Методические рекомендации В игры мы играем и профессии изучаем! (по проведению профориентационной работы на занятиях по развитию речи окружающему миру с дошкольниками)
Оценка 4.9

Методические рекомендации В игры мы играем и профессии изучаем! (по проведению профориентационной работы на занятиях по развитию речи окружающему миру с дошкольниками)

Оценка 4.9
docx
31.08.2020
Методические рекомендации В игры мы играем и профессии изучаем! (по проведению профориентационной работы на занятиях по развитию речи  окружающему миру с дошкольниками)
Методические рекомендации В игры мы играем и профессии изучаем!.docx

                  Брякотнина Ирина Александровна,  педагог дополнительного образования,

Муниципального бюджетного учреждения  дополнительного образования «Центр детского творчества» города Междуреченска Кемеровской области

 

Методические рекомендации, раскрывающие методику использования разных игр для организации деятельности дошкольников по ознакомлению с профессиями на занятиях по развитию речи  и ознакомлению с окружающим миром, а также во внеучебное время

«В игры мы играем и профессии изучаем!»

 

Аннотация:

  Методические рекомендации составлены в помощь педагогам – дошкольникам, воспитателям детских садов по использованию  разного вида игр  для организации деятельности дошкольников с целью социализации и ранней профориентации, развития интереса к профессиям, а также развития речи детей на материале предметов и явлений «профессионального» мира.

 

Содержание:

 

Тема методических рекомендаций: «В игры мы играем и профессии изучаем!» (использование игр при ознакомлении дошкольников с профессиями)

 

Цель: оказание методической помощи педагогу при организации деятельности обучающихся для ранней профориентации.

 

 

 

                                                                                                       I.            ВВЕДЕНИЕ (АКТУАЛЬНОСТЬ)

 

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса и принести пользу обществу. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

            Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

              Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач  общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

              Ранняя  профориентация  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

            Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Педагогам и воспитателям в этом помочь может данная методическая разработка.

 

            Для детей дошкольного возраста игра – ведущая форма деятельности. В процессе игры дети  моделируют реальные и вымышленные ситуации окружающего мира, связанные со спецификой трудовых действий людей разных профессий, «живут» в созданном им мире. Для повышения познавательного интереса нужно использовать  разнообразные виды игр: развивающие, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, настольные, интерактивные,  игры – путешествия и т. д. В данной методической разработке представлены разные виды игр, которые можно использовать для организации деятельности дошкольников с целью социализации и ранней профориентации, развития интереса к профессиям, а также развития речи детей на материале предметов и явлений «профессионального» мира.

 

 

 

    II.            ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

1.        ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ЗНАНИЯМИ О ПРОФЕССИЯХ.

Данная подборка игр очень поможет воспитателям и другим педагогам дошкольного образования в работе при изучении профессий, расширении знаний о них, закреплении материала, а также в работе над развитием речи детей, обогащении словарного запаса.

 

·         Д/игра «Кем ты будешь?»

Цель: употребление глаголов будущего времени, развитие словарного запаса.

Я буду строителем, построю дома.

Я буду… .

 

·         Д/игра «Назови профессию»

Цель: образование существительных с помощью суффикса – щик, развитие словарного запаса.

Кто носит багаж? – Носильщик.

Кто сваривает трубы? – Сварщик.

Кто вставляет стекла? – Стекольщик.

Кто работает на кране? – Крановщик.

Кто кладет камни? – Каменщик.

Кто чинит часы? – Часовщик.

Кто точит ножи? – Точильщик.

Кто кроит платье? – Закройщик.

 

·         Д/игра «Назови женские профессии»

Цель: словообразование, развитие словарного запаса.

Правила: нужно изменить слово, поставив его в женский род.

Ткач – ткачиха, повар ….

Воспитатель - …,  учитель - ….

Художник - …, продавец - ….

Певец - …, летчик - ….

Пианист - …, скрипач - ….

 

·         Д/игра «Почему так названы?»

Цель: развитие речи, словарного запаса.

Рыболов ловит рыбу, пчеловод - ….

Землекоп - …,  лесоруб - …

Трубочист - …, машинист - ….

 

·         Д/игра «Кто чем работает?»

Цель: уточнение и расширение знаний об атрибутах разных профессий, образование творительного падежа имен существительных.

Правила: нужно закончить фразу, подобрав правильно существительное и поставив его в нужную форму.

Маляр – кистью, землекоп - …

Дворник - …, парикмахер - ….

 

·         Д/игра «Кто что делает?»

Цель: подбор действий к существительным.

Правила: педагог начинает фразу, а дети по – очереди добавляют слова по смыслу.

Повар – варит, учитель - …,

Врач - …, продавец - …,

Воспитатель - …, парикмахер - … .

 

·         Д/игра «Закончи предложение»

Цель: развитие связной речи, употребление винительного падежа имен существительных.

Правила: педагог начинает фразу, а дети по – очереди добавляют слова по смыслу.

Повар варит (что?) - …, врач лечит (кого?) - … .

 

·         Д/игра «Что нужно для работы?»

Цель: уточнение и расширение знаний об атрибутах разных профессий, употребление винительного падежа имен существительных.

Правила: педагог начинает фразу, а дети по – очереди добавляют слова по смыслу.

Повару нужны (что?) – кастрюля, поварешка … .

Портнихе нужны (что?) – ножницы, игла.

Учителю нужны (что?) - … .

Продавцу нужны (что?) – …

Врачу нужны (что?) -  …

 

·         Д/игра «Кому, что нужно для работы» 

Цель: уточнение и расширение знаний об атрибутах разных профессий, употребление дательного падежа имен существительных.

Правила: нужно закончить предложение, подобрав правильно существительное и поставив его в нужную форму.

Поварешка нужна повару, письмо нужно … ,

Метла нужна … , указка нужна … ,

Топор нужен … .

 

·         Д/игра «Назови действия»

Цель: развитие словарного запаса.

Правила: подобрать к существительному правильно глагол.

Лопатой – копают, иголкой - … ,

Пилой - … , топором - …,

Граблями - … , кистями - … ,

Ножницами - … .

 

·         Д/игра «Кто чем управляет?»

Цель: уточнение и расширение знаний действиях людей  разных профессий, образование творительного падежа имен существительных.

Самолетом управляет летчик, машиной - …,

Поездом - … , кораблем - … .

 

·         Д/и «Кто это?»

Цель: расширение и закрепление представлений о профессии строителей, упражнение в словообразовании.

Составляет чертежи, проект — чертежник, проектировщик;

расчищает строительную площадку бульдозером — буль­дозерист;

роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик;

поднимает грузы подъемным краном — крановщик;

подвозит строительные материалы на самосвале — шофер;

подвозит строительный материал на тракторе — тракторист;

кладет стены (из камня) — каменщик;

кладет печи (если печное отопление) — печник;

кладет паркет — паркетчик;

кроет крышу — кровельщик;

делает рамы, двери — плотник;

стеклит окна — стекольщик;

сваривает металлические конструкции — электросварщик;

бетонирует фундамент — бетонщик;

штукатурит стены — штукатур;

белит и красит стены, двери... — маляр;

облицовывает кафелем (плиткой) — плиточник;

проводит электричество — электрик;

подводит воду, делает канализацию — слесарь-водопро­водчик.

 

·         «Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Правила: педагог начинает фразу, а дети по – очереди добавляют слова по смыслу.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)    

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

 

·         Артикуляционная игра «Произнеси правильно».

Цель: Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.

Правила: выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки.

- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

- Водовоз вёз воду из водопровода.

- Старый сторож Том сторожит дом.

- Ткёт ткач ткани на платье Тане.

- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку

- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.

- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

 

 

2.    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (памяти, внимания, мышления)

Игры, собранные в данном разделе помогут педагогам – дошкольникам не только в ознакомлении и расширении знаний о профессиях, н внимания, мышления, воображения.

 

·         Д/игра «Найди ошибку»

Цель: развитие логического мышления.

1 вариант. Врачу нужны …(бинт, вата, шприц, кастрюля, …).

2 вариант. Врач варит суп. Повар лечит людей.

Данные игры можно проводить в словесном варианте, а можно с картинками.

 

·         Д/игра «Бывает – не бывает»

Цель: развитие слухового внимания и мышления.

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Поваром сварен поваром. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

 

·         Д/игра «Прятки»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Правила: педагог загадывает загадки о профессиях, ребята отгадывают, картинки с людьми вывешиваются на доску. Затем педагог говорит, что они хотят поиграть с нами в прятки. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку. Дети открывают глаза по команде учителя и называют того, кто спрятался.

 


·         Игра  «Да и нет»

Цель: развитие слухового внимания и мышления.

Правила: в случае, когда дети соглашаются со сказанным, они говорят «да», если не соглашаются, то – «нет».

 

Игра называется «Да» и «Нет»

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите «Да» иль «Нет».

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают?    

А с огнем они играют?

Для ребят пожары шутка?

Все ли дети тут послушны?

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать?

Палит листья мальчик Тихон,

У костра он скачет лихо.

Дети дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

Под столом играет света,

Зажигает она свечи.

Дети дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

Вова спичками играет,

Мама это запрещает.

Дети дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет?

Непослушный мальчик Вова,

Спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают,

Маму Вова огорчает?

Вот свеча, горит огонь,

Ты огонь попробуй – тронь!

Дайте, дети мне ответ,

Будет больно или нет?

Нам пожары не беда? (нет)

Друга выручим всегда?

Врать не будем никогда?

Маму слушаем всегда?

Можно спичками играть?

Детям свечи зажигать?

Причиняет огонь зло?

А дает огонь добро?

Ты труслив, когда беда?

Силы жалко для труда?

С огнем всегда ты осторожен?

Что ж завершать игру мне можно?


 

·         Д / и «Топаем, хлопаем»

Цель: развитие слухового внимания и мышления.

Правила: если дети поступают правильно - хлопают,

если неправильно – топают.

 

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя!  (хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть (топают)

Коля убежал за дом, там играет он с костром (топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает (хлопают)

Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают  (топают)

Клим увидел: дом горит,

Мальчик «01» звонит  (хлопают)

 

·         Д / и «Угадай профессию»

Цель: развитие слухового внимания и мышления.

Правила: Нужно по атрибутам угадать профессию и назвать её.

·      Маленькие дети, игры, прогулки (воспитатель)

·      Кирпичи, цемент, новый дом (строитель)

·      Болезнь, таблетки, белый халат (врач)

·      Корабль, тельняшка, море (капитан)

·      Небо, самолет, аэродром (летчик)

·      Весы, прилавок, товар (продавец)

·      Каска, шланг, вода (пожарный)

·      Плита, кастрюля, вкусное блюдо (повар)

·      Доска, мел, учебник (учитель)

·      Руль, колеса, дорога (водитель)

 

·         «Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Правила: нужно понять и объяснить, что неправильно.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

 

·         «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: развитие внимания и мышления.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

 

·         Д / и «Закончи предложение»

Цель: развитие воображения и мышления.

Правила: закончить фразу, начатую учителем.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д.

 

·         Д/игра «Подскажи словечко».

Цель: развитие внимания.

Правила: добавить слово, которое подходит по смыслу и к рифме.

Дровосеки рубят бор – есть у каждого … (топор).

Папе гвоздь забить помог деревянный … (молоток).

Пыль на полу – подайте … (метлу).

Возле школы все ребята убирают снег … (лопатой).

·         Д/игра «Собери картинку».

Цель: развитие внимания, мелкой моторики.

Правила: собрать разрезанную картинку и назвать профессию человека на ней.

 

 

 

3.    ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Данные игры помогут не только познакомиться с профессиями, но и при их изучении интересно и непринуждённо развивать общую и мелкую моторику детей.

 

·       Пальчиковая гимнастика "Что принес нам почтальон?"
Цель:
развитие мелкой моторики, закрепление профессии почтальона.

Правила: по тексту производятся движения.

Что принес нам почтальон? Поднимают плечики.
С толстой сумкой ходит он. Показывают сумку.
Перевод, журнал, газету, Загибают по одному пальчику.
В бандероли две кассеты 
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.

 

·      Физкультминутка "Красный, желтый, зеленый"

Цель: развитие общей моторики, закрепление знаний о профессии водителя.
 Заведем моторчики (закрепление произношения звука "р-р-р"). Поехали! Выполнять правила дорожного движения нам поможет светофор (на желтый - стоим, готовимся - заводим моторы, на зеленый - едем, на красный - стоим).

 

·         Пальчиковая игра «Маляры».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление профессии маляра.

Правила: по тексту производятся движения.

 

Красят домик маляры                Кулаки опущены вниз. Одновременно

Для любимой детворы.             поднять вверх кисти рук, раздвигая в стороны  

Если только я смогу,                  пальцы.

То им тоже помогу.

·        «Вершки – корешки»
Цель: развитие общей моторики, закрепление профессии овощевода.
Правила: 1. Дети – овощеводы, собирают урожай. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.)
 2.
 На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно 

 

 

Далее следуют приложения, в которых представлена очень полезная дополнительная информация, которую можно использовать при подготовке и проведении занятий по ознакомлению с профессиями дошкольников.


 

 III.            ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

СТИХИ ПРО ПРОФЕССИИ

Очень полезно и интересно детям учить стихи про изученные профессии. Поэтому в данной методической разработке я предлагаю подборку стихов о профессиях для заучивания детьми. Также некоторые стихи можно использовать для знакомства с профессией или подведения итогов.

 


ü  Шофер.

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофер.

 

ü  Врач

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь —

Ведь тебе поможет врач!

 

ü Люди на земле живут
В деревнях, посёлках, городах.
Чтоб родных не забывали,
Письма им бы посылали,
Служба почты для этого есть,
Всем работникам большая честь!
Почтальону, телеграфисту,
Сортировщику и связисту.
Без почты нам не обойтись.
По всей земле, по всей стране
Почта, слава тебе!

 


ü  Продавец

Он товары продает —

Молоко, сметану, мед.

А другой — морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый — стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

 Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд!

 

 

ü  Почта.

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне

С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной рубашке? Это он, это он, ленинградский почтальон. (С. Маршак)

 

 

 

 

ü  Воспитатель.

Утром, прощаясь с мамой,

Мы смело идем в детский сад.

И мамы спокойно, без драмы,

В саду оставляют свой клад,

Здесь та, кому можно доверить

Творенье любви и тепла,

Вы можете даже проверить –

В глазах наших счастья искра.

А дело всего лишь в улыбке,

то дарит, душой не кривя,

Самая лучшая в мире

Вторая мама моя.

 

ü  Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

 Научит грамоте, письму.

 Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, вы подрастете

И дело по душе найдете!

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии слава и честь.

 

ü   У каждого дела есть запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

  Доктор в халате – лекарством приятным.

  Рыхлой землею, полем и лугом

  Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

  Рыбой и морем пахнет рыбак.

  Только бездельник не пахнет никак


Приложение 2

 

Загадки о профессиях

 

Загадки позволяют активизировать познавательную активность, развить интерес к изучению профессий.

 

Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелегок и непрост,

Как космонавт, плывет он среди нас

(водолаз)

 

Он опускается в забой.

Его работа под землей.

(шахтёр)

 

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости (сапожник)

 

Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею (переплетчик)

 

Кто на красный свет проехал,

Тот движению помеха.

Прав лишился нарушитель.

А с ним рядом, посмотрите:

Справедливости пример

Строгий…. (милиционер)

 

Он с утра метет наш двор,

Убирает всякий сор.

Разбросал бумажки кто-то,

Ой, и задал мне работу!

Все отвез в мусоросборник

На своей тележке…(дворник)

 

От Ростова до столицы

Ночью скорый поезд мчится.

Рельсы вдаль летят стрелой,

И ведет состав домой

Опытный специалист

Дядя Коля - … (машинист)

 

Все хотят звезду услышать!

На концерт зовут афиши.

В зале мест свободных нет,

Постепенно гаснет свет…

В темноте исчезли лица,

Начинает петь… (певица)

 

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро (маляр)

 

Заместил в деже он тесто.

В теплое поставил место

Крупный, пышный, каравай,

Ну-ка, в печку полезай!

Хоть весь в белом, но не лекарь,

Свежий хлеб печет нам … (пекарь)

 

Ночью в полдень на рассвете

Службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу

Преграждал путь врачу (пограничник)

 

Закину палку, убью не галку.

Ощиплю не перья, съем не мясо (рыбак)

 

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней (доктор)

 

С белым мелом и указкою

Он проводит нам урок!

И рассказывает классно

Наш любимый … (педагог)

 

В ресторане их найду я –

Эти люди в колпаках.

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках (повар)

 

Кто учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать (учитель)

 

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды (повар)

 

Нынче армия и флот

Защищает наш народ.

Выполняя долг священный.

Служит Родине… (военный)

 

Он водил вокруг Земли

И суда и корабли.

Повидал он много стран,

Мой знакомый… (капитан)

 

 Наведет стеклянный глаз

Щелкнет раз – и помнит вас. (фотограф)

 

Громко кашляет Сережа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

И Сережке говорят:

Ты не бойся и не плачь –

К тебе едет добрый…(врач)

 

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

 

Кто продукты  продает –

Молоко, сметану, мед?

Кто нам продает сапожки,

Туфельки и босоножки?

Все они товары знают,

Даром время не теряют

В магазинах молодцы.

Кто же это?  (продавец)

 

На пожаре много дыма

Помощь здесь необходима.

Тушит пламя кто-то смело,

Держит он брандспойт умело.

Рядом опытный напарник.

Борется с огнем…(пожарник)

 

От Ростова до столицы

Ночью скорый поезд мчится.

Рельсы вдаль летят стрелой,

И ведет состав домой

Опытный специалист

Дядя Коля - … (машинист)

 

У него серьезный вид,

За порядком он следит.

Ясным днем, ночной порой

Охраняет наш покой.  (Милиционер)

 

У него товаров горы –

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мед –

Все он людям продает.  (Продавец)

 

С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?  (Пожарные)

 

 

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли нам и витамины.  (Врач)

 

Он приучает детишек к порядку,

Он проверяет ребячьи тетрадки,

Научит детей, и читать, и писать,

И складывать цифры и вычитать.  (Учитель)  

 

Он  с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу. (Повар)

 

Сегодня играла я Бабу-ягу,

 А завтра Снегурку сыграть я могу. (Актриса)

 

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой? (Дворник)

 

Если наводнение

Иль землетрясение,

На помощь нам всегда придет

И нас от гибели спасет. (Спасатель)

 

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

 

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что он…(Художник)

 

Кто воспитателю поможет,

Все в группе чисто приберет,

Детей накормит, спать уложит,

Везде порядок наведет? (Нянечка)

 

Кто же мастер щей, борщей

И рагу из овощей?

Вкусный сварит нам бульон,

Торт испечь сумеет он

И нажарит нам котлетки.

Кто ж он? Отгадайте, детки!  (Повар)        

                                        

Умело кто ведет машину –

Ведь за рулем не первый год?

Слегка шуршат тугие шины,

Кто нас по городу везет?

(Шофёр, водитель)

 

 


Приложение 3

 

Данная азбука профессий позволит педагогу, воспитателю наряду с изучением профессий организовать знакомство с буквами или их повторение и закрепление.

 

«Азбука профессий» (профессии на определенную букву)

 

А – агроном, актер, адвокат, акушерка, архитектор, арбитр, астроном, астролог, астронавт, археолог.

Б – библиотекарь, бухгалтер, балерина, бортпроводник, балетмейстер, банкир.

В – ветеринар, вахтер, воспитатель, врач, водолаз, водитель, весовщик, вагоновожатый.

Г – геолог.

Д – доярка, дворник, дирижер, докер, диктор, дизайнер, дрессировщик, декоратор, дегустатор.

Е – егерь.

Ж – журналист, животновод, жонглёр.

З – зубной врач, забойщик, зоотехник.

И – инженер, искусствовед, иллюзионист, историк.


К – кондуктор, кузнец, комбайнер, кассир, корреспондент, каменщик, крановщик, контролер, космонавт, каскадер, конферансье, клоун, кинолог, киоскер, кондитер, композитор, коневод, конструктор, курьер, клерк, косметолог.

Л – летчик, лесничий, лифтер, лаборант

М – маляр, машинист, медсестра, милиционер, модель, музыкант, мельник, мелиоратор, матрос, музыковед, механик, метеоролог.

Н – носильщик, навигатор.

О – охранник, охотник, официант, оператор, орнитолог.

П – пастух, парикмахер, повар, плотник, продавец, почтальон, печник, пожарный, программист, птичница, проводник, пекарь, портной, писатель, поэт, продавец, пианист, переводчик, продюсер, портье, парфюмер.

Р – рабочий, рыбак, редактор, режиссер, радист, реставратор.

С – сапожник, сталевар, садовник, строитель, сварщик, стюардесса, судья, суфлер, спасатель, санитарка, следователь, стекловар, стеклодув, секретарь, сценарист.

Т – тракторист, ткачиха, токарь, танкист, трубочист, тренер, телемастер, товаровед

У – учитель, ученый, укротитель, уборщица, уфолог.

Ф – фермер, фотограф, футболист, фельдшер, фармацевт факир.

Х – художник, хореограф.

Ч – чабан, чеканщик, часовой, часовщик.

Ц – цветовод.

Ш – шахтер, шофер, швея, шахматист.

Э – электромонтер, электросварщик, экскурсовод, эксперт – криминалист, эколог, электрик, эквилибрист.

Ю – юрист, ювелир.

Я – ямщик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.

2.      Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.

3.      День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. – М.: «Детская литература», 1986.

4.      Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

5.      Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. [Текст] / Н.В Краснощёкова. - Санкт - Петербург: 2000. – 189с.

6.      Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет.

7.      Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

8.      Нефедова К.П. Инструменты. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

9.      Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей.

10.  Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

11.  Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту.- М.: «Омега», 1998.

12.  Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005.

13.  Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

 

 

 

 

 


 

Брякотнина Ирина Александровна , педагог дополнительного образования,

Брякотнина Ирина Александровна , педагог дополнительного образования,

Педагогам и воспитателям в этом помочь может данная методическая разработка

Педагогам и воспитателям в этом помочь может данная методическая разработка

Д/игра «Кто чем работает?»

Д/игра «Кто чем работает?»

Поездом - … , кораблем - … . ·

Поездом - … , кораблем - … . ·

Цель: развитие логического мышления

Цель: развитие логического мышления

Спички весело горят, Буду с ними я играть (топают)

Спички весело горят, Буду с ними я играть (топают)

Возле школы все ребята убирают снег … (лопатой)

Возле школы все ребята убирают снег … (лопатой)

I. ПРИЛОЖЕНИЯ

I. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2 Загадки о профессиях

Приложение 2 Загадки о профессиях

Мой знакомый… (капитан)

Мой знакомый… (капитан)

Приложение 3 Данная азбука профессий позволит педагогу, воспитателю наряду с изучением профессий организовать знакомство с буквами или их повторение и закрепление

Приложение 3 Данная азбука профессий позволит педагогу, воспитателю наряду с изучением профессий организовать знакомство с буквами или их повторение и закрепление

Литература: 1. Алешина

Литература: 1. Алешина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2020