ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников
«Расправь крылья»
Методические рекомендации
«Постинтернатное сопровождение выпускников замещающих семей»
Белгород 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Особенности подготовки воспитанника замещающей семьи к выпуску…………………………………………………………………………..5
2. Основные направления и виды взаимодействия специалистов постинтернатного сопровождения с замещающими семьями и социальными партнёрами в подготовке выпускника к самостоятельной жизни………… 11
3. Формы и методы вовлечения родителей и воспитанников замещающих семей в культурно - досуговую деятельность………………………………..19
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………….. 23
Приложение………………………………………………………...………… .24
Введение
В настоящее время в нашем обществе активизируются процессы привлечения граждан к созданию замещающих семей для воспитания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Замещающая семья – понятие, объединяющее различные формы устройства детей к некровным родителям или воспитателям.
Основными видами передачи несовершеннолетних, лишенных заботы, являются усыновление, опека (попечительство), помещение ребенка в приемные семьи. Изредка сюда относят детские дома семейного типа и патронаж. Хотя понятие законодательно не закреплено, при муниципалитетах действуют отделы, которые в большинстве случаев так и называются – службы сопровождения замещающих семей. Их деятельность направлена на оказание социальной, образовательной, правовой и информационно-методологической помощи гражданам, воспитывающим несовершеннолетних, взятых из детских домов и приютов.
Несмотря на многочисленность служб сопровождения, есть понимание, что для эффективного сопровождения замещающих семей необходим четкий алгоритм работы, предполагающий единое видение решения проблем среди всех служб, оказывающих поддержку замещающим семьям.
Так, например, один из важных моментов – подготовка ребёнка к выпуску в самостоятельную жизнь. И хотя вся жизнедеятельность замещающей семьи направлена на решение этой задачи изначально, особое внимание следует уделить её решению, когда ребёнок достигает подросткового возраста и начинает строить планы в связи с получением в недалёком будущем собственного жилья, начинает решать для себя задачи профессионального определения. А после поступления в учебное заведение и достижения совершеннолетия может заключить договор со службой постинтернатного сопровождения и далее решает свои проблемы при её поддержке. Выпускник замещающей семьи часто при этом не теряет связи с замещающими родителями, если отношения с ними были позитивными и они по-прежнему принимают участие в его судьбе.
Взросление ребенка – серьезное испытание для воспитанника и замещающих родителей. В этот период во многих семьях возникает кризис взаимоотношений между замещающими родителями и их воспитанником.
Период подросткового возраста воспитанников всегда связан с необходимостью изменить требования к подростку, расширить границы его возможностей, дать свободу распоряжаться собой, своим временем и даже своей жизнью. Ребенка необходимо отпустить во взрослую жизнь. К этому подготовиться очень сложно. Поэтому перед выпуском воспитанника из замещающей семьи необходимо оказать ей поддержку.
Анализ региональных проблем и институциональных затруднений в реализации сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка показывает, что инфраструктура системы сопровождения функционирует на уровне разрозненных элементов, отношения между которыми носят несогласованный характер, имеет место дублирование функций, неясность разделения полномочий, различное понимание задач сопровождения и содержания деятельности.
Существует проблема взаимодействия системы постинтернатного сопровождения и замещающей семьи как на стадии выпуска ребёнка из замещающей семьи, так и в период нахождения выпускника замещающей семьи на постинтернатном сопровождении.
В настоящее время около 80% выпускников, находящихся на постинтернатном сопровождении в Белгородской области – это выпускники замещающих семей. Поэтому актуальной задачей является методическое обеспечение процесса адаптации и социализации выпускников замещающих семей.
Проблема эффективного комплексного социально-психолого-педагогического и правового сопровождения выпускника замещающей семьи требует разработки технологически оформленного, действенного и доступного для внедрения в практику научно - методического обеспечения сопровождения.
1. Особенности подготовки воспитанника замещающей семьи к выпуску
Специалисты региональной системы сопровождения из опыта работы с выпускниками замещающих семей отмечают их особенности, которые отличают их от выпускников учреждений для детей-сирот, которые приходят на постинтернатное сопровождение раньше воспитанников замещающих семей (15-17 лет) и показывают более слабую подготовку к самостоятельной жизни. Эти две категории выпускников имеют ряд отличий, что необходимо учитывать в работе.
Так, например, воспитанники замещающих семей показывают более высокую подготовку в решении бытовых вопросов, лучше ориентируются в социуме, имеют большее число социальных и личностных контактов, более высокую мотивацию к учёбе и трудоустройству. У большинства из них сформирован положительный образ семейной жизни и потребность в семье и детях.
Напротив, у выпускников интернатных учреждений слабее представлены навыки самообслуживания, присутствует иждивенческая позиция по отношению к организации своей жизни, высокие требования к государству в вопросах обеспечения, ниже развита мотивация к учёбе, получению профессии, созданию семьи и воспитанию собственных детей.
Период подготовки к выпуску из замещающей семьи начинается, когда ребенок становится подростком (12- 17 лет). Это время – кризисное, потому что воспитанники переживают очень сильные двойственные чувства.
С одной стороны, большинству из них уже хочется перейти в самостоятельную жизнь, хочется независимости, свободы в решениях и действиях. Многие хотят жить отдельно от замещающих родителей, сохраняя с ними отношения и полагаясь на их поддержку в тех случаях, когда она нужна.
С другой стороны, у воспитанников естественная реакция эмансипации от замещающей семьи отягощается пережитой в детстве травмой слишком раннего отделения от кровной семьи, и эта боль актуализируется в период, когда они покидают пусть и замещающую, но семью, где прошли годы их жизни. Также порой они не обладают достаточной личностной зрелостью к восемнадцати годам, хотя интеллектуально и физически они не отстают от сверстников, многие ребята эмоционально младше своего фактического возраста. Здесь сказываются факторы, связанные с их родительской семьёй и другими непростыми обстоятельствами жизни.
У многих подростков, проживающих в замещающих семьях, наблюдаются конфликты с родителями. У этих конфликтов есть, как ни странно, некоторый «функциональный» смысл – он упрощает процесс расставания замещающих родителей и воспитанника. И воспитаннику, и замещающим родителям уже хочется, несмотря на все страхи и неготовность, поскорее разойтись, чтобы снять создавшееся напряжение. Это время кризиса в большей или меньшей степени переживают почти все замещающие семьи. Именно перед выпуском, с согласия органов опеки и попечительства, с участием специалистов ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми» и специалистов системы постинтернатного сопровождения можно выстроить систему поддержки замещающей семьи, что позволит сделать переходный период более успешным для выпускника замещающей семьи.
Постинтернатное сопровождение начинается за год до выпуска из организации для детей-сирот и замещающих семей, а завершается по достижению выпускником 23 лет и осуществляется по месту его фактического проживания.
В постинтернатном сопровождении выделяют два этапа:
1) подготовка воспитанников к выпуску из организаций для детей-сирот и детей без попечения родителей и лиц из их числа, замещающих семей;
2) начало самостоятельной жизни выпускников, после их выхода из организации для детей-сирот и замещающих семей.
Примерный алгоритм организации постинтернатного сопровождения выпускников замещающих семей
Усилия замещающей семьи должны быть направлены на развитие личности воспитанника, способной активно войти в социум, принимать на себя социальные роли, принимать ответственные решения в ситуации выбора, способной влиять на среду, изменять ее и изменять себя, что обеспечит успешность социализации и дальнейшей интеграции выпускников в обществе, а также выработать и укрепить «иммунитет» к разрушающему воздействию деструктивного социального окружения.
Определение социальных ролей для выпускников замещающей семьи
Социальные роли |
Компетентность |
Я – гражданин (Я в обществе) |
Компетентность в сфере социально-правовых отношений |
Я – работник (Я в трудовой жизни) |
Компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений |
Я – хозяин (Я дома) |
Компетентность в социально-бытовой сфере |
Я – семьянин (Я в семье) |
Компетентность в сфере семейных отношений |
Я – творец (Я в свободное время) |
Компетентность в досуговой сфере |
Я – личность (Я отвечаю за себя) |
Личностная компетентность |
Я – здоров (Я отвечаю за свое здоровье) |
Культура здорового образа жизни |
Я – общаюсь (Я в мире людей) |
Коммуникативная компетентность |
Мониторинг результатов деятельности замещающей семьи по формированию социальной компетентности воспитанников
Показатели |
Метод оценки |
Результат мониторинга |
1. Успешность социальной адаптации выпускника по сферам жизнедеятельности: – обучение, в том числе профессиональное; – трудовая деятельность; бытовая сфера; – социальные отношения; – семейная сфера; – досуг и самореализация; – здоровье и ЗОЖ. |
– беседы с выпускниками; –беседы с педагогами; – выезд на место жительства; –беседы с соседями; –беседы с родственниками; –беседы с коллегами по работе; –диагностика.
|
Вывод об успешности постинтернатной адаптации. Отслеживание результатов социальной адаптации выпускников на протяжении всех лет. Определение процента успешности социальной адаптации. |
Мониторинг готовности выпускников замещающих семей к самостоятельной жизни
Показатели |
Метод оценки |
Результат мониторинга готовности выпускнику % |
1. Социально-правовые перспективы выпускника: –имущественные и жилищные права; –социальная сеть.
|
Тестирование. |
|
2. Состояние здоровья и физическое развитие: –отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.
|
Беседы с замещающими родителями. Оценка социального педагога. Оценка медицинских работников.
|
|
3. Личностная зрелость. –преодоление личностных последствий депривации.
|
Психологическая диагностика. Экспертная оценка |
|
4. Готовность к профессиональному обучению: –мотивация к школьному обучению. –результаты обучения в средней школе; – уровень развития учебно-познавательной деятельности. |
Беседы с замещающими родителями. Беседы с выпускниками. Беседы с педагогами. |
|
5. Готовность к выбору профессии – профессиональное самоопределение выпускника: –сформированность профессиональных интересов; –результаты профессиональных проб; – результаты предпрофильной подготовки; –знакомство с миром профессий; – отношение к выбору профессии; –представление о желательной профессии.
|
Тестирование
Беседы с выпускниками.
Диагностика |
|
4. Готовность к труду: –сформирована ли установка на труд как к жизненно необходимой деятельности: – сформированность трудовой мотивации; –отношение к различным видам труда (ОПТ, ручной труд, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание и т.д.); –волевые качества в труде; –результаты освоения трудовых навыков.
|
Беседы с выпускниками;
Беседы с педагогами, замещающими родителями |
|
7. Социально-бытовая ориентация: –навыки ведения домашнего хозяйства; – освоение социума; –ориентация в социальных институтах.
|
Беседы с выпускниками; Беседы с замещающими родителями. Диагностика |
|
8. Общение: – отношение со сверстниками; –отношения с взрослыми; –преодоление отчуждения от окружающих; –навыки включения в трудовой или творческий коллектив; –сформированность коммуникативных навыков.
|
Тестирование. Беседы с выпускниками;
Беседы с замещающими родителями |
|
9. Досуг и самореализация: – стабильные увлечения и интересы; – опыт самореализации в свободное время; – представление о будущей жизни
|
Беседы с замещающими родителями. Оценка медицинских работников. Психологическая диагностика. Экспертная оценка воспитателей.
|
|
Ожидаемые результаты
В замещающей семье созданы условия для развития и саморазвития воспитанников.
Дом замещающих родителей стал для его воспитанников школой:
–знаний и практических навыков;
–ЗОЖ;
– развития;
– культуры;
–традиций;
–творчества;
– общения.
Замещающая семья выпустит в жизнь выпускника, способного:
– к адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
–к сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;
–к осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;
– к творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
– к продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
Главный результат: выпускник замещающей семьи – всесторонне развитая, социально адаптированная личность, любящая свой родной край, знающая и умеющая ценить его культурно – историческое наследие. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.
2. Основные направления и виды взаимодействия специалистов постинтернатного сопровождения с замещающими семьями и социальными партнёрами в подготовке выпускника к самостоятельной жизни
В начале последнего года перед выпуском Центр проводит оценку социально-психологической готовности к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и замещающих семей на основе пакета диагностических методик.
Методики направлены на оценку внутренних ресурсов для преодоления социального кризиса при переходе к самостоятельной жизни и группируются в три основных фактора:
- личностная самостоятельность – высокая степень индивидуальной автономии, готовность активно действовать и самостоятельно решать собственные жизненные проблемы;
- способность к самообслуживанию – овладение воспитанниками такими видами деятельности, как самостоятельная покупка продуктов и товаров, осуществление ухода за одеждой и домом, приготовление пищи, передвижение на общественном транспорте;
- осведомленность и способность к поиску информации – навыки в поиске и обработке информации, являющейся полезной для решения практических проблем.
Результаты оценки, а также представления воспитанника о своем будущем, его планы, запрос о необходимой поддержке позволяют разработать индивидуальный план подготовки к выпуску (ИПП). Он обсуждается на консилиуме специалистов Центра, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистов ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми».
При этом задача специалистов обеспечить учет мнения выпускников при планировании работы, включая профессиональный выбор, в том числе выбор профессиональной образовательной организации для дальнейшего обучения.
Следующий консилиум проходит через три месяца, в течение которых осуществляются запланированные действия, направленные на решение поставленных задач. На консилиуме обновляются индивидуальные планы подготовки к выпуску ребят из замещающих семей и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе анализа проделанной работы планируются новые необходимые действия и мероприятия.
Центр планирует ежегодно совместно со специалистами ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми» проводить индивидуальные и групповые консультации по вопросам психолого-педагогического и социально-правового сопровождения выпускников, готовит региональное мероприятие - игру-конкурс «Стартап», направленное на создание условий для оценки будущими выпускниками своей готовности к самостоятельной жизни.
К проведению итогового консилиума в конце учебного года специалистами Центра еще раз проводится итоговая оценка социально-психологической готовности воспитанников к выпуску.
Анализ проведенной работы и ее результатов, произошедших изменений в жизненной ситуации выпускника – основная задача итогового консилиума. По итогам консилиума Центр готовит аналитическую информацию о готовности каждого воспитанника - выпускника текущего года выпуска к самостоятельной жизни вне стен организации и замещающей семьи и к продолжению образования в профессиональных образовательных организациях.
Центр готовит аналитический отчет о результатах реализации планов подготовки к выпуску воспитанников текущего года выпуска. Специалисты профессиональных образовательных организаций заранее получают информацию о поступающих к ним выпускниках. Электронные документы, содержащие основные сведения о жизненной ситуации выпускника, передаются Центром в колледжи до начала его обучения.
Студентам первого курса из числа выпускников с высоким риском социальной дезадаптации подбираются постинтернатные воспитатели (не позднее 30 сентября). Центр совместно с ОГБУ «Центр молодёжных инициатив» осуществляет их подготовку.
Центр передает также в органы опеки и попечительства пакет электронных документов на выпускников текущего года выпуска, поступивших на обучение в профессиональные образовательные организации, находящиеся на территории данного муниципального образования.
В свою очередь, органы опеки и попечительства предоставляют субъектам постинтернатного сопровождения по их запросу дополнительную информацию по вопросам имущественных и личных неимущественных прав выпускников.
Для постановки задач индивидуального сопровождения выпускников, обучающихся на первом курсе, а в дальнейшем для анализа результативности осуществленных действий, взаимодействия специалистов с выпускниками, ежеквартально проводятся консилиумы специалистов Центра и колледжей. К участию в них приглашаются специалисты организаций для детей-сирот, при необходимости – специалисты органов опеки и попечительства, других органов и организаций.
Колледж информирует Центр о приеме, угрозе отчисления и самом отчислении выпускника, переводе его в другую профессиональную образовательную организацию, это позволяет скоординировать необходимые действия.
Установленные связи с замещающей семьёй перед выпуском воспитанника могут помочь специалистам сопровождения лучше узнать выпускника и с участием замещающих родителей решать многие проблемы, с которыми он сталкивается после выпуска из замещающей семьи.
Практика сотрудничества с замещающими семьями региональной системы постинтернатного сопровождения Белгородской области доказала свою эффективность, но, к сожалению, пока взаимодействие выстраивается по необходимости, по случаю, как говорят специалисты, уже после выпуска из семьи. На наш взгляд, такую работу необходимо начинать раньше и в тесном взаимодействии с другими заинтересованными службами.
При заключении договора с выпускником о постинтернатном сопровождении необходима психолого-педагогическая диагностика готовности выпускника замещающей семьи к самостоятельной жизни, что давно вошло в практику и является необходимым условием при приёме на постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для – детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Эту практику следует распространить на выпускников замещающих семей, что даст специалистам служб сопровождения необходимые данные при построении индивидуального плана постинтернатного сопровождения каждого выпускника.
Диагностика направлена на изучение познавательной, межличностной сфер и выявление индивидуальных особенностей личности и др.
Для проведения психолого-педагогической диагностики могут быть использованы различные методики.
Специалист сопровождения может использовать методику «Социально-средовая диагностика», которая позволяет выявить, что выпускник знает, что умеет и чем пользуется в повседневной жизни. Данная методика позволяет определить первичные проблемные ситуации выпускника, с которых нужно начинать работу специалисту сопровождения.
Диагностику готовности выпускника замещающей семьи могут провести совместно специалисты ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми» и психологическая служба ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья».
При первой встрече с замещающими родителями, специалист сопровождения решает следующие задачи:
- получение общего представления о семье, получение информации о выпускнике;
- установление доверительных отношений между специалистом сопровождения и замещающей семьей;
- выявление проблем и психологических особенностей выпускника.
Специалистам постинтернатного сопровождения необходимо выстраивать взаимоотношения с выпускником и замещающей семьей таким образом, чтобы семья воспринимала их не как представителей контролирующих организаций, а как друга семьи, который хочет помочь.
Помощь специалистов выпускнику замещающей семьи нужна в различные периоды, но особенно в течение первого года после выпуска из семьи.
Процесс адаптации к самостоятельной жизни – один из наиболее кризисных и требует особо тщательного и продуманного подхода к взаимодействию с замещающими родителями.
В период первого года после выпуска из замещающей семьи необходимо постоянное и регулярное наблюдение за ходом адаптации выпускника в социуме. На этапе адаптации или появления проблемы, конфликта в новой среде проживания (социальная гостиница, общежитие, съёмное жильё) желательно периодически осуществлять телефонные переговоры с замещающими родителями, которые продолжают участвовать в судьбе своего воспитанника с целью оказания ему поддержки в трудной жизненной ситуации.
Так, например, выпускница замещающей семьи А. попала в трудную жизненную ситуацию в связи с беременностью и потерей поддержки со стороны отца будущего ребёнка. И только при поддержке психологов Центра и замещающей матери удалось совместными усилиями убедить А. сохранить ребёнка и решить финансовые и бытовые вопросы. Имеются и другие положительные примеры сотрудничества специалистов Центра и замещающих семей.
Эта работа проводится постоянно и особенно целенаправленно в случаях возникновения непредвиденных и сложных ситуаций в жизни выпускника.
Взаимодействие специалистов постинтернатного сопровождения и замещающих семей в период подготовки их воспитанника к выпуску (16 —18 лет) направлено на обеспечение эффективной адаптации и социализации выпускника.
Основными направлениями помощи выпускнику в рамках психолого - педагогического сопровождения являются: социально-правовая, психологическая, педагогическая помощь.
Социально-правовая помощь включает консультирование семьи по социально-правовым вопросам и содействие в их разрешении, в частности:
- консультирование по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье;
- содействие в защите прав и интересов воспитанника, с учётом его правового статуса, в частности, при решении жилищных вопросов, оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п.
Психологическая помощь включает такие направления работы, как:
- помощь воспитаннику в преодолении имеющихся эмоциональных и поведенческих трудностей;
- помощь воспитаннику в преодолении личностно-социальных трудностей (например, неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей);
- консультирование замещающих родителей по поводу эмоциональных, поведенческих и других психологических трудностей воспитанника;
- консультирование замещающих родителей по вопросам развития и воспитания;
- психологическая поддержка замещающих родителей;
- помощь в разрешении семейных конфликтов и др.
Центр вовлекает воспитанников и замещающих родителей в массовые и групповые мероприятия, которые проводятся его специалистами в целях повышения квалификации замещающих родителей в вопросах подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
После принятия на постинтернатное сопровождение у некоторых выпускников выявляется отсутствие устойчивой мотивации к получению образования и трудоустройству. Чем раньше специалисты начинают работать с такими проблемами, тем успешнее они решаются на практике.
Таким образом, взаимодействие специалистов региональной системы постинтернатного сопровождения и социальных партнёров в вопросах подготовки выпускников к самостоятельной жизни требует дальнейшего укрепления и развития и особое место в этом занимает сотрудничество с замещающими семьями.
3. Формы и методы вовлечения родителей и воспитанников замещающих семей в культурно - досуговую деятельность
Вместе с социальными партнёрами специалисты региональной системы постинтернатного сопровождения проводят культурно-массовые мероприятия, участниками которых могут быть как родители, так и воспитанники замещающих семей.
В работе используются групповые и индивидуальные формы работы.
В помощь замещающим родителям целесообразно провести занятия в составе небольших групп по программе «Перед выпуском» (см. Приложение). Это клубные встречи по тематике актуальных проблем, с которыми замещающие родители сталкиваются перед выпуском воспитанника из семьи.
Исходя из потребностей замещающих семей, выявленных в процессе диагностики проблем, специалисты региональной системы постинтернатного сопровождения разрабатывают методические пособия для родителей замещающих семей, используя опыт работы других учреждений, занимающихся сопровождением таких семей. Они освещают вопросы благополучной адаптации детей в замещающих семьях, положительный опыт воспитания и развития воспитанников, разрешения трудных жизненных ситуаций в замещающей семье и другие вопросы.
В условиях пандемии стала востребованной организация досуга семьи в домашних условиях.
В данной ситуации с успехом используются всевозможные конкурсы: «кто быстрее и лучше уберет свою комнату», «кто придумает лучший сценарий празднования Нового года», «кто приготовит самое вкусное и красивое блюдо на праздничный ужин», «кто красивее нарисует корову с завязанными глазами» и т. д. Несложно сделать эти конкурсы не только веселыми, но и полезными для семьи и её воспитанников.
Дома можно устроить свой собственный театр, для участия в котором пригласить друзей, живущих по соседству. С выдумкой подходя к любому самому будничному делу, легко сделать жизнь замещающей семьи насыщенной положительными эмоциями, да и домашние дела в этом случае будут восприниматься воспитанниками скорее как семейное приключение, а не как тяжелая обязанность.
Музеи перестроили свою работу в новых условиях и предлагают многочисленные онлайн-экскурсии по своим залам.
На сайтах многих НКО и фондов организованы образовательные порталы, где выпускники могут получить знания о профессиях, развить мотивацию к получению образования и трудоустройству. Так, например, Фонд «Хранители детства» предлагает онлайн-обучение со стажировкой в бизнес-структурах.
Очень важным является оздоровительный семейный досуг.
Сюда относят: туризм, пешие прогулки; просмотр программ о пользе физических упражнений и спорте, посещение спортивных зрелищ; семейные праздники с элементами физкультуры и спорта.
Специалисты Центра с помощью известных спортсменов и волонтёров проводят спортивные мероприятия, в которых могут принять участие, как родители, так и дети: марафоны, кроссы, велопробеги, принять участие в состязаниях на силу, выносливость, смекалку.
Такая совместная деятельность способствует сплочению семьи, пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков правильно организованного семейного отдыха.
Целенаправленная работа с замещающей семьёй способствует успешной интеграции воспитанника в общество и формирует положительные установки во взаимоотношениях «родитель-ребенок», посредством включения в совместную деятельность.
Заключение
Психолого-педагогическое сопровождение является важным и необходимым условием, обеспечивающим эффективную интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающую семью.
Сопровождение замещающих семей в период подготовки воспитанника к выпуску имеет особое значение. Оно позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов, расширению диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.
Сопровождение будет более успешным при условии взаимодействия специалистов учреждений, занимающихся сопровождением замещающих семей со специалистами региональной системы постинтернатного сопровождения и социальными партнёрами.
Эффективность помощи замещающим семьям и их воспитанникам напрямую зависит от качества взаимодействия специалистов системы сопровождения с НКО, государственными организациями, оказывающими помощь семьям, а также со школами, учреждениями дополнительного образования, психологическими центрами и медицинскими учреждениями.
Помощь специалистов постинтернатного сопровождения помогает замещающей семье избежать ошибок в период подготовки воспитанника к выпуску, скорректировать действия по переходу в самостоятельную жизнь, избавиться от ощущения профессионального одиночества, способствует профилактике профессионального выгорания, является ресурсом для информационного обмена, оказания оперативной комплексной помощи выпускникам, замещающим семьям и повышения квалификации специалистов, входящих в сообщество.
Список литературы:
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.
2. Артюкова О.И., Теличко Т.В. Азбука здоровья: Методическое пособие по основам антистрессовой грамотности для родителей и детей. – Уфа: 2009. – 40 с.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
4. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – Санкт-Петербург: КАРО, 2007. – 384 с.
5. Гольцман Т. О. Организация семейного досуга как условие эффективной адаптации ребенка в замещающей семье / Т. О. Гольцман. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань :
7. Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. – М.: Дом, 1993.
9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа
тематической группы для родителей замещающих семей
«Перед выпуском»
Тема подготовки воспитанника замещающей семьи к выпуску в возрасте 15-17 лет является одной из самых актуальных для родителей и специалистов.
Таким семьям нужно интенсивное внимание и поддержка со стороны службы сопровождения. Относительно не ресурсоемким способом обеспечения такой поддержки становится организация группового сопровождения в виде структурированной пролонгированной тематической программы.
Программа рассчитана на 9 занятий. В группу входят замещающие семьи, дети которых достигли 15-17 лет.
Основная задача группы – подготовить родителей и воспитанников замещающих семей к выпуску.
Тематический план занятий по программе «Перед выпуском»:
1. Знакомство, ожидания и опасения группы, выработка правил, создание безопасной и доверительной обстановки.
2. Теория привязанности. Диагностические инструменты: линия жизни, мозаика развития. Разбор случая по запросу.
3. Понятие «адаптация ко взрослой жизни». Особенности ее протекания. Диагностика этапа адаптации. Анализ личных стратегий поведения. Разбор случая по запросу.
4. Трудности формирования мотивации к получению образования и трудоустройству.
5. Новые вызовы: причины конфликтов с родителями и друзьями. Разбор случая по запросу.
6. Трудные родительские чувства и переживания: «Почему мы не слышим друг друга?» Анализ способов реагирования, выбор оптимальных. Разбор случая по запросу.
7. Выбор профессии: стратегия и тактика родителей.
8. Проверка на прочность: юридическая грамотность в вопросах получения жилья.
9. Новая социальная среда и взаимодействие с ней. Разбор случаев.
10. Завершающее занятие. Подведение итогов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.