ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Чебаркульский профессиональный техникум»
Методические рекомендации
кураторам учебных групп
«Технология подготовки
и проведения классного часа»
Разработал: Левкина Р.С.
Председатель ПЦК специальности «ТОРА»
Преподаватель высшей кв. категории
Куратор группы №44 ТОРА
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Для этого обратимся к высказываниям известных учёных:
· “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
· “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова).
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности обучающегося.
4. Формирование студенческого коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, получаемой специальности опыта куратора и условий техникума.
Классный час – это не урок. И места в расписании занятий ему не отведено.
Может это и правильно, это позволяет куратору самому определяет, когда и где он будет проводить встречу с группой. Лучше всего, если классный час поставлен в план воспитательной работы с группой. Это даёт возможность куратору встречаться и с родителями обучающихся (привлекать для участия), которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения техникума. Иногда слышишь, что требуется, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, куратор не должен подавлять инициативу обучающихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности воспитанника, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности воспитанника.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта обучающегося, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
2. Технологические аспекты организации классного часа:
· составление куратором совместно с обучающимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
· уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
· определение времени и места проведения классного часа;
· определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
· подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
· определение участников подготовки и проведения классного час;
· распределение заданий между участниками и группами;
· проведение классного часа;
· анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
·
Для того чтобы классный час был интересен всем обучающимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в группе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с куратором материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого куратора.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры.
Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
3. Классный час - «Час общения»
Очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и воспитанника. Для того, чтобы обучающиеся ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в группе, чтобы у обучающихся было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Куратор даже может предложить воспитанникам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей группы, профессионализма преподавателя-куратора…
На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:
· Беседа
· Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь обучающихся в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
· Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
4. Классный час- «Ролевая игра», «Устный журнал», «Социально-культурный проект»
Методика проведения ролевой игры:
- определение проблемы, выбор ситуации;
- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
- обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы куратор не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.
· Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
· Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование обучающимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:
- изучение ситуации;
- сбор информации;
- планирование;
- формирование микрогрупп и назначение ответственных;
- практические действия;
- определение приоритетных результатов;
- групповой анализ выполнения поставленных задач.
Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в группе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:
- куратор фиксирует все мнения и идеи обучающихся;
- мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;- никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
- все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Большой интерес у обучающихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.
5. Преимущества Часа общения над другими формами работы
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми обучающимися группы, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного обучающегося. Иногда, в ходе индивидуальной работы с обучающимся, куратор часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно несовершеннолетних мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть воспитанников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
5. Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, куратор может провести предварительную диагностику понимания обучающихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни города, страны и мира, техникума, группы, художественные фильмы, художественная литература.
Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в группе или техникуме . Главное, чтобы такая встреча с обучающимися не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с обучающимися поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребенка (обучающегося), извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один-два раза раза в полугодие.
6. Организация и проведение тематического классного часа
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор обучающихся, способствовать их духовному развитию.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в группе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить обучающимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
Куратор выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.
Далее собираются ответы обучающихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
7. Организация и проведение информационного классного часа
Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили исключить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Необходимо формировать политическую культуру и коммуникативные навыки обучающихся.
Главное значение информационного часа – формировать у обучающихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.
Основные формы во время информационного часа:
- газетные сообщения;
- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
- работа со словарём и справочной литературой;
- работа с политической картой;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с группой, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей обучающихся через различные формы:
- интеллектуальные марафоны;
- дни творчества;
- интеллектуальные. ринги и викторины;
- заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.
1 курс
1. Как научиться властвовать собой?
2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
2 курс
1. Пока я мыслю, я живу.
2. Юмор в жизни человека.
8.Групповое собрание
Групповое собрание должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в студенческой группе, где обучающиеся учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в группе. Групповое собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
Групповое собрание:
- распределяет поручения;
- избирает старосту, представителей в органы студенческого коллектива;
- слушает доклады обучающихся о выполнении поручений.
Личное участие куратора обязательно: он голосует вместе с обучающимися за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Куратору необходимо научить обучающихся демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы куратора, при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Помните! Если классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и обучающегося!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.