Методические рекомендации повышения качества образования
Повышения качества образования возможно при успешном применении перечисленных далее рекомендаций. На первой ступени образования (начальная школа) особенно важно оценивать динамику интеллектуального и психофизиологического развития ребенка. При этом существенна мотивационная составляющая. Практическая составляющая учебно-воспитательного мероприятия как основа формирования компетенций учащихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода образования. Ребенок хочет учиться, хочет ходить в школу - вот что, на деле, важно в первую очередь.
На второй ступени образования (основная школа) переход в основной школе на самоконтроль и самооценку требует наличия у учащихся определенных умении контрольно-оценочной деятельности. Таким умениями учащиеся могут изначально не обладать.
В связи с этим необходимо предусмотреть целенаправленную работу по формированию у детей приемов и способов самоконтроля и самооценки:
- создать условия для самоопределения учащихся посредством введения разнообразных курсов по выбору (базовых общеобразовательных, профильных, элективных), основной профессиональная ориентация учащихся. задачей которых является разработать механизмы (алгоритмы, дифференциации технологии) значительной обучения школьников, с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассниками.
-разработать материалы для оценивания общеобразовательного и профильного уровня подготовки с использованием многоуровневой балльной оценки (ориентировочно - 100 балльная система), а также предусмотреть критерии «перевода» полученных результатов в привычные «тройки», «четверки», «пятерки».
-продумать возможность проведения по окончании основной школы «малого ЕГЭ», который позволит, с одной стороны, объективно оценить уровень достижений учащихся, а с другой, создаст основу для внедрения в массовую практику механизма рационального конкурсного отбора в старшую профильную школу.
Таким образом, возможно определение следующих направлении совершенствования методики оценивания образовательных результатов: переход на безотметочную систему обучения в начальных и 5-7 классах основной школы. Это позволит смягчить напряжение, связанное с переходом ученика из начальной школы в основную.
-поиск и отработка ненормативных систем оценивания.
-переход от принципа оценивания по соответствию норме к принципу --оценивания ребенка по результатам его собственного продвижения.
-определение момента целесообразности введения нормативной оценки (отметки) как одной их форм оценивания, появляющейся при возникновении у ребенка внутренней потребности в ней, как в некотором индикаторе его успехов, относительно сверстников.
Роль нормативного оценивания возрастает по мере продвижения ученика к завершению основой школы, но ее возможности крайне ограничены, т.к. не позволяют ребенку получить развернутое представление о своем реальном продвижении в образовании. Необходимо искать и отрабатывать способы сочетания нормативных оценок с другими способами оценивания. Поиск форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания. Для этого необходимо раскрытие учителем своего учебного плана, своего рода декларация о намерениях.
В любом случае критерии, по которым проводится оценивание, должны быть открыты для ученика, он должен понимать и принимать их. Разработка систем качественного оценивания, поиск способов их сочетания с другими системами, при этом качественная оценка должна фиксировать успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения. Ha определенном этапе в оценку включаются сравнительные характеристики, позволяющие учащемуся оценить себя свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников.
-введение открытой защиты учеником своей деятельности (отчета о ней как формы итоговой аттестации за определенный период (полгода, год). Такой отчет включает в себя всю образовательную деятельность ученика во всех ее видах и формах и проходит как обстоятельный разговор об успехах и неудачах ребенка, в которых принимают участие учителя, одноклассники, возможно родители.
-введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений и разработка, на их основе системы самооценивания учащихся. Введение системы индивидуальных образовательных планов, как основы выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов ученика и способа его контроля. Это должен быть постепенный процесс, соответствующий темпам и особенностям развития ребенка. Разработка и внедрение системы оценки учителя учениками, как важного фактора воспитания у учеников субъектность в отнощении своего образования. Это предусматривает поиск основных параметров такой оценки, разработка ее критериев.
Представленные направления взаимодополняют друг друга. Они могут быть реализованы в учреждении последовательно или параллельно. Однако важно помнить, что каждый ребенок в образовательном процессе движется по своей образовательной траектории и поэтому невозможно оценивать всех учащихся по единым критериям и в одно время
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.