Методические рекомендации
Путимцева Елена Валерьевна – заведующий отделом народных промыслов
Аннотация
В методических рекомендациях представлены традиционные и инновационные технологии, а именно ИКТ, при проведении мероприятий патриотической направленности в отделе народных промыслов ЦВР «Подросток». Новые информационные технологии имеют обширный спектр возможностей для совершенствования процесса патриотического воспитания в УДО.
Приобщение учащихся к произведениям декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему. Искусство активно помогает воспитывать учащихся добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.
Поэтапная работа по формированию патриотического воспитания реализуется по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, методическое сопровождение. Патриотическое воспитание осуществляется при помощи следующих форм.
Коллектив отдела народных промыслов постоянно участвует во всероссийских акциях «Письмо солдату», «Георгиевская ленточка», «Просто подвиг», «Открытка ветерану». В процессе изготовления творческих работ, учащиеся узнают много новых знаний о тех далеких военных событиях, что способствует взаимопониманию между поколениями и развитию интереса к истории России.
В детских объединениях проводятся различные воспитательные мероприятия, на которых учащиеся узнают о прошлом своей Родины, национальных праздниках и обычаях. Ежегодно проводятся мероприятия посвященные таким праздникам, как День Защитника Отечества, День Победы, День Народного Единства.
Участие в ежегодных тематических выставках обогащает знаниями учащихся. Каждый год учащиеся отдела народных промыслов принимают активное участие в выставках различного уровня: «Символы Отчизны», «Великой Победе – Салют!», «Рождественская сказка», «Пасхальный Благовест», «Золотая осень», «Творчество без границ», «Зеленая планета», «Рисуем подвиг», «Мастера и подмастерья», «Гербом и флагом России горжусь» и другие.
Воспитательный процесс планируется в каждом детского объединении с организациями в течение учебного года экскурсий в музеи города Оренбурга. Например, 2019-2020 учебном году были организованы экскурсии: в парк «Салют, Победа!», в музей истории г. Оренбурга, в галерею искусств на Пушкинской, в Оренбургский областной губернаторский историко-краеведческий музей, в областной музей изобразительных искусств.
Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, в том числе и дополнительного. Достоинство применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Такая не новая форма проведения занятия как «экскурсия», расширяется с помощью применением информационных технологий. Не каждый ребенок, да и педагог, сможет посетить Эрмитаж, Третьяковскую галерею, а с применением компьютера - это возможно в учебном кабинете. Виртуальные и 3 Д экскурсии актуальны и востребованные в наше время. Педагог может воспользоваться как официальными сайтами музеев России, так самостоятельно сформировать экспозиционный блок, согласно теме занятиях и особенностями учащихся.
Просмотр видеофильмов о войне «Синяя птица», «Вальс Победы», «Время героев» (про ветеранов Оренбуржья), «Герб России», исторических хроник дает возможность педагогу наглядно и доступно донести до учащихся необходимую информацию.
Сегодня наиболее распространенной формой донесения материала до учащихся является мультимедийная презентация. Мультимедийная презентация - это информация, которая одновременно представляется в нескольких формах. Данный вид презентации может включать несколько компонентов, которые способствуют лучшему усвоению материала: видео, аудио, рисунки, фотографии, текст, анимация.
Преимущества применения презентаций на занятиях:
· рациональное использование времени;
· создание ссылки с одного файла на другой;
· оформление материала наглядно и доступно;
· сохранение после занятия файлов в группе отдела народных промыслов в социальной сети, чтобы учащиеся всегда имели доступ к ним;
· привлечение учащихся к созданию презентации к занятию.
Ведь всем известно высказывание: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому и это станет моим навсегда». Детям очень нравится готовить презентации, игры к занятиям.
Подробнее я хочу остановиться на моем опыте проведения интерактивных игр, на примере игры «Символы России». Это игра проводится с моими учащимися при подготовке к выставке «Символы Отчизны» ЦВР «Подросток».
В интерактивную игру можно играть так и индивидуально, так и группами.
Игра состоит из пяти категорий:
· Государственные символы РФ.
· Национальные символы.
· Природные символы.
· Символы Оренбуржья.
· Сказочные символы.
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 1, 2, 3, 4, 5 баллов, согласно теме. Отвечая на вопросы игры, учащиеся закрепляют свои знания о символах России и Оренбуржья, а так же узнают новые сведения.
Достоинство применения интерактивной игры в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на занятиях существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к занятию, позволяет педагогу в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала.
Занятие с игрой «Символы России» проводится в детском объединении «Волшебный клубок» отдела народных промыслов с 2016 года. По итогам проведения игры можно сделать следующие выводы:
1. Занятие проходит интересно, чаще выбирается групповая форма проведения игры - команды по 5 человек.
2. Учащиеся справляются с предложенными заданиями, в ходе игры показывают высокий уровень знаний.
3. В ходе игры участники дружны, любопытны, активны, помогают друг другу, внимательны, дополняют ответы команд соперников.
4. Необычная форма проведения игры патриотической направленности вносит элементы неожиданности и новизны, что делает занятие интересным и запоминающимся для учащихся.
Таким образом, применение ИКТ в патриотическом воспитании возможно в следующих формах: виртуальные выставки, интерактивные игры, викторины, кроссворды, презентации, видеофильмы патриотической направленности.
Роль педагога в патриотическом воспитании детей, а значит, в становлении нового поколения трудно переоценить. Педагог дополнительного образования должен соответствовать современным профессиональным стандартам, реализовывать новые тенденции в образовании.
Использование ИКТ в процессе патриотического воспитания всегда многогранно, интересно и эмоциально. Патриотическое воспитание – это не единичные мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, поэтому необходимо постоянно совершенствовать формы, методы и средства патриотического воспитания для достижения желаемого результата.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.