Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
( рекомендации родителям)
Педагоги знают как трудно научить ребёнка чему – то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребёнка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребёнку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Если же ребёнок упорно отказывается от занятий, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы делаете не так.
Многие родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удаётся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т. д. Конечно, основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройдёт успешно.
ЗАГАДКИ.
Для этой игры потребуются: шесть – семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребёнком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребёнок должен догадаться , о чём идёт речь и назвать нужную картинку или игрушку .Повторите игру несколько раз , а затем предложите ребёнку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.
« ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребёнку ещё раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребёнок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребёнком ролями.
« ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребёнок должен рассказать обо всех изменениях.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам ( например, выбрать такие, в названии есть нужный звук). Попросите ребёнка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Можно научить ребёнка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закреплённого звука в слове может стать поводом для его исключения.
« СЛОВА ВОКРУГ НАС»
Попросите ребёнка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребёнку возможность заметить ошибку и исправить её. Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определённой теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [ Р]» ( зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф)
В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.
Постепенно ребёнок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах.
«ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОВ ВО ФРАЗЕ»
Игра учит ребёнка рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше если фразы будет придумывать сам ребёнок, сначала с вашей помощью, а затем и без неё. Ещё лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминают, и ребёнок охотно расскажет им всем.
На картинке у Кирилла
Три зубастых крокодила. Или
Очень грустная горилла или
Кенгуру заговорила или
Черепаха суп варила …
* * *
Ромашки на кармашке
У маленькой Наташки.
А в кармашке у Наташки
Разноцветные стекляшки. Или
Три усатых таракашки или
Пуговицы от рубашки или
Фотография Аркашки.
« НАЙДИ ОШИБКУ»
Эта игра учит ребёнка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить её. Примеры предложений : « Пол стоит на столе» , « Дом сторожит собаку» , «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.
На бахче растут медузы.
В море плавают арбузы.
Расцвели на клумбе козы,
На лугу пасутся розы
«РАССКАЖИ И ПОКАЖИ»
Предложите ребёнку вместе с вами рассказать стихотворение, текст выразительными движениями.
Мухомор на тонкой ножке (встаньте на одну ногу. Руки на поясе)
Вырос на лесной дорожке (поднимите руки вверх
и в стороны)
Ждёт прихода грибников ( поднесите руку ладонью
вниз ко лбу и посмотрите
вдаль, поворачиваясь слева направо)
Кто сорвать его готов? (жест вопроса и удивления)
Знают грибники прекрасно; (ритмично погрозите
пальцем)
Мухоморы - есть опасно! (погладьте живот, вытяните
руки вперёд ладонями от себя,
как - бы отказываясь от чего – то.)
Фантазируйте, придумывайте жесты, движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру. Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте!
Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребенка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удается качественно сочетать правильное произношение с нужными движениями, значит он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука.
Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.
В литературе можно найти много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их на занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.
И еще один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи – « Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» - золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить завтра.
МОУ «Бендерский детский сад № 43»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРОИЗНОСИМЫХ НАВЫКОВ
подготовил
учитель-логопед 1кв.категории:
Лищенко Т.В.
2020г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.