Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс
Оценка 5

Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс

Оценка 5
Работа в классе +2
docx
Междисциплинарный 9
5 кл—7 кл
10.10.2024
Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс
Большая психологическая нагрузка зачастую сопровождает школьников при их переходе на следующий этап обучения. Среднее звено, по мнению многих детских психологов и педагогов, требует от учеников в процессе школьной адаптации определенных усилий. Длительность этого периода может достигать 3-6 месяцев. Уверенно справиться с поставленными перед ребятами задачами способствует понимание родителями трудностей, с которыми могут столкнуться их дети.
Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс.docx

Вербицкая Анжела Валерьевна,

Учитель Первой категории начальных классов в ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4" Г. МЕЛИТОПОЛЬ

    anzhelaverbickaya69@yandex.ru

 

Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс?

Большая психологическая нагрузка зачастую сопровождает школьников при их переходе на следующий этап обучения. Среднее звено, по мнению многих детских психологов и педагогов, требует от учеников в процессе школьной адаптации определенных усилий. Длительность этого периода может достигать 3-6 месяцев. Уверенно справиться с поставленными перед ребятами задачами способствует понимание родителями трудностей, с которыми могут столкнуться их дети.

 

Оглавление

 

·         Особенности обучения в средней школе

·         Адаптационный период — признаки и особенности

·         Как подготовить ребенка?

·         Затруднения при адаптации

·         Заключение

 

Особенности обучения в средней школе

Подавляющее большинство учеников, переходящих на среднее звено школьного обучения, отмечают высокий уровень важности такого события. Этот шаг в жизни ребенка — зримый показатель детского взросления. Смена окружающей детей обстановки может быть кардинальной или частичной. Детские психологи отмечают, что, начиная с 5 класса, школьники начинают чувствовать значительно большую, по сравнению с начальной школой, психическую нагрузку. Это может быть обусловлено следующими изменениями в школьной деятельности ребенка:

·         появление нескольких учителей по различным дисциплинам — возникновение новых для детей педагогов, повышение требований, возрастание ответственности осознаются ребятами в течение некоторого времени;

·         занятия происходят в разных школьных кабинетах — пятиклассникам необходимо привыкнуть к внезапному расширению их возможностей и обязанностей, своевременному переходу в предметные классы, вероятным встречам со старшеклассниками;

·         смена одноклассников — коллектив может измениться даже без перехода в другое образовательное учреждение, иногда в классе появляются новички или из него уходят уже знакомые для ребенка дети, что болезненно воспринимается другими одноклассниками. 

Сегодня переход с начального на средний учебный этап подразумевает для школьников окончание малого детского возраста. Поскольку раннее детство подошло к концу, для этой возрастной группы начинается стабильный период развития. В такое время дети начинают делиться с родителями, сверстниками, младшими членами семей описанием характерных для каждого их учителя чертами. Кто-то, по рассказам учеников средней школы, может быть «добрым», «злым», «вредным». Принятие школьниками нового положения помогает многим забыть о возможных неудачах в начальной школе, повысить уровень успеваемости, наладить взаимоотношения с учителями. 

 

Адаптационный период — признаки и особенности

Согласно проведенным квалифицированными специалистами психофизиологическим и психологическим исследованиям, при переходе в 5 класс ученики адаптируются к измененным условиям образовательного процесса. Такой период выделяется схожим с началом обучения в 1 классе характером. Ввиду появления усложненных по сравнению с начальной школой требований психика каждого ребенка подвергается серьезным испытаниям. Резкая смена и разнообразие условий учебы вызывают у школьников разные самоощущения и реакции. Наиболее частые признаки адаптационного периода:

·         снижение работоспособности;

·         нарушения сна, аппетита;

·         суетливость;

·         тревожность;

·         робость;

·         забывчивость;

·         неорганизованность;

·         чрезмерная шумность.

Вышеперечисленные функциональные показатели выявляются детскими психологами примерно у 75% учеников, недавно перешедших в среднюю школу. Подобные признаки адаптации имеют единичный характер, могут проявляться у школьников в разной форме, исчезают в течение от двух до четырех недель после начала учебного процесса. При этом стоит отметить, что адаптационные показатели могут сохраняться на протяжении от 2-3 месяцев до полугода.

Развитию детей на фоне адаптации к новому для них школьному этапу нередко сопутствуют психосоматические заболевания. Родителям учеников, которые только начинают учиться в 5 классе, следует оказывать своим детям соответствующую помощь и поддержку. Окружающая ребят обстановка должна выделяться спокойной атмосферой, вместе с этим важно иметь четкий режим. Если взрослые заметили одновременное проявление множества функциональных показателей или весьма долгосрочный процесс адаптирования ребенка к новым условиям, то для их устранения стоит обратиться за помощью к школьному психологу. 

Как подготовить ребенка?

Детство кончилось

 

Переход в среднюю школу обычно совпадает с физиологическим завершением детства: дети растут, меняются и превращаются в странных подростков. Все это делает адаптацию пятиклассников еще загадочнее и краше. Сложности вызывает рост тела, гормональные бури, несбалансированность разных систем организма, эмоциональная неустойчивость. А психологически подростковый старт связан с чувством взрослости и собственной важности.

У подростка появляется чувство самостоятельности: «Я могу!» (иногда зашкаливающее). Та уютная гармония личности и отношений, которая выстроилась к 8-9 годам, начинает со стоном рушиться. Детке очень хочется заново обрести себя, показать всем вокруг себя – нового, могучего и прекрасного. Этот путь непрост, сначала он порождает желание отдалиться от всего привычного и от всех, кто раньше оказывал на ребенка влияние.

Внешне это отдаление часто проявляется в негативизме – желании отрицать и противиться всему, что «навязывается» ребенку, любым предложениям, суждениям и чувствам взрослых (чтобы не «затоптали» ростки новой подростковой жизни). Но негативизм – это еще и начало поиска своей уникальности, собственного Я, и в этом его положительный смысл. В этом возрасте дети особенно хорошо понимают важность доверительных отношений и уважения к себе, начинают разбираться в последствиях своего и чужого поведения. Они начинают гораздо больше ценить отношения с другими детьми, с которыми можно быть на равных и которые ничего не могут навязать, в отличие от взрослых.

Психологи говорят, что именно из-за ценности отношений со сверстниками у младших подростков происходит замена ведущей деятельности. В младшей школе, ведущей была учебная деятельность: детям нравилось именно учиться, разбирать новое, они с позитивом относились к самой учебе. В средней школе начинается новенькое: деятельность общения становится главной, - и это меняет приоритеты. То есть, подросткам по-прежнему нравится узнавать новое, но способности будут развиваться только там, где учеба подкрепляется положительными эмоциями, положительным обменом мнениями с одноклассниками и учителями, где есть успех, одобрение и уважение. Иными словами, хорошо учиться ребенок будет там, где он может быть крутышкой. Если самооценка и внешняя оценка не совпадают: когда сам для себя я принц и гигант, а для учителей - лентяй и скандалист, - это может не только усиливать негативизм, но и вести к внутреннему дискомфорту и конфликтам. А высокие оценки стимулируют дальнейший рост. И это нужно учитывать, настраивая ребенка на хорошую учебу и разрешая конфликты с учителями.

И еще немного физиологии, чтобы помнить: в 11-12 лет у подростков снижается выносливость, они быстро утомляются, снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Все это кратковременные явления, они не означают, что ребенок испортился, стал ленив, слаб или приобрел плохой характер. Просто в настоящее время он по объективным причинам не может хорошо себя контролировать и управлять собой. Очень важно в этот период жизни не предъявлять к детям завышенных требований, а спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.

 

Что мы можем наблюдать в начале 5 класса?

 

Итак, наши «начинающие подростки» с зарождающимся негативизмом, жаждой общения и самоутверждения приходят в 5 класс. Обычно адаптация к новой школьной жизни занимает у детей 2-4 недели, но может и затянуться на 2-3 месяца, а то и дольше. Часто дети в это время:

·         становятся неуравновешенными: плаксивыми, капризными или возбужденными и агрессивными;

·         иногда – наоборот, делаются заторможенными и вялыми;

·         быстрее устают и больше спят;

·         теряют аппетит или, наоборот, налегают на вкусняшки;

·         возвращаются к старым детским книгам и играм;

·         могут захандрить или заболеть.

Чтобы смягчить им привыкание и настроить на хорошую волну, заложить базу для дальнейшей успешной учебы и хорошего общения, можно немного помочь детям, это точно в наших силах.

 

Рекомендации родителям

 

Обеспечьте дома стабильную и комфортную обстановку. Ребенок должен знать, что хоть где-то все осталось по-прежнему - и по-прежнему хорошо. Постарайтесь отложить поездки или ремонт, перемены в жизни семьи. Готовьте любимые блюда, занимайтесь привычными делами, ходите вместе в кино и на прогулки. Как будто в какой-то части вашей жизни совершенно не важно, что есть школа с ее пятым классом и адаптационным периодом.

Позаботьтесь о правильном сне, прогулках, спорте, витаминах. Физическая активность хорошо влияет на самочувствие и состояние организма, кислород во время прогулок по парку приводит мозг в чувство. Следите за позой ребенка за письменным и обеденным столом, повесьте лампочки во всех углах, где детка пристраивается читать.

Расспрашивайте ребенка о его школьных делах. Причем, дежурных вопросов будет мало: «Как в школе?» - «Все хорошо», - «Ага». Разговаривайте с ребенком о школе внимательно, запоминайте новые имена, события, детали, используйте их для того, чтобы в другой раз начать разговор о школе, находите время для этого. Так, с одной стороны, у вас будет более-менее полная картина того, что происходит с ребенком, а с другой стороны, детка сможет разделить груз переживаний с вами, и ему будет легче.

Регулярно разговаривайте с классным руководителем и другими учителями об учебе ребенка и его поведении. Если вы чувствуете непорядок – без колебаний поговорите с учителем. Вы сможете дать ему какую-то информацию, которая облегчит школьную жизнь ребенка, а для себя проясните такие моменты, которые не может донести до вас сын или дочка. Может быть, он просто все время забывает тетради, и вам придется за ним последить. А может, у детки провал по каким-то разделам в математике или русскому языку, - и вы поможете ему восстановить пробелы.

Придется вникнуть в программу и требования учителей по разным предметам. Хотя бы просто помочь ребенку отметить эти требования – на листочке, который прикнопим к стене перед письменным столом: «Русский язык – каждую неделю сдавать правила, брать с собой тетрадь для словаря. Обществознание – общая тетрадь, план презентаций…».

 

Помогите ребенку разобраться в новых терминах. Часто именно непонимание или неправильное понимание новых понятий, которые встречаются в учебниках или рассказах учителей, ведет к провалам в учебе. Научите ребенка лезть в словарь или гугл, чтобы все прояснять.

Знайте дисциплинарные правила, установленные в школе, и помогите ребенку выполнять их. Что подходит под формат школьной формы, а что нет. Какие прически разрешаются. Во сколько нужно быть в школе и что бывает за опоздания. Когда нужно покинуть школу.

В первые недели помогайте ребенку выполнять домашние задания. Но не делайте их за него. Договоритесь с ребенком о специальном времени, когда он должен выполнять задания, последите за выполнением договоренностей. Помогите решить задачу или найти материал к докладу, но постарайтесь не брать на себя слишком много ответственности – ребенок должен учиться сам.

Будьте терпеливы, дайте ребенку время на осознание нового. Внушайте положительное: все наладится, у ребенка все получится, если он немного постарается, он молодец и умничка. Давайте ребенку отдых от любых внушений и побуждений, чтобы он мог побыть таким, какой он есть. Верьте в своего ребенка и любите его!

И последний совет – хвалите и обнимайте ребенка с самого утра, до первого урока, улыбайтесь ему. Это хороший заряд на весь школьный день!

 

Затруднения при адаптации

Со стороны школьников вызвать непонимание и некоторые затруднения может противоречивость требований, предъявляемых разными учителями. Например, это может быть необходимое для урока количество и формат тетрадей. Ученики часто впервые сталкиваются с такими трудностями. Помочь детям разобраться с ними могут родители, которым нужно объяснить ребятам причины различий и предложить вариант для учета педагогических требований (например, расписание с их четким описанием). Исключение зависимости ребенка от взрослых при переходе на среднее школьное звено — один из важных факторов, который способствует развитию его самостоятельности. Поддержать успеваемость детей по разным предметам во время адаптации можно с помощью совместной подготовки домашних заданий. Такой подход поможет предотвратить возникновение трудностей на первом этапе обучения в 5 классе.

Заключение

Создавая для ребенка условия, при которых он будет чувствовать себя удачливым, смышленым и умелым, родители содействуют успешности школьника. Безусловная любовь и принятие детей такими, какие они есть, — отличный способ показать отсутствие сомнений в их интеллектуальных и физических возможностях. Когда взрослые начинают ставить себя на место ученика, это помогает разобраться в чувствах и мыслях ребенка. Этот подход также содействует обнаружению наилучших вариантов для решения многих негативных психологических ситуаций, которые могут возникнуть в жизни детей в средней школе.

Неповторимость и уникальность каждого ребенка — неоспоримый факт. При этом родителям не стоит завышать свои личные ожидания по отношению к нему и пытаться реализовать собственные желания и мечты, которые не сбылись. Воспитание детей на личном примере — отменный метод прохождения адаптационного периода при переходе в 5 класс и на других этапах жизни ребенка!


 

Вербицкая Анжела Валерьевна ,

Вербицкая Анжела Валерьевна ,

Детские психологи отмечают, что, начиная с 5 класса, школьники начинают чувствовать значительно большую, по сравнению с начальной школой, психическую нагрузку

Детские психологи отмечают, что, начиная с 5 класса, школьники начинают чувствовать значительно большую, по сравнению с начальной школой, психическую нагрузку

В такое время дети начинают делиться с родителями, сверстниками, младшими членами семей описанием характерных для каждого их учителя чертами

В такое время дети начинают делиться с родителями, сверстниками, младшими членами семей описанием характерных для каждого их учителя чертами

Вышеперечисленные функциональные показатели выявляются детскими психологами примерно у 75% учеников, недавно перешедших в среднюю школу

Вышеперечисленные функциональные показатели выявляются детскими психологами примерно у 75% учеников, недавно перешедших в среднюю школу

Если взрослые заметили одновременное проявление множества функциональных показателей или весьма долгосрочный процесс адаптирования ребенка к новым условиям, то для их устранения стоит обратиться за помощью…

Если взрослые заметили одновременное проявление множества функциональных показателей или весьма долгосрочный процесс адаптирования ребенка к новым условиям, то для их устранения стоит обратиться за помощью…

Психологи говорят, что именно из-за ценности отношений со сверстниками у младших подростков происходит замена ведущей деятельности

Психологи говорят, что именно из-за ценности отношений со сверстниками у младших подростков происходит замена ведущей деятельности

Чтобы смягчить им привыкание и настроить на хорошую волну, заложить базу для дальнейшей успешной учебы и хорошего общения, можно немного помочь детям, это точно в…

Чтобы смягчить им привыкание и настроить на хорошую волну, заложить базу для дальнейшей успешной учебы и хорошего общения, можно немного помочь детям, это точно в…

Придется вникнуть в программу и требования учителей по разным предметам

Придется вникнуть в программу и требования учителей по разным предметам

Например, это может быть необходимое для урока количество и формат тетрадей

Например, это может быть необходимое для урока количество и формат тетрадей

Неповторимость и уникальность каждого ребенка — неоспоримый факт

Неповторимость и уникальность каждого ребенка — неоспоримый факт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2024