УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА "ПИРАМИДА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Методические рекомендации:
«Введение в профессию через занятия декоративно – прикладного творчества (аппликация)»
Педагог дополнительного образования:
Татенко Марина Петровна
г. Тимашевск
Данные методические рекомендации способствуют продуктивному введению в образовательный процесс профориентационного компонента, позволяющего через занятия декоративно – прикладного творчества – аппликацией познакомиться с рядом профессий, соответствующего профиля деятельности. Рекомендации могут быть использованы в работе педагогами дополнительного образования, учителями, работающими по программам дополнительного образования.
Введение
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового, эстетического воспитания, «нацеливания» школьников на будущую профессию. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 30 г. именно на педагога дополнительного образования возлагается функция по введению учащегося в безграничный мир профессий; и именно от него (педагога, зависит пробудить интерес ребенка к той или иной деятельности, помочь правильно определиться с выбором профессии.
В.А. Сухомлинский писал: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд».
В наше время занятия аппликацией с детьми очень актуальны, ведь первые впечатления о величине предметов, их форме и расположении в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому необходимо с самого детства заниматься развитием мелкой моторики. Это способствует формированию интеллекта у детей, готовит их к более быстрому овладению навыком письма. Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает, повышается познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению. Занятия аппликацией позволяют развивать умственную и речевую деятельность, способствуют формированию координации движений пальцев рук. Кроме этого, занимаясь аппликацией, учащийся с помощью педагога может познакомиться с профессиями, связанными с этим видом творчества.
Сегодня на современном рынке труда профессии дизайнера, графического дизайнера, модельера, флориста, ландшафтный дизайнер, художника декоративного искусства становятся все более востребованными. Человек всегда стремиться сделать жизнь красивей и уютней, окружая себя многообразными вещами. У каждой вещи своя форма, декор, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность. Художественный образ предмета человек создает в процессе своей творческой деятельности. Способность человека быстро и легко осваивать любой вид деятельности повышает его конкурентоспособность на рынке труда.
Знакомство с профессиями
Знакомство с профессией происходит непроизвольно при изучении разных тем учебного плана. Перед выполнением той или иной работы учащийся образно представляет себе будущую картину или панно, но для утверждения сюжета перед выполнением он набрасывает рисунок работы. Это позволяет утвердиться ему в выбранном сюжете или внести определенные коррективы в набросок, чтобы не ошибиться при выполнении работы. При этом педагог непроизвольно рассказывает о профессии «художник», может продемонстрировать некоторые приемы данной профессии. Художник, владеющий несколькими техниками, является ценным специалистом. Рассказывая о профессии, педагог акцентирует внимание ребят на разные специальности данного вида деятельности: художник-живописец, художник-скульптор, художник-график, художник-декоратор, художник-мультипликатор. Так, только при выполнении набросков к будущим работам, учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с изобразительным творчеством. Убедительно и результативно будет привлечение самих детей к рассказу о профессии «художник» и его специальностях, предварительно подобрать небольшие описания по специальностям.
Профессия художник
Художник является проводником из серой действительности в мир прекрасного искусства. Художник – тот человек, который занимается разными видами изобразительного искусства. Это творческая личность, чьи эмоции, мировоззрение, переживания и чувства получают визуальное выражение. Художниками считаются те люди, которые воспринимают свою деятельность не как хобби, но как призвание и профессию. Они создают конкретную, осязаемую работу с помощью определенных материалов: красок, холста, мольберта, палитры и так далее. Помимо этого, художник занимается изучением истории изобразительных искусств, разбирается в видах изобразительной деятельности и дают им оценку, обучают искусству не только в практике, но и в теории. Профессия художник включает в себя несколько специализаций. Получая общее художественное образование, человек зачастую выбирает определенное направление, развиваясь в выбранной сфере.
Художник-живописец. Человек, который создает изобразительные работы на плоской поверхности: холст, картон, доска или бумага. Как правило, живописцы используют цветные материалы: карандаши, масляные, акриловые или акварельные краски.
Художник-скульптор. Здесь мастер создает объемный образ из твердого материала, такого как пластилин, гипс, воск, гранит или металл.
Художник-график создает свое произведение на основе линий и штрихов. Графика может быть как монотонной, так и цветной. Это плакаты, гравюры, монотипии, станковые картины и другие.
Художник-декоратор занимается разработкой и изготовлением декораций, художественным оформлением помещений для театральных постановок, кино- и фотосъемок.
Художник-мультипликатор создает не только детские мультфильмы. Он задействован в киносъемках, рекламе, видеоиграх. Мультипликатор зарисовывает движения персонажей на бумаге и затем превращает рисунки в анимацию.
Художник может работать в разных местах: и на съемочных площадках, и на фестивалях, и в мастерской, и у себя дома. аиболее популярными являются художники-иллюстраторы, которые могут работать над создании игр, книжной продукции, в различных рекламных компаниях. Не менее востребованными считаются художники-декораторы, без которых не обходятся ни одни киносъемки, несмотря на современный уровень компьютерной графики. Сравнительно недавно обрела популярность профессия арт-оценщик - специалист оценивает формат произведения искусства и его ценность.
У художника существует огромный простор для самовыражения. Произведения зависят от воображения мастера, которое может быть безграничным. Профессия художник прошла трансформацию от наскальной живописи до нынешних произведений искусства. В век современных технологий набирает популярность цифровые рисунки, однако даже в этой сфере невозможно заменить работу мастера автоматическим производством. Более того, обществу не обойтись без искусства и эстетического удовольствия от него. Потому профессия художник будет востребованной долгое время.
Знакомство с профессией «дизайнер» происходит при изучении темы «Выполнение открытки ко Дню учителя» и показа работ, выполненных в разных техниках. Для выполнения той или иной работы необходимо познакомиться с технологией выполнения открытки, сделать анализ требований, прорисовывать эскиз. Затем разрабатывается макет, подбирается цветовая палитра, шрифт, стиль и другие элементы дизайна. При этом педагог непроизвольно рассказывает о профессии «дизайнера», может продемонстрировать некоторые приемы данной профессии. Рассказывая о профессии, педагог акцентирует внимание ребят на разновидности данной профессии. Это и графический дизайн, дизайнер интерьера, архитектурный дизайнер, ландшафтный дизайнер и другие. Так, при выполнении набросков к будущим работам, учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с изобразительным творчеством. Убедительно и результативно будет привлечение самих детей к рассказу о профессии «дизайнер» и его специальностях, предварительно подобрав фото, видео ролики или макеты выполненного дизайна бывшими учащимися объединения.
Профессия дизайнер
Дизайнер — это специалист, который занимается визуальным воплощением объектов: от сайта до городских улиц. Эта профессия многогранна и имеет множество специализаций.
Дизайнер должен быть аккуратным, терпеливым, трудолюбивым, общительным, умеющим слушать и слышать, имеющим художественный вкус, хорошо знающим цветовую палитру, сочетание цветов и оттенков.
В настоящее время особенно требуются:
графический дизайнер, оформляющий плакаты, упаковки товаров, этикетки, обложки журналов и книг,
телевизионные заставки.
В большинстве случаев именно удачный графический дизайн заставляет клиента приобрести
ту или иную вещь;
дизайнер интерьера, т.е. человек, оформляющий интерьер помещения;.
ландшафтный дизайнер – человек, который благоустраивает территорию двора, сада, дачи.
Одна из интереснейших профессий - модельер, где так же будут востребованы навыки по аппликации при разработке модной одежды.
Чтобы стать успешным модельером необходимо иметь: способности к рисованию; воображение, навыки работы с бумагой; усидчивость; иметь развитое чувство цвета; иметь хороший глазомер; креативность; внимательность. Умение находить общий язык с людьми, доброжелательность и организаторские способности, также не станут лишними в процессе работы любого модельера.
Схожими с данной профессия могут быть:
модельер-конструктор, который составляет подробный чертеж будущей модели на основе конкретных параметров;
модельер-закройщик на основе чертежей снимает необходимые мерки, изготавливает лекала, работает с материалами для пошива, занимается раскроем и примеркой изделия;
художник-модельер, разрабатывающий эскизы будущих моделей одежды, создающий новые образы с использованием различных художественных элементов на основе модных направлений в моде.
Таким образом, профессионалы в области декоративно-прикладного искусства не только создают красивые объекты, вещи, предметы, но и обогащают нашу повседневную жизнь, добавляя в неё уникальность, культурное наследие и красоту.
Заключение
Творческий процесс по созданию декоративно-прикладного искусства носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения изделий приобрести общетрудовые, специальные трудовые умения и навыки, а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности.
У школьников появляется желание и потребность трудиться, так как эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Недаром многие взрослее в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.
И в заключение необходимо отметить, что аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности техника аппликации в начальной школе позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одними из наиболее важных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.