Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"
Оценка 4.8

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Оценка 4.8
doc
10.01.2020
Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"
метод.рекомендации Технология подготовки и проведения классного часа.doc

ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Чебаркульский профессиональный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

кураторам учебных групп

«Технология подготовки

 и проведения классного часа»

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Разработал:  Левкина Р.С.

                                                         Председатель ПЦК специальности «ТОРА»

Преподаватель высшей кв. категории

                                          Куратор группы №44 ТОРА

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Общие положения

      Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.  Для этого обратимся к высказываниям известных учёных:

·                               “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

·                               “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова).

 

    Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

 

     Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности обучающегося.

4. Формирование студенческого коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности.

 

      Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, получаемой специальности опыта куратора  и  условий техникума.

 Классный час – это не урок. И места в расписании занятий ему не отведено.

Может это и правильно, это позволяет куратору самому  определяет, когда и где он будет проводить встречу с группой.  Лучше всего, если классный час поставлен в план воспитательной работы с группой. Это даёт возможность куратору встречаться и с родителями обучающихся (привлекать для участия), которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения техникума. Иногда слышишь, что  требуется, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

      Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, куратор  не должен подавлять инициативу обучающихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

 

Основные компоненты классного часа

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности воспитанника, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности воспитанника.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта обучающегося, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

  

2.    Технологические аспекты  организации классного часа:

·                               составление куратором совместно с обучающимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;

·                               уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;

·                               определение времени и места проведения классного часа;

·                               определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;

·                               подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;

·                               определение участников подготовки и проведения классного час;

·                               распределение заданий между участниками и группами;

·                               проведение классного часа;

·                               анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

·                                

    Для того чтобы классный час был интересен всем обучающимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в группе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с куратором материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого куратора.

 Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

    В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. 

Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

 

3.     Классный час - «Час общения»

Очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и воспитанника. Для того, чтобы обучающиеся ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в группе, чтобы у обучающихся было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Куратор  даже может предложить воспитанникам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей группы, профессионализма преподавателя-куратора…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

·                               Беседа

·                               Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь обучающихся в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.

·                               Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

 

4.     Классный час- «Ролевая игра», «Устный журнал», «Социально-культурный проект»

Методика проведения ролевой игры:

- определение проблемы, выбор ситуации;

- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

- обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы куратор не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

·                               Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.

·                               Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование обучающимися  значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

- изучение ситуации;

- сбор информации;

- планирование;

- формирование микрогрупп и назначение ответственных;

- практические действия;

- определение приоритетных результатов;

- групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в группе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

- куратор фиксирует все мнения и идеи обучающихся;

- мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;- никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

- все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у обучающихся  вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

 

5. Преимущества Часа общения над другими формами работы

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми обучающимися группы, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность классного  часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного обучающегося. Иногда, в ходе индивидуальной работы с обучающимся,  куратор  часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно несовершеннолетних  мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть воспитанников  в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

 

5.     Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

   Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, куратор  может провести предварительную диагностику понимания обучающихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

    Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни города, страны и мира, техникума, группы, художественные фильмы, художественная литература.

        Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в группе или техникуме . Главное, чтобы такая встреча с обучающимися  не превратилась в назидание и чтение нотаций.      Нравственный классный час - это время совместного с обучающимися поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребенка (обучающегося),  извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один-два раза  раза в полугодие.

 

6.     Организация и проведение тематического классного часа

         Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор обучающихся, способствовать их духовному развитию.

         Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в группе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

     Планируя тематические классные часы, необходимо предложить обучающимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

     Куратор  выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

Далее собираются ответы обучающихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.

 

 7. Организация и проведение информационного классного часа

     Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили исключить  из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Необходимо формировать политическую культуру и коммуникативные навыки обучающихся.

      

Главное значение информационного часа – формировать у обучающихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

       Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы во время информационного часа:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

- работа со словарём и справочной литературой;

- работа с политической картой;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

Планируя свою работу с группой, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей обучающихся через различные формы:

- интеллектуальные марафоны;

- дни творчества;

- интеллектуальные. ринги и викторины;

- заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.

1 курс

1.               Как научиться властвовать собой?

2.               Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

3.               Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

2 курс

1.                           Пока я мыслю, я живу.

2.                           Юмор в жизни человека.

 

8.Групповое собрание

        Групповое  собрание  должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в студенческой группе, где обучающиеся учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в группе.  Групповое  собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

 

     Групповое собрание:

- распределяет поручения;

- избирает старосту, представителей в органы студенческого коллектива;

- слушает доклады обучающихся о выполнении поручений.

 

     Личное участие куратора обязательно: он голосует вместе с обучающимися  за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Куратору  необходимо научить обучающихся демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

 

 

 

 

 

 

       Итак, классный час – это форма воспитательной работы куратора,  при которой обучающиеся  принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

       Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

 

     Помните! Если  классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и обучающегося!!!

 

 

 

 

 

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"

Методические рекомендации "Технология подготовки и проведения классного часа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2020