисунок», «Живопись», «Композиция». Предложенный материал дает педагогам возможность творчески подходить к преподаванию различных дисциплин. Главной целью при этом является достижение результативности в обучении при сохранении реалистического подхода к изображению натуры. Тема «Рисунок с натуры чучела птицы» актуальна. Детей привлекает изображение домашних животных, птиц, диких представителей животного мира. Интерес к ним с юных лет прививает любовь ко всему живому. Красота зверей и птиц, их забота о потомстве воспитывают сочувствие к ним, считал известный художник-анималист В.А. Ватагин.

2. Содержание работы

1 этап. Цели и задачи учебного задания – основная форма учебного процесса – рисование с натуры, вид самостоятельной работы – зарисовки с натуры домашней и дикой птицы. Изобразительные возможности, а, соответственно, и образные решения для каждого материала, для каждой техники обладают своими особенностями, и это может быть постигнуто и осознано учениками только в сравнении. При этом переход от работы с одним материалом к другому не должен сопровождаться шаблонным повтором уже пройденных этапов работы (пусть даже с особой спецификой). Напротив, он должен определяться этапностью самого творческого процесса – от созерцания к анализу и образному решению в конкретном материале.

2 этап. Задание – зарисовка с натуры чучела птицы –  выполняется мягким материалом. Выбор из широкого диапазона мягкого материала-- большой (использование прессованного угля, ивового угля, гаммы соусов, сепии, сангины). Положительной стороной задания является стремление верно передать в рисунке не только анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, образ. Анималистические рисунки известных мастеров изобразительного искусства полезно использовать при рисовании с натуры для того, чтобы рассмотреть некоторые анатомические и конструктивные особенности, проанализировать средства художественной выразительности. Выбор материалов и техники для последовательных этапов задания определяется их доступностью и творческим опытом учащихся и педагога. Преподаватель объясняет о положении птицы в пространстве, о компоновке в листе бумаги, о пропорциях данной птицы, о способах передачи многомерности пространства на плоскости листа и как это соотносится с изображаемым объектом, определении уровня горизонта на картинной плоскости и перспективном сокращении и увеличении изображаемого объекта, о выразительности компоновки и выборе точки зрения зарисовки с натуры чучела птицы. Допускается сочетание угля с другими материалами – сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом – «Ретушь». Преподаватель рекомендует растирать уголь тряпочкой или специальной растушкой в виде туго скрученного валика из плотной бумаги с заостренными концами. Не следует использовать резинку, так как после нее уголь (мягкий материал) ложится неровно. Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь щетинной кистью или тряпочкой. Освещенные места формы возможно проработать мелом либо светлым соусом.

В процессе работы над изображением птиц решаются определенные учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, точная передача пропорций, фактуры оперения и т.д. Приобретение знаний и умений содействует развитию творчества. Рисовать птиц можно в природе, на птицеферме, в зоопарке. Не всегда есть возможность делать это с группами детей. Посещение зоопарка и птицефермы в нашем районе невозможно, поэтому приходится прибегать к возможности рисовать чучела птиц. Предварительно необходимо внимательно понаблюдать за живыми объектами на природе (например, домашних уток, гусей, куриц, мелких представителей птичьего мира – воробьев, синиц, голубей, ворон). Графитный карандаш позволяет тонко передавать тональные различия в объёме, но он не позволяет работать быстро, предполагает длительную работу над рисунком. Наиболее удачно, живо получаются быстрые зарисовки в мягком материале.

При выполнении краткосрочных набросков мягким материалом не требуется тональная завершенность работы, подробная прорисовка оперения и деталей. Необходима быстрая передача общего движения и пропорций основной массы тела, то есть передача абриса и силуэта. Это развивает способность целостного видения. Для зарисовок наиболее подходит прессованный уголь, соусы, сепия, сангина. Тема задания требует пристального изучения внешнего облика, пластики и строения формы тела.

Цели и задачи зарисовки: изучение особенностей изображения птиц, приобретение технических навыков в работе с мягкими материалами, знакомство с основами анатомического строения птиц. Приобретение навыков в создании выразительного графического решения, передача пропорций и характерного движения птицы в пространстве.

       Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полёта. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Даже имея одинаковую величину, могут отличаться строением формы головы, формы клюва, формой крыльев, формой хвоста и т.д. 

        Подготовка к заданию заключается в наблюдении преподавателя с учащимися за птицами. Преподаватель предлагает создать коллекцию набросков диких, домашних птиц, зарисованных в разных ракурсах. Такая коллекция очень пригодится в дальнейшем для творческой работы (например, для создания станковой композиции, при работе над декорированием заданий по прикладной композиции). Собирая натурный материал, дети обращают внимание на особенности, выразительные черты, строение,  окраску, форму, величину тех или иных птиц. При этом формируется заинтересованное отношение к миру живой природы, восхищенное и уважительное восприятие красоты окружающего мира. Положительный эмоциональный настрой возникает заранее, а это одно из важнейших условий успешности учебного задания. Для наиболее правильного выполнения этого задания необходимо научить детей пользоваться специальной литературой (энциклопедией и другой справочной литературой). Попутно они приобретают навыки последовательной  работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка – от простого к сложному. Рассматривая форму тела птицы, туловища, хвоста, крыльев, конечностей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова – окружность, тело – овал, крыло – треугольник и т.д.). Таким образом, проводится геометрический анализ объема птицы.

        Краткосрочные учебные рисунки (зарисовки и наброски), обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся. При этом каждый обучающийся должен найти графический способ, который подходит именно ему. Следует учитывать, что в связи с индивидуальными способностями результативность в освоении учебного материала может быть различной.

    В данном случае предпочтение отдается мягкому материалу. Он способен передать красоту оперения, окраса, очарование пластики форм. Зарисовка начинается с неподвижных моделей – чучел птиц. Вначале рекомендуется сделать несколько ознакомительных набросков в разных положениях, отдельно проработав клюв, голову, лапы, а затем выполнять длительную зарисовку.  Работа мягким материалом известна с древнейших времен и считается наиболее привычной техникой для быстрых зарисовок. Работа с относительно несложным заданием в художественной школе дает первые навыки в технике работой мягкими материалами.

Качество и характер контура мягкого материала определяется методикой его нанесения. Расположив, например, уголь между большим и указательным пальцами, и продвигая его в нижнем направлении, на бумаге остается плавная и хорошо контролируемая линия. В результате вертикального движения по поверхности листа образуется более глубокая и насыщенная линия, которая может создавать в рисунке убедительный эффект цельности и неразрывности; работая торцом мягкого материала, может оставаться более широкий след, который можно размазать пальцем, при этом создается, например, фактура оперения. Работая по бумаге, можно пользоваться всеми преимуществами жирного темного контура, обладающего мягкими характеристиками и бархатистым видом. В этом случае линия может быть непрерывной. В работе углем и мягкими материалами немедленно реализуются такие качества, как решительность или деликатность штриха. Рисунок на грубой бумаге способен воспроизводить различные фактурные эффекты. В качестве фиксатива на таких уроках используется обычный лак для волос, который при закреплении не дает осыпаться мягкому материалу. Есть еще несколько рецептов закрепления слоя мягкого материала на работе, когда разводится сухое молоко и наливается в распылитель, таким образом, при распылении происходит закрепление слоя мягкого материала. Современные виды фиксативов выпускаются в банках-аэрозолях и представляют собой поливинилацетатные растворы в быстро испаряющемся ацетатном растворителе. Они идеально подходят для покрытия рисунков, но очень дороги, и в наших помещениях, при отсутствии вентиляции, оставляют долго держащийся запах, который, разумеется, вреден.

Учащиеся черпают вдохновение из реальной объективной действительности (в данном случае мир птиц) и должны отобрать свойства и качества  натуры. Учащимся предоставляется свобода в выборе художественных средств (мягких материалов).

Пристальное внимание отводится работе над силуэтом, изяществом, деликатностью и легкостью при исполнении зарисовки чучела птицы в мягком материале.

Умение видеть прекрасное в явлениях природы не может не сказаться благотворно на проявлениях творческой индивидуальности учащихся.

      3 этап. Работа с литературой по методике ведения данного задания.

1.     Ломоносова М.Т. «Графика и живопись. Учебное пособие». М.: Астрель, 2006 г.

2.     Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. «Рисование. 7 класс». М.: Просвещение, 1964 г.

3.     Смит Рэй. «Настольная книга художника». М.: Астрель, 2004 г.

4.     Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись». М.: Высшая школа, 2005 г.

5.     Унковский А.А. «Рисунки, наброски». М.: Просвещение, 1982 г.

6.     Терентьев А.Е. «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Пособие для учителей». М.: Просвещение, 1981 г.

7.     Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка». М.: Просвещение, 1981 г.

8.     Ли  Николай. «Основы учебного академического рисунка». М.: ЭКСМО, 2004 г.

9.     Барщ А.А. «Рисунок». М.: Просвещение, 1968 г.

10.  Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». М.: Академия, 1999 г.

11.  Эдвардс Бетти. «Откройте в себе художника» (2 издание). Минск: Попурри, 2003 г.

12.  Дюрер Альбрехт. «Рисунок, как основа изобразительных дисциплин». М.: Просвещение, 1962 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список наглядного материала по теме «Зарисовки чучела птицы»:

1.       Зарисовки художника-анималиста Ватагина В.А.

 

  

Рис. 1.                                 Рис. 2.

 

Рис. 3.

 

2.     Анатомические особенности зарисовки птицы.

 

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6.

 

Рис. 7.

 

 

 

 Рис. 8.

 

 Рис. 9.

 

Рис. 10.

 

Рис. 11.

3.     Зарисовки мягким материалом разных птиц.

 Рис. 12.

 

Рис. 13.

 Рис. 14.

 

 Рис. 15.

 

Рис. 16.

 

 Рис. 17.

 

Рис. 18.

 

Рис. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список рекомендованной литературы

обучающимся:

1.     Барщ А.А. «Наброски  и зарисовки». М.: Просвещение, 1962 г.

2.     Ли Николай. «Основы учебного академического рисунка» М.: ЭКСМО, 2004 г.

3.     Рымарь Наталья. «Как  нарисовать птицу». М.: АСТ-2008 г.

 

 


Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)

При этом переход от работы с одним материалом к другому не должен сопровождаться шаблонным повтором уже пройденных этапов работы (пусть даже с особой спецификой)

При этом переход от работы с одним материалом к другому не должен сопровождаться шаблонным повтором уже пройденных этапов работы (пусть даже с особой спецификой)

Допускается сочетание угля с другими материалами – сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом – «Ретушь»

Допускается сочетание угля с другими материалами – сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом – «Ретушь»

При выполнении краткосрочных набросков мягким материалом не требуется тональная завершенность работы, подробная прорисовка оперения и деталей

При выполнении краткосрочных набросков мягким материалом не требуется тональная завершенность работы, подробная прорисовка оперения и деталей

Положительный эмоциональный настрой возникает заранее, а это одно из важнейших условий успешности учебного задания

Положительный эмоциональный настрой возникает заранее, а это одно из важнейших условий успешности учебного задания

Работа мягким материалом известна с древнейших времен и считается наиболее привычной техникой для быстрых зарисовок

Работа мягким материалом известна с древнейших времен и считается наиболее привычной техникой для быстрых зарисовок

Современные виды фиксативов выпускаются в банках-аэрозолях и представляют собой поливинилацетатные растворы в быстро испаряющемся ацетатном растворителе

Современные виды фиксативов выпускаются в банках-аэрозолях и представляют собой поливинилацетатные растворы в быстро испаряющемся ацетатном растворителе

Терентьев А.Е. «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства

Терентьев А.Е. «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства

Список наглядного материала по теме «Зарисовки чучела птицы»: 1

Список наглядного материала по теме «Зарисовки чучела птицы»: 1

Рис. 3.

Рис. 3.

Анатомические особенности зарисовки птицы

Анатомические особенности зарисовки птицы

Рис. 6. Рис. 7.

Рис. 6. Рис. 7.

Рис. 8. Рис. 9.

Рис. 8. Рис. 9.

Рис. 10. Рис. 11.

Рис. 10. Рис. 11.

Зарисовки мягким материалом разных птиц

Зарисовки мягким материалом разных птиц

Рис. 14. Рис. 15.

Рис. 14. Рис. 15.

Рис. 16. Рис. 17.

Рис. 16. Рис. 17.

Рис. 18. Рис. 19

Рис. 18. Рис. 19

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы»  (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы»  (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы»  (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы» (Использование мягких материалов)

Методические рекомендации по выполнению задания по рисунку «Зарисовки чучела птицы»  (Использование мягких материалов)

Список рекомендованной литературы обучающимся: 1

Список рекомендованной литературы обучающимся: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2021