Методические рекомендации учителям МБОУ «СОШ №5» по результатам психологической диагностики формирования универсальных учебных действий обучающихся
1. Внедрять в традиционную педагогическую практику новые формы и методы обучения обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и зоны ближайшего развития. Учитывать и применять результаты исследования при проектировании образовательного процесса (особенно при коррекционно-развивающем сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья).
2. Разработать индивидуальную образовательную траекторию с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Способствовать повышению качества оказываемых образовательных услуг.
4. Наметить пути совершенствования деятельности педагогического коллектива (классных руководителей, учителей-предметников, педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность) по формированию и развитию УУД в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
По развитию познавательных УУД:
· С целью обеспечения в дальнейшем благоприятного развития личности обучающихся, положительной динамики их интеллектуального развития необходимо на уроках выделять время на:
- формирование способности самостоятельно понимать инструкцию к заданию;
- развитие мыслительных операций, логических действий (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, аналогия);
- отработку алгоритма в решении математических задач;
- расширение словарного запаса, закрепление навыков построения предложений с второстепенными членами;
- стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении.
· Использование разнообразия учебных задач, направленных на развивающую ценность любого задания с учетом постановки вопросов;
· Оказание различных видов помощи (стимулирующей, эмоционально-регулирующей, направляющей, организующей, обучающей) в преодолении затруднений обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
· Формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладения с трудными ситуациями.
По развитию регулятивных УУД:
· Ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого обучающегося;
- Создание учителем условий для развития механизма внутреннего самоконтроля обучающимся;
- Развитие у обучающихся произвольного внимания и способности к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
По развитию самооценки:
· Специальная организация рефлексии обучающимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как «продукту» учебной деятельности (в конце урока, в ходе работы по проектам и т.д.);
· Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения обучающихся к школе, стимулирование желания учиться;
· Осторожное демонстрирование своего отношения к подросткам и их поступкам, так как отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания.
По созданию условий, стимулирующих моральное мышление и поведение:
· Организация открытых дискуссий, затрагивающих проблемы честности, правил и норм жизни сообщества и морали;
· Создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что, приводит к принятию новой позиции;
· Участие всех учеников в создании правил, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие ответственности за свои решения и поступки;
· Развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.
По развитию коммуникативных УУД:
· Организация совместной деятельности школьников на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения задания, учитывать позиции участников и др.
· Развитие коммуникативных способностей с использованием различных форм учебного сотрудничества (например, мини-проекты, дискуссии, выполнение работ парами и небольшими группами).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.