МОУ «Раздольненская школа»
Оглавление
1. Урок безопасности ……………………………… |
2 |
2. Безопасность на дороге ………………………….. |
3 |
3. Безопасность на водоемах ..………..…………….. |
9 |
4. Пожарная безопасность …………………………. |
13 |
5. Безопасность в быту ………………..……….…… |
23 |
6. Правильное питание …………………..…………. |
26 |
7. Безопасность в окружающей среде….………….. |
30 |
8. Безопасность в сети интернет …………………. |
32 |
Систематические занятия по безопасности должны быть разнообразны и интересны. Учитель, предлагая ту или иную форму проведения урока, продумывает каждый этап.
Конечно, базовые знания дети получают на теоретических уроках, отрабатывают, заучивают меры безопасности на воде, при пожаре, на дороге, на железнодорожных объектах и др.
Большой вклад в освоение этих знаний вносят медиа-библиотеки по данному предмету, которые учитель использует как наглядный материал, но особое значение имеют практические занятия. Школьники с огромным энтузиазмом принимают предложение проведения урока на свежем воздухе.
Поэтому мы предлагаем на уроке различные формы: любимые всеми эстафеты, конкурсы рисунков, веселые путешествия, составление буклетов на заданные темы, экскурсии.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится все более актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет.
Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет. Формирование навыков информационной безопасности должно осуществляться на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ и т.д. и во внеурочной деятельности. Этому вопросу должно быть уделено достаточное внимание в программе по воспитанию и социализации обучающихся, которая является частью основной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Знания об Интернет угрозах, умения различать и предотвращать их последствия, защитить от них себя и своих близких, способствуют социализации детей.
Достичь действенных результатов в обеспечении информационной грамотности и, как следствие, безопасности детей невозможно без привлечения родителей. Часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается их ребенок, находясь в сети Интернет. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательной организации, и тем более отдельного педагога. На родительских собраниях, лекториях, встречах со специалистами нужно знакомить их с видами существующих Интернет угроз, рекомендациями по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).
Поэтому эффективное обеспечение безопасности детей при работе в сети Интернет является задачей, которую могут и должны решать вместе школа и семья, причем школа инициирует и организует это сотрудничество, просвещая родителей и обучая своих учеников.
Увеличение количества транспортных средств неизбежно вызывает интенсивность дорожного движения, усложняет и обостряет проблему организации взаимодействия, поведения людей, принимающих участие в дорожном движении.
Процесс массовой автомобилизации, проходящий в нашей стране, характеризуется также неподготовленностью населения, особенно детей, к решению проблемы безопасного поведения на дорогах. Неподготовленность большинства пешеходов к выполнению сложных обязанностей по участию в процессе дорожного движения - не только трагедия человека, вышедшего на улицу, но и опасное социальное зло: при дорожных происшествиях погибают или становятся инвалидами, надолго теряют трудоспособность рабочие, служащие, учащиеся - те, кто создает материальные и духовные ценности.
Сохранение жизни и здоровья юных участников дорожного движения имеет социальные, экологические, психологические, правовые, нравственные, эстетические и педагогические аспекты. Нужно отметить, что большинство людей, среди которых немало учителей и родителей, привыкли руководствоваться личным опытом, а не специальными научными знаниями и умениями в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и дорожном движении в ней.
Ежегодно тысячи и тысячи детей становятся жертвами дорожнотранспортных происшествий. Никакая, даже самая совершенная система организации и регулирования движения не обеспечит существенного улучшения положения с аварийностью на дорогах без радикального изменения отношения к вопросу безопасности движения населения страны, без активного участия каждого пешехода, каждого водителя в строгом выполнении требований Правил дорожного движения.
В дорожном движении правила для всех должны быть едины. Только при таком условии возможна безопасность всех участников движения. Одна из основных задач Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ) - охрана жизни, здоровья граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Для решения этой задачи и разрабатываются Правила дорожного движения, устанавливается государственный надзор и контроль над их выполнением.
Очень важно, что закон «О безопасности дорожного движения» не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах.
Обучение должно проводиться во всех образовательных учреждениях. Человек, не обученный правилам безопасности дорожного движения, появись он на дороге как пешеход или как водитель, также опасен, как и любой нарушитель. Он не только рискует своей жизнью, но и создает угрозу для жизни других участников движения.
Для улучшения положения на дорогах необходима пропаганда Правил дорожного движения в образовательных учреждениях на разных уровнях. В школе работа по этому вопросу должна идти сразу в нескольких направлениях, необходимо подключить к работе заместителя директора по воспитательной работе, преподавателя-организатора ОБЖ, инспектора ГИБДД, социального педагога, педагога-психолога, зав. школьной библиотекой и медицинского работника. В школе каждый год должен составляться план мероприятий по предупреждению дорожнотранспортного травматизма, по которому и идет вся работа. План разрабатывается в разных направлениях, тут и работа с родителями, с классами, педагогами, отдельными учащимися, инспектором по профилактике дорожно-транспортных происшествий и т.д.
Закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения создавались для всех участников дорожного движения: пешеходов, водителей, пассажиров. Поэтому чем раньше и больше дети узнают о дорожном движении, о том, чем обеспечивается его безопасность, тем больше гарантий того, что участие в нем будет осознанным.
Подготовка детей к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, верным и безопасным выходам из чрезвычайных ситуаций, формирование их личностного безопасного участия в транспортной среде, непременно приведет к снижению уровня дорожнотранспортных происшествий по вине или неосторожности детей. Это сохранит сотни жизней юных россиян, тысячи не будут травмированы и не получат увечья в окружающей их опасной транспортной среде.
Материалы для урока.
Из
всевозможных травм на улично-
транспортную приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны. Самая опасная машина – стоящая, ведь ребѐнок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины.
Причины детского дорожнотранспортного травматизма:
Неумение наблюдать.
Невнимательность.
Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Дети должны знать и соблюдать следующие правила:
Когда выходят из дома:
если у подъезда дома
возможно движение, сразу обратите внимание, нет ли приближающегося транспорта;
если у
подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, нужно приостановить своѐ
движение и оглядеться – нет ли опасности.
Когда ожидают
транспорт:
стойте только
на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Когда переходят дорогу:
остановиться на обочине; посмотреть в обе стороны;
перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
переходя дорогу, держаться за руку
взрослого или ребенка старшего возраста;
идти, но ни в коем
случае не бежать;
переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
на дорогу надо выходить спокойно,
сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
переходить дорогу надо по
перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
если транспортный поток застал на
середине дороги, следует остановиться и не паниковать; маленького ребенка
переводить через дорогу надо только за руку; надо научить ребенка не
поддаваться «стадному» чувству при переходе улицы группой;
детям нельзя
играть возле дороги, особенно с мячом.
Когда заходят и выходят из транспорта: выходить
позади взрослого, иначе можно упасть или выбежать на проезжую часть; подходить
к двери для посадки только после полной остановки; не следует садиться в
транспорт в последний момент, чтобы не прищемило дверями;
нужно быть
внимательным в зоне остановки.
Распространѐнной причиной травматизма среди детей старшего возраста являются так же несчастные случаи при езде на велосипеде. Их можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.
Профилактика и предотвращение несчастных случаев на воде, привитие молодежи здорового образа жизни, вовлечение обучающихся в подведомственных учреждениях в деятельность по защите среды обитания на акваториях и водоохранных зонах должны являться одним из приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования.
Одним из важнейших разделов данной работы является система профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности обучающихся на водных объектах.
Система профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности обучающихся на водных объектах может включать в себя:
- проведение собраний, классных часов, бесед, викторин, конкурсов с обучающимися, родителями (законными представителями) по правилам поведения на водоемах по сезонам года;
- проведение Дней безопасности на воде перед началом купального сезона, ледохода и ледостава;
- оборудование в образовательных учреждениях уголков по наглядной агитации по Правилам поведения у воды, мерам оказания первой помощи утопающим и т.п.
- обучение детей плаванию в бассейнах города и летних оздоровительных лагерях;
- организация в образовательных учреждениях отделений, секций, кружков « Юный спасатель» и др.;
- проведения в летний период соревнований по плаванию среди обучающихся;
- распечатка и распространение буклетов: «Будь осторожен на воде!», «Памятка по спасанию терпящих бедствие на воде», «Знай и умей применять приемы самоспасания на воде», «Памятка отдыхающему на пляже», «Выходной день на пляже» и т.д.;
- изготовление наглядных предупреждающих стендов и планшетов.
Для подготовки и проведения мероприятий по безопасному поведению на воде целесообразно привлекать медицинских работников, преподавателей ОБЖ и психологов, которые способны оказать методическую и организационную помощь, указать на неточности и ошибки, допущенные при проведении того или иного мероприятия.
В плане воспитательной работы на учебный год руководитель образовательного учреждения может выделить блок «Безопасность», одним из компонентов которого станет безопасность на воде в зимнее и летнее время.
Следует отметить, что практическая направленность мероприятий способствует формированию у обучающихся навыков распознания и оценки опасных факторов пребывания человека на воде, определения правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и выработке умения защищать свою жизнь и здоровье.
Система мероприятий по безопасному поведению на воде может включать в себя следующие формы воспитательной работы:
1. Классные часы: лекции, беседы, круглые столы.
Классные часы по вопросу о безопасном поведении на воде целесообразно проводить ежеквартально.
Примерная тематика классных часов:
1. Круглый стол «Я и моя безопасность».
2. Инструктаж-презентация «Правила поведения на воде в зимний период».
3. Семинар «Как уберечь себя от беды?» (разработка памятки по правилам поведения на воде)
4. Просмотр учебного кинофильма или презентации «Самопомощь при чрезвычайной ситуации на воде. Оказание первой доврачебной помощи при утоплении».
5. Тренинг «Первая помощь» (совместно с медицинским работником).
6. Тренинг «Полезные привычки» (проводит психолог, раскрывает вопрос о поведении человека в чрезвычайной ситуации).
7. Инструктаж-презентация «Правила поведения на воде в летнее время».
8. Семинар «Грамота безопасности» (изготовление наглядной агитации).
2. Анкетирование или опрос, направленные на выявление уровня информированности обучающихся по данной теме и их отношение к этой проблеме.
3. Инструктажи по правилам поведения на воде в зимнее, летнее время и тренинги по оказанию первой доврачебной помощи при утоплении.
Инструктажи по технике безопасности на воде проводит классный руководитель или воспитатель два раза в год, во время представления материала для наглядности следует использовать учебный фильм.
Вариант Инструкции по правилам поведения у воды для обучающихся и примерная форма журнала регистрации инструктажа обучающихся по безопасному поведению на воде представлены в Приложении 3.
Занятия по оказанию самопомощи и первой доврачебной помощи терпящим бедствие на воде проводятся: теоретическая часть – преподавателем ОБЖ, практическая – медицинским работником. Очень полезна будет помощь психолога, который путѐм тренинга может показать ребятам как психологически себя вести в чрезвычайной ситуации. Участие в творческих конкурсах даст эмоциональный акцент этой проблеме, обучающийся проведѐт еѐ через себя и сможет выразить своѐ отношение к теме.
4. Изготовление наглядной агитации (стенды, памятки, листовки).
В образовательных заведениях должна присутствовать наглядная агитация по технике безопасности на воде в зимнее и летнее время. Для еѐ изготовления необходимо привлекать обучающихся, а также сотрудников учреждения (преподаватель ОБЖ, руководитель физического воспитания, медицинский работник).
В тех образовательных учреждениях, где практикуются занятия физкультуры в бассейне, следует к профилактической работе привлекать и руководителей физического воспитания. Старшеклассники могут участвовать в проекте «Моя безопасность в моих руках!», одним из направлений которого может быть анкетирование среди обучающихся на знание правил поведения на воде, распространение листовок и памяток. Актив образовательного учреждения может быть привлечѐн к подготовке и проведению «Месячника безопасности на воде»: обучающие могут выступать в роли ведущих, авторов заданий и быть в жюри.
5. Спортивно-туристические игры, интеллектуальные викторины, содержание которых направлено на выявления знаний, умений и навыков обучающихся по безопасному поведению на водных объектах.
Материалы для урока.
Примерная
Инструкция по правилам безопасности на реке и водоемах
Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов. Дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды, в том числе в ванной. Необходимо помнить, что нельзя оставлять открытыми колодцы, ванны, ведра с водой.
Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста. Кроме этого необходимо научить их правилам безопасного поведения на воде:
купаться следует при температуре
воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде;
когда
купаешься, поблизости от
тебя должны быть взрослые; не заходи на
глубокое место, если
не умеешь плавать или плаваешь плохо; не следует
доверять надувным
матрасам и кругам; никогда не поддавайся
панике, так как она является основной причиной трагедий на воде;
купаться
можно только в
разрешѐнных местах; нельзя нырять в
незнакомом месте, так как на дне могут оказаться бревна, камни и т.д.;
оказавшись в воде с сильным
течением, не пытайся плыть навстречу ему: плыви по течению, но так, чтобы
постепенно
приближаться к берегу; не стесняйся
позвать на помощь.
Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.п.).
Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.
Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня. Эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или поврежденного огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости.
В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения.
В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Необходимо учитывать, что в этом возрасте риск может как недооцениваться, так и переоцениваться.
Пожар, авария или другая экстремальная ситуация сопровождается эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным «ЧП». Этот вид профилактики строится на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебную программу «Основ безопасности жизнедеятельности» занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности выполняет функцию подобной тренировки.
Хорошим подспорьем в формировании поведения в трудных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствие с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста. Создающийся с ее помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях, позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других.
Также игровые занятия учат правильно рассчитывать свои силы и возможности.
Младший школьный возраст (7-10 лет).
В этом возрасте мотивами поджогов могут быть игра со спичками и любопытство. Занятия по пожарной безопасности проводятся в виде бесед, с использованием наглядных пособий (плакатов, картинок). В младшем школьном возрасте усвоение нового материала тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребенка, чтобы она приучала его контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. Так, например, если дома ребенку разрешают разогревать себе обед, он должен усвоить, как правильно зажигать газовую плиту, знать, что нельзя оставлять зажженную плиту без присмотра, и проверять, не забыл ли ее выключить.
В процессе учебы для ребенка должно быть интересно познание нового. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей определенной возрастной или индивидуально-типологической группы. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а, следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка, его положения в семье, места проживания. Например, в сельской школе детям можно рассказать об опасности пользоваться спичками для освещения сарая с сеном, в то время как для городских школьников эта проблема будет не столь актуальна. Одним детям приходится, пока родители на работе, самим разогревать еду, другим же это делают бабушки или неработающие мамы и т.д. И то, что для одних является уже давно знакомым, для других полно новизны. В процессе усвоения ребенок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения.
Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Знание усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими, безобидными на первый взгляд, палочками.
За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы:
1. Огонь – друг и враг человека;
2. Опасность шалости с огнем;
3. Спичка – не для игры;
4. Безопасный газ;
5. Электричество в доме;
6. Что делать при пожаре;
7. Отчего возникают пожары и их предупреждение; 8. Труд пожарных.
При изучении основ пожарной безопасности учителю нужно сформировать у ребенка познавательный интерес к учебному материалу и стремление совершенствовать полученные знания.
Учитывая, что процесс обучения в младших классах обычно строится так, чтобы дети получали те или иные готовые знания, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях, у ребенка часто гаснет тяга к предмету. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» предметом состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:
С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом»,
«Рассказ о неизвестном герое».
Т. Юрмин «Кто плохой»?
В. Ровицкий «Друзья в твоем доме».
И. Демьянов «Коробок – черный бок».
К. Паустовский «Барсучий нос».
Е. Хоринская «Спичка-невеличка».
С. Михалков «Дядя Степа». Л. Толстой «Пожарные собаки».
Кроме того, необходим
показ имеющихся мультфильмов и кинофильмов пожарной тематики для данного
возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВНов, игр типа «Поле
чудес», игровых ситуаций типа «Включил электроприбор или газ, ушел гулять.
Пожар. Что делать?», спортивных соревнований – «Чья пожарная машина быстрее
доедет до пожара?» и т.д. К
завершению периода начального обучения учащийся должен знать: существование явления «пожар»,
его опасность и последствия; источники
возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с
ними;
элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать
костры, не жечь спички и т.п.).
Учащийся должен уметь:
1. грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
2. сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
3. спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших; 4. тушить костер, выключать электроприборы.
Средний школьный возраст (11-15 лет).
В подростковом возрасте дети уже прекрасно знают, что и как будет гореть, им интересно наблюдать пожар. Появляется комплекс героизма, им кажется, что они смелые люди, решившиеся на поджог. Поэтому в этот период следует рассказать о существовании юридических законов и ответственности. Тем более что в этом возрасте некоторые дети начинают курить, подражая взрослым, формируются группы подростков-друзей. Профилактическую работу с детьми среднего школьного возраста необходимо проводить индивидуально в группах или классах.
Причиной пожаров по вине подростков может быть умышленный поджог, курение, опыты с химическими веществами. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает взрослому, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, и физические, и интеллектуальные и социальные. Так, например, у подростка нет потребности в курении, но есть желание выделиться, привлечь к себе внимание, небрежным щелчком выбросив окурок. Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль.
Для детей этого возраста интересны встречи с работниками пожарной службы, рассказы которых будут привлекать ребят риском, победой над стихией, но в то же время объяснять, что для этой профессии необходимы знания, опыт, дисциплина.
Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести. С детьми среднего школьного возраста целесообразно на занятиях рассматривать следующие темы: что нужно делать, чтобы не возник пожар в доме, в школе, в школьном лагере; первичные средства тушения пожаров и их применение; действия при обнаружении пожаров; пожароопасность веществ и материалов; правила пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе; профилактика курения; меры предосторожности во время грозы и разведении костров; причины и последствия лесных пожаров. Дети этого возраста активно участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, викторинах, конкурсах и т.п., тем более на противопожарную тематику, так как победители в подобных играх чувствуют себя настоящими героями. С удовольствием они становятся членами клубов юных пожарных, секции которых при надлежащей организации со стороны взрослых могут стать для детей любимым местом для проведения свободного времени.
Формы общения детей в этом возрасте принято делить на три группы: интимно-личная (прогулки, просмотр телевизионных передач, разговоры по телефону, чтение художественной литературы), социальноориентированная (занятия спортом в различных детских объединениях, дискотеки) и стихийно-групповая (пение под гитару, бесцельное хождение по улицам, распитие спиртных напитков).
Настораживает то, что в последнее время все больше школьников выбирают стихийно-групповую форму общения. В структуре свободного времени подростков с преобладанием стихийно-групповой формы общения немалый удельный вес приобретают отрицательно направленные развлечения (выпивки, бесцельное времяпрепровождение, курение). Группы подростков собираются в местах, удаленных от надзора взрослых (зимой – подвалы, чердаки, новостройки, брошенные дома, летом – лес, сенохранилища, сараи). Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группировки часто приобретают пожароопасную направленность, сопровождающуюся не только материальным ущербом, но и гибелью самих виновников пожара.
Нередки случаи, когда подростки устраивали пожары на территории предприятий. Смертельные ожоги получали дети среднего школьного возраста в гаражах, бытовках, где хранился бензин, пытаясь освещать указанные помещения спичками и свечками. Поэтому учебновоспитательный процесс в школе и воспитание детей в свободное от обязательных занятий время должны быть построены как с учетом требований общества, так и индивидуальных особенностей ребят. Их направленность не должна позволять подросткам искать возможностей самоутвердиться, проявить себя вне общественно значимой деятельности, в стихийно складывающихся, не контролируемых педагогами и родителями неформальных группах, где отношения строятся по законам жесткой корпорации, лишены коллективистской направленности и гуманности, а также могут привести к опасным последствиям (пожары, травмы, гибель).
Мотивировки распределения своего свободного времени выглядят у подростков следующим образом: «Хочу интересно проводить время», «Не люблю быть один», «Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Хочется попробовать свои силы в каком-нибудь захватывающем деле» и т.п.
Созданные в школах добровольные пожарные дружины вполне могут удовлетворить предъявляемым подростками требованиям. Следует отметить, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом использования спортивной деятельности для активного воспитательного воздействия на формирование личности. Пожарный спорт позволяет подростку лучше оценить свои возможности, отвечает его стремлению самоутвердиться, найти свое место в жизни.
К завершению периода неполного среднего образования учащийся должен знать:
пожар как явление; основные характеристики горючей
среды и источников зажигания; общие
требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;
элементарные
способы тушения загораний; первичные
средства пожаротушения и их возможности; основы
профессии «пожарный»; ответственность
за нарушение правил пожарной безопасности.
Учащийся должен уметь:
оценивать
обстановку при возникновении задымления или загорания; пользоваться первичными средствами пожаротушения; выполнять требования правил
пожарной безопасности; проводить
работу среди младших по недопущению пожаров.
Старший школьный возраст (16-18 лет).
Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков. В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными, что не считают нужным прятаться от взрослых, чтобы покурить; им не интересны сборища в землянках и сараях. Старшеклассники чаще и настойчивей задают вопросы «почему» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Само представление о предмете у юноши иное, чем у подростка: если шестиклассники ценят внешнюю занимательность, то девятиклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Им хочется самим открывать что-то новое. Например, провести опыт на занятиях по химии, превысив указанные нормы какого-либо вещества, что может образовывать взрывопожароопасную смесь. Поэтому учитель в обязательном порядке доводит до сведения учащихся план пожаротушения в кабинете химии.
На первых уроках химии учащихся знакомят с основными правилами безопасной работы в кабинете. Обращают внимание на организацию рабочего места учащихся, выработку навыков ответственного отношения к рабочему месту и его оснащению, соблюдение порядка и аккуратности, умелого и грамотного обращения с учебным оборудованием, а также ознакомление с приемами безопасного выполнения операций на уроках химии. Кроме того, в ходе лабораторных и практических работ учащиеся знакомятся с сущностью процесса горения, условиями возгорания различных материалов и веществ, изучают устройства и принцип действия огнетушителя.
При обучении правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск. В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.
В целях привлечения школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарнопрофилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах создаются дружины юных пожарных. Их работа организуется в соответствии с положениями о дружинах юных пожарных, клубах и других общественных организациях.
Для того чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:
1. знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;
2. понимание, то есть объяснение, интерпретация, экстраполяция;
3. применение полученных знаний;
4. анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;
5. синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;
6. оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;
7. навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.
К завершению среднего образования учащийся должен знать:
динамику
возникновения, развития и тушения пожара; основные свойства горючей среды и
источников зажигания; физико-химические основы горения;
пожароопасные свойства основных веществ и материалов; причины пожаров и меры профилактики; принципы и способы тушения пожаров; основные средства пожаротушения;
требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;
боевую работу
пожарных подразделений; ответственность за нарушения правил пожарной
безопасности.
Учащийся должен уметь:
оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении
различных работ;
оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания,
принимать меры к тушению пожара;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными
кранами, системами пожарной автоматики;
оказывать помощь пожарным
подразделениям при тушении пожара; оказывать
первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.
Материалы для урока.
Правила поведения с огнем.
Ожог — это
травма кожи или других органических тканей, причиняемая, в
основном, высокими температурами, а также излучением, радиоактивностью, электричеством,
трением или контактом с химическими веществами.
Термические (тепловые) ожоги происходят в случае, когда некоторые или все клетки кожи
или других тканей разрушаются под воздействием:
горячих жидкостей (ожоги кипятком или паром); горячих твердых предметов (контактные ожоги); пламени
(ожоги пламенем).
Ожогов можно избежать, если:
держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
устанавливать плиты достаточно
высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров,
взрывов петард;
прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как
бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;
соблюдать правила купания ребѐнка (измерять температуру
воды прежде, чем опускать в неѐ ребѐнка; не оставлять ребѐнка
без надзора в ванной; не добавлять горячей воды, когда ребѐнок уже в
ванне)
соблюдать правила электробезопасности (проверять электрические
шнуры перед использованием приборов, не разрешать детям играть с мелкой бытовой
техникой и т.д.);
держать розетки закрытыми, запрещать детям засовывать туда разные
предметы.
Для летнего времени характерен ещѐ один тип ожоговых травм – ожог вольтовой дугой, который можно получить при контакте с проводами высокого напряжения на железнодорожном транспорте. Такие ситуации, часто, сопровождаются и другими травмами, которые ребѐнок может получить при падении после удара.
Летом велика вероятность получить солнечный ожог,
особо-тяжѐлые формы которого сопровождаются высокой температурой, рвотой
и другими болезненными ощущениями. Родителям и детям необходимо
запомнить, что пребывание на солнце с 11 до 16 часов наиболее опасно.
При выходе на солнце важно не забывать об использовании
солнцезащитных кремов.
Одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире различных опасностей. Охрана жизни и здоровья детей остается главной в школьном возрасте. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Поэтому педагогам и родителям необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения в быту позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.
Несчастные случаи с ребенком в быту происходят довольно часто. Что это: случайность или закономерность? Основной путь в предупреждении непредвиденных ситуаций это соблюдение двух главных принципов охраны жизни и здоровья детей — создание «безопасного дома» для ребенка и повседневный кропотливый труд по воспитанию у детей правил по безопасности жизнедеятельности.
«Мой дом — моя крепость», — гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим часто употреблять ее, и нередко забываем, что в нашем доме нас подстерегает много опасностей. Все больше появляется бытовых приборов, все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсенал различных химикатов бытового назначения.
Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы, прежде всего сами должны ежеминутно являть достойные образцы в этом отношении. Ибо, как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Вместе с тем мы постоянно должны быть внимательными и собранными. По своей природе ребенок чрезвычайно любознателен, не говоря уже о том, что он быстро меняется в физическом и психическом плане.
Необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Педагогам и родителям необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе (кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнѐзда, не ломать ветки, не разорять муравейники). Рассказать детям, какие опасности подстерегают их на природе (ядовитые грибы, растения, ягоды, животные и птицы, водоѐмы и т.д.). Для закрепления этих правил полезно использовать дидактические настольные игры-классификации: съедобное, не съедобное; дикие или домашние и т.д. Необходимо рассказать детям, что не следует пить воду, где бы то ни было, без предварительной еѐ обработки.
Поэтому охрана жизни и здоровья детей является важнейшей задача педагогических коллективов школьных учреждений, общественности, родителей.
Формирование у детей наблюдательности, внимания, умения быть предусмотрительными поможет предотвратить многие неприятности.
Работая с родителями, педагоги стараются, чтобы они были не пассивными созерцателями, а активно включались в работу по воспитанию детей.
Материалы для урока.
Ядовитые вещества, медикаменты,
отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя
хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их.
Такие вещества следует держать в плотно закрытых
маркированных контейнерах, в
недоступном для детей месте. Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
По статистике, самая частая причина отравления – случайный прием лекарства, оставленного на виду родителями. Некоторые лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей и во флаконах с крышками, которые детям сложно открыть. Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте.
Ещѐ один тип
отравления вызывает так называемая «болезнь грязных рук», вызывающая острую
кишечную инфекцию. Следующие правила помогут этого избежать:
мойте руки до и после того как дотронулись до пищи (если
ребѐнок ещѐ маленький, то важна и чистота в доме);
сырые овощи и фрукты необходимо тщательно мыть перед
употреблением;
горячую пищу следует разогревать
и подавать в горячем виде; скоропортящиеся
продукты можно держать не в холодильнике - при комнатной температуре (около 20
градусов) - не более 2-х часов. Если в жару отправиться на пикник, то время
хранения продуктов
снижается до 1 часа;
если дети находятся на природе, необходимо следить за тем, чтобы
они не употребляли в пищу дикие ягоды, так как они могут вызывать тошноту,
головокружение, галлюцинации и т.д.
При подготовке урока необходимо учитывать возрастные особенности школьников:
Учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о гигиене, раскрыть понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня». В начальном звене и 5-6 классах традиционно используются игровые формы проведения урока, так как именно они в наибольшей степени вызывают положительные эмоции у школьников. Это может быть урок-сказка, урок-выставка, урок-праздник. К проведению данного урока, особенно в 1-4-х классах, могут быть привлечены члены семей детей вашего класса. Основные акценты в ходе урока в начальных классах целесообразно сделать на приобщение к занятиям физкультурой и спортом всех членов семьи школьника, формировании чувства взаимоуважения между семьей и школой. Особенно это актуально в сельской школе, когда у учителя начальных классов обучались несколько поколений односельчан.
В 5-6 классах содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации на здоровый образ жизни, его составляющих (двигательной активности, здорового питания, отсутствия вредных привычек) воспитанию чувства ответственности перед членами семьи за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке фотоальбомов, грамот и наград. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.
Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с гигиеной человека, рассказать о санитарной культуре; привлечь к занятиям физкультурой и спортом.
Учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание физической и психологической подготовке к взрослой жизни, осознанию принципов здорового образа жизни и воплощению их в мотивацию повседневной деятельности, осознанному участию в занятиях физкультурой и спортом, формированию позитивных отношений между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Для старших ребят этот урок может быть проведен в форме проектной деятельности по созданию идеала здорового образа жизни. Выпускникам школы можно предложить написать письмо самому себе в будущее, в котором они могут описать свою жизнь через 10-15 лет. Можно предложить ребятам оставить эти письма на хранение в школе, с условием получить их на вечере встречи выпускников через оговоренное время. Это будет интересно прочитать ребятам через несколько лет, так как наши представление об идеале с течением времени претерпевают изменения. На этом уроке можно обсудить тему вредных привычек, тогда можно использовать форму дискуссии.
Примерная тематика классных часов «Здоровые дети - в здоровой семье»
Начальная школа:
1. Путешествие по стране «Неболейка»
2. Путь к доброму здоровью.
3. Правильное питание - залог здоровья.
4. Сотворим здоровье сами.
5. О, спорт! Ты - здоровье! Основная школа:
1. Мы выбираем жизнь!
2. Быть здоровым - жить в радости.
3. В здоровом теле - здоровый дух!
4. Движение - это жизнь!
5. Ты в борьбе за самого себя. Старшая школа:
1. Здоровье как мера жизни.
2. Зависимости... Миф или реальность?
3. Мы за здоровый образ жизни.
4. Спорт - культура жизни.
5. Здоровая семья - путь к успеху.
Материалы для урока.
В век фаст-фудов,
сухариков, чипсов и газированной воды подростки и дети с
избыточным весом становятся привычным явлением. Когда ситуация
выходит из-под контроля, родители начинают понимать, насколько важной
для здоровья является сбалансированная диета для детей.
Пренебрежение и полная бесконтрольность процесса приѐма пищи ребѐнком ведут к ожирению и, как следствие, росту в геометрической прогрессии вероятности заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и прочими.
Для того, чтобы этого не допустить детям нужно соблюдать следующие рекомендации врача-диетолога:
Смена |
Часы приѐма пищи |
Вид и место питания |
Первая |
7.30 — 8.00 |
Завтрак дома |
10.00 — 11.00 |
Горячий завтрак в школе |
|
12.00 — 13.00 |
Обед дома или в школе |
|
19.00 — 19.30 |
Ужин дома |
|
Вторая |
8.00 — 8.30 |
Завтрак дома |
12.30 — 13.00 |
Обед дома (перед уходом в школу) |
|
16.00 — 16.30 |
Горячее питание в школе |
|
19.30 — 20.00 |
Ужин дома |
Во-первых, обязательно
завтракать!
Правильно на завтрак есть омлет, молочную кашу, бутерброд с горячим питьѐм.
Нельзя уходить
в школу натощак. Это нарушает работу головного мозга,
снижает работоспособность.
Необходимо соблюдать режим питания.
Типовые режимы питания школьников при обучении в
первую и вторую смены
Детский режим питания зависит от учебной нагрузки, занятий спортом, трудовой деятельности. Кроме того режим питания может меняться в зависимости от времени посещения дополнительных занятий, спортивных секций, кружков по интересам. Нужно всегда стремиться кушать строго в одно и то же время.
Во-вторых, сладости лучше кушать на обед в качестве
десерта. Важно не допустить развитие кариеса зубов. Для этого нужно соблюдать
четыре правила приѐма сладостей:
не ешь сладкое в
промежутках между приѐмами пищи;
не ешь сладкое перед сном; не заканчивай еду сладким блюдом;
в случае нарушения трѐх первых правил почисти зубы или хотя бы прополощи рот.
В третьих, необходимо запомнить, что энергетические напитки – это вредно! Основным компонентом безалкогольных энергетических напитков является кофеин. Он возбуждает деятельность сердечной мышцы, расширяет просвет кровеносных сосудов головного мозга, истощает нервную систему. Эффект от приѐма кофеин-содержащих напитков длится всего 3-4 часа, а затем происходит истощение нервной системы.
Производители пытаются убедить, что тонизирующие напитки насыщают организм человека энергией, но это не так. Тонизирующие напитки не добавляют энергии, а насильно «вычерпывают» еѐ из организма. После этого появляется усталость, раздражительность и бессонница.
И в четвѐртых, пища должна быть свежей, а питание – разнообразным и сбалансированным. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше биологически активных веществ поступает в организм. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимы белки, жиры и углеводы.
Правильное,
сбалансированное питание, как образ жизни – это разнообразная, свежая пища в
умеренных количествах, съедаемая в удовольствие.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Все мы – взрослые – пытаемся ответить на вопрос: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребенок, попадая в различные ситуации, порой может растеряться.
Задача педагога, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь учащимся овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте и, в-третьих, развить у учащихся самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечения безопасного образа здоровой жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем.
Материалы для урока.
Животные (в основном собаки, иногда крысы) могут
немало навредить детям. Место укуса варьирует в
зависимости от возраста жертвы. У маленького ребѐнка
чаще всего поражается лицо (70-85%): губы, щеки, нос, веки, затем
затылок, шея и верхние конечности. У более взрослых детей это могут быть нижние
конечности (икры), верхние конечности (кисть, основание большого пальца) и
наконец, лицо.
По данным
здравоохранения ежегодно регистрируют до 2000 случаев укусов. Из них: в 70%
дети получают травмы конечностей, тела и т.д., 15 % - это укусы в области лица,
оставляющие ужасные шрамы и 6% - укусы в области глаз, при которых
ребѐнок может потерять зрение.
Родителям, имеющим дома собак, не следует оставлять животное без присмотра, особенно при их контакте с детьми. А так же необходимо объяснить ребенку, что такое «домашняя собака», какое место она занимает в семье, дать уроки любви и заботы о животном. Позднее ему надо показать, как опасно приближать своѐ лицо к голове собаки.
Родители должны всегда помнить и научить ребѐнка следующим правилам:
нельзя оставлять без присмотра
маленького ребенка наедине с собакой;
нельзя тревожить
собаку во время еды или сна; нельзя подходить к матери собаке, охраняющей своих
малышей; нельзя лишать собаку всякой возможности выхода (оставляйте ей
возможность убежать);
нельзя разрешать
ребенку касаться незнакомой собаки; нужно научить ребенка распознавать признаки
агрессивности собаки, чтобы он излишне не надоедал ей;
нельзя позволять ребенку
вмешиваться в драку собак.
Ребѐнок может получить укусы и от насекомых.
Справиться с ними в помещении можно при помощи фумигатора. Для детской комнаты предпочтителен
фумигатор, работающий от сети, поскольку он в отличие от тлеющей
спирали, не поглощает кислород. Москитная сетка или даже обычная марля,
помещенная на окно, - обязательный элемент защиты ребенка от назойливых насекомых.
Укусы пчел, ос или шмелей не только болезненны, но
иногда приводят к развитию серьезных аллергических реакций, вплоть до
анафилактического шока и астматического приступа. Эти состояния требуют
немедленной госпитализации ребенка.
Многих страшат укусы лесных клещей. Чтобы уберечь
ребенка от них, необходимо прежде всего защитить волосы и открытые участки
кожи. А после прогулки в лесной или луговой местности внимательно осмотрите
тело ребенка.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития.
Однако доступность и проницаемость глобальной коммуникационной сети дает возможность и для нежелательных воздействий. Сегодня количество пользователей российского сектора сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности, участников образовательного процесса и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов, в сфере безопасного поведения человека – специалиста и школьника в мире компьютерных технологий и интернета.
Мы хотим сделать Интернет максимально безопасным и удобным для использования для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают свою роль в обеспечении безопасности детей.
Данные рекомендации – практическая информация для учителей- предметников и классных руководителей по организации внеурочной деятельности в части использования сети Интернет, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в интернете полезной. Как правило, ребенка в сети Интернет привлекает возможность общения и игр. Виртуальная среда, так же как и реальный мир, обладает своими законами и правилами поведения. Основную опасность представляет еѐ глобальность и, как следствие, возможность общения ребенка не только со сверстниками, но и с личностями – потенциальными источниками разрушающего социального и психологического поведения. Одновременно опасность представляет собой анонимность собеседника. При повышенном уровне доверия младших школьников, велика вероятность социально деструктивного поведения неизвестного участника коммуникации. Поэтому прежде чем отпускать ребенка в самостоятельное путешествие по бескрайним просторам Интернета, следует научить его основам безопасного и грамотного пользования сетью. И в дальнейшем не прекращать контролировать процесс использования Интернета подростком.
Решающим фактором безопасного поведения ребенка в Интернете является внимание со стороны родителей к проблеме взаимодействия ребенка с компьютерным миром вообще и сетью Интернет – в частности. Педагогам необходимо обратить внимание родителей на эту специфическую проблему киберопасности, подчеркнуть важность участия родителей в безопасной коммуникации ребенка в сети и организовать периодические встречи, посвященные теме взаимодействия ребенка с сетью Интернет.
Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие программные фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете.
Задача организации участников образовательного процесса, заинтересованных в безопасном использовании Интернета подростками и детьми, заключается в следующем:
1) Родители должны знать, чем заняты их дети. Самое простое – разговаривать с детьми: чем живет, чем интересуется, какие сайты любит посещать и почему, с кем дружит, в том числе, и в Интернете. Кроме того (не вместо – кроме!), установить семейный фильтр на поисковой машине, контролировать по журналу посещаемые страницы.
Дети должны владеть основами безопасного пользования Интернет - сетями. Мы учим их не разговаривать с незнакомцами? Мы объясняем, что нельзя называть незнакомцам свой домашний адрес? В глобальной сети действуют все те же правила.
2) Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Учить «с Интернетом» нынче модно. Всегда ли это оправдано? Предположим, учитель сформулировал конкретные задачи урока, реализуемые с помощью Интернет-ресурсов. Какие здесь могут быть варианты обеспечения безопасности:
а) закрытые среды обучения, например, учебные блоги, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог;
б) постановка конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? как
использую?
в) формирование навыков критического мышления;
г) список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается
использовать информацию;
д) все те же фильтры и контроль системного администратора, если
таковой в школе имеется.
Самое главное – приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.
При проведении урока необходимо учитывать психологические особенности детей школьного возраста.
Цель проведения уроков Интернет-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи уроков Интернет-безопасности:
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-
телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной
среде);
5) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты.
В ходе уроков Интернет-безопасности учащиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредоносную для них информацию от безопасной;
- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести,
достоинству и репутации;
- распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
- критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
- применять эффективные меры самозащиты от нежелательной для них информации и контактов в сетях.
В рамках урока безопасности в сети Интернет в начальных классах целесообразно ознакомить учащихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой)
связи;
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ru и детского браузера http://www.gogul.tv, а также познакомить с детскими социальными сетями: http://cyberpapa.ru/, http://interneshka.net/, http://kinder-online.ru/detskiy_portal.html, http://1dnevnik.ru/, http://www.detkino.ru.
Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы сайта www.detionline.com, (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет.
Большое значение для эффективности урока Интернет-
безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов – урок-путешествие, уроквикторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу.
Полезные ссылки:
1) URL: http://www.microsoft.com/eesti/haridus/veebivend/koomiksid/rus/loputon_met sa.html – о правилах безопасного поведения в сети Интернет с элементами интерактива;
2) URL: http://www.nachalka.com/node/948 - учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»;
3) URL: http://content-filtering.ru/aboutus/ - информационно- аналитический ресурс «Ваш личный Интернет».
4) URL: http://i-deti.org/useful-content/ - Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт.
5) URL: http://detionline.com/helpline/abou - Оказание практической и консультативной помощи детям, подросткам, их родителям и педагогам в вопросах безопасного использования интернета.
6) URL: http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru - Интернет-игра
«Прогулка через Дикий Интернет Лес», посвященная вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
В ходе урока безопасности в сети Интернет в среднем звене целесообразно познакомить учащихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищѐнности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.); № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребѐнке порочные наклонности, сформировать у ребѐнка искажѐнную картину мира и неправильные жизненные установки)
Ознакомить учащихся с адресами помощи в случае интернетугрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8- 800-2500015).
Возможны следующие формы проведения урока: урок – пресс - конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторами и т.д.
Полезные ссылки:
1) URL: http://content-filtering.ru/aboutus - информационноаналитический ресурс «Ваш личный Интернет»; 2) URL: www.icensor.ru– Интернет-фильтр.
3) URL: http://i-deti.org/useful-content/ - Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт. 4) URL: https://sites.google.com/site/saitkonferencii/sekcia-2/formirovanieuskolnikov-opyta-bezopasnogo-i-otvetstvennogo-ispolzovania-seti-internetvproektnoj-deatelnosti Формирование у школьников опыта безопасного и ответственного использования сети Интернет
5) URL: http://detionline.com/helpline/about Оказание практической и консультативной помощи детям, подросткам, их родителям и педагогам в вопросах безопасного использования интернета
6) URL: http://issuu.com/elea3/docs/_____?mode=a_p - Книжная полка - обзор программных продуктов и брошюр для безопасного использования сети Интернет.
7) URL: http://www.onlandia.org.ua/rus/ - безопасная web-зона; 8) URL: http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета;
9) URL: http://content-filtering.ru – Интернет СМИ «Ваш личный Интернет»;
10) URL: http://www.rgdb.ru – Российская государственная детская библиотека.
На уроке необходимо затронуть следующие аспекты: перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет; рекомендации по грамотному использованию электронной почты; технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями. Необходимо обеспечить учащихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет-зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет.
Также рекомендуется рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные ―друзья‖; пиратство; online-игры; этика; критический подход к информации.
Обеспечить учащихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.
Перечень мероприятий, проводимых в рамках урока безопасности в сети Интернет (для начальной школы)
Мероприятие |
Игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес» |
Видеоурок о безопасном поведении в сети Интернет (демонстрация видеороликов с последующим обсуждением) |
Конкурс рисунков «Мой безопасный Интернет» |
Психолого-педагогическая диагностика учащихся по теме: «Безопасный Интернет» |
Театрализация сказки о золотых правилах безопасности в Интернет |
Мероприятие |
Круглый стол «Безопасный Интернет – хороший Интернет». |
Видеоурок о безопасном поведении в сети Интернет «Интернет. Территория безопасности» (Демонстрация видеороликов с последующим обсуждением) |
Виртуальные экскурсии «Весь мир на ладони» |
Психолого-педагогическая диагностика учащихся по теме: «Безопасный Интернет» |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.